РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ
методическая разработка по музыке на тему

 

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер — это универсальный пианист, который должен владеть обширным  объёмом знаний в области музыки. Особенность концертмейстерской деятельности является её многогранность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач.

Работа с камерным оркестром и сводным хором  направлена на  повышение профессиональных качеств концертмейстера и на воспитание в детях желания получать музыкальное образование, развитию  способностей, интересов, а также эмоциональному и духовному  развитию подрастающего поколения, профессиональному самоопределению. И наконец, участие в масштабном музыкальном действе — это праздник. Этот проект способствует пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами.

В школах искусств работа с солистами и коллективами проходит с участием концертмейстера. Главное в работе — определить роль в творческом союзе  между коллективом и концертмейстером, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер обязан владеть различными приёмами игры, разнообразием туше,  музыкальной памятью, педализацией,  богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Концертмейстеру необходимо уделить внимание анализу работы над фортепианной партией и собственно исполнительской деятельности; рассмотреть процесс взаимодействия концертмейстера с  руководителем коллектива (дирижера) и самого коллектива.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loik_t.n._-_1.docx26.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Т.Н. Лоик, концертмейстер МБОУ ДОД

 «Детская школа искусств № 3»  г. Сургут, Россия 

РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В РАБОТЕ С КАМЕРНЫМ ОРКЕСТРОМ И СВОДНЫМ ХОРОМ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ ИСКУССТВ

Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер — это универсальный пианист, который должен владеть обширным  объёмом знаний в области музыки. Особенность концертмейстерской деятельности является её многогранность, предопределяющая необходимость решения разнообразных творческих задач.

Работа с камерным оркестром и сводным хором  направлена на  повышение профессиональных качеств концертмейстера и на воспитание в детях желания получать музыкальное образование, развитию  способностей, интересов, а также эмоциональному и духовному  развитию подрастающего поколения, профессиональному самоопределению. И наконец, участие в масштабном музыкальном действе — это праздник. Этот проект способствует пропаганде музыкального искусства, развитию культурных связей между народами.

В школах искусств работа с солистами и коллективами проходит с участием концертмейстера. Главное в работе — определить роль в творческом союзе  между коллективом и концертмейстером, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер обязан владеть различными приёмами игры, разнообразием туше,  музыкальной памятью, педализацией,  богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Концертмейстеру необходимо уделить внимание анализу работы над фортепианной партией и собственно исполнительской деятельности; рассмотреть процесс взаимодействия концертмейстера с  руководителем коллектива (дирижера) и самого коллектива.

Важно для концертмейстера формировать  творческую  самореализацию учащихся и преподавателей в концертной деятельности посредством развития концертмейстерских навыков.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

  1. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкально-исполнительской деятельности.
  2. Укрепление творческого сотрудничества с ведущими педагогами города и России (народными артистами, профессорами, доцентами государственных консерваторий) с учащимися и преподавателями ДШИ. Участие в мастер-классах.
  3. Развитие музыкально-творческих способностей концертмейстера, музыкальной памяти, музыкального мышления, восприятия, эмоционально-волевых качеств. Ведь концертмейстеру приходится приспосабливаться к творческой манере многих  преподавателей. Многообразие требований заставляет обращать большое внимание на повышение профессиональной компетентности.

Концертмейстеру необходимо применять следующие принципы:    

- взаимное доверие всех участников процесса;

- соблюдение всеми этических и моральных норм;

-сотрудничество и взаимосвязь учеников, преподавателей и концертмейстера;

- активного участия всех в свободно согласованной учебной концертной деятельности, ведущей к намеченным результатам.

-принцип алгоритмизации, как показатель последовательности и систематичности процесса перспективных целей и задач  (от занятия к занятию).

Преподаватель Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Е. Шендерович писал: «Научиться хорошо аккомпанировать не менее трудно, чем научиться хорошо играть на рояле. Специфика столь различна, что не трудно назвать многих солистов-пианистов, почти не владеющих искусством аккомпанемента, и наоборот, пианистов, прославившихся высоким мастерством аккомпанемента, однако абсолютно не проявивших себя в амплуа солиста…» [2,c.4].

Любой вид творческой деятельности, в том числе и концертмейстерство, осуществим лишь в том случае, если он подкреплён целым комплексом специальных знаний и умений. Так, для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстерства, достаточное развитие музыкальных способностей, знаний произведений разных стилей и композиторов, сформированность навыков и умений аккомпанирования.

Главное в деятельности концертмейстера — вовремя уступить и вовремя “повести». В работе со струнно-смычковыми инструментами наиболее сложным считается воплощение на фортепиано специфики звучности этих инструментов. Нужно пытаться смягчить атаку звука, прикосновение к клавиатуре должно осуществляться без жесткой фиксации кисти и пальцев, а скорее способом «поглаживания» клавиш. Здесь необходимо учитывать характер произведения, эпоху, в которую оно было создано, природный тембр рояля, стиль. Если концертмейстер сможет передать звуки оркестра, то исполнение заиграет новыми красками. Характер оркестровых вступлений, проигрышей тоже полностью зависит от концертмейстера. С.Е. Фейнберг писал: «…Штрихи смычковых инструментов можно назвать « видимым дыханием » музыки. Не отрывая глаз от правой руки скрипача, можно следить за движением самой музыки, за напряжением, спадом и сменой звучащих образов…»[1, с.38]. То есть под штрихами скрипачи понимают не только ведение смычка вверх или вниз, но и широкий круг самых разнообразных приёмов звукоизвлечений. Особое искусство концертмейстера состоит в выборе штриха, соответствующего или приближенного к штриху скрипачей.

В многогранной и разнообразной деятельности концертмейстера работа с хоровым коллективом представляется особенно сложной. Концертмейстер играет под управлением дирижера, подражает звучанию хора, слышит многоголосье и читает партитуры.

В данном работе для концертмейстера стоит большая и трудная задача: объединить свои знания, опыт и музыкальные способности, что бы «собрать» в одно целое огромный коллектив струнно-смычковых инструментов и сводный хор города Сургута, состоящий из более 100 человек. Концертмейстеру в данном случае приходится приспосабливаться одновременно к нескольким дирижерам и руководителям коллективов. В совместном звучании сводного хора, где на разных произведениях выходит дирижировать разные руководители,  камерного оркестра,  являющегося  аккомпанирующим звеном, роль концертмейстера  —  одновременно «вести»  коллектив, объединяя всех в одну музыкальную ткань. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, быстро вникать в замысел сочинения, прочувствовать характер музыки, быть предельно внимательным к смене темпа, тональности, фактуры и ритмическим изменениям.

Регулярные репетиции с коллективами помогают чувствовать партнёров. А свободное и гибкое владение фортепианной партией становится поддержкой для исполнителей и дирижеров.

Совместная концертная деятельность раскрывает и у детей  личностный потенциал, воспитывает в них интерес к учёбе, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни. Готовят учащихся к профессиональной деятельности с учётом модернизации и инновационного развития страны. Для тех детей, для кого музыкальное образование  имеет эстетическое направление, концертная деятельность приносит радость. Совместная работа позволяет установить отношения делового  сотрудничества младших и старших, что может быть очень значимо для детей с заниженной самооценкой, неуверенностью в себе, неразвитыми коммуникативными умениями и навыками,  даёт возможность научиться общению в группе (социуме),  путешествовать по миру и получать массу новых знаний и впечатлений.

Данная работа в значительной степени способствует установлению равноправных отношений руководителя и учеников как единомышленников, коллег, занятых общим делом. Активность, инициативность учащихся в рамках описываемой деятельности, зависит, прежде всего, от мотивации, то есть желания заниматься концертным исполнительством.  Участвовать в  конкурсах, становиться  лауреатами, выступать  на концертных площадках города Сургута и Сургутского  района, городов России и за рубежом — все это становится значительной  мотивацией  для получения музыкального образования и участия в концертной деятельности со сводным хором и струнно-смычковым камерным оркестром.

Область концертмейстерской практики для многих пианистов   является творческой потребностью, влияет самым благоприятным образом на дальнейшее совершенствование художественной индивидуальности. Исполнительский труд концертмейстера часто преходящ, сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. — Л.:Музыка, 1988

  2.  Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога.— М.: Музыка, 1996.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей учащихся школы искусств младшего возраста"

Анализ педагогической деятельности по развитию творческих способностей учащихся младшего возраста, посредством фольклора, анализ внешних условий протекания педагогического процесса, проблемы и противо...

Учебная программа для учащихся Школы искусств" ЖИВОПИСЬ"

: программа по живописи разработана на базе типовой программы для детских художественных  школ (художественных  отделений школ искусств) Министерства культуры СССР с использованием методичес...

Проект организации муниципальных концертов сводного хора общеобразовательных школ г. Рыбинска

Актуальность муниципальных концертов с участием учащихся школ г. Рыбинска определяется потребностью современного общества в организации творческой жизни подрастающего поколения в культурной среде...

Методическая разработка «Роль концертмейстера при работе над ритмом на занятиях хореографии»

Специфика концертмейстерской деятельности настолько отличается от сольной, что порой совместить эти два направления бывает не просто. Но есть главное требование. Прежде всего, нужно научиться хорошо в...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 1.

Опыт, представленный в работе, это многолетний опыт работы в фольклорно-этнографическом отделе ГБУ ДО Дома детского творчества «Современник». В отделе существует «Школа русской тради...

Роль концертмейстера в работе детских объединений, в образовательном процессе, конкурсных мероприятиях и выступлениях. Часть 2.

Основными особенностями изучения пляски в свете традиционной культуры становятся: непрерывный диалог танцора и музыканта, присутствует соревновательный момент, обогащается музыкальный словарь воспитан...