Некоторые проблемы методики организации внеклассных мероприятий (из опыта классного руководителя)
статья по внеклассной работе (7 класс) по теме

Хлопов Михаил Владимирович

  В этой небольшой статье я попытался обобщить свой 23-х летний опыт классного руководства. Для анализа взята только одна проблема - спортивные состязания внутри класса. Чтобы Вы могли убедится в оригинальности того, что я описываю в статье, привожу гиперссылки на видеосъемки:

http://www.dailymotion.com/video/xiihj1_yyyyyyyyyy-yyyyyy_school

http://www.youtube.com/watch?v=zU1BIjufAw4

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Statya.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации внеклассных игровых спортивных мероприятий (из опыта классного руководителя).

             Я работаю учителем уже 23 года. Большую часть этого времени  выполнял обязанности классного руководителя. За это время у меня накопились разработки, которые решил вынести на оценку уважаемой аудитории.

             Наиболее интересный опыт накопился в сфере организации игровых  спортивных мероприятий. Но сам я учитель истории и обществознания.

Цели данной работы:

■ Обобщить свой опыт в этой конкретной сфере и передать его для оценки и анализа коллегам.

■ Проанализировать свои наработки на основе современных научных исследований, попытаться найти те социальные и психологические механизмы, которые делают эффективными методы работы, которые я уже использую на практике.

            В России учебный год  делится на четверти, примерная продолжительность каждой из них 2-3 месяца. Один раз в четверть у меня в классе проводится спортивное мероприятие, которое является  Первенством  класса по данному виду спорта. Обычно оно занимает несколько дней и проводится по олимпийской или круговой системе. В первой четверти - это традиционное индивидуальное первенство по шахматам, во второй – чемпионат класса по мини-футболу. В нынешнем классе 21 мальчик и 4 девочки, присоединяются к участию братья учеников моего класса, в результате набирается полный состав для четырех команд, в каждой из которых находится место даже запасным. В третьей четверти проводится соревнование по пионерболу (упрощенный вариант волейбола, в котором мяч не отбивается, а ловится, и после этого бросается на поле противника или передается партнеру). В четвертой четверти традиционным стало проведение соревнования по дартсу. Два раза в 5 и 7 классах оно было индивидуальным, в 6 классе оно проводилось в командной форме, каждая команда включала двух спортсменов, эти команды играли по кубковой системе на выбывание. Кроме этих традиционных соревнований внутри класса проводятся  и другие, Например в 6 классе был проведен матч по флорболу (это хоккей, но в зале, в составе команды на поле 5 человек, ворота небольшого размера, поэтому функции вратаря выполняет один из полевых игроков, вместо шайбы используется мяч). Было проведено первенство по настольному теннису. В 7 классе проведен матч по баскетболу в честь окончания учебного года  и матч по хоккею с шайбой на открытом воздухе.

                     Можно воспринимать все эти мероприятия как способ интересно провести время, развлечься и отдохнуть после тяжелого учебного дня. На самом деле значение подобных мероприятий гораздо шире. Спорт в школе имеет воспитательное и образовательное значение, но на уроках физкультуры сложно реализовать именно этот его потенциал. Большое количество учеников, наличие программы, где игровые виды спорта занимают подчиненное место, обязательность данного мероприятия, необходимость уложиться в 40 минут традиционного урока – все это снижает значение игрового аспекта и уменьшает воспитательное значение.

             Во всех приведенных случаях спортивных соревнований в классе отчетливо прослеживается их игровой характер. Это очень важно. Игра как явление истории человечества уже давно привлекает интерес философов. Большую часть своих работ ей посвятил Йохан Хейзинга. Анализируя игру, как явление культуры он выделяет такие ее особенности[1]:

■ Свобода, игра не диктуется ни физической, ни моральной обязанностью.

■ Выход за рамки повседневной жизни (все в ней происходит «как будто», «понарошку»).

■ Изолированность – игра разыгрывается в определенных рамках условного времени и пространства, при этом она имеет самостоятельную культурную ценность, она остается в памяти и передается как традиция.

■ Внутри игры действует система правил, в условиях сумбурности человеческого бытия, в меняющемся мире оно создает временное совершенство.

■ Включает в себя напряжение – физические, умственные, психологические усилия, необходимые для достижения поставленной цели. Именно поэтому игра имеет моральное содержание.

■ Включает в себя инобытие и тайну. Человек принимает на себя чужую роль (например – вратарь, в реальной жизни такая роль просто не существует). Это роднит ее с магией и священнодействием.

             Основываясь на мнении философа, в своей работе я сделал акцент на устойчивых традициях. Именно они связаны с моральным содержанием, носят характер повторяющегося церемониального священнодействия, являются той культурной ценностью, которая остается в памяти. Вот основные традиции:

■ Награждение медалями или кубком победителей.

■ Чаепитие с тортом (оно уравнивает победителя и побежденного за общим столом).

■ Интервью с одним из участников – героем матча, капитаном одной из команд, судьей зрителем.

■ Запись на видео состязания, помещение ее в Интернет. Во время записи один из ребят часто комментирует ход матча.

■ Вывешивание турнирной таблицы в классе и публикация ее на блоге.

■ привлечение к судейству старшеклассников и тех из родителей, которые являются профессионалами в этом виде спорта.

■  Общий принцип создания команд. Сначала определяются капитаны, обычно это ребята, занимающиеся в спортивных секциях. Затем они подбирают в свою команду (в порядке очереди) по одному кандидату из общего списка записавшихся на соревнование. В результате появляются несколько равных по силе команд,  В этом случае роль играет не только реальная сила спортсмена, но и дружеские связи

■ В каждом соревновании существует некий информативный компонент. Иногда это доклад об истории данного вида спорта в докладах или микроисследованиях. Иногда просмотр роликов про выдающихся спортсменов…

Если говорить о значении подобных соревнований для  школьников, то в первую очередь нужно назвать формирование самостоятельности в решении проблем повседневной жизни, усвоение будущей социальной роли и социального статуса. Но на основе собственных наблюдений я бы хотел выделить элемент, который не сумел найти в работах исследователей – формирование личного имиджа участника соревнований. Давая интервью, позируя перед видеокамерой, выполняя особые, четко определенные обязанности участника коллективной игры (например: добросовестный и самоотверженный защитник, сосредоточившийся на выполнении разрушительных функций и поэтому уступающий овации за забитый гол партнеру, играющему в нападении).

        В заключение хочу сказать о результатах проведения подобных состязаний:

        ■  Между школьниками существуют отношения доброжелательности.

         ■ Организованность и сплоченность учащихся, особенно в сравнении с параллельными классами.

            ■ Школьники не просто участвуют в соревновании, но еще и многое знают о спорте.

                        Список использованной литературы:


 Аникеева Г.С. Воспитание игрой. Новосибирск. 2004.                                                         Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте// Вопросы психологии, 2006.  № 6.
Гришкова Г.Н. Развитие познавательной самостоятельности школьника в игровой деятельности/ Г.Н. Гришкова, И.Б. Юсубова //Начальная школа. - 2004. 11.
Дарвиш О.Б. Возрастная психология. Барнаул. 2006..
Игра и праздник: Современные проблемы. М. 2003.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: М.  2006. - 453с.
Празднично-игровая культура современного мира детства. Доклады, тезисы, материалы научно-практической конференции. /Отв. ред. С.В.Григорьев, А.С.Фролов.  М. 2004.
Фомина А.Б., Жданова Н.К., Полосина Л.Д., Тарасов В.В. Педагогика свободного времени. Учебно-методическое пособие. Часть 1. М. 2002.

Хейзинга  Й. Homo Ludens. М. 1992.  
Шмаков С.А. Игры детей - феномен культуры. М. 2004.
Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания. М. 2005.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М. 2001.
Энциклопедический словарь по педагогике.  М.  2003.

.

 


[1]  Хейзинга Й. Homo ludens. M. 1992., с. 17-39.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация и методика проведения внеклассных мероприятий по физике».

Внеклассная  работа способствует  расширению  и  углублению  знаний,  развитию  склонностей,  творческой активности,  служит  средством...

описание личного опыта классного руководителя

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА - ПЕРВОСТЕПЕННАЯ ЗАДАЧА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В НАЧАЛЕ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА В ЖИЗНИ ПЯТИКЛАССНИКА....

Описание педагогического опыта классного руководителя

Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....

«Обмен опытом классного руководителя 5 в класса Чаплыгиной Ж.В. о проведении классных часов, различных форм работы с классом»

Одной из основных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час. ...

Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.

В статье раскрываются содержательные моменты  полевой экологической практики в курсе биологии  6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....

Отчет классного руководителя"Организация совместной деятельности родителей и классного руководителя для воспитания нравственной личности подростка"

Система воспитательной работы в 9 классе. Может, пригодится кому-то в обобщении опыта воспитательной работы....

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения (из опыта работы учителя истории и обществознания"

Статья "Мозговой штурм: методика организации и проведения" позволяет в краткой форме познакомиться с одним из наиболее известных методов коллективного поиска решений....