Рефлексия как потенциал плодотворного общения с детьми январь 2024г
статья

Третьяк Елена Борисовна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рефлексия как потенциал плодотворного общения с детьми 

     Представьте себе вот такую картинку. Пять учеников устроили на уроке веселую потасовку. Это не драка; просто их переполняет энергия, и они находят ей выход. Учитель, правда, велит им «учиться», но это для них вроде сказочного: «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»  ведь цели учителя им непонятны, а об их собственных желаниях их никто не спросил. Поэтому они играют, радуясь самой игре и не ставя себе никакой цели. А хотят ли они «учиться»? Если бы учитель смог им сказать ясно и понятно, чего он хочет, если бы он доверил им что-то стоящее, они бы, вероятно, направили свои силы и на учебу...

     В условиях совместной деятельности один человек направляет свои усилия на достижение обоюдных целей, которые эмоционально не всегда принимает. Он вынужден «выполнять волю другого». Однако сам факт участия человека в совместной деятельности уже свидетельствует о принятии цели. При этом человек, принимая к исполнению цели других людей, как правило, формулирует их по-своему, достраивает, доопределяет, руководствуясь своими ценностями, пропуская сквозь призму своих установок и т.п. Именно в этом и проявляется «индивидуальный стиль» деятельности как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека.

     Задумываясь о целях совместной деятельности, человек строит в своем сознании образ наличной ситуации общения, желаемого результата, а также вновь создаваемой ситуации. Построение образа задуманного результата, условий его достижения и возможностей реализации цели в группе является проявлением рефлексии, которая выступает предпосылкой внутренней свободы.

В психологии принято считать, что свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит. Необходимость и возможность овладения своим поведением вообще и продуктивным стилем общения в частности отсылают нас к исследованию рефлексии.

Рефлексия  психологическая категория, имеющая достаточно сложную историю. Рефлексивность признавалась одним из основных качеств психики в период становления психологии как самостоятельной науки в XIX в., а также в период экспериментальной дифференциации высших психических функций в начале XX в. Философы и психологи Нового времени, начиная с Дж. Локка, подчеркивали важную роль рефлексии и в процессах сознания (И. Фихте) и мышления (Г. Гегель). Рефлексию рассматривали как интроспективное начало психологического познания (Дж. Локк), как взаимодействие категорий познания (И. Кант), как средство осознания непосредственного знания (Л. Нельсон), как способ осознания и самонаблюдения (С.В. Кравков, А.О. Маковельский) и т.п.

Термин «психологическая рефлексия» был введен А. Будеменом (1925). А. Марк в 1948 г. впервые проводит систематизацию философских и психологических представлений о рефлексии; С. Л. Рубинштейн вводит аксеологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств личности».

С.Л. Рубинштейн указывал на два основных способа существования человека: жизнь, не выходящую за пределы непосредственных связей человека, представляющую собой природный процесс, в котором очевидны непосредственность и целостность человека; и способ, связанный с проявлением рефлексии, которая как бы приостанавливает, прерывает непрерывный процесс жизни и выводит человека мысленно за ее пределы. «Человек как бы занимает позицию вне ее. Это решающий, поворотный момент. Здесь кончается первый способ существования. Здесь начинается либо путь к душевной опустошенности, к нигилизму, к нравственному аскетизму, к цинизму, к моральному разложению (или в менее острых случаях к моральной неустойчивости), или другой путь  к построению нравственной человеческой жизни на новой, сознательной основе. С появлением рефлексии связано философское осмысление жизни»84.

В последней трети XX в. ученые переходят от использования рефлексии в качестве одного из объяснительных принципов функционирования психических процессов (У. Джемс, Дж. Дьюи, Б. Г.Ананьев, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн) к выделению рефлексии как особого предмета изучения.

З.Фрейд и его учитель Й. Брейер, а также А. Адлер, К. Юнг, Э. Берн, Ф. Перлз развивают понятие «осознание». Именно в этом аспекте рефлексия используется в последнее время при решении практических задач психологической коррекции: в тренингах, деловых играх, в самовоспитании и самообразовании личности.

Обобщая и дополняя имеющиеся исследования психологов, дадим еще раз определение рефлексии.

    Понятие «рефлексия» мы используем в самом общем виде как способность осознания особенностей своей личности и своего общения с другими, позволяющую «встать над собой» и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения: причины, служащие источником переживаемых проблем; связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития; взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающие; возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другими.

    Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.

Чтобы стать искусным в общении, отнюдь не обязательно вникать в глубину рассуждении теоретиков. Возьмем самую суть их сложных исследований и договоримся, что рефлексия  это способность человека осознавать свои поступки и образ своего Я. С помощью рефлексии человек может осмыслить свои действия, соотнести собственные усилия с поведением других людей. Через рефлексию мы получаем возможность «обособиться» от пространства своего неконструктивного взаимодействия в прошлом и настоящем и построить позитивные перспективы будущего.

Мы уже знаем: основной путь совершенствования стиля межличностного взаимодействия  личностный рост, изменение самого себя. И первый «посох» на этом пути  расширение рефлексивных потенциалов личности. Опираясь на данные каждому способности осознания жизни и себя в ней, мы можем понять, к а к мы общаемся и ч т о мешает нам строить продуктивные взаимоотношения.

Уроки рефлексии помогут пытливому тателю создать достаточно полное представление о том, как человек теряет нити доверия и почему это происходит. Расширяя свои рефлексивные потенциалы, каждый из нас может осознать:

какие модели контакта он обычно использует в общении;

как он относится к себе и другим;

как обычно воспринимает ситуацию взаимодействия и какие эмоции при этом переживает;

как эти эмоции «втягивают» его в пространство непродуктивного взаимодействия и как они связаны с прошлым;

как неконструктивные эмоционально насыщенные социальные установки блокируют личностные и групповые потенциалы.

Изменить свое взаимодействие с другими к лучшему  вполне реальная возможность, если вы владеете инструментом «рефлексия». Стать хозяином своей судьбы может каждый, кто осознает, что происходит, как и почему. Осознание выводит из «тупиков», куда «загоняют» нас часто страхи и обиды. Осознание раскрывает позитивные стороны личности, дарует человеку новые силы и новые конструктивные способы контакта.

В обобщенном виде это похоже на задачу «Познай самого себя», которую человечество пыталось разрешить не одно столетие. Наша проблема более узкая. В фокусе внимания два предмета исследования: «Признаки продуктивности стиля взаимодействия» и «Причины непродуктивности». Образно говоря, нам необходимы два зеркала: одно  «Как мы взаимодействуем с теми, кто рядом?» и другое  «Почему мы идем по дороге отчуждения? Какие эмоции и установки побуждают нас к этому?» Попытаемся?

Осознавая наши не всегда удачные действия, анализируя свои собственные лабиринты отношений и тупики непонимания, мы обнаружим те «мрачные очки»  собственные образы, мысли, эмоции и установки, которые мешают взглянуть на себя самого и другого человека иначе: с надеждой и верой.

Как помочь ребенку развивать навыки общения

     Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

     Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект. Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом. Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения. Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников. Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

    Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям. К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешкахтравле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом. Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себепри взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей. Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку. Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми. Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день». Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой». Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе. Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения. Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента. Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее. Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками. Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок. Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной). Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Рефлексия как потенциал плодотворного общения с детьми 

Воспитатели: Третьяк Е.Б., Кавкаева Е.Б.

Как помочь ребенку развивать навыки общения

Воспитатель: Лапшина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Десять важных правил общения с детьми

Простые правила общения с ребенком....

Двенадцать правил общения с детьми

Двенадцать правил общения с детьми...

Волшебные фразы в общении с детьми.

Ребенку нужна уверенность в том, что вы счастливы оттого, что он у вас есть. Дети должны верить в то, что их любят ради них самих. Поощрение и одобрение нужны детям и в отношении того, что родители во...

Особенности общения с детьми разного возраста (семинар для педагогов дополнительного образования)

Чтобы правильно строить общение с ребенком, необходимо знать возрастные психологические особенности развития детей. В материале пребставлена информация о потребностях в общении и его особенностях ...

Прблемные ситуации в процессе педагогического общения с детьми

Общение-многогранный процесс, обеспечивающий многообразие жизнедеятельности и отношения учителя и учащегося. Конфликтные ситуации, преодоление этих конфликтов....

10 важных правил общения с детьми.

Буклет для родителей....

Консультация для специалистов "Рефлексия в процессе коррекционного занятия с детьми с интеллектуальными нарушениями"

В содержании консультации раскрывается определение понятия рефлексия, виды, описывается процесс и ее значение для коррекционного урока. Презентация...