Инновационная программа "Семь*Я"
проект

Лежава Майя Михайловна

Инновационная программа ОО, направленная на совершенствование системы взаимодействия участников образовательного процесса "педагог- родиитель- ребенок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podprogramma_semya.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Семь*Я».

«Воспитывает все: люди, вещи, явления,

но, прежде всего и больше всего люди.

           На первом месте – родители и педагоги».

                                                                                                           В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка.

        В рамках реализации новой Программы развития МБУ ДО «ДДТ» г. Губкинский были рассмотрен ряд приоритетных задач перспективного развития учреждения дополнительного образования на 2022-2025 годы.

Так, одна из основных задач развития ОО - создание условий для вовлечения семьи в единое образовательное пространство учреждения, способствующее гармоничному развитию детско-родительских отношений и укреплению системы взаимодействия родитель-ребенок-педагог.

Задача решается через реализацию таких направлений деятельности как:

  • Уровень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образовательных услуг;
  • Повышение педагогической культуры уровня родительской компетентности;
  • Расширение содержания и форм деятельности с родителями;
  • Создание оптимальных условий для активного участия родителей в деятельности образовательного учреждения.

        Инициирование активности участия родителей в образовательном процессе - одна из достаточно результативных воспитательных технологий сотрудничества педагог-ребенок-родитель. Ведь, не для кого не секрет, что эффективность воспитания зависит от создания благоприятной атмосферы совместной деятельности всех участников образовательной деятельности.

        Создание таких благоприятных условий сотрудничества является главной целью проекта. При разработке инновационного образовательного проекта «Семь*Я» учитывался весь приобретённый опыт работы педагогов дополнительного образования ДДТ, были проанализированы все требования современной педагогики. Апробация проекта была поведена в рамках реализации Программы развития ДДТ на 2019-2021 годы.

        Формулировка проблемы.

В нашей жизни часто не хватает времени на отдых и интересное, качественное и полезное общение со своим ребёнком... При этом нам   хочется для ребёнка хорошего качества знаний, умений, навыков, развития эстетического вкуса, самостоятельности и самоорганизации, чтобы у него сформировалось умение делать выбор в разных ситуациях, и чтобы он мог эффективно общаться и взаимодействовать в коллективе сверстников.

Особенности проблемы.

В основе решения проблемы семейного воспитания и сотрудничества родителей с образовательными учреждениями является стратегия формирования открытой общеразвивающей образовательной среды, способствующей саморазвитию и самореализации.

Поскольку мы говорим сегодня об открытой образовательной среде, нельзя не говорить о неотъемлемой части педагогического процесса, которыми являются родители.         Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Возникает вопрос: «Являются ли родители активными участниками в процессе обучения и воспитания своего ребёнка?». Внимательно изучив на родительских форумах, интернет-конференциях, а также, статистику ежегодных диагностик удовлетворенностью воспитательного и образовательного процесса, при непосредственном общении с родителями учащихся, мы выяснили, что далеко не все родители принимают участие в обучении и воспитании своего ребенка.

Как выяснилось, современный родитель - это наблюдатель и слушатель, для которого просветительская работа проводится в форме родительских собраний, лекций, бесед и презентаций. Безусловно – это важные и значимые виды взаимодействия учреждения с родителями, но современный родитель, приводящий ребенка в сферу дополнительного образования – это родитель творческого ребенка, зачастую являющийся сам творческим человеком.

Поэтому во время проведения родительских собраний и лекций мы можем услышать «не учите меня жить, а накормите», т.е., «нам нравится, чем занимаются наши дети, жаль, что у нас такого не было, а нам бы хотелось».

Вопрос:

не о том ли говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам?»

Проблема: Родитель сам желает быть участником образовательного и воспитательного процесса.

        Гипотеза: партнерские отношения между родителями, образовательной организацией в лице учителя и детским коллективом можно построить, если между участниками распределить обязанности, наделить их правами и разделить ответственность за результат деятельности.

Решение проблемы. Опыт ОО в построении сотрудничества педагог=ребенок=родитель.

В нашем образовательном учреждении на протяжении многих лет успешно внедрялась модель формирования образовательного пространства, в которой неотъемлемой частью стали пять инновационных образовательных проектов учреждения: «Уклад жизни ОО», «Патриот», «Фестиваль талантов», «Я – здоров!», «Ученическое самоуправление».

Данные проекты имеют свои цели и задачи, они апробированы и имеют свои положительные результаты:

  1. Реализация творческого потенциала родителей, через привлечение их к организации и проведению КТД (Подпроект «СЕМь*Я»).
  2. Укрепление семейных ценностей в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, через участие родителей в играх на местности (Подпроект «Из поколения в поколение»).
  3. Приобщение родителей к волонтерской деятельности, через их участие в социальном проекте «Школа волонтерских наук» (Подпроект «ШВН по-взрослому»).
  4. Привлечение родителей к совместным детско-взрослым мероприятиям, направленных на формирование ЗОЖ (Подпроект «Семейная вершина»).
  5. Организация комплекса мероприятий, способствующих участию заинтересованных родителей в выездных конкурсах, фестивалях и концертах (Подпроект «Модная семья»).

Одной из важных составляющих Программы развития «ДДТ» 2019-2021 годы является образовательный проект «Уклад жизни ДДТ», направленный на саморазвитие и самореализацию обучающихся. В ходе реализации ежегодно проводились тематические коллективно творческие дела (КТД) в которых активно участвуют не только педагоги, учащиеся, но и родители. Активность родителей в КТД стала основой внедрения с 2019 года подпроекта «СЕМьЯ». Основа подпроекта - КТД «Там, на неведомых дорожка» (новогоднее мероприятие), где родители наравне со своими детьми выступают в роли сценаристов, режиссёров, актеров, видео операторов, гримеров. Иными словами, родители полностью погружаются в подготовку новогоднего представления для своих детей https://youtu.be/Hv3bWtwhW7k. Реализация данного подпроекта отражается в сообществе VK «Дом детского творчества г. Губкинского»  https://vk.com/public144802547.


Новизна проекта.

        Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем. Общение педагогов и родителей имеет свои особенности, так как их общение — это шаг к взаимопониманию, ступень для обретения доверия, обмена духовными и эмоциональными ценностями.  И педагог, и родитель являются воспитателями детей.

        Успех воспитания подрастающего поколения зависит не только от отношения педагога к своим обязанностям, его нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети, т.е. от семейного воспитания.

        Следовательно, результат воспитания может быть успешным тогда, когда эти воспитатели станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

        Проект направлен на формирование семейных ценностей среди детей, подростков, молодежи и родительской общественности через сотрудничество педагогов, родителей и воспитанников МБУ ДО «ДДТ».

        В основе данного проекта лежит идея не просто активного привлечения родителей к совместным с детьми мероприятиям, а взаимодействия родителей, детей и педагога дополнительного образования ДДТ как партнеров, имеющих равные права и в равной степени отвечающих за результаты деятельности.

        В проекте мы рассматриваем педагогическое сотрудничество как «особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития», взяв за основу определение, сформулированное И. А. Хоменко.

        Исходя из определения методологами предлагается модель социально-педагогического партнерства, в основе которой лежат следующие принципы:

  • Добровольность. Совместное достижение каких-либо целей, при обоюдном желание каждой стороны. Поэтому партнерство должно быть добровольным.
  • Взаимоуважение. «Если я не уважаю вас, то почему же вы должны уважать меня?»
  • Доверие. Важно помнить, что «живой пример» (В.А. Сухомлинский), может быть красноречивее многих слов. И в тот момент, когда слова расходятся с делом, теряется доверие. Можно много раз повторять детям, что нужно переходить улицу только по пешеходному переходу, а потом один раз перейти в неположенном месте и дети это увидят … все! Дети начинают думать, что взрослые их обманывают. Вера потеряна…Со взрослыми то же самое.
  • Ответственность. Каждому участнику проекта нужно осознавать свою важную роль в нем и в любой деятельности начинать с себя - в этом реализуется ответственность.

https://files.1urok.ru/images/1c616080ddf5db56be16a3acc0091232dd7b0376.png

Цели проекта: формирование нравственной, духовной развитой личности ребенка через построение сотрудничества педагог=ребенок=родитель;

- формирование внутренней мотивации (стремления) детей и взрослых к развитию новых социально-значимых умений и навыков, к совершенствованию творчества и самовыражения.
Исходя из целей, определены следующие задачи:

  1. Реализация творческого потенциала родителей, через привлечение их к организации и проведению КТД (художественно-эстетическое направление проекта).
  2. Укрепление семейных ценностей в области духовно-нравственного и патриотического воспитания, через участие родителей мероприятиях духовно-нравственной и патриотической направленности (нравственное воспитание)).
  3. Приобщение родителей к волонтерской деятельности, через их участие в социальном проекте «Школа волонтерских наук» (гражданско-правовое направление проекта).
  4. Привлечение родителей к совместным детско-взрослым мероприятиям, направленных на формирование ЗОЖ (здоровье и спорт).
  5. Организация комплекса мероприятий, способствующих участию заинтересованных родителей в выездных конкурсах, фестивалях и концертах (семейное воспитание).

Участники проекта: педагоги дополнительного образования, воспитанники объединений и их родители.

Срок реализации проекта: 2022-2025 годы

Подходы к реализации проекта.

        Возрастной и гендерный подходы. При организации воспитания необходимо учитывать физиологические, психические, индивидуальные особенности развития учащихся, социально-психологические особенности образуемых ими общностей.

        

Деятельностный подход. Предполагает получение опыта гражданского поведения, присвоение социально значимых ценностей через активное включение в деятельность: коллективную, групповую, индивидуальную. При организации образовательного процесса необходимо продумывать способы включения как детей, так и их родителей в совместные мероприятия, проекты, конкурсы социально и личностно значимые для развития ребенка.

Системный подход. Реализация данного подхода требует продуманного современного управления и внешнего, и внутреннего, включения в жизнь образовательной организации родительской общественности, развития детского самоуправления. Грамотный мониторинг способствует развитию системы.

Событийный подход. Предполагает организацию совместной деятельности обучающихся и взрослых, их совместное со-бытие, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно действовать при поддержке взрослого.

Трансляция проекта.

  • Проведение внутриучрежденческих конкурсов,

  • Создание и проведение выставок,

  • Презентации, фото и видео отчетов в процессе создания продукта деятельности (КТД, акции, каникулярные мероприятия и др.) и публикация результатов работы на страницах сообщества «Дом детского творчества г. Губкинский https://vk.com/public144802547, а также на страницах сообществ объединений ДДТ,

  • Итоговые мероприятия – презентация результатов и размещение на сайте ОО https://purpe-ddt.edusite.ru/.

Ожидаемые результаты:

Для учреждения:

  1. Активизация взаимодействия всех участников образовательного процесса и социальных партнеров в вопросах воспитания, развития и саморазвития детей.
  2. Развитие мотивации познания и присвоения как ценности социально-значимых качеств личности: ответственность, трудолюбие, патриотизм, честность и др.
  3. Формирование у детей компетентности в области история Отечества, традиции семьи, история малой Родины.
  4. Формирование у учащихся личностной системы семейных ценностей.
  5. Увеличение вовлеченности родителей (членов семьи) в процесс реализации образовательной и воспитательной программы ОО, проектной деятельности.

Для учащихся:

  1. Развитие навыков группового сотрудничества;
  2. Развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместно-продуктивной деятельности;
  3. Формирование общекультурной личности;
  4. Воспитание гражданской социально-значимой активности у учащихся.

Для педагогов и родителей:

  1. Формирование качественно новых отношений педагогов и родителей;
  2. Занятость детей и родителей во внеурочное время;
  3. Установление эмоционального контакта между педагогами и родителями.

Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта:

  1. Качество образовательных результатов: уровень обученности, качество результатов олимпиад, конкурсов, творческих достижений.
  2. Уровень воспитанности обучающихся (уровень развития у учащихся качеств гражданина и патриота, нравственная воспитанность, соблюдение социально-правовых норм).
  3. Уровень развития у обучающихся социальных компетенций (сформированность ценностных отношений к семье, личностной системы семейных ценностей, проявление у обучающихся интереса к истории, традициям семьи, Отечества).
  4. Уровень развития у обучающихся коммуникативных компетенций (благоприятный психологический климат в группе, семье, наличие практики позитивного разрешения конфликтов).
  5. Количество и качество мероприятий, направленных на социализацию учащихся.
  6. Участие родителей учащихся в работе ОО по развитию творческих способностей детей, а также их успешной социализации в обществе.

Объектами мониторинга проекта являются реализуемые мероприятия.

Результаты мониторинга позволяют:

  • иметь постоянную, объективную информацию о ходе реализации проекта;
  • принимать своевременные решения по повышению эффективности реализации мероприятий.

Средствами мониторинга являются:

  • анкетирование и опрос учащихся;
  • анализ результатов творческой деятельности учащихся;
  • наблюдение за эмоциональным откликом учащихся в ходе мероприятий, занятий, КТД;
  • анкетирование и опрос родителей.

Направления реализации проекта:

Физическое воспитание – участие детей и родителей в мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ;

- Интеллектуальное воспитание – участие родителей и детей в интеллектуальных конкурсах, викторинах, играх, квестах;

- Нравственное воспитание – участие в КТД, месячниках, посвященных Дням славы, памятным датам в истории России, края;

- Эстетическое воспитание – проведение совместных мастер-классов и праздников, посвященных семейным традициям; участие детей и родителей в творческих выставках, конкурсах, концертах и др.;

- Трудовое воспитание – участие детей и родителей в трудовых десантах, субботниках, экологических акциях, акциях по благоустройству помещений и территории ОО.

Реализация данных направлений способствует:

  1. Пропаганде социально-значимой активности детей и взрослых как членов единого образовательного сообщества.
  2. Укреплению и развитию семейных традиций.
  3. Формирование ответственного родительства, гармонизация семейных отношений.
  4. Совершенствование развивающей образовательной среды, направленной на развитие и саморазвитие всех участников образовательного процесса.

Механизм реализации проекта.

        В систему основных мероприятий проекта входит реализация комплекса разноплановых, систематических, разновозрастных мероприятий, направленных на формирование социально-значимой активности детей и их родителей, участвующих в проекте, формирование семейных ценностей в обществе, укрепление семьи.

        Используемые эффективные формы, методы и технологии в рамках проекта:

Методы: метод интерактивного моделирования общения с родителями и детьми; метод включения родителей и детей в информационно-образовательную деятельность; просмотр видеоматериалов; метод проблемного изложения; проблемно-прогностическая беседа; проблемно-профилактическая беседа, мини-лекция; диагностические методы.

Технологии: проектного обучения, проблемного обучения; игровые; организационно-деятельностных игр; личностно-ориентированного образования; коллективной творческой деятельности; поддержки и сопровождения детей и взрослых; кейс-технологии.

        Формы.  Одной из современных форм развития педагогического взаимодействия на современном этапе развития общества являются социальные сети. Все больше педагогов осуществляют взаимодействие с детьми и их родителями с помощью социальных сетей. К организационным целям, решаемым с помощью социальных сетей как раз и относится организация образовательной деятельности в дополнительном образовании. Для реализации этих целей создаются «образовательные сообщества» или «группы» в социальных сетях «В Контакте» или «публичная страница», на которых в режиме «онлайн» можно обмениваться необходимой информацией, получить доступ к для участия в различных конкурсах, викторинах, акциях и др.

        Участники сообщества могут высказывать своё мнение по тому или иному поводу, выкладывать фото-, видео-, аудиоматериалы, а «публичная страница» выступает в роли некой «доски объявлений», и возможность редактировать или комментировать находящуюся в ней информацию может лишь создатель данной страницы. Выбор той или иной интерактивной формы зависит напрямую от стиля педагогического общения, выбранного педагогом. Комплексность данных форм организации деятельности заключается в том, что, решая организационные вопросы, педагог одновременно реализует и методические цели. Методические цели педагога, как правило, состоят в преобразовании технологий обучения, форм и методов образовательной деятельности. Вводя в свой профессиональный арсенал социальные сети, педагог меняет отношение к ним самих учеников. Они становятся не только средством общения и развлечения, но и средством обучения.

Определим преимущества социальных сетей в качестве учебной площадки:

- привычная среда для учащихся;

- технология Wiki позволяет всем участникам сети создавать сетевой учебный контент;

- возможность совместной работы;

- наличие форума, стены, чата;

- каждый участник может создать свой блог;

- активность участников прослеживается через ленту друзей;

- удобно использовать для реализации проекта;

- можно использовать в качестве портфолио.

Таким образом, появляется новое образовательное пространство, которое к тому же является привычной средой для современного ребенка, и не воспринимается им враждебно. А также появляются новые, более привычные современному поколению формы взаимодействий.

Совместная деятельность образовательной организации дополнительного образования и семьи направлена прежде всего на развитие у детей нравственных качеств, физического здоровья, интеллектуальных качеств, эстетического восприятия окружающего мира. Таким образом происходит процесс проникновения образования в семейное воспитание, которое основывается на принципах гуманистической педагогики:

* креативности -- свободного развития способностей детей;

* гуманизма -- признание личности в качестве абсолютной ценности;

* демократизма, основанного на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми;

* гражданственности, основанной на осознании места своего «Я» в общественно-государственной системе;

* ретроспективности, позволяющей осуществлять воспитание на традициях народной педагогики;

* приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностей.

Примерная программа реализации задач.

  1. Участие родителей в различных тематических коллективно-творческих делах, не только в роли зрителей, но и в роли сценаристов, актеров и т.д.

Например, коллективно-творческое дело «Там, на неведомых дорожка» (новогоднее мероприятие), где родителям будет предложено выступить в роли сценаристов, режиссёров, актеров, видео операторов, гримеров. Иными словами, родители могут полностью погрузиться в подготовку новогоднего представления для своих детей.

  1. Основой для решения второй задачи мы предлагаем родителям наравне с детьми принять участие в играх на местности, таких как «Зарница» и «Тропа доверия».
  2. В рамках реализации инновационного проекта «Школа Волонтерских наук» предлагаем проведение однодневного всеобуча «Школа волонтерских наук по-взрослому». Теперь и у родителей появится замечательная возможность вместе со своими детьми поучаствовать в данном проекте и принимать участие в социально-значимых делах.
  3. Для реализации четвертой задачи мы предлагаем организацию совместных детско-взрослых соревнований по фрироупу, мастер-классов по летним и зимним видам туризма и походы, с последующим выходом на соревнования различного уровня.
  4. Для решения пятой задачи предлагаем активное участие родителей в инновационном проекте «ArtИде*Я». Данный проект дает возможность родителям реализовывать свои творческий потенциал в области театрального искусства, в области совместного изготовления с детьми рисунков, подделок, а также моделирования и пошива сценических костюмов, а также демонстрировать свои изделия в различных конкурсах и фестивалях и концертах вмести со своими детьми.

Этапы реализации проекта.

2021-2022 учебный год – разработка и апробация проекта.

2022-2023 учебный год – внедрение инновационного проекта.

2023-2024 учебный год – анализ результатов внедрения проекта, внесение корректировки в проект по результатам анализа.

2024-2025 учебный год – обобщение опыта работы педагогического коллектива по внедрению и реализации проекта.

Литература

  1. Аракелова, Т.Л., Безродных, Т.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования: коллективная монография/ Под ред. Е.В. Коротаевой. - Новосибирск: ЦРНС, 2010.
  2. Гранкин А. Ю., Е. А. Аркин о семейном воспитании/А. Ю. Гранкин// Педагогика. 2004. №6. С. 80 – 84.
  3. Бедерханова В. Проблемы воспитания и развития личности. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. – СПб., 2002 г. – 23 с.
  4. Веннецкая О., Таначева В. Проблемы и практика социального партнерства в условиях введения ФГОС. М.: Издательство «Творческий Центр Сфера». 2014
  5. Волокитина Ю. Н., Баранова О. И. Инновационные формы взаимодействия педагогов начальной школы и родителей. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017
  6. Загвязинский В.И. Материалы региональной научно-практической конференции «Моделирование социально-педагогических систем». – СПб, 2001. С. 21-32.
  7. Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013.
  8. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия. СПб. Питер, 2001
  9. Куприянов Б. В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей [Текст] / Б. В. Куприянов // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. –2005. – № 12. – С.25-26.
  10. Ларина, В. П. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности школ [Текст] / В. П. Ларина // Методист. – 2005 - № 5. – С.19 – 21.
  11. Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина. М., Издательский центр «Академия», 2004.
  12. Москвина Н. И. Взаимодействие семьи и школы/Н. И. Москвина//Классный руководитель. 2005. №5. С.102 – 107.
  13. Нечаев М. П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2008 г. – 128 с.
  14. Никишина, И. В. Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы [Текст] / И. В. Никшина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 93 с.
  15. Никишина, И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процесса в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов [Текст] / И. В. Никшина. – Волгоград: Учитель, 2008 – 91 с.
  16. Новиков А.М. Методология образования. – М.: Эгвес, 2002. - 320 с.
  17. Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. 2-е изд. – М.: Народное образование, 2007. – 384 с.
  18. Посталюк Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. – Казань, 1992.
  19. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б. В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О. В. Миновская; Под ред. А. В. Мудрика.– М.: Издательский центр «Академия», 2004.– 240 с.
  20. Управление инновациями в образовательной организации. Кейс успешного руководителя. Управление через проектирование. Деятельность проектной команды. Эффективные технологии управления инновациями / авт.-сост. Н.М. Борытко, О.И. Иванова, Е.И. Фастова; науч. Ред. И. В. Власюк. – Волгоград: Учитель, 2015. – 161 с.

Приложение

Ведение конструктивного диалога с родителями – основа системы взаимоотношений с родителями.

Добиться конструктивного диалога помогут следующие правила:

Правило 1.

Не стремитесь, во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.

Часто бывает так, что каждый собеседник стремится только к тому, чтобы отстоять собственное мнение. Если беседа с родителями происходит, таким образом, то, возможно, учителю и удастся организовать совместную деятельность, а возможно - и нет. Успешной можно назвать беседу не тогда, когда учитель докажет, что прав, а тогда, когда он сумеет привлечь родителей к активному участию в воспитании ребенка.

Другими словами, основная цель беседы учителя с родителями ученика состоит не в том, чтобы упрочить свое доминирующее положение и доказать какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы, объединить усилия школы и семьи.

Правило 2.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

Не «переходите» на личности. Положительных результатов беседы учителя с родителями не достичь, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, а закончат «дискуссией» относительно личностных особенностей друг друга. Разговор увязнет во взаимных упреках, обвинениях, подозрениях и стороны разойдутся врагами. В итоге учитель окончательно лишится поддержки родителей.

Чтобы избежать плачевного результата, направьте беседу на обсуждение проблем воспитания. Сформулируйте перед родителями ваш психолого-педагогический «Диагноз учебной деятельности и поведения их ребенка: по каким объективным и субъективным причинам он плохо учится и нарушает дисциплину, что можно сделать, чтобы улучшить положение. Если ребенок запустил учебный материал, обсудите с родителями, как ему помочь подтянуться; если подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он постоянно само утверждается и демонстрирует свою «смелость» перед одноклассниками – предложите родителям поискать социально приемлемые формы деятельности, в которых их сын смог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении, например, занятие спортом. При этом очень важно, чтобы родители чувствовали вашу уверенность в том, что проблема может быть решена.

Правило 3.

«Не верьте генетике»

К сожалению, учителя часто говорят так: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично себя вести в школе, ведь у него родители… сами плохо учились, не отличались хорошим поведением, злоупотребляют алкоголем и т.д.

Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать о случаях, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок. И, наоборот, из «хорошей» - «плохой».

Если с первого класса в школе относится как к ребенку «из плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка «из плохой семьи» при положительном, подкрепляющем отношении к нему учителя.

Правило 4.

«Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».

Ваша беседа с родителями ученика пройдет успешно, если, во-первых, вам удалось избежать противостояния и конфронтации с ними. Во-вторых, если вы смогли удержаться от упреков и обвинений. В-третьих, если вы удачно сформулируете проблему воспитания и родители поняли и приняли формулировку. И, в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия. Следовательно, с полным основанием вы можете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями. Вы сумели объединиться с ними против общего «врага» воспитательной проблемы, разработать план конкретных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»

Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку  и индиви...

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Инновационное образование как основной ресурс инновационного развития государства

Инновация– это любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.•Во-первых, инновация начинается там, где болит.•Во-вторых, мы создаем усл...

Методический семинар: "Самообразование и инновационный поиск, ориентация педагога на инновационную деятельность"

Цель: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост педагогаЗадачи: 1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности педагога к са...