Семинар "Создание ситуации успеха как средства развития гармоничной личности обучающихся и повышения их социализации в обществе"
учебно-методический материал

Данный семинар обощает теоретический материал, накопленый педагогами школы, по созданию ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности за 4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

В. А. Сухомлинский.

«Создание ситуации успеха как средства развития гармоничной личности обучающихся и повышения их социализации в обществе в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка»

План проведения

Мероприятие

Время

Место

1

Вступительное слово «Твой завтрашний успех начинается сегодня».

3мин

Конференц-зал

2

Научно-методические и психологические основы технологии обучения и воспитания успехом «Будь уверен в своих силах»

15мин

Конференц-зал

3

Анализ деятельности школы в рамках проекта «Успех каждого ребенка» за 2019-2024 учебный год «Преврати свою мечту в реальность»

15мин

Конференц-зал

4

Работа творческих мастерских «Умей добиваться цели»

25мин

Учебные кабинеты

5

Выставка-презентация достижений обучающихся «Умей владеть собой»

20мин

Фойе 1 этаж

6

Подведение итогов «Не останавливайся на достигнутом»

8мин

Конференц-зал

«Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать». Все мы разные, многообразие человеческих индивидуальностей поистине неисчерпаемо. Но все мы стремимся к успеху. Только успех поддерживает интерес к учению и познанию мира. А интерес появляется тогда, когда есть источник вдохновения. ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом. Это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха!

А что такое успех? Ситуация успеха? И как ее создать?

Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации.

Виды ситуаций успеха по личностным ожиданиям.

  1. предвосхищаемый успех. Ребенок ждет и надеется на успех. Здесь могут быть обоснованные и необоснованные надежды школьника. Но успех не может родиться на пустом месте. Если ребенок не прилагает каких-либо усилий для достижения результата, то будет разочарован несбывшимися надеждами. Ребенок может начать винить свое окружение и себя в том числе. Преподаватель должен попытаться предотвратить такую ситуацию, для этого необходимо поддержать и подготовить воспитанника, чтобы избежать разочарований ребенка.
  2. констатируемый успех. Ребенок фиксирует свои достижения и радуется ему. Педагогу необходимо заметить эту радость, обратить на нее внимания самого ребенка и его окружения. А можно уверовать ребенка в то, что другого результата педагог от него не ждал и ничего особенного не произошло. Ребенок переживет радость признания, и ощутить в полной мере свои возможности.
  3. обобщающий успех. В данном случае ожидание успеха становится устойчивой потребностью, причем постепенно. Данный вид можно расценивать с положительной и отрицательной сторон. Благо, что ребенок может чувствовать себя уверенным, защищенным и понимает, что может положиться на самого себя. Но присутствует опасность переоценки своих возможностей. Ведь ребенок может успокоить и перестать достигать новых вершин. Здесь педагогу необходимо правильно направить воспитанника и оградить его от данной опасности.

Данные виды успеха открывают положительные и отрицательные стороны успеха для ребенка.

Позитивные моменты успеха:

  • переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха;
  • положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Негативные стороны успеха:

  • успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей;
  • за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая;
  • переживание успеха может быть омрачено для субъекта деятельности, если результат, важный и значимый для него самого, не будет адекватно оценен другими людьми;
  • эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Знаний этих видов успеха, а также данных моментов дает возможность понять их педагогический потенциал и ориентироваться педагогу в выборе средств организации ситуаций успеха.

Можно ли создать ситуацию успеха для всех воспитанников сразу? Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные педагогом приемы и условия?
Успех индивидуален. Значимость его определяется нормами, установленными заранее: ребенок каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем. Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам. Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

  1. Неожиданная радость. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:
  • прием “Лестница” или “Встань в строй”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
  • прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.
  • прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. Этот прием можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать, правильно спрогнозировать возможные реакции.
  1. Общая радость состоит в том, чтобы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
  • прием “Следуй за нами”. Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.
  • прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех.
  • прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.
  • прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано”. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
  1. Радость познания. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родится без серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
  • прием “Эврика”. Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
  • прием “Линия горизонта”. Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он показывает движение своих мыслей в решении каких-то поставленных проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ученик может почувствовать себя творческой личностью.

Таким образом, переживание учеником ситуации успеха:

  1. повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать;
  2. повышает удовлетворение от учебной деятельности;
  3. стимулирует к высокой результативности труда;
  4. корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  5. развивает инициативность, креативность, активность;
  6. поддерживает в классе благоприятный психологический климат.

Таким образом, ситуация успеха создается учителем для воспитанника, дает ему импульс для развития. Каковы же формы создания ситуации успеха на учебном занятии?

  1. Личностный подход – это последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Личностный подход к каждому ребенку можно применить через использование приемов личностно-ориентированных занятий для внеурочной работы:
  • Подбирать материал, задания и поручения в соответствии с возрастом, умственными и физическими способностями школьников.
  • Предлагать различные формы и виды внеурочных занятий. Предоставлять возможность ребятам выбирать сами занятия, задания и поручения. При этом необходимо поощрять
  • Для работы, проведения заданий, факультативов учеников лучше разбивать на небольшие группы (5-6 человек), для того, чтобы школьникам было комфортно работать, а учитель имел возможность поработать с каждым ребенком лично.
  • Использовать игровые приемы, которые снижают напряженности и стресс во время занятий, развивают коммуникативные способности.
  • Необходимо постоянно проводить рефлексию, которая помогает в первую очередь педагогу понять результаты и успехи своих учеников.

При соблюдении этих приемов ребенок сможет плодотворно развивать свои творческие и интеллектуальные способности во внеурочное время, и получать ощутимые результаты. занятия.

  1. Создание атмосферы психологического комфорта;
  2. Для максимально объективной и успешной оценки достижений обучающихся применяется метод портфолио. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в определенный период их обучения. Основные цели и задачи портфолио:
  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
  1. Коллективно-творческое дело – это совместная забота старших и младших об улучшении окружающей жизни, имеющая практический результат. Структура коллективно-творческого дела
  • совместное решение о проведении дела;
  • коллективное планирование;

коллективная подготовка;

  • проведение коллективно-творческого дела;
  • коллективный анализ;
  • решение о последействии.

Такой метод создания ситуаций успеха очень эффективен. Организацию дела можно полностью доверить инициативным школьникам, но при этом контролируя их работу. В процессе организации ребята начнут чувствовать командную работы, появится возможность выделить лидеров в группе. При коллективном планировании лучше прийти обучающимся на помощь, чтобы не упустить важных моментов и дать необходимые советы. Коллективная подготовка поможет сплотить коллектив, выявить скрытые таланты обучающихся и дать возможность проявить эти таланты.

  1. Мастер-класс – это интерактивная форма обучения и обмена опытом, объединяющая формат тренинга и конференции. На такой форме обязательно должен присутствовать эксперт, который разбирается в теме мастер-класса. Таким экспертом может стать преподаватель, а может обучающийся. Любому школьнику будет приятно провести мастер-класс для своих ровесников или ребят помладше, чтобы научить, или рассказать о чем- то в интересной форме.
  2. Дифференцированное обучение опирается на типологические признаки учащихся, выявление которых обеспечивается обращением к индивидуальным свойствам ребенка: физиологическим (утомляемость, работоспособность), психическим (мышление, восприятие, память, речь, воображение), психологическим (тип темперамента, степень адаптивности, волевая регуляция, учебная мотивация), коммуникативным, дидактическим (обучаемость, обученность).
  3. Сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения. Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно –поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.
  4. Использование проектного метода в обучении и воспитании школьников. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами. Значение метода проектов в технологии создания ситуации успеха на занятии: развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности; воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных способностей; повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения.
  5. внеурочные воспитательные мероприятия. Такую форму воспитательных мероприятий организует сам педагог и здесь возможно продумать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Ведь преподаватель, организующий ряд таких мероприятий, знает способности каждого ученика, знает кому необходимо повысить самооценку и уменьшить тревожности. Проанализировав учеников, педагог создаст качественное мероприятие, на котором обучающиеся могут проявить свои творческие и интеллектуальные способности.

Таким образом, сочетание данных форм создания ситуации успеха для ребенка позволяет решить главную задачу нашей школы – раскрытие способностей каждого обучающегося, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Данная задача решается через реализацию одного из федеральных проектов «Успех каждого ребенка», начиная с 2020 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38 г. Орска имени Героя Советского Союза Павла Ивановича Беляева « Создание ситуации успеха как средства развития гармоничной личности обучающихся и повышения их социализации в обществе в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка»

Слайд 3

Виды успеха по личностным ожиданиям

Слайд 5

Типы ситуаций успеха: Неожиданная радость

Слайд 6

Типы ситуаций успеха: Общая радость

Слайд 7

Типы ситуаций успеха: Радость познания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся

Как  сделать для учеников выполняемую работу интересной, а интересную выполнимой? Что  нужно дать ученикам и в каком объеме, как организовать их работу, которая принесла бы удовлетворение вс...

Семейный ноосферный лагерь как средство развития гармоничной личности.

В данной статье описывается опыт проведения семейного лагеря ноосферного развития "Радуга" на тему "Оживи сказку в себе". Полевой палаточный лагерь проводился с 16 по 23 июля 2016 г в Северском районе...

Предметно-практическая направленность уроков математики как средство личностного развития детей с ОВЗ в целях успешной социализации в обществе.

Предметно-практическая направленность уроков математики способствует развитию у детей с интеллектуальной недостаточностью такие качества  личности, как трудолюбие, коллективизм, бережливость, пре...

Методическая разработка "Методы и приемы организации ситуации успеха на уроках информатики как одно из направлений повышения социализации обучающихся"

Процесс развития личности, обретения ею смысла жизни является длительным и целенаправленным, а также невозможным без активного и заинтересованного участия в нем самого воспитуемого. Развитие творчески...

Тема выступления» «Духовно-нравственное воспитание как основа развития гармоничной личности»

Тема духовно-нравственного воспитания подростающего поколения - одно из ведущих направлений  ФГОС....