Методические рекомендации «Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Черкашина Ирина Николаевна

К 9 классу у школьников должна быть сформирована коммуникативная компетентность., поэтому  основная  задача учителей: воспитать культуру аргументированного рассуждения.

В методических рекомендациях описывается применение кейс-технологии как метода проблемного обучения, технологии критического мышления, техники «ПОПС-ФОРМУЛЫ», технологии креативного мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методические рекомендации «Ресурсы современного урока и их эффективное использование для достижения нового качества образования»

Знание только тогда знание, когда оно                                                                                 приобретено  усилиями своей мысли, а                                                                                            
  не одной памятью.
                                                                                                                             Л.Н.Толстой

 (1слайд)Участвуя в итоговом собеседовании вы, уважаемые коллеги, наверное ,поняли ,чтобы допустить девятиклассников к ОГЭ мы должны проверить сформирована ли у них коммуникативная компетентность .Поэтому  основная наша задача: воспитать культуру аргументированного рассуждения.

Какие методические ресурсы можно использовать на уроках?

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы, методы обучения.(2слайд)

(3слайд)

Применение кейс-технологии как метода проблемного обучения
на уроках русского языка и литературы.

Кейс-метод – это интерактивная технология: её суть заключается в том, что воспитанникам предлагается для анализа реальная ситуация (или максимально приближенная к реальности). Тематика подбирается с целью активизации комплекса знаний по определённой проблеме.

(4слайд)

Например, написать эссе по теме «Я выбираю здоровый образ жизни», «Какой я представляю свою жизнь», «Моя будущая профессия»;

рисунки по темам: «Мой выбор», «Я и Закон»

(5слайд)

Усвоение знаний и формирование умений происходит через активную самостоятельную деятельность подростков, в процессе которой они находят решение противоречий. Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. Применение данного метода в работе способствует формированию у подростков навыков в решении практических задач .

(6слайд)

Следующая техника «ПОПС - ФОРМУЛЫ».

 Техника «ПОПС-ФОРМУЛЫ» представляет собой российский вариант юридической техники, разработанной профессором права Дейвидом Маккойдом – Мейсеном. «ПОПС – формула» применяется при организации споров, дискуссий и заключается в следующем: Подросток высказывает – П – позицию, объясняет в чём заключается его точка зрения, например, «Я, считаю, что…».  О – обоснование, объяснение и доказательство своей позиции с определёнными доводами, например, начать фразой: «Потому, что…» или «Так как…». П – пример, при разъяснении сути своей позиции ребёнок пользуется конкретными примерами, используя в речи обороты типа: «Я могу подтвердить это тем, что…». С – следствие, вывод, который необходимо сделать в результате обсуждения проблемы. Например, ребёнок говорит: «Таким образом…» или «В этой связи…».

В процессе рассуждений у ребят развиваются коммуникативные навыки, учатся действовать более чётко, уверенно и результативно.

(7слайд)На своих уроках я использую технологии креативного мышления
«Шесть шляп»

(8слайд) «Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Он утверждал, что «качество мышления – основной ресурс успешности». Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

В основе «Шести шляп» лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Фрагмент урока в 8 классе (анализируем произведение В. П. Астафьева «Фотография,на которой меня нет»)

Особенности шести разных способов мышления представлены путем инсценирования «Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях»  

Инсценировка притчи о старом Шляпнике

Герои: 6 мальчиков и автор.

Автор:

        Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми, решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.

1 – ый сын: «Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах».

2 – ой сын: «А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму».

3 – ий сын: «Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо».

4 – ый сын: «Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду, заметен в толпе».

5 – ый сын: «Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте».

6 – ой сын: «Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.

Автор: 

Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской  и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.

1 сын (белая шляпа).

Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.

2 сын (черная шляпа).

Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.

3 сын (желтая шляпа).

Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.

4 сын (красная шляпа).

Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.

5 сын (зеленая шляпа).

Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.

6 сын (синяя шляпа).

Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.

- Давайте и мы примеряем  эти 6 цветных шляп на себя.

3. Задания группам:       (Групповая работа по карточкам-заданиям)

                                           Белая шляпа (белый стол).  

Мыслим цифрами, фактами, событиями. Без эмоций, без собственного оценивания. Только факты!!!

      — Какие черты недавней истории нашего народа восстанавливает в памяти людей В. П. Астафьев?  Найдите приметы, по которым можно определить время событий в рассказе.

  - Можно ли говорить, что незримо в рассказе присутствуют события ВОВ?

- Вывод:  мы видим, что Астафьев словно восстанавливает черты прошлого, которые ему очень дороги как память о детстве, школе, одноклассниках, родном селе.  Фотография – часть истории. Память тоже способна запечатлеть эпоху, создать её портрет. Поэтому мы можем говорить об исторической и народной памяти, воплощенной в рассказе.

      С появлением этой книги от многих читателей пошли письма. Общая мысль в них: «Вы хотели рассказать о своей бабушке, о своих близких, а рассказали обо всех нас, детях и взрослых того времени...» В одном из своих писем Виктор Петрович Астафьев сам дал оценку своей книги:

      «Шлю Вам свою книжку, ту самую, ради которой, наверное, и родила меня мать».

                                                      Черная шляпа (черный стол).

                                       Негативная, мрачная, отрицательная шляпа.  

 - Какие события, поступки героя вы можете назвать отрицательными? – Почему так произошло? – Какой отрицательный опыт появился у героя рассказа?

- Вывод: отсутствие героя на фотографии – это наказание за плохое поведение. Мальчик понял, что каждый должен отвечать за свои поступки.

                                                    Желтая шляпа (желтый стол).

                  Желтая шляпа самая радостная, позитивная, жизнеутверждающая.

- Какие положительные, хорошие события в рассказе вы можете отметить? Какой положительный житейский опыт приобрел мальчик?

-Вывод: эта фотография является для него  нравственным уроком, обретением духовного богатства. События вокруг неё помогли ему измениться, стать лучше, взрослее, ответственнее.

 Всё лучшее в нас прорастает в мире детства, где царят доброта, любовь, милосердие, уважение. А Витя похож на оживающие весной цветы, тоже тянется к солнцу, свету, теплу.

                                                  Красная шляпа (красный стол).

Это эмоциональная шляпа. В красной шляпе вы отдаете себя во власть эмоций, чувств, впечатлений.

 -Какие чувства и эмоции у вас вызвали поступки героев в сценах: «Приезд фотографа», «Лечение мальчика», «Случай со змеей»?  - Какие чувства испытывает герой, рассматривая фотографию?

-Вывод: человеческая забота – это характерно для деревенских жителей, они волнуются, переживают, где поселить фотографа.

        Бабушка Катерина Петровна способна на жертвы ради своих близких; мудрая, добрая, порядочная. Поэтому этот тёплый образ запечатлелся в памяти автора.

       Всеобщее уважение к учителям. Это люди, которые просто любили и ничего не требовали взамен.

                                          Зеленая шляпа (зеленый стол).

                                          Зеленая шляпа – творческая.

-Рассказ называется «Фотография, на которой меня нет». А какой мог бы быть сюжет у рассказа под заголовком «Фотография, на которой я есть»? Какова бы была его главная мысль?

                                             Синяя шляпа (синий стол).

                                    Это философская, обобщающая шляпа.

— Какой нравственный урок несет история, рассказанная писателем? Что должен делать человек, чтобы сохраниться в памяти? Чем интересен и полезен этот рассказ нашим современникам?

-Вывод: автор утверждает, что история — это не только войны, перевороты, эпохальные события. История страны, ее судьба складывается из историй и судеб отдельных людей.  Фотография – это память человека и память народа, портрет эпохи.  

Виктор Астафьев и поэт Николай Рубцов поняли сокровенный смысл фотографии: “И близких всех душа не позабудет…” (эпиграф к уроку

Как много жёлтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнём, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
             (Н. Рубцов)

(9слайд) Преимущества технологии

  • Технология «Шесть шляп» позволяет сделать умственную работу красочным и увлекательным способом управления своим мышлением.
  • Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять.
  • Метод шести шляп можно использовать на любом уровне сложности, от детских садов до советов директоров.

(10слайд)Методы критического мышления

Что же такое критическое мышление
(11слайд)КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. 

(12слайд)Метод синквейна

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;

 Дидактический синквейн появился в начале XX века в США;

 Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.

(13слайд)Правила написания синквейна

Синквейн состоит из 5 строк.

 Его форма напоминает ёлочку.

(14слайд)Алгоритм написания синквейна

(15слайд)При  изучении творчества Николая Семёновича Лескова в 6 классе . После анализа произведения «Левша» мы составляем синквейн.

Лесков

Яркий, самобытный

Размышляет, убеждает, удивляет

Отражает драму души простого талантливого  человека

Волшебник слова

(16слайд)Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).

Пошаговое описание метода

В центре классной доски  записываем ключевое слово (предложение)

Далее предлагаем учащимся высказывать слова или словосочетания, которые, на их взгляд, связаны с данной темой.

По мере поступление идей записываем их на доске .

Затем устанавливаем совместно подходящие связи между понятиями и идеями.

Например,на уроке литературы в 9 классе, характеризуя главную героиню   романа в стихах «Евгений Онегин»-Татьяну ,мы составляем кластер.

(17слайд)-Какие же черты внутреннего облика Татьяны особенно привлекают поэта?

(18слайд)Чтобы попрактиковаться ,сейчас я вам предлагаю составить кластер «Каникулы»

(составление кластера)

Важно помнить,что каникулы –это ещё перемена для учителя. Когда он должен отдохнуть!

(19слайд) Как говорил Василий Александрович Сухомлинский: «Важнейшее условие духовного роста педагога- это прежде всего время- свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время- ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать» (20слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: " «Реализация компетентностного подхода на уроках физики, как условие достижения нового качества образования».

Важнейшим компонентом в стратегии модернизации содержания общего образования России является ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты, т.е....

Применение современных технологий на уроках математики как условие достижения нового качества образования.

В статье написано  о  применении  современных технологий  позволяющих интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность с обязательным учетом не...

Обобщение педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения иностранным языкам.

Предоставляю Вашему вниманию методическую разработку  обобщение моего педагогического опыта по теме: достижение нового качества образования путем внедрения современных технологий обучения и...

Современные требования к контролю образовательных результатов учащихся как необходимое условие достижения нового качества образования

Система оценки качества знаний обучающихся не ограничивается только проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развивать у...

Методическая и профессиональная компетентность педагога, как условие его эффективной деятельности в достижении высокого качества образования

Материал выступления на методическом объединении учителей индивидуального обучения на тему: «Методическая и профессиональная компетентность педагога, как условие его эффективной деятельности в д...

Современные образовательные технологии – условие достижения нового качества образования.

Формированию компетенций (информационной, коммуникативной, учебно-познавательной, ценностно-смысловой и др.) способствуют задания (компетентностно-ориентированные), при выполнении которых используются...