ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
статья

Анализ современных исследований в области цифровизации образования

показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации

образования.

В нашей стране уже успешно завершился этап формирования и

совершенствования инфраструктуры и цифровизация современного

образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и

подготовку учителей к эффективному её использованию. Компьютеры,

поступившие в школы, стали катализаторами инновационных процессов в

образовании и широко применялись для преподавания, обучения, получения

доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsifrovaya_gramotnost.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ

ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СОВРЕМЕННОЙ

ШКОЛЫ

Анализ современных исследований в области цифровизации образования

показывает, что этап цифровизации идет следующим после компьютеризации

образования.

В нашей стране уже успешно завершился этап формирования и

совершенствования инфраструктуры и цифровизация современного

образования, прежде всего, должна осуществляться через мотивацию и

подготовку учителей к эффективному её использованию. Компьютеры,

поступившие в школы, стали катализаторами инновационных процессов в

образовании и широко применялись для преподавания, обучения, получения

доступа к данным, управления и коммуникационного взаимодействия школ.

Оценка результатов образования почти всегда связана с видами

образовательной деятельности, основанными на применении ИКТ, а методика

обучения с использованием ИКТ получает все большее распространение.

Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) —

одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается

созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интернет-

технологий с 1996 года, проводит всероссийское исследование, которое

позволит оценить уровень знаний россиян о современных технологиях и

электронных услугах (сайт доступа — Индекс цифровой грамотности). В

основу положены следующие основные понятия: цифровая грамотность,

2

рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью:

компьютерной и ИКТ грамотностью. Цифровая грамотность служит

катализатором развития, потому что содействует самообразованию и

приобретению других важных жизненных навыков гражданина

информационного общества, потребителя электронных услуг.

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Компьютерная грамотность включает и пользовательские, и

специальные технические навыки в области компьютеров.

ИКТ грамотность включает коммуникационную составляющую как

набор пользовательских навыков для использования сервисов и

культурных предложений, которые поддерживаются компьютером и

распределяются через Интернет, и информационную составляющую,

которая сосредоточена на ключевых аспектах общества, основанного

на знаниях: способности оптимальным образом находить, получать,

выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать

цифровую информацию.

Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» (IFAP) на основе

международного опыта сформулировала «индикаторы развития

информационного общества», определяя цифровую грамотность как

важнейший жизненный навык. В мае 2007 г. были утверждены 16 ключевых

индикаторов для мониторинга процесса достижения задач в области

образования в условиях формирования информационного общества. Многие из

них имеют прямое отношение к цифровой грамотности: навыки в области ИКТ,

гражданские навыки, навыки в области самообразования, участие взрослых в

непрерывном обучении на протяжении жизни.

Высокая ценность этих ключевых навыков, несомненно, требует

непрерывного развития цифровой грамотности граждан.

Цифровая грамотность – важный жизненный навык, влияющий на

все области современной жизни и профессиональной деятельности.

Для семи из шестнадцати индикаторов развития информационного

общества центральную роль играет именно цифровая грамотность. В прошлом

веке сдвиг от производства товаров к предоставлению услуг привел к

построению экономики, основанной на информации и знаниях. Компьютеры

заменяют работников в выполнении рутинных физических и умственных задач,

но они же дополняют творческий, исследовательский, интеллектуальный труд.

Современные организации и компании столкнулись с проблемой

реструктуризации рабочего процесса, что означает появление

распределенных организационных структур, децентрализацию процесса

принятия решений, более широкий обмен информацией, гибкий рабочий

график и сотрудничество внутри команды, работающей над проектом.

Компании, реализующие такие перемены в организационных структурах и

деловой практике, нуждаются в новых навыках, особенно в области ИКТ, новой

организации рабочих мест с использованием коммуникаций, обмена

информацией и компьютерного моделирования производственных процессов.

3

Процент рутинных умственных и физических задач в экономике снижается, а

доля нерутинных аналитических и интерактивных задач возрастает.

Возникающая в итоге новая кадровая политика требует от работников

способности гибко реагировать на сложные проблемы, эффективно

использовать коммуникации, обрабатывать информацию, работать в команде,

использовать информационные технологии и производить новые знания.

Сегодня новым вызовом для традиционной системы образования

становится необходимость закладывать основы цифровой грамотности на всех

уровнях образования, а это требует профессионального развития

преподавателей и учителей. Вопросы формирования цифровой грамотности в

системе общего образования решаются на основе обзора опыта принятия

решений по данной проблеме в разных странах, в том числе по развитию

интеграции ИКТ в образовательные программы, в информационную

образовательную среду сетевого взаимодействия школ и управления школами

на основе использования ИКТ.

Цифровая грамотность и базовые компетенции

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами

образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно

быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая

грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других

базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем

национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых

технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся

легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз

данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с

традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой

грамотности является и управленческая информация, предоставляемая

учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн

сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны,

интегрированная и оценочная информация становится частью навыков,

осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке

информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными

цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для

будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ –

доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный

обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети,

поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и

досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями,

следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная

грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление

социальным поведением.

4

Доступ к информации определяется как идентификация информационных

источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что

является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда

значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако

поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по

управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно

применить существующие традиционные организационные или

классификационные схемы для оценки содержания источника. Например,

книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство

веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением,

заслуживающим доверия.

Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности,

актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет

здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время

создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие

навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в

результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление

информацией стало насущной частью программ формирования цифровой

грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и

обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В

случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и

репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая

трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять

противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую

разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и

вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты,

таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием

ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте

особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов

грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации

путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения

или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой

грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков,

способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют

формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных

видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ

обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее

презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые

прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать

другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал

5

коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве

социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку,

работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и

интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными

компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в

цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно

использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной

грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая

грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в

области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны

следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность

преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать

ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной

деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

Оценка уровня цифровой грамотности

Наиболее распространенным инструментом для оценки цифровой

грамотности является электронное или цифровое портфолио – собрание

электронных свидетельств, собранных и определяемых пользователем,

обычно с использованием Web.

Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст,

файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов и гиперссылки.

Электронные портфолио одновременно являются демонстрацией умений

пользователя и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в

Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого

времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие

варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для

разных целей.

Вот три основных типа электронных портфолио, хотя о них можно

говорить и в других контекстах:

направленное на развитие (например, рабочее);

рефлексивное (например, учебное);

презентационное (например, пакет образцов работы).

Портфолио, направленное на развитие, – это регистрация того, что автор

сделал за определенный период времени, оно может быть структурировано в

связи с результатами пользователя. Рефлексивное портфолио включает личные

размышления по поводу контента и оценки того, что он означает для развития

владельца портфолио. Презентационное портфолио показывает достижения

владельца в плане конкретной работы или в отношении поставленных целей,

следовательно, оно составлено избирательно. Когда оно используется для

заявки на получение работы, его можно назвать «карьерным портфолио». Три

основных типа могут соединяться для достижения определенных учебных,

личных или деловых целей; владелец электронного портфолио обычно сам

определяет уровень доступа к нему.

6

Список литературы:

1. Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных

навыков. Журнал «Психология, социология и педагогика» № 7 (46) Июль 2015 |

Рубрика: Педагогика

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Электронный

ресурс. Доступ: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf

3. Кучмаева О. В., Ростовская Т. К., Рязанцев С. В. Вызовы цифрового

будущего и устойчивое развитие России. Социально-политическое положение и

демографическая ситуация в 2017–2018 годах. М.: ИСПИ РАН, 2018.

4. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной

грамотности II Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества

(МЦБС), Москва. 2013. С. 68.

5. Шариков А.В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности.

Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.

6. Давыдов С.Г., Логунова О.С. Проект "Индекс цифровой грамотности":

методические эксперименты. Журнал «Социология: методология, методы,

математическое моделирование». 2015. № 41. С. 120-141.

7. Давыдов С.Г., Логунова О.С., Шариков А.В. Цифровая грамотность

российских регионов: индустриальный взгляд. XVII Апрельская

международная научная конференция по проблемам развития экономики и

общества: в 4 кн.. Кн. 3. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В  условиях  реализации  национальной  образовательной  стратегии-инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связан...

Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате

Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате...

Цифровая грамотность- компетенция современного учителя

Региональный общественный центр интернет технологий (РОЦИТ) — одна из старейших общественных организаций Рунета, которая занимается созданием дружественной интернет-среды и популяризацией интерн...

Психологический квест по формированию коммуникативных навыков обучающихся начальной школы с ОВЗ (коррекционное занятие)

Коррекционное  занятие посторонное  по  технологии квеста  ориентировано  на  формирование коммуникативных  навыков  детей  с ОВЗ,  обучающихся по...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Выступление «Пути и способы формирования финансовой грамотности как одной из компетенций обучающихся в современной школе»,2.01.2021

Финансовая грамотность – это инструмент, а наша задача научить школьников пользоваться этим инструментом....