Теория к теме "Информационно-образовательная среда"
учебно-методический материал

Романова Ольга Николаевна

Информационно-образовательная среда

Информационно-образовательная среда (ИОС)– это системно организованная совокупность  средств передачи данных, информационных  ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее:

1) системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как  субъектом образовательного процесса;

2) антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов ;

3) единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Признаки и свойства ИОС образовательного учреждения.

Информационная среда образовательного учреждения имеет ряд неотъемлемых признаков и свойств:

1. ИОС выступает в качестве условия и средства сложных взаимодействий следующих типов: «человек – человек»; «человек – техника»; «человек – знаковая система»; «человек – художественный образ».

2. ИОС выступает в качестве системного объекта и развивается в виде открытой самоорганизующейся системы в соответствии с закономерностями и логикой собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения.

3. Развитие ИОС связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Приобретение новой техники должно быть в логике развития всех процессов, которые связаны с информатизацией образовательного учреждения.

4. Единство и целостность структуры ИОС определяются:

  1. единством педагогических целей;
  2. взаимосвязью решаемых педагогических задач;
  3. взаимодействием участников образовательного процесса.

Основные функции ИОС

Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:

  1. наличие единой базы данных;
  2. однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  3. многопользовательский режим использования данных;
  4. разграничение прав доступа к данным;
  5. использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
  6. возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Виды деятельности, осуществляемые в условиях ИОС

ИОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:

  1. планировать образовательный процесс;
  2. размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  3. фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
  4. взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
  5. использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
  6. контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  7. осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Информационно-образовательные ресурсы

В образовательной программе средней школы и административной деятельности по ее обеспечению можно выделить пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:

  1. блок учебно-воспитательной деятельности;
  2. блок культурно-просветительной деятельности;
  3. блок информационно-методической деятельности;
  4. блок научно-продуктивной деятельности;
  5. блок административно-хозяйственной деятельности.

Блок учебно-воспитательной деятельности по информационному наполнению является самым объемным. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного среднего образования.

В его функции входит:

  1. непрерывное образование по информатике;
  2. расширенное образование по математике;
  3. предметное гуманитарное образование;
  4. естественнонаучное образование;
  5. социально-экономическое образование.

В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.

Блок культурно-просветительной деятельности направлен на формирование современного интеллигентного человека. Выпускник современной школы кроме основных знаний по фундаментальным наукам, должен владеть:

  • литературным;
  • музыкальным;
  • архитектурным;
  • художественным наследием мировой цивилизации.

Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор исторических памятников, виртуальных музеев, картинных галерей и других достопримечательностей.

Этот блок отвечает за формирование у учеников:

  • информационной, экологической и экранной культуры;
  • творческой активности;
  • высокой нравственности;
  • толерантности.

Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения:

  • проектных;
  • индивидуальных;
  • дистанционных и т. п.

В функции этого блока входит:

  1. создание электронных учебников;
  2. разработка компьютерных программ;
  3. проведение телеконференций;
  4. формирование программно-методического фонда.

Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет того, что образование совмещается с полезным трудом, который основывается на использовании новых информационных технологий.

В его работу входит:

  1. обеспечение электронной библиотеки;
  2. формирование медиатеки;
  3. издательская деятельность;
  4. обслуживание административной системы;
  5. работа в Интернете.

Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает:

  • формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»);
  • автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»);
  • работу с классными журналами (АРМ «Учитель»);
  • анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»);
  • психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.

 Локальная сеть является аппаратной основой ИОС.

Локальная сеть обеспечивает удаленный доступ как к компьютерам, так и к периферийным устройствам. С помощью сети можно позволить организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать пригодные для использования на уроках дидактические средства. Также возможно и проведение тестирования детей и в целях проверки знаний, и в целях психолого-педагогической диагностики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-obrazovatelnaya_sreda_ios.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-образовательная среда

Информационно-образовательная среда (ИОС)– это системно организованная совокупность  средств передачи данных, информационных  ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Под информационно-образовательной средой следует понимать следующее:

1) системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как  субъектом образовательного процесса;

2) антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов ;

3) единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики.

Признаки и свойства ИОС образовательного учреждения.

Информационная среда образовательного учреждения имеет ряд неотъемлемых признаков и свойств:

1. ИОС выступает в качестве условия и средства сложных взаимодействий следующих типов: «человек – человек»; «человек – техника»; «человек – знаковая система»; «человек – художественный образ».

2. ИОС выступает в качестве системного объекта и развивается в виде открытой самоорганизующейся системы в соответствии с закономерностями и логикой собственного развития, а также в неразрывной связи с развитием педагогической системы образовательного учреждения.

3. Развитие ИОС связано с постоянным повышением уровня ее организации и технического оснащения. Приобретение новой техники должно быть в логике развития всех процессов, которые связаны с информатизацией образовательного учреждения.

4. Единство и целостность структуры ИОС определяются:

  1. единством педагогических целей;
  2. взаимосвязью решаемых педагогических задач;
  3. взаимодействием участников образовательного процесса.

Основные функции ИОС

Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:

  1. наличие единой базы данных;
  2. однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;
  3. многопользовательский режим использования данных;
  4. разграничение прав доступа к данным;
  5. использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;
  6. возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Виды деятельности, осуществляемые в условиях ИОС

ИОС образовательного учреждения обеспечивает возможность осуществления в электронной (цифровой) форме следующих видов деятельности:

  1. планировать образовательный процесс;
  2. размещать и сохранять материалы образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;
  3. фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы;
  4. взаимодействовать между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционно посредством сети Интернет;
  5. использовать данные, формируемые в ходе образовательного процесса, для решения задач управления образовательной деятельностью;
  6. контролировать доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);
  7. осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, отвечающими за управление в сфере образования, и с другими образовательными учреждениями, организациями

Информационно-образовательные ресурсы

В образовательной программе средней школы и административной деятельности по ее обеспечению можно выделить пять блоков информационных ресурсов учебного заведения:

  1. блок учебно-воспитательной деятельности;
  2. блок культурно-просветительной деятельности;
  3. блок информационно-методической деятельности;
  4. блок научно-продуктивной деятельности;
  5. блок административно-хозяйственной деятельности.

Блок учебно-воспитательной деятельности по информационному наполнению является самым объемным. В этом блоке хранятся электронные учебные материалы по школьным образовательным областям, изучаемые в начальной, основной и средней ступени непрерывного среднего образования.

В его функции входит:

  1. непрерывное образование по информатике;
  2. расширенное образование по математике;
  3. предметное гуманитарное образование;
  4. естественнонаучное образование;
  5. социально-экономическое образование.

В методическом плане этот блок ориентирован на внедрение активных методов самообучения, базирующихся на информационной модели организации учебного процесса.

Блок культурно-просветительной деятельности направлен на формирование современного интеллигентного человека. Выпускник современной школы кроме основных знаний по фундаментальным наукам, должен владеть:

  • литературным;
  • музыкальным;
  • архитектурным;
  • художественным наследием мировой цивилизации.

Формированию культуры школьника должен способствовать широкий выбор исторических памятников, виртуальных музеев, картинных галерей и других достопримечательностей.

Этот блок отвечает за формирование у учеников:

  • информационной, экологической и экранной культуры;
  • творческой активности;
  • высокой нравственности;
  • толерантности.

Блок информационно-методической деятельности школьных учителей ориентирован на развитие творческой педагогики в школе, так как внедрение информационной модели образования требует создания и постоянного обновления программно-методических комплексов различных форм обучения:

  • проектных;
  • индивидуальных;
  • дистанционных и т. п.

В функции этого блока входит:

  1. создание электронных учебников;
  2. разработка компьютерных программ;
  3. проведение телеконференций;
  4. формирование программно-методического фонда.

Блок научно-продуктивной деятельности основывается на работе школьного научного общества и отвечает за приобретение учащимися профессиональных навыков, необходимых для жизни и работы в информационном обществе. Эта цель достигается за счет того, что образование совмещается с полезным трудом, который основывается на использовании новых информационных технологий.

В его работу входит:

  1. обеспечение электронной библиотеки;
  2. формирование медиатеки;
  3. издательская деятельность;
  4. обслуживание административной системы;
  5. работа в Интернете.

Блок административно-хозяйственной деятельности обеспечивает:

  • формирование и тиражирование различных директивных документов (АРМ «Директор»);
  • автоматизированное планирование учебного процесса (АРМ «Завуч»);
  • работу с классными журналами (АРМ «Учитель»);
  • анализ и обеспечение здоровья учащихся (АРМ «Медицинский кабинет»);
  • психолого-педагогическую диагностику (АРМ «Психолог») и др.

 Локальная сеть является аппаратной основой ИОС.

Локальная сеть обеспечивает удаленный доступ как к компьютерам, так и к периферийным устройствам. С помощью сети можно позволить организовать хранение данных на одном носителе и использовать их одновременно с различных рабочих станций. Применение более совершенного программного обеспечения позволит учителям создавать и тиражировать пригодные для использования на уроках дидактические средства. Также возможно и проведение тестирования детей и в целях проверки знаний, и в целях психолого-педагогической диагностики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальная теория относительности. Постулаты теории относительности.

Познакомить учащихся со специальной теорией относительности, ввести основные понятия, раскрыть содержание основных положений СТО, познакомить с выводами СТО и опытными фактами, которые подт...

Теория графов: теория и задачи

Данная работа содержит теорию графов и некоторые задачи по данной теме, а так же разработку внеклассного занятия по теме:"Графы"...

Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"

В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...

Мультимедийная презентация к уроку "Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. Теория катастроф Ж. Кювье". 11 класс.

—Мультимедийная презентация для 11 классак содержит проверочную работу по изученному материалу, необходимый для занятия наглядный материал и дидактические задания....

Проектная деятельность в информационной образовательной среде XXI века на уроках искусства (от теории к практике)

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика показывает, что использование проектной методики в образовательном ...

Методическая разработка аудиторного занятия с использованием современных технологий среди профессиональных образовательных организаций по учебной дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика»

Тема. КВЕСТ «Жители города СЛУЧАЙНОГО и ВЕРОЯТНОГО»Материал разработала преподаватель математики и информатики Подосинникова Е.А. Тип занятия: урок-квест, с применением игровых технол...

Программа конференции ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ 10 ДЕКАБРЯ 2021 ГОДА...