Роль концертмейстера в концертном выступлении
материал

Чичеватова Лидия Алексеевна

В докладе рассматривается роль концертмейстера при организации концертной деятельности с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_rol_kontsertmeystera_v_kontsertnom_vystuplenii.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Методический доклад

по теме

«Роль концертмейстера в концертном выступлении»

Концертмейстер:

Чичеватова Лидия Алексеевна

        Хабаровск

                                                                   2022

            Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение. Рабочий процесс делится на четыре этапа.

Первый этап - работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, включающих навыки визуального прочтения партитуры, а также умения зрительно определять ее особенности (внутренний слух). Музыкальность выступает как сложная интегральная система, куда входят: музыкальный слух, музыкальная память, эмоционально-волевые качества исполнителя, музыкальное мышление и воображение, чувство ритма и пр.

Второй этап - индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая в себя: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, соблюдение "люфтов", подбор удобной аппликатуры, умение пользоваться педалью, "держание" темпа (не исключая агогики), выразительность динамики, точную фразировку.

Третий этап - работа с солистом - предполагает безупречное владение фортепианной партией, совмещение музыкально-исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии партнера, "отход" концертмейстера на второй план по отношению к вокалисту (к инструменталисту это не относится, так как они находятся почти на равном положении). Занятия с вокалистами, хором и инструменталистами содержат одинаковые компоненты, что и в работе с солистом, но осложняются количеством партнеров.

Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнера при совместном музицировании. Главным образом это зависит от контакта партнеров, от интуитивного фактора. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени.

Четвертый этап - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа.

Основной целью является создание единого музыкально-художественного образа на основе собственной трактовки произведения. Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой аккомпаниатора на концертное выступление и служит, по сути, репетицией первого исполнения произведения целиком. Г.Г. Нейгауз в книге "Об искусстве фортепианной игры" приводит любопытные суждения относительно процесса подготовительной работы исполнителя над собой: «Одна из главных ошибок в подготовке к концерту (да и вообще в работе), которую я замечал у некоторых учащихся и пианистов, - это полное размежевание между работой у себя дома и исполнением на эстраде. Для них понятие учить - тождественно понятию упражняться, они готовы часами играть какую-нибудь прекрасную пьесу, выколачивая каждую ноту, подолгу учить каждую руку отдельно, без конца повторять один и тот же пассаж, одним словом - заниматься "музыкой без музыки"; им не приходит в голову сыграть произведение в целом, думая, прежде всего, о музыке, для них понятие музицировать несовместимо с понятием работать».

Между тем следует подчеркнуть, что с самого раннего возраста ученику следует прививать чувство ответственности перед слушателем и перед собой. Ему необходимо привыкнуть к мысли о том, что качество исполнения зависит лишь от него и что любовь к публике с его стороны даст положительную ответную реакцию.

Существуют общие закономерности подготовки к концертному выступлению:

- планирование работы над наиболее трудными музыкальными произведениями заранее, во избежание плохих результатов и срывов, приводящих к появлению страха перед публикой;

- постоянное внимание, необходимое при выступлении на эстраде;

- проигрывание музыкальных произведений или программы целиком с ощущением взаимосвязи между сочинениями;

- чувство уверенности в достаточной подготовке к концерту;

-разумное распределение своих сил перед выступлением, благоприятный психологический и физический настрой музыканта.

Концертное исполнение - итог и кульминационный момент всей проделанной работы концертмейстера над музыкальным произведением. Его главная цель - совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения. Для того, чтобы концерт прошел успешно, обязательными условиями становятся артистизм и интуитивная установка исполнителей. При этом концертмейстеру необходимо: мобилизовать духовные и физические силы, иметь соответствующий внутренний настрой, уметь держаться на сцене, любить и проявлять интерес к исполнительской деятельности, обогащать собственный фортепианный репертуар, включающий старинную музыку и произведения современных композиторов, разбираться в музыке разных эпох и стилей, пропагандировать свое искусство.

Концерт является одной из форм исполнительской практики. Важным фактором успешной концертной деятельности является умение создать контакт с аудиторией. Этому в немалой степени способствуют профессиональные качества концертмейстера. При положительной реакции со стороны публики аккомпаниатор сможет беспрепятственно осуществить свои художественные замыслы, а это в свою очередь даст возможность вокалисту или инструменталисту достигнуть нужной цели.

Нередко камнем преткновения для уже сформировавшихся музыкантов-исполнителей является волнение на эстраде. Оно может либо способствовать более яркому исполнению, либо отрицательно сказаться на выступлении. Волнение проявляется у каждого по-разному: одни начинают играть в искусственно преувеличенных тонах, другие более зажато и сухо, третьи запинаются, останавливаются, пропускают целые "куски", "мажут" пассажи. Конечно, факт отрицательного влияния волнения встречается в практике куда чаще, чем положительного. Поэтому очень важно воспитывать в сознании учащихся чувство огромной радости и одухотворенности от общения с публикой. Лишь тогда можно говорить о настоящей удовлетворенности от концертного исполнения.   Во время исполнения концертного номера важным является умение концертмейстера держать установленный на репетициях темп каждого произведения, помнить, какой ритм наиболее удобен для детей, уметь при необходимости быстро переключаться на новый темповой вариант. Концертмейстер должен обладать выдержкой и интуицией, предвидеть возможное развитие ситуации, должен всегда быть готовым к какому-то неожиданному повороту событий. Даже аккомпанируя солисту или ансамблю несложные песни , необходимо находиться в контакте с исполнителями, аккомпанировать, постоянно поддерживая визуальный контакт. Концертмейстер здесь не только сотоварищ, но и надёжный тыл. Он должен чувствовать состояние голоса, дыхание, психологически-эмоциональный настрой учащегося. Не редки ситуации, когда от волнения дети забывают слова или мелодию, а этом случае нужно тихо подсказать, пропустил какую-то долю такта фразы - необходимо быстро «поймать», подхватить.

         Таким образом, можно сказать, что концертмейстер, работающий с детскими ансамблями или солистами выступает в нескольких ролях. На первом этапе работы над произведением он наряду с педагогом - грамотный наставник, а в сценическом выступлении - равноправный участник. Концертмейстера можно с уверенностью назвать педагогом -психологом ведь для эффективной его работы с детьми ему необходимы такие личностные и профессиональные качества как позитивный эмоциональный настрой, сопереживание, внимательное и дружеское отношение к детям.

         Никто не оспаривает ведущую роль педагога в вопросах предконцертной подготовки учащихся. Но в условиях концерта, конкурсного выступления руководитель всегда находиться в концертном зале, он слушатель. Концертмейстер же, выступая партнером в ансамбле, не только сопереживает, но и реальными действиями оказывает помощь и поддержку учащимся. Дети очень отзывчивы на доброе и участливое отношение к ним. И если концертмейстер - это не просто должность и деловое выполнение служебных обязанностей, а старший, более опытный и заинтересованный музыкант, то именно с его появлением в классе начинается самая интересная творческая работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль концертмейстера на уроках хореографии.

Искусство танца без музыки существовать не может. Задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.  Особенностью концертмейстерской деятельности является ее...

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВРабота концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста....

«Роль концертмейстера (баяниста) в работе с детским фольклорным ансамблем».

Этот материал представляет собой методические рекомендации для   работы концертмейстера с фольклорным ансамблем. В материале говорится    об  особенностях подбора аккомпанемента на...

Роль концертных выступлений в воспитании юного музыканта

Работа по формированию у юного музыканта - исполнителя сценической устойчивости, пути и способы формирования...

Подготовка к открытым выступлениям и концертное выступление концертмейстера с солистом - скрипачом

Подготовка к публичному выступлению является важным и ответственным моментом в образовательном процессе. Для многих учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, сложный психологически, эмо...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 1.

Опыт, представленный в работе, это многолетний опыт работы в фольклорно-этнографическом отделе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В отделе существует «Школа русской тради...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 2.

Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся: непрерывный диалог танцора и музыканта, присутствует соревновательный момент, обогащается музыкальный словарь воспитан...