«Социализация школьников в условиях современного информационного общества» выступление на педсовете
статья

Бодрая Екатерина Анатольевна

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_shkolnikov.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                 «Средняя общеобразовательная школа № 11»

Изобильненского городского округа Ставропольского края

Доклад на педагогическом совете
«Социализация школьников

в условиях современного информационного общества»

   

         Выполнила:

                                             учитель истории и обществознания

 МБОУ «СОШ №11» ИГОСК

                      Бодрая Екатерина Анатольевна

п.Рыздвяный, 2022 год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Социализация - это процесс становления личности. Становление личности существенно зависит от всей совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации и поэтому процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Современная школа является одним из основных агентов социализации. Она представляет собой модель нашего общества, именно здесь происходит усвоение основных социальных ценностей, норм, образцов поведения в группе. В тоже время на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.

Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка — с другой. Для педагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.

Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это — элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях.

В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.

На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.

В основу современной школы должен быть заложен деятельностно-компетентностый подход, в котором ключевая фигура –  учитель,   а главное действующее лицо – ученик. При этом основным критерием качественного  образования  становятся   его социальные результаты.  

Социализация формирует человека как члена общества, которое желает сформировать определенный тип человека, соответствующий его социальным, культурным, религиозным, этическим идеалам. Содержание этих идеалов различается в зависимости от исторических традиций, социально-экономического и культурного развития, общественного и политического строя.

Задача - чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе.

Особую актуальность процесс социализации приобретает в становящемся информационном обществе, задавая новые параметры. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, являющейся системообразующим фактором жизни человечества. Информационная сфера - сфера общественной жизни, образуемая совокупностью субъектов информационного взаимодействия, собственно информации, информационной инфраструктуры и общественных отношений в связи с формированием, передачей, распространением и хранением информации, обменом информацией внутри общества.

Человек постиндустриальной эпохи проходит школу социального обучения при помощи посредника - компьютера, что существенно изменяет направленность и характер социализации. На социальную составляющую оказывает огромное влияние информационная сфера. В ходе научно-технического прогресса это влияние будет и, можно сказать, уже неуклонно возрастает и играет определяющую роль в развитии и становлении информационного общества XXI века.

Современные информационно-коммуникационные технологии открывают для человека невиданные ранее возможности доступа к информации и знаниям, позволяют каждому человеку реализовать свой потенциал и улучшить качество жизни.

Определяющим фактором социализации в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности. Для формирования информационной культуры личности необходимо понять, каковы основы информационной культуры общества - какие нормы морали, права приемлемы, каков вектор развития информатизации, на чем она строится, каковы ее мировоззренческие основы и ценности.

                Человек, которому необходимо обеспечить доступ к информации, должен осознавать свои потребности в информации, быть способным их выражать, иметь представление о многообразных современных информационных ресурсах. Он должен уметь вести поиск необходимой информации как в традиционной (бумажной), так и в электронной среде. Эти знания и умения составляют ядро информационной грамотности и являются неотъемлемой частью информационной культуры личности.

Человек, освоивший информационную грамотность, способен лучше учиться, он более подготовлен к самостоятельному освоению знаний.

С этой целью в современной школе учащиеся привлекаются к научно – исследовательской деятельности, собственному поиску необходимой для урока информации. Участвуя на различных конкурсах, защищая свои научно – исследовательские работы, создавая компьютерные презентации, они учатся работе с информацией.   Вся учебно – воспитательная работа школы должна быть нацелена на подготовку всесторонне развитой, здоровой, культурной, информационно грамотной  личности, способной найти своё достойное место в современном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация школьников в условиях современного информационного общества

Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...

Социализация школьников в условиях современного информационного общества

Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Современная школа являетс...

Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды.

Обобщение опыта работы. Особенности методики преподавания биологии в условиях современной информационной среды. где описываются методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий....

"Воспитание в современной образовательной среде" выступление на педсовете

Педагогический совет 20.02.2012«Социально–правовое направление  работы учителя и классного руководителя»Выступление зам. директора по ВР Мартьяновой О.В.«Воспитание в современной образовате...

Развитие личностных качеств воспитанников для успешной социализации в условиях современного общества

Представлены фотографии самостоятельных работ  слабовидящих и незрячих воспитанников, демонстрирующие приобретенные навыки в изготовлении аксессуаров для одежды в технике макраме....

Развитие критического мышления учащихся как способ защиты в условиях негативного воздействия современного информационного общества.

В статье поднимается вопрос о важности развития критического мышления подрастающего поколения в условиях негативного воздействия современного информационного общества, о развитии информационных технол...