материал к подготовке по теме "Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов".
электронный образовательный ресурс

Романова Ольга Николаевна

Социальные сети.

Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций. Теперь Интернет стал главной площадкой безбарьерного общения людей, которые могут находиться на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.

Необходимость средств для удаленных коммуникаций педагоги часто недооценивают, особенно те, кто уже привык к традиционному "поучительному" методу преподавания. Но даже в этих условиях у студентов все равно всегда была потребность в постоянном общении и обсуждении материала на семинарах, в совместной работе над домашними заданиями. К сожалению, двадцать лет назад, когда большая часть современных специалистов были еще школьниками, были существенные ограничения в цифровых средствах связи. Обмениваться учебными материалами можно было только с помощью копировального аппарата, но это устройство было непозволительной роскошью в обычных семьях. Для многих постоянная виртуальная активность до сих пор так и осталась дикостью или уделом юнцов.

С тех пор произошел глобальный технологический переворот в сфере коммуникационных технологий, и интернет прочно вошел в нашу жизнь. Раньше главным препятствием перед безграничным общением было расстояние и время. Сейчас же можно мгновенно обменяться необходимыми для обучения файлами, задать виртуально вопрос, не дожидаясь консультации преподавателя, или удаленно сдать домашнее задание. Единственным барьером на пути безграничного общения теперь является наша техническая безграмотность и неосведомленность.

Сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что наиболее универсальным инструментом общения и самыми популярными сервисами, удерживающими внимание большей части активной Интернет-аудитории, являются программы для удаленных коммуникаций. Нас же интересует тот факт, что подобные сервисы — это мощный инструмент для организации взаимодействия студентов и преподавателей, их участия в профессиональных сообществах.

В данном методическом пособии ставится цель познакомить с некоторыми Интернет-ресурсами, которые могут быть полезны преподавателям и студентам, и изучить возможные подводные камни при их использовании в сфере образования.

Список сокращений и определений

Аватарка — графическое представление пользователя в виртуальном мире. Может быть двухмерным изображением в форумах, чатах, блогах, социальных сетях и т.п. или трехмерной моделью в виртуальных мирах и многопользовательских онлайн-играх.

Блог — веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, упорядоченные в обратном хронологическом порядке.

Группа — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение "равноправных" пользователей на основе общих интересов.  Группа является является обособленным типом сообществ, т.к. открыта только для людей, зарегистрированных в данной социальной сети.

Массовая коммуникация — это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

Паблик (публичная страница) — это тип сообщества в социальной сети, представляющее собой объединение пользователей вокруг какого-то лидера (бренда, кумира, официальной организации и т.п.). Паблик открыт для незарегистрированных пользователей и может находиться в поисковой выдаче.

Репост — это повторная публикация какого-либо сообщения в пределах одной системы.

Стена — это часть страницы профиля или сообщества, на которой все желающие или те, кому открыт доступ, могут размещать свои посты, изображения, музыку и видео. Стена имеет свои настройки приватности, поэтому можно четко определить, кто и какую информацию может на ней видеть и оставлять. Функционирует стена так, что свежие записи всегда показываются вверху, а устаревающие постепенно сворачиваются в ленту.

Хэштег — это слово или словосочетание со знаком # впереди. Хэштег служит для указания темы заметки и для облегчения поиска заметок со схожей тематикой как по всем новостям, так и по новостям определенного сообщества.

Черный список — список пользователей, которые по каким-либо причинам признаны недружественными по отношению к группе, сообществу или другим пользователям сети. Администратор может внести этих пользователей в "черный список", закрыв для них доступ к новостям группы, комментариям и т.п.
 

Обзор интернет-сервисов для удаленных коммуникаций

До недавних пор самым распространенным сервисом для удаленных коммуникаций людей была электронная почта. Конечно, она не теряет своей актуальности и по сей день, но у нее всегда был, есть и остается один очень существенный недостаток − затрудненная возможность общаться с человеком в режиме реального времени. После того, как вы отослали адресату свое письмо, вы можете лишь ждать и надеяться на скорый ответ. К счастью, прогресс не стоит на месте и сейчас существует множество различных способов поддерживать связь с удаленными в физическом плане от вас людьми. Сделаем краткий обзор подобных ресурсов, из которых можно выбирать необходимый по приоритетам индивидуальных предпочтений и поставленных целей.

Социальные сети

Социальная сеть − это платформа, онлайн-сервис или сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.

В целом, принцип работы различных сетей очень схож - во многих из них есть стена профиля и новостная лента, возможность проводить голосования и опросы, создавать фотоальбомы и отмечать знакомых на фото, вести личную переписку и обмениваться файлами. Конечно, у каждой из них есть и свои особенности, которые, как правило, и влияют на выбор пользователем конкретной социальной сети (большинство людей наиболее часто использует лишь одну).

  • ВКонтакте (vk.com) – прямой российский аналог сети  Facebook. Там можно встретить человека абсолютно любого возраста, но, конечно, категория «до 25 лет» занимает в ней самый значительный процент. Функционал сети очень широк и разнообразен, поэтому она привлекает и прагматичных пользователей, которые кроме самовыражения и общения часто используют данную сеть для быстрого и удобного распространения и получения информации.
  • Telegram

7 функций Telegram, которые будут полезны для обучения

Короткая инструкция для тех, кто только начинает взаимодействовать с учащимися в мессенджере.

1. Создание опросов

Если вам нужно оперативно выяснить, насколько учащиеся довольны вашим курсом, или, например, путём общего голосования выбрать спектакль для похода в театр с классом, тут поможет опрос. Чтобы его создать, нажмите на символ скрепки рядом с окном для ввода нового сообщения и выберите «Опрос» (Poll). На открывшейся странице введите вопрос например «Как вы узнали об этом курсе?») и варианты ответа (до десяти включительно).

image

Также с помощью этого инструмента можно создавать викторины — тогда вам надо будет определить правильный вариант ответа и добавить объяснение.

 

 

2. Запланированные сообщения и отправка без звука

Если вы в неурочный час обнаружили, что забыли сообщить классу/ученикам/студентам важную информацию, но не хотите беспокоить их уведомлениями, у Telegram есть функция, которая поможет выйти из ситуации.

Напишите текст сообщения и зажмите символ стрелки, который означает отправку, — пальцем на экране мобильного устройства или указателем мыши, если Telegram открыт на компьютере. Появится короткое меню. Опция «Отправить без звука» (Send without sound) позволит прислать сообщение в чат или конкретному адресату, но не потревожит получателей звуковым сигналом или вибрацией. А выбрав «Отправить позже» (Schedule message), вы сможете настроить дату и точное время отправки.

image

3. Установка напоминаний

Чтобы не забывать о важных встречах, мероприятиях и других вещах, можно записывать дела в планировщик или добавлять в календарь, а можно буквально в пару кликов создавать напоминания, не выходя из мессенджера.

Для этого сначала надо зайти в «Избранное». Там сохраняются важные для вас сообщения из разных чатов и каналов, если вы захотели их сохранить, но, по сути, «Избранное» — это ваш чат с самим собой.

Чтобы его открыть, просто напишите «Избранное» (Saved Messages в англоязычной версии интерфейса) в поисковой строке. На iOS-устройстве можно также нажать на символ шестерёнки внизу, а на Android — на три полоски вверху, чтобы открылось меню настроек с нужным нам пунктом.

В «Избранном» наберите текст напоминания, зажмите кнопку отправки, выберите «Задать напоминание» (Set a reminder) и настройте дату и время. В нужный момент вы получите это сообщение.

 

image

4. Создание папок

Эта функция поможет справиться с хаосом среди чатов и каналов и наглядно их сгруппировать. Например, педагогу, который совмещает классное руководство с репетиторством, будет удобно разделить контакты учеников на соответствующие группы.

Чтобы создать папку, нужно открыть меню настроек, нажав на шестерёнку (или на три полоски, а затем на «Настройки» (Settings, если у вас Android), и выбрать «Папки» (Folders) или «Папки с чатами» (Chat Folders). Затем — «Создать новую папку» (Create New Folder) и добавить в неё конкретные чаты либо типы чатов (контакты, группы, каналы, боты). Также можно настроить содержимое папки путём исключения, выбрав те чаты или их типы, которые не должны там отображаться.

image

5. Быстрое добавление гифок и видео

Если уместно, можно оживить беседу с учениками или участниками тренинга подходящей гифкой, в Telegram это сделать проще простого. Анимированные картинки особенно нравятся детям и подросткам, но не только — для коммуникации со взрослыми учениками они тоже подойдут, ведь в текстовых сообщениях, в отличие от живого голосового общения, гораздо труднее считать эмоцию, например, шутливый настрой, иронию, доброжелательность.

Как найти подходящую гифку прямо во время переписки в чате? В строке для ввода сообщения напечатайте @gif, а после пробела введите поисковый запрос (лучше на английском языке), например: @gif hello. А затем выберите подходящую гифку среди предложенных. Важно: прикрепить к уже напечатанному сообщению гифку таким образом не получится — тег работает только с чистой строки, то есть сразу начинайте набирать @gif.

image

Также с помощью интегрированной системы поиска можно добавлять в чат YouTube-видео, не покидая мессенджера. Для этого введите @youtube, а после пробела — название ролика. Кстати, точно таким же образом можно поделиться ссылкой не только на отдельное видео, но и на YouTube-канал. Причём под сообщением появится кнопка Subscribe — очень удобно, если вы хотите предложить студентам подписаться на ваш образовательный канал. И не нужно искать, копировать и вставлять ссылку.

image

6. Добавление таймкодов для видео

Если вы делитесь с учениками длинной видеолекцией или документальным фильмом, можно сразу направить их к фрагменту, относящемуся к теме занятия или необходимому для выполнения задания.

Скопируйте ссылку на видео, вставьте её в новое сообщение и напечатайте там же время начала нужного эпизода в формате 00:00. В отправленном сообщении это автоматически превратится в активную ссылку, которая откроет ролик на нужной минуте и секунде.

image

 

 

 

7. Экспорт чатов из Whatsapp

Если вы до сих пор «жили» в WhatsApp, задумались о «переезде» в Telegram, и вам нужно перетащить большой объём информации, которую не хочется терять, это не проблема.

  • На iOS-устройстве откройте в WhatsApp страницу с информацией о нужном контакте или группе, нажмите «Экспорт чата» и в меню «Поделиться» выберите Telegram.
  • На Android откройте выбранный чат или группу, нажмите на три точки сверху, затем — «Ещё» и выберите «Экспорт чата». Дальше появится меню «Поделиться», где вам нужно будет отметить Telegram.

Можно выбрать экспорт чата со всеми загруженными медиафайлами или без них. В результате вы перенесёте историю переписки в другой мессенджер без потерь.

 

Профессиональные социальные сети можно успешно использовать  для поиска ваших "коллег" по научным интересам и обмена актуальными в академической среде новостями.

Программы для видеочата и видеоконференций

Видеоконференция – это один из способов общения, который позволяет общаться группам людей путем передачи между ними изображения и звука от всех участников (или только от их части).

Выделяют четыре основных типа видеоконференций: видеозвонок, симметричная групповая (многоточечная), селекторное совещание и веб- конференция.

Видеозвонок – самый простой вид видеоконференций, который  позволяет двум участникам видеть и слышать друг друга, а также обмениваться различной информацией с помощью специальных технических средств.

Групповая видеоконференция (симметричная) – видеоконференция, проходящая одновременно между тремя и более участниками. В данном типе конференций каждый участник может видеть и слышать всех участников,  также как и его могут видеть и слышать все участники. Такие конференции чаще всего обеспечиваются средствами видеосервера, представляющего собой мост, обеспечивающий связь между несколькими видеоисточниками, в  качестве которых могут выступать терминалы или шлюзы видеоконференцсвязи. Сервера для видеоконференций могут быть как программными, так и программно-аппаратными.

Селекторное совещание – видеоконференция,  проходящая одновременно с большой аудиторией участников. В данном типе конференций присутствуют 3 роли: Ведущий, Докладчик и Выступающий из зала. Каждый участник видит и слышит только Ведущего, Докладчика и Выступающего и  при этом сам может быть Докладчиком или Выступающим.

Вебинар – видеоконференция, используемая для организации живых встреч или презентаций по сети Интернет. Каждый участник такой видеоконференции сидит за своим персональным компьютером и подключен к другим участникам конференции по технологии клиент-сервер через сеть Интернет. В качестве клиента используется приложение, заранее установленное на компьютер (WebEx, OnWebinar, COMDI), или веб-приложение (WebEx, OnWebinar, COMDI). Во время вебинара происходит вещание видео одного участника (ведущего) всем остальным с возможностью получения обратной связи. Существует множество программных продуктов, которые могут помочь вам провести вебинар. Они могут отличаться друг от друга возможностью скачивать прошедший вебинар, количеством участников, качеством трансляции, тарифами, настройками "доски" для рисования, форматом поддерживаемых файлов и т.д.

Область применения видеоконференций огромна, и сфера образования не стала исключением, потому что именно видеоконференция максимально приближена к реальному, живому общению. Ведь у видеосвязи, в сравнении с другими видами коммуникации, есть одно очень значительное преимущество - за счет визуализации собеседника повышается уровень лояльности и симпатии к партнеру.

Начало формы

Конец формы

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Приемы создания электронного учебного пособия средствами текстового процессора Word

В данной статье  описывается технология создания  электронных учебных материалов c  использованием  программных средств общего назначения, в частности  MS Word....

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Электронные учебные материалы по литературе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Данный материал предназначен для дистанционного обучения учащихся 5 класса, в том числе детей с ограниченными возможностями....

Использование инструментальных систем для создания электронных учебных пособий

В данной статье дается общая характеристика программных средств для создания электронных учебных пособий. Приводятся ссылки на полезные ресурсы по программе eAuthor CBT....

Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов

Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов...