Методика организации КТД
консультация

Юрченкова Ирина Алексеевна

Методика организации КТД.

Ссылка на презентацию: https://cloud.mail.ru/public/7MeP/aionkJ2GE

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_ktd.docx27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Методика и организация проведения коллективной творческой деятельности (КТД)

В сфере воспитания  и образования коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, технология, прекрасно учитывающая и психологию младшего и старшего подросткового и юношеского возраста. У каждого, кто погружался в атмосферу сбора, участвовал в КТД, замечательным образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей.  

Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Студенческая  импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Главное, чтобы ребята нашли себя, реализовались в деле, насытились общением, содружеством и сотворчеством. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, звенья, команды, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое творческое поле, которое заключается в том,  что каждый обучающийся участвует в создании чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, спектакли, миниатюры, исследовательские работы и т.д.

В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими. В процессе общей работы происходит взаимодействие между преподавателями и студентами.

Как организовать коллективную творческую деятельность детей?

   1.  Форма работы может быть коллективной и творческой - если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом:
     1) учитываются интересы и потребности каждого;
     2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;
     3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;
     4) данная форма является по исполнению неповторимой.
        Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки образовательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности преподаватель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Студенты как бы сами "открывают" их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.
      Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

      1. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна детям. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.
         2. Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, - это создание
микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу.
         3. Другим необходимым приемом этой методики является
"мозговая атака", когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе "мозговой атаки" может создаваться "банк идей", то есть набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи.
          4. Часто используется еще один прием -
отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или другим способом.                                                                                                                                5. Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием - защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.
            6. Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД. Во-вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы преподаватели вместе со студентами опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе.

      В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:
   - доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;
   - выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;
   - определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;
   - создание условий для включения студентов в творческую деятельность различных групп, объединений;
   - от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
   - создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;
   - оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.

В условиях работы нашего колледжа (т.к. мы набираем уже достаточно взрослых детей) можно посоветовать преподавателям сначала посмотреть,  готовы ли студенты к коллективному творчеству. В начале учебного года (ноябрь) я давала небольшой тест, чтобы узнать,  как относятся студенты группы друг к другу. Что и является главным условием для коллективного творчества. Результаты были ожидаемы, т.к. студенты в это время находятся в состоянии адаптации, плохо знают друг друга. Все же я дала групповые задания по роману «Преступление и наказание», где нужно было доказать, что роман является философско - психологическим (используется Ф.М.Достоевским детективный жанр, социально-бытовой, философские и религиозные размышления, психологические исследования). Индивидуальные работы оказались замечательными, но общие доказательства, обобщения, выводы у ребят   получились очень слабые. В апреле мы ходили на экскурсию в Музей Есенина. Это не совсем экскурсия, скорее урок, где студенты работали в командах. Затем решила попробовать  уже в мае с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Дала тот же тест.  Результаты оказались сосем иными, поэтому и групповая работа совсем другого уровня.  

Вопросы к тесту «Однокашники или друзья?»

Результаты к тесту «Однокашники или друзья?»

Если больше ответов А.

Если больше ответов Б.

Если больше ответов В. Процетовка

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И. П. Иванов).

         Первая стадия - предварительная работа. Преподаватель устанавливает место предстоящего КТД в работе, планируемой в данный период с данным коллективом, определяют конкретные образовательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены студентам, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить учеников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

На этом этапе при изучении романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита», преподаватель сообщает, что роман является многоплановым, т.е. социально –  философским и сатирическим. Студентам предлагается доказать это. Поэтому нужно поделиться на 3 команды. Каждая команда должна выбрать себе план романа (социальный, философский, сатирический). Путем голосования выбираются лидеров  команд (капитанов). Затем капитаны набирают себе команду. Если фамилии студентов повторяются, то с помощью жеребьевки определятся, в какую команду отправляется тот или иной студент.
        Вторая стадия - коллективное планирование. Теперь действуют сами студенты. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах: что лучше сделать? с кем вместе? для кого? когда? Преподаватели - равноправные участники диалога со студентами.
       Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи "на размышление". Завершается поиск выбором капитана, как будет действовать команда.                                                    
На этом этапе студенты обсуждали план работы: как и с помощью  чего можно доказать, что роман социальный, философский, сатирический, опираясь на свой опыт и знания по теории литературы.
       Третья стадия - коллективная подготовка дела. Капитан уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого.  На этом этапе обсуждалось распределение обязанности между членами команды. (кто занимается определением жанра, системой образов, проблематикой, иллюстрациями, видеофрагментами из худ.фильмов и т.д. Полностью был определен план работы и согласован с преподавателем.                                                   Четвертая стадия - проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный, с учетом того, что наработано командой. Студенты в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет студентов.  На этом этапе (на паре) студенты компонавали  подготовленный ими материал, делали презентацию. Составляли  план защиты презентации, защищали её и  аргументировали свою точку зрения.
           Пятая стадия
 - коллективное подведение итогов КТД.  На кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.    Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств: опроса, заполнения анкеты, творческих отчетов, таблицы. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Студенты приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций.                                                                              На этом этапе участники команд оценивали свой индивидуальный вклад и вклад своих товарищей по команде в общее дело:

             Шестая стадия - ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете студенты высказывают предложения, делятся своими впечатлениями, говорят  о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе.                                                                                На этом этапе студенты высказывали предложения, какие из произведений им бы хотелось изучить таким же методом. ( «Братья Карамазовы», «Гарри Поттер», лирика М.Цветаевой, В.Маяковского, «Портрет Дориана Грея», пьесы А.П.Чехова)       

таблица оценивания

работа одной из команд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации лабораторных и экспериментальных работ учащихся на уроках физики.

Работа в цифровой лаборатории "Архимед".  NOVA 5000 на уроках физики....

Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)

В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в...

Методика организации проектной деятельности школьников в процессе обучения предмету «Технология» на примере творческого проекта «Футляр для спиц «Виктория»»

В докладе дается характеристика различных видов проектов и методика организации проектной деятельности на примере практико-ориентированного проекта....

План самообразования "Методика организации и проведения занятий фитнесом в школе"

Самообразование учителя есть необходимое условие его профессиональной деятельности. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому учитель должен знать свой предмет,...

методика организации самостоятельных работ при изучении краеведения

в стать даны рекомендации к урокам биологии 7 класса, как лучше организовать самостоятельную работу учащихся и усвоить знания по краеведению...

Методика организации исследовательской работы по экологии

Одним из направлений работы  нашего школьного  научного общества «Эврика» является - экологическое. Поле деятельности в этом направлении огромно. Желание заниматься исследовательской де...

Методика организации коллективного дела как инструмент формирования позитивного образа выпускника

Воспитание, формирование и развитие личности осуществляется в коллективе. Именно коллектив раскрепощает личность, открывает простор для ее всестороннего развития,  при условии, что этот к...