Теория к теме "Информационно-образовательная среда"
учебно-методический материал
Информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда (ИОС)– это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее:
1) системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;
2) антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов ;
3) единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.
Признаки и свойства ИОС образовательного учреждения.
Информационная среда образовательного учреждения имеет ряд неотъемлемых признаков и свойств:
1. ИОС выступает в качестве условия и средства сложных взаимодействий следующих типов: «человек – человек»; «человек – техника»; «человек – знаковая система»; «человек – художественный образ».
2. ИОС выступает в качестве системного объекта и развивается в виде открытой самоорганизующейся системы в соответствии с закономерностями и логикой собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения.
3. Развитие ИОС связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Приобретение новой техники должно быть в логике развития всех процессов, которые связаны с информатизацией образовательного учреждения.
4. Единство и целостность структуры ИОС определяются:
- единством педагогических целей;
- взаимосвязью решаемых педагогических задач;
- взаимодействием участников образовательного процесса.
Основные функции ИОС
Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:
- наличие единой базы данных;
- однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
- многопользовательский режим использования данных;
- разграничение прав доступа к данным;
- использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
- возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Виды деятельности, осуществляемые в условиях ИОС
ИОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
- планировать образовательный процесс;
- размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
- взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
- использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями
Информационно-образовательные ресурсы
В образовательной программе средней школы и административной деятельности по ее обеспечению можно выделить пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:
- блок учебно-воспитательной деятельности;
- блок культурно-просветительной деятельности;
- блок информационно-методической деятельности;
- блок научно-продуктивной деятельности;
- блок административно-хозяйственной деятельности.
Блок учебно-воспитательной деятельности по информационному наполнению является самым объемным. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного среднего образования.
В его функции входит:
- непрерывное образование по информатике;
- расширенное образование по математике;
- предметное гуманитарное образование;
- естественнонаучное образование;
- социально-экономическое образование.
В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.
Блок культурно-просветительной деятельности направлен на формирование современного интеллигентного человека. Выпускник современной школы кроме основных знаний по фундаментальным наукам, должен владеть:
- литературным;
- музыкальным;
- архитектурным;
- художественным наследием мировой цивилизации.
Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор исторических памятников, виртуальных музеев, картинных галерей и других достопримечательностей.
Этот блок отвечает за формирование у учеников:
- информационной, экологической и экранной культуры;
- творческой активности;
- высокой нравственности;
- толерантности.
Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения:
- проектных;
- индивидуальных;
- дистанционных и т. п.
В функции этого блока входит:
- создание электронных учебников;
- разработка компьютерных программ;
- проведение телеконференций;
- формирование программно-методического фонда.
Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет того, что образование совмещается с полезным трудом, который основывается на использовании новых информационных технологий.
В его работу входит:
- обеспечение электронной библиотеки;
- формирование медиатеки;
- издательская деятельность;
- обслуживание административной системы;
- работа в Интернете.
Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает:
- формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»);
- автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»);
- работу с классными журналами (АРМ «Учитель»);
- анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»);
- психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.
Локальная сеть является аппаратной основой ИОС.
Локальная сеть обеспечивает удаленный доступ как к компьютерам, так и к периферийным устройствам. С помощью сети можно позволить организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать пригодные для использования на уроках дидактические средства. Также возможно и проведение тестирования детей и в целях проверки знаний, и в целях психолого-педагогической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsionno-obrazovatelnaya_sreda_ios.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно-образовательная среда
Информационно-образовательная среда (ИОС)– это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее:
1) системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;
2) антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов ;
3) единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.
Признаки и свойства ИОС образовательного учреждения.
Информационная среда образовательного учреждения имеет ряд неотъемлемых признаков и свойств:
1. ИОС выступает в качестве условия и средства сложных взаимодействий следующих типов: «человек – человек»; «человек – техника»; «человек – знаковая система»; «человек – художественный образ».
2. ИОС выступает в качестве системного объекта и развивается в виде открытой самоорганизующейся системы в соответствии с закономерностями и логикой собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения.
3. Развитие ИОС связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Приобретение новой техники должно быть в логике развития всех процессов, которые связаны с информатизацией образовательного учреждения.
4. Единство и целостность структуры ИОС определяются:
- единством педагогических целей;
- взаимосвязью решаемых педагогических задач;
- взаимодействием участников образовательного процесса.
Основные функции ИОС
Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:
- наличие единой базы данных;
- однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
- многопользовательский режим использования данных;
- разграничение прав доступа к данным;
- использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
- возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.
Виды деятельности, осуществляемые в условиях ИОС
ИОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:
- планировать образовательный процесс;
- размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
- взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
- использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
- контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
- осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями
Информационно-образовательные ресурсы
В образовательной программе средней школы и административной деятельности по ее обеспечению можно выделить пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:
- блок учебно-воспитательной деятельности;
- блок культурно-просветительной деятельности;
- блок информационно-методической деятельности;
- блок научно-продуктивной деятельности;
- блок административно-хозяйственной деятельности.
Блок учебно-воспитательной деятельности по информационному наполнению является самым объемным. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного среднего образования.
В его функции входит:
- непрерывное образование по информатике;
- расширенное образование по математике;
- предметное гуманитарное образование;
- естественнонаучное образование;
- социально-экономическое образование.
В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.
Блок культурно-просветительной деятельности направлен на формирование современного интеллигентного человека. Выпускник современной школы кроме основных знаний по фундаментальным наукам, должен владеть:
- литературным;
- музыкальным;
- архитектурным;
- художественным наследием мировой цивилизации.
Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор исторических памятников, виртуальных музеев, картинных галерей и других достопримечательностей.
Этот блок отвечает за формирование у учеников:
- информационной, экологической и экранной культуры;
- творческой активности;
- высокой нравственности;
- толерантности.
Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения:
- проектных;
- индивидуальных;
- дистанционных и т. п.
В функции этого блока входит:
- создание электронных учебников;
- разработка компьютерных программ;
- проведение телеконференций;
- формирование программно-методического фонда.
Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет того, что образование совмещается с полезным трудом, который основывается на использовании новых информационных технологий.
В его работу входит:
- обеспечение электронной библиотеки;
- формирование медиатеки;
- издательская деятельность;
- обслуживание административной системы;
- работа в Интернете.
Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает:
- формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»);
- автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»);
- работу с классными журналами (АРМ «Учитель»);
- анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»);
- психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.
Локальная сеть является аппаратной основой ИОС.
Локальная сеть обеспечивает удаленный доступ как к компьютерам, так и к периферийным устройствам. С помощью сети можно позволить организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать пригодные для использования на уроках дидактические средства. Также возможно и проведение тестирования детей и в целях проверки знаний, и в целях психолого-педагогической диагностики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.
Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...
Теория графов: теория и задачи
Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.
Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....
Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века на уроках искусства (от теории к практике)
Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном ...
Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»
Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...
Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...