Цифровая грамотность: учиться, чтобы учить
статья
Цифровая грамотность — это грамотность XXI века, язык, на котором говорят все — и люди, и машины. В связи с развитием цифровой экономики возникает необходимость повышения цифровой грамотности как школьников, так и взрослых. В современном мире, в условиях развития цифровой экономики подход к образованию также должен измениться. Он должен стать доступен для всех граждан Российской Федерации.
«Важнейший вопрос — это готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Нужно обеспечить широкое цифровое просвещение, запустить программы переобучения о цифровых технологиях», — заявил Президент РФ Владимир Путин на Совещании по развитию технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 года.
Развитие цифровой грамотности населения — одна из ключевых задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был утвержден по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 9 февраля 2018 года.
Актуальность этой задачи сегодня поддержана не только государством, но и бизнесом — у многих компаний уже есть открытые программы развития цифровой грамотности — современные, дружественные для пользователей, регулярно обновляемые. В 2020 году обучение по таким программам пройдут 2 миллиона человек, а до конца 2024 года это число вырастет до 10 миллионов.
Работа по повышению цифровой грамотности, с одной стороны, важна как для работодателя — она поможет профориентации, появлению новых профессионалов, призванных развивать цифровые технологии и сервисы в компании. С другой стороны, будет расти профессионализм потребителей цифровых сервисов в понимании услуг дата-центров и облачных решений, информационной безопасности, больших данных и аналитики, биометрии, квантовых коммуникаций и многого другого.
Компании, которые входят в эту эпоху, должны заботиться не только о качестве выпускаемой продукции, но и о том, что их потребители будут готовы к ней, применять технологии и пользоваться различными цифровыми решениями. Главная задача — выстроить взаимодействие между гражданами и производителями сервисов, сделать их максимально доступными для каждого.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Определение ИКТ‑компетенций педагога включает как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
В 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков: «Профессиональные обязанности», «Цифровые ресурсы», «Преподавание и учеба», «Оценка учащихся», «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе», «Развитие цифровой компетенции учащихся».
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Понятие «цифровая грамотность» относится к таким категориям, которые находятся в постоянном движении. Это понятие меняется и расширяется, с тем чтобы включить в него новые виды практики и навыки, обеспечиваемые новыми цифровыми технологиями.
Одно из определений цифровой грамотности выглядит следующим образом: «Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета».
Однако в свете революции в социальных сетях, широкого распространения интернет-технологий, понимание цифровой грамотности быстро меняется. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Это, прежде всего, уметь:
- быстро находить и оценивать большие массивы информации;
- создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
- быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
- снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;
- создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
- создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями;
- эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
- защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.
Это актуальные требования сегодняшнего дня. Учитель может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или в недостаточной степени. Что из данных умений для него является более приоритетным. Наверняка через несколько лет приоритеты поменяются. Но в том и особенности современного учителя: учиться всю жизнь.
Правительство утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. Помимо чисто бюрократических процедур вроде создания паспортов проектов, мониторингов и дорожных карт из документа можно узнать о планах государства в отношении повышения квалификации и аттестации педагогов.
Прежде всего, новая система аттестации заработает не ранее 2022/2023 учебном году. Только к 1 марта 2022 года должны быть, в соответствии с постановлением правительства, подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация же пройдет в 2021-2022 годах. 1 июня нынешнего года должен появиться приказ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который обобщит предложения по итогам общественного обсуждения. К 1 ноября запланированы разработка и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена. При этом предложения по квалификационным категориям должны, судя по документу, появиться к началу 2021 года.
Помимо уже начавшейся формироваться сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства Министерство просвещение создаст сеть симуляционных центров (виртуальных лабораторий), а на базе вузов - центры сопровождения педагогов. Кроме того, гранты будут выделены на обновление дополнительных профессиональных программ и повышение квалификации педагогических работников системы общего образования.
Онлайн-сервисы и платформы для бесплатного обучения цифровой грамотности, которые помогут педагогическим работником, представлены в публикации старшего методиста СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества», члена правления Ассоциации специалистов медиаобразования (АСМО) Виктории Борисовны Горевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tsifrovaya_gramotnost_goreva_vb.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровая грамотность: учиться, чтобы учить
Горева Виктория Борисовна, старший методист СПб ГБНОУ «Центр регионального и международного сотрудничества» |
Цифровая грамотность — это грамотность XXI века, язык, на котором говорят все — и люди, и машины. В связи с развитием цифровой экономики возникает необходимость повышения цифровой грамотности как школьников, так и взрослых. В современном мире, в условиях развития цифровой экономики подход к образованию также должен измениться. Он должен стать доступен для всех граждан Российской Федерации.
«Важнейший вопрос — это готовность общества, граждан к повсеместному внедрению таких технологий. Нужно обеспечить широкое цифровое просвещение, запустить программы переобучения о цифровых технологиях», — заявил Президент РФ Владимир Путин на Совещании по развитию технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 года.
Развитие цифровой грамотности населения — одна из ключевых задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». План мероприятий по направлению «Кадры и образование» программы «Цифровая экономика Российской Федерации» был утвержден по итогам заседания Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 9 февраля 2018 года.
Актуальность этой задачи сегодня поддержана не только государством, но и бизнесом — у многих компаний уже есть открытые программы развития цифровой грамотности — современные, дружественные для пользователей, регулярно обновляемые. В 2020 году обучение по таким программам пройдут 2 миллиона человек, а до конца 2024 года это число вырастет до 10 миллионов.
Работа по повышению цифровой грамотности, с одной стороны, важна как для работодателя — она поможет профориентации, появлению новых профессионалов, призванных развивать цифровые технологии и сервисы в компании. С другой стороны, будет расти профессионализм потребителей цифровых сервисов в понимании услуг дата-центров и облачных решений, информационной безопасности, больших данных и аналитики, биометрии, квантовых коммуникаций и многого другого.
Компании, которые входят в эту эпоху, должны заботиться не только о качестве выпускаемой продукции, но и о том, что их потребители будут готовы к ней, применять технологии и пользоваться различными цифровыми решениями. Главная задача — выстроить взаимодействие между гражданами и производителями сервисов, сделать их максимально доступными для каждого.
Готовность педагогов к использованию цифровых технологий в учебном процессе
В последние годы во многих странах, в том числе и в России, предпринимается много усилий, направленных на изучение условий и последствий применения в образовательном процессе цифровых технологий, описывающих изменение учебной и внеучебной работы педагогов, новых требований, предъявляемых к ним администрациями учебных заведений. При этом широко освещаются как положительные, так и отрицательные последствия этого процесса. Детальный анализ опыта стран, являющихся лидерами в области образования, позволил уйти от простого перечня требований, предъявляемых к техническим навыкам педагогов, применяемых на учебных занятиях. Определение ИКТ‑компетенций педагога включает как систему прикладных знаний, навыков и установок, позволяющих организовать все стадии педагогической работы и улучшить качество обучения на основе возможностей, предоставляемых цифровыми технологиями (индивидуализация обучения, техническое решение творческих задач, интерактивная проектная работа и др.).
В 2018 году Аналитический центр НАФИ от лица Российской Федерации вступил в работу межстрановой экспертной группы Европейской комиссии (European Commission) по разработке рамки цифровых компетенций педагогов. Итогом совместной работы экспертов стала Европейская рамка технологических компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu). В DigCompEdu выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков: «Профессиональные обязанности», «Цифровые ресурсы», «Преподавание и учеба», «Оценка учащихся», «Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе», «Развитие цифровой компетенции учащихся».
В 2018 году Аналитическим центром НАФИ было проведено первое в России комплексное измерение уровня цифровой грамотности. В рамках исследования были получены значения индекса цифровой грамотности как для россиян в целом, так и для отдельных социальных подгрупп. Учителя школ и преподаватели вузов обладают высоким уровнем цифровой грамотности, который существенно превышает среднероссийский уровень. Если сравнивать уровень цифровой грамотности педагогов и их учеников, можно отметить, что уровень цифровой грамотности педагогов превышает уровень цифровой грамотности подростков 12–17 лет и молодых людей 18–24 лет, несмотря на то, что и представители данных целевых подгрупп продемонстрировали достаточно высокий уровень цифровой грамотности — 73 п.п из 100 возможных — среди подростков (14–17 лет), и 77 п. п. из 100 возможных — среди молодых людей в возрасте 18–24 года.
Коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.
Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.
Понятие «цифровая грамотность» относится к таким категориям, которые находятся в постоянном движении. Это понятие меняется и расширяется, с тем чтобы включить в него новые виды практики и навыки, обеспечиваемые новыми цифровыми технологиями.
Одно из определений цифровой грамотности выглядит следующим образом: «Цифровая грамотность — это набор знаний, умений и навыков, которые необходимы для жизни в современном мире, для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета».
Однако в свете революции в социальных сетях, широкого распространения интернет-технологий, понимание цифровой грамотности быстро меняется. Что значит обладать цифровой грамотностью в современных условиях? Это, прежде всего, уметь:
- быстро находить и оценивать большие массивы информации;
- создавать собственный алгоритм чтения, знакомства с информацией через сложные коллекции связанных текстов;
- быстро создавать связи между широко разрозненными идеями и областями опыта;
- снимать, копировать и редактировать цифровые фотографии и видео;
- создавать мультимедийные документы, сочетающие в себе слова, графику, видео и аудио;
- создавать и поддерживать динамические онлайн профили и управлять большими и сложными онлайн социальными сетями;
- эффективно учиться и ориентироваться в онлайн-мирах и взаимодействовать в виртуальных средах;
- защитить свои личные данные от неправомерного использования другими.
Это актуальные требования сегодняшнего дня. Учитель может определиться, взвесить, каким из умений он не владеет вообще или в недостаточной степени. Что из данных умений для него является более приоритетным. Наверняка через несколько лет приоритеты поменяются. Но в том и особенности современного учителя: учиться всю жизнь.
Правительство утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников. Помимо чисто бюрократических процедур вроде создания паспортов проектов, мониторингов и дорожных карт из документа можно узнать о планах государства в отношении повышения квалификации и аттестации педагогов.
Прежде всего, новая система аттестации заработает не ранее 2022/2023 учебном году. Только к 1 марта 2022 года должны быть, в соответствии с постановлением правительства, подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация же пройдет в 2021-2022 годах. 1 июня нынешнего года должен появиться приказ «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», который обобщит предложения по итогам общественного обсуждения. К 1 ноября запланированы разработка и согласование оценочных средств для проведения квалификационного экзамена. При этом предложения по квалификационным категориям должны, судя по документу, появиться к началу 2021 года.
Помимо уже начавшейся формироваться сети центров непрерывного повышения профессионального мастерства Министерство просвещение создаст сеть симуляционных центров (виртуальных лабораторий), а на базе вузов - центры сопровождения педагогов. Кроме того, гранты будут выделены на обновление дополнительных профессиональных программ и повышение квалификации педагогических работников системы общего образования.
Онлайн-сервисы и платформы для бесплатного обучения цифровой грамотности
- Образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф
В конце декабря 2019 года Университет 20.35 и российские компании-лидеры цифровой экономики запустили образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. Портал представляет собой библиотеку знаний по безопасному и эффективному использованию цифровых технологий и сервисов.
На онлайн-сервисе представлены видеокурсы по самым важным цифровым компетенциям: большие данные, кибербезопасность, навыки программирования. На сайте размещены обучающие видеоролики и статьи о том, как настроить и пользоваться гаджетами, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления и почему важна цифровая гигиена. Платформа содержит ответы на вопросы как для начинающих, так и продвинутых пользователей.
Новый сервис позволит обучиться необходимым в повседневной жизни навыкам, поможет настроить и пользоваться гаджетами, покажет, как не стать жертвой мошенников в интернете, как работать с приложениями банковских и других сервисов, что делать с компьютерными вирусами, как безопасно инвестировать накопления.
Платформа предоставляет пользователям структурированную информацию в формате микрообучения и гарантирует экспертизу в вопросах цифровой грамотности со стороны компаний-разработчиков.
- Единый федеральный портал «Цифровая образовательная среда ДПО»
Выбрать дополнительную профессиональную программу учителям поможет единый федеральный портал дополнительного профессионального педагогического образования цифровой образовательной среды ДПО (dppo.edu.ru), разработанный под эгидой Минпросвещения России.
В нём представлены ресурсы, позволяющие педагогам ориентироваться в перечне образовательных программ, модули методической информации и каталог лучших электронных образовательных программ и ресурсов для организации обучения по программам ДПО.
Портал позволяет размещать информацию для педагогических работников, авторов и разработчиков программ ДПО, экспертов, преподавателей и администрации образовательных организаций ДПО.
- Всероссийский образовательный проект «Урок цифры»
Проект стартовал в декабре 2018 года по инициативе Минпросвещения России, Минкомсвязи и организации «Цифровая экономика». Серия необычных уроков информатики, рассчитанных на учеников с 1‑го по 11‑й класс, в игровой форме знакомит ребят с основами программирования и цифровыми технологиями. Кроме того, учебные материалы, разработанные ведущими ИТ-компаниями, помогают ученикам сориентироваться в престижных профессиях будущего. По данным Минпросвещения РФ, за год в акции приняли участие более 14 млн школьников из всех регионов страны.
31 октября 2019 года в Москве состоялась конференция «Урок цифры для учителей России», приуроченная к запуску нового сезона всероссийского проекта. Обучение по использованию современных цифровых технологий для популяризации уроков информатики прошли более 150 педагогов из 14 регионов страны.
В течение 2019-2020 учебного года планируется провести пять «Уроков цифры» для школьников. Первым стал ноябрьский урок по большим данным от Mail.ru Group. В нем приняли участие свыше 2,6 миллиона школьников, родителей и учителей. В декабре прошли занятия от фирмы «1С» на тему «Сети и облачные технологии». В феврале 2020 года запланирован урок «Персональные помощники» по материалам Яндекса. В марте 2020 года главным партнером урока на тему «Безопасность будущего» станет «Лаборатория Касперского». Завершится учебный цифровой год уроком «Искусственный интеллект и машинное обучение», подготовленным благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее».
- «Я Учитель»
Программа развития педагогов, которая помогает учителям освоить навыки и практики преподавания, необходимые для обучения детей в современном мире. Материалы — это готовые практики, которые можно сразу применять на уроке. Все материалы «Я Учителя» бесплатные. Вебинары и онлайн-курсы от Яндекс.Учебник. Сегодня вопрос формирования информационных компетенций у детей как никогда становится актуальным. Чтобы ученики смогли ориентироваться в огромных массивах данных, важно заложить умение работать с информацией еще в начальной школе. Как научить детей работать с разными типами – вебинары от Яндекс.Учебник.
- Курс «Безопасность в интернете»
Курс для школьников 6—9 классов на платформе Stepik будет полезен и родителям, а также учителям, планирующим рассказывать в школе о безопасном использовании интернета, например, во время Всероссийского урока по безопасности в интернете, или проводить уроки финансовой грамотности. В курсе три раздела. Каждый раздел состоит из конспекта для самостоятельного изучения, видео-урока и теста, помогающего лучше усвоить изученный материал.
- Учебная программа «Азбука Интернета»
Cистема качественного обучения граждан старшего поколения и людей с ограниченными возможностями основам работы с компьютером и интернетом.
- Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности
На сайте Единого урока информационной безопасности обучающиеся образовательных организаций в возрасте с 7 до 19 лет могут пройти тестирование, разделенное для трех возрастных категорий: младшая группа (6-11 лет), средняя (12-16 лет) и старшая (17-19 лет).
В каждом тесте представлены 20 вопросов, разработанные с учетом возрастной группы и включающие основные аспекты информационной безопасности: информационные, потребительские, технические и коммуникативные аспекты информационной безопасности. В конце теста обучающийся может узнать сразу результаты своего тестирования, а также получить бесплатный электронный документ об успешном прохождении контрольной работы и об участии в Едином уроке безопасности в сети «Интернет» в 2019 году со своими результатами.
- Портал «Единыйурок.дети»
Портал является проектом Экспертного совета по информатизации системы образования и воспитания при Временной комиссии Совета Федерации по развитию информационного общества. Проект направлен на эффективную реализацию за счет использования информационных технологий письма заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной от 27 мая 2019 года N ТС-1314/04 "О календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год". На сайте обучающиеся в возрасте от 11 до 21 года могут пройти информационные викторины и дистанционные курсы в рамках тематических уроков и мероприятий Календаря.
- Онлайн-курсы на портале «Нетология»
«Нетология-групп» — крупнейшая компания в русскоязычном пространстве, специализирующаяся на онлайн-образовании полного цикла. Компания фрмирует эффективные, образовательные методики обучения; разрабатывает технологические платформы, инструменты и интерфейсы онлайн-образования для реализации методических разработок; привлекает лучших методистов и преподавателей для создания образовательного контента.
- Курс повышения квалификации для учителей по цифровой грамотности и современным информационным технологиям от Кодвардса и МПГУ
Уникальная авторская программа, созданная ведущими экспертами Московского педагогического государственного университета, педагогами-победителями всероссийских образовательных конкурсов и признанными лидерами ИТ-индустрии.
- «Культурный марафон»
Всероссийский образовательный проект, который состоит из тестов, заданий и сценариев уроков, разработанных Яндексом в сотрудничестве с признанными экспертами. Используя эти материалы, можно провести увлекательное занятие в любой точке страны. Уроки посвящены четырем темам — кино, архитектуре, театру и музыке — и рассчитаны на разные возрастные группы.
- Игры, которые способствуют развитию межпредметных навыков
Существуют игры, которые не только способствуют развитию межпредметных навыков, но и помогают в изучении истории и обществознания.
- Civilization VI в помощь учителю истории
Этой игре уже 28 лет, но ее популярность не падает и сегодня. Civilization регулярно обновляется.
В Civilization с удовольствием играет уже не одно поколение школьников. Для того чтобы она приносила им не только удовольствие, но и пользу, учителю истории стоит вникнуть в суть игры и придумать особые домашние задания ученикам-геймерам: например, разработать и применить на высоком уровне сложности стратегию развития России, избегая войн и конфликтов с государствами-соседями.
- Общественные науки с Democracy 3
Democracy 3 – полноценный симулятор, который помогает разобраться в закономерностях и тонкостях демократической системы, а также дает возможность не со страниц скучного учебника, а в игровых ситуациях получить представление о политических коммуникациях.
Игра помогает наглядно представить теоретические положения курса обществознания: как граждане влияют на действия власти, как взаимодействуют партии и благодаря каким действиям политические лидеры становятся любимцами народа.
Игры Democracy 3 и Civilization VI тренируют умение мыслить критически, просчитывать последствия тех или иных действий, выявлять причинно-следственные связи между событиями. Ну а кроме этого, учитель, владеющий геймерской терминологией и предлагающий изучать материалы урока с помощью компьютерных игр, обязательно завоюет дополнительный авторитет у школьников.
- Компьютерная игра Minecraft в образовании
В 2009 году шведский программист Маркус Перссон в свободное от работы время создает игру. К концу 2011 года она уже становится культурным феноменом. Теперь это третья по популярности видеоигра в истории после Tetris и Wii Sports. В ней нет рейтинговых систем или финального босса, нет цели, которую создатели ставят перед игроками. Каждый преследует свою собственную. Minecraft — это своего рода цифровое лего, где все сделано из блоков, а единственное ограничение — воображение игрока.
В игру для образовательных учреждений добавили такие инструменты, как камера и портфолио. С их помощью ученики делают снимки, фиксируют прогресс. Нововведения для преподавателей создавались с учетом реального опыта учителей, которые использовали игру на своих уроках.
Сегодня преподаватели более 400 школ по всему миру используют Minecraft на своих занятиях. Школьники исследуют затонувшие корабли и пишут о них сочинения, изучают трехмерную систему координат, строят модели атомов и молекул, знакомятся с альтернативными источниками энергии. Благодаря своей гибкости игра легко подстраивается под разные дисциплины.
Источники и литература
- Бороненко Т. А., Кайсина А. В., Федотова В. С. Развитие цифровой грамотности школьников в условиях создания цифровой образовательной среды // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 167-193. doi: 10.32744/pse.2019.2.14
- Цифровая грамотность российских педагогов. URL: https://nafi.ru/projects/sotsialnoe-razvitie/tsifrovaya-gramotnost-rossiyskikh-pedagogov/ (дата обращения: 14.01.2020).
- В России заработал образовательный ресурс цифроваяграмотность.рф. URL: https://www.ntinews.ru/news/unti/v-rossii-zarabotal-obrazovatelnyy-resurs-tsifrovayagramotnost-rf.html (дата обращения: 14.01.2020).
- Портал «Цифровая грамотность». URL: http://xn--80aaefw2ahcfbneslds6a8jyb.xn--p1ai/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Единый федеральный портал «Цифровая образовательная среда ДПО». URL: https://dppo.edu.ru/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Инициативы Яндекса. URL: https://initiative.yandex.ru/ (дата обращения 31.01.2020).
- Цифровые образовательные ресурсы в начальной школе на примере Яндекс.Учебника. URL: https://education.yandex.ru/uchitel/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Всероссийский образовательный проект «Культурный марафон». URL: https://education.yandex.ru/culture/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Курс «Безопасность в интернете». URL: https://stepik.org/course/191/promo (дата обращения: 14.01.2020).
- Всероссийская контрольная работа по информационной безопасности. URL: http://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/component/k2/item/17-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet (дата обращения: 14.01.2020).
- Портал «Единыйурок.дети». URL: http://www.xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Курс повышения квалификации для учителей по цифровой грамотности и современным информационным технологиям. URL: https://codewards.ru/upgrade (дата обращения: 14.01.2020).
- Онлайн-курсы на портале «Нетология». URL: https://netology.ru/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Игры, которые способствуют развитию межпредметных навыков. URL: https://activityedu.ru/Blogs/method/otkryvaem-noutbuki-igry-dlya-izucheniya-istorii-i-obshchestvoznaniya/?utm_source=vkontakte&utm_medium=obshchee&utm_campaign=article/ (дата обращения: 14.01.2020).
- Как компьютерную игру Minecraft применяют в образовании. URL: https://activityedu.ru/Blogs/interesting/minecraft-v-obuchenii/ (дата обращения: 14.01.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Учусь, чтобы учить!"
Предложенная учителем технологии, педагогом дополнительного образования Ничковым Николаем Викторовичем тема рассчитана на 4 учебных часа и проводится в форме «Урока моделирования и преобразования моде...
УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ — УЧУСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ — УЧУСЬ ЖИТЬ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...
Эссе Чтобы учить, нужно учиться!
Сегодня как никогда легко набраться различной информации из интернета. Стоит лишь нажать клавишу в поисковике, и ты, кажется, становишься обладателем огромнейших сокровищ. Через два часа у...
Эссе "Чтобы учить, нужно учиться!"
laquo;Настоящий учитель учит только тому, чему не перестает учиться сам»,- утверждает Владимир Котиков. С этим трудно не согласиться. Действительно, если хочешь быть настоящим учите...
Эссе на тему: " Чтобы учить, надо учиться"
Эссе на тему: " Чтобы учить, надо учиться"...
Эссе "Учиться чтобы учить"
Конкурсное эссе...
Эссе на "Учитель года-2020". Тема: "Учиться, чтобы учить"
quot;Уча других, также учишься" Н.В.Гоголь...