теория к теме "Компоненты цифровой грамотности педагогов."
учебно-методический материал

Романова Ольга Николаевна

              Понятие цифровая грамотность не является принципиально новым видом грамотности. Понятие информационной грамотности существует не более

50 лет. В концепции информационной грамотности основное внимание уделяется умению чётко формулировать информацию, необходимую для того, чтобы решить проблему или принять эффективное решение, организовать и расположить её в подходящих и удобных форматах, чтобы удовлетворить интересы предполагаемых пользователей, быстро и легко общаться, использовать информацию по назначению, для которого она была собрана, а затем индексировать и архивировать её для возможного последующего использования.

              Информационная грамотность позволяет людям во всех сферах жизни эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения своих личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Информационно грамотный человек способен адекватно интерпретировать полученные сведения, принимать обоснованные суждения, а также самостоятельно создавать различные формы сообщений и транслировать их.

Признаки информационно грамотного человека:

-           понимает роль и степень влияния информации на жизнь (знания);

-           умеет искать и находить информацию на разных ресурсах (навыки);

-           понимает пользу и вред информации (установки).

Согласно данным Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» наблюдаются целевые значения по доле (в процентах от общего количества) россиян, обладающие цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики составляет:

            26% населения в 2018 году;

            27 % населения в 2019 году;

            30% населения в 2020 году;

            32 % населения в 2021 году.

Согласно исследованиям национального агентства финансовых исследований (НАФИ) 2018–2020 — 30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% — от 11 до 15 лет.

Педагоги с большим стажем, а также педагоги по точным наукам, чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

Компьютерная грамотность

По мере развития цифровых технологий группы населения, которые имеют к ним доступ, получают всё более широкие возможности. При этом возможности социальных групп, которые имеют меньший доступ к цифровым технологиям или не имеют его вовсе, уменьшаются, снижается их конкурентоспособность.

             Признаки компьютерно-грамотного человека:

-           понимает технические составляющие компьютера и принципы их взаимодействия (знания);

-           легко использует цифровые устройства вне зависимости от платформы / интерфейса (навыки);

-           понимает «предназначение» компьютера и целей его использования (установки).

По тем же исследованиям НАФИ 2018–2020 90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

                 Коммуникативная грамотность — это залог развития и поддержания социальных связей и социального капитала каждого человека. Коммуникация в интернете позволяет компенсировать распад традиционных связей.

Признаки коммуникативно грамотного человека:

-           понимает отличия цифровых коммуникаций от живого общения (знания);

-           умеет использовать современные средства коммуникации — социальные сети, мессенджеры (навыки);

-           осознает наличие особой этики и норм общения в цифровой среде (установки).

               Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать новости, допуская, что средства массовой информации (СМИ) могут неполно или недостоверно их освещать. Навык работы с медиатак же, как и остальные навыки, формирующие цифровую грамотность, ведёт к улучшению качества жизни.

Медиаграмотность подразумевает также умение работать с медиаконтентом. В современном обществе люди выступают в двух ролях — как потребители и как производители медиаконтента. Соответственно, человеку необходимо развивать навыки не только потребления, но и создания контента.

                  Признаки медиаграмотного человека:

 

-           понимает многообразие источников информации, форм и каналов её распространения (знания);

-           умеет искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность (навыки);

-           критично относится к информационным сообщениям, новостям (установки).

                 Отношение человека к инновационным технологиям стоит в одном ряду с информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотностью.

Если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Человек, позитивно воспринимающий технологии, характеризуется тем, что:

 

-           понимает технологические тренды (знания);

-           готов работать с новыми и современными технологиями — приложениями, гаджетами (навыки);

-           понимает пользу технологических инноваций как для развития общества, так и себя лично (установки).

В целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся.

В то же время каждый третий педагог утверждает, что существенная доля коллег (от 40% до 100%) использует цифровые технологии неуверенно.

Следовательно, существует необходимость развития у педагогов:

 

-           знаний в области современной компьютерной техники и программного обеспечения, а также принципов их работы;

-           навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений);

-           установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека.

Данный шаг является необходимой предпосылкой для последующего развития ИКТ-компетенций, применяемых в профессиональной деятельности педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponenty_tsifrovoy_gramotnosti_pedagogov.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

                    Компоненты цифровой грамотности педагогов.

              Понятие цифровая грамотность не является принципиально новым видом грамотности. Понятие информационной грамотности существует не более

50 лет. В концепции информационной грамотности основное внимание уделяется умению чётко формулировать информацию, необходимую для того, чтобы решить проблему или принять эффективное решение, организовать и расположить её в подходящих и удобных форматах, чтобы удовлетворить интересы предполагаемых пользователей, быстро и легко общаться, использовать информацию по назначению, для которого она была собрана, а затем индексировать и архивировать её для возможного последующего использования.

              Информационная грамотность позволяет людям во всех сферах жизни эффективно искать, оценивать, использовать и создавать информацию для достижения своих личных, социальных, профессиональных и образовательных целей. Информационно грамотный человек способен адекватно интерпретировать полученные сведения, принимать обоснованные суждения, а также самостоятельно создавать различные формы сообщений и транслировать их.

Признаки информационно грамотного человека:

-        понимает роль и степень влияния информации на жизнь (знания);

-        умеет искать и находить информацию на разных ресурсах (навыки);

-        понимает пользу и вред информации (установки).

Согласно данным Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» наблюдаются целевые значения по доле (в процентах от общего количества) россиян, обладающие цифровой грамотностью и ключевыми компетенциями цифровой экономики составляет:

        26% населения в 2018 году;

        27 % населения в 2019 году;

        30% населения в 2020 году;

        32 % населения в 2021 году.

Согласно исследованиям национального агентства финансовых исследований (НАФИ) 2018–2020 — 30% педагогов используют цифровые технологии в преподавательской деятельности дольше 16 лет, 24% — от 11 до 15 лет.

Педагоги с большим стажем, а также педагоги по точным наукам, чаще используют цифровые технологии в учебном процессе.

Компьютерная грамотность

По мере развития цифровых технологий группы населения, которые имеют к ним доступ, получают всё более широкие возможности. При этом возможности социальных групп, которые имеют меньший доступ к цифровым технологиям или не имеют его вовсе, уменьшаются, снижается их конкурентоспособность.

             Признаки компьютерно-грамотного человека:

-        понимает технические составляющие компьютера и принципы их взаимодействия (знания);

-        легко использует цифровые устройства вне зависимости от платформы / интерфейса (навыки);

-        понимает «предназначение» компьютера и целей его использования (установки).

По тем же исследованиям НАФИ 2018–2020 90% педагогов отметили, что им легко работать на компьютере и других цифровых устройствах, 69% интересуются новыми приложениями, программами и ресурсами.

                 Коммуникативная грамотность — это залог развития и поддержания социальных связей и социального капитала каждого человека. Коммуникация в интернете позволяет компенсировать распад традиционных связей.

Признаки коммуникативно грамотного человека:

-        понимает отличия цифровых коммуникаций от живого общения (знания);

-        умеет использовать современные средства коммуникации — социальные сети, мессенджеры (навыки);

-        осознает наличие особой этики и норм общения в цифровой среде (установки).

               Медиаграмотность позволяет человеку ориентироваться в медиапространстве, искать новости, допуская, что средства массовой информации (СМИ) могут неполно или недостоверно их освещать. Навык работы с медиатак же, как и остальные навыки, формирующие цифровую грамотность, ведёт к улучшению качества жизни.

Медиаграмотность подразумевает также умение работать с медиаконтентом. В современном обществе люди выступают в двух ролях — как потребители и как производители медиаконтента. Соответственно, человеку необходимо развивать навыки не только потребления, но и создания контента.

                  Признаки медиаграмотного человека:

-        понимает многообразие источников информации, форм и каналов её распространения (знания);

-        умеет искать новости в разных источниках, проверять их полноту и достоверность (навыки);

-        критично относится к информационным сообщениям, новостям (установки).

                 Отношение человека к инновационным технологиям стоит в одном ряду с информационной, компьютерной, коммуникативной и медиаграмотностью.

Если человек следит за технологиями, он больше заинтересован в развитии собственной цифровой грамотности.

Человек, позитивно воспринимающий технологии, характеризуется тем, что:

-        понимает технологические тренды (знания);

-        готов работать с новыми и современными технологиями — приложениями, гаджетами (навыки);

-        понимает пользу технологических инноваций как для развития общества, так и себя лично (установки).

В целом по уровню цифровой грамотности педагоги опережают учащихся.

В то же время каждый третий педагог утверждает, что существенная доля коллег (от 40% до 100%) использует цифровые технологии неуверенно.

Следовательно, существует необходимость развития у педагогов:

-        знаний в области современной компьютерной техники и программного обеспечения, а также принципов их работы;

-        навыков использования современных технологий (гаджетов и приложений);

-        установок в области верификации информации из интернета и СМИ и в отношении пользы современных гаджетов для повседневной жизни человека.

Данный шаг является необходимой предпосылкой для последующего развития ИКТ-компетенций, применяемых в профессиональной деятельности педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цифровая грамотность- компетенция современного учителя

Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) — одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интерн...

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Анализ современных исследований в области цифровизации образованияпоказывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризацииобразования.В нашей стране уже успешно завершился этап формирова...

Родительское собрание "Дети в цифровом мире: цифровая грамотность и границы безопасности"

Родительское собрание "Дети в цифровом мире: цифровая грамотность и границы безопасности"https://www.youtube.com/watch?v=OQV0IuY-Ito...

Всероссийская образовательная акция по определению уровня цифровой грамотности "Цифровой диктант 2020"

В 2020 году всероссийская акция "Цифровой диктант" проходила с 28 марта по 11 апреля и стала самой масштабной в России проверкой знаний в области цифровой грамотности. Мои ученики 10-11 клас...

Цифровая грамотность: учиться, чтобы учить

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24221070","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"408","width":"700"}}]]Цифровая грамотность — это грамотность XXI века, язык...

Цифровая грамотность: инструменты учителя XXI века

Цифровая грамотность: инструменты учителя XXI века...