Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате
статья на тему

Туниекова Альбина Ивановна

Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате

Скачать:


Предварительный просмотр:

Туниекова Альбина Ивановна, учитель МБОУ Усть-Чульской СОШ

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРИШКОЛЬНОМ ИНТЕРНАТЕ

В качестве руководителя колонии имени М.Горького и коммуны имени Ф.Э.Дзержинского А.С.Макаренко воспитал более 3000 беспризорников. Об опыте своей деятельности он написал в своих бессмертных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башне». Эти и другие труды А.С.Макаренко переведены на многие языки. У него появилось огромное число последователей среди прогрессивных педагогов всего мира.

А.С.Макаренко говорил, что «…правильное воспитание не может быть нетрудовым». Благодаря А.С.Макаренко, его методам и формам трудового воспитания, с помощью которых беспризорники активно включались в рабочий процесс, были получены поразительные результаты, описанные в его произведениях.

Труд играет большую роль в жизни детей, проживающих большую часть времени без родителей, в интернатных группах, и служит эффективным средством адаптации к самостоятельной жизни по окончании школы. В этот период воспитание как педагогический процесс становится очень важной задачей. Привитие трудолюбия, трудовых умений и навыков является важным направлением в организации воспитательного процесса интерната.

На протяжении многих лет существования Усть-Чульской средней школы в условиях пришкольного интерната классные руководители 5-11 классов вместе с воспитателями пришкольного интерната сопровождают процесс трудового воспитания с учётом перспектив развития каждого ребёнка и всей группы воспитанников, их индивидуальных, возрастных, типологических особенностей. Среди обучающихся каждого класса есть значительная часть воспитанников, проживающих в пришкольном интернате. Сотрудничество с воспитателями интерната, под чьим наблюдением находятся несколько обучающихся класса, в т.ч. привлечение их в воспитательные мероприятия в классе, совместное использование различных средств и методов, способствуют успешной социализации воспитанников, – вливаясь в общество, выпускники не только начнут зарабатывать себе на жизнь, но и будут выполнять различные социальные функции: создадут семью, будут растить детей, жить в соответствии с законами и правилами, регулирующими поведение человека в макро- и микросоциуме.

Цель трудового воспитания: формирование трудовых знаний, умений и навыков, необходимых в самостоятельной жизни. Система трудового воспитания, осуществляемая в интернате, решает следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к своему труду и труду других людей.

2. Формировать трудовые умения и навыки по самообслуживанию.

3. Развивать трудовое умение, умение планировать и организовывать свою работу.

4. Воспитывать трудолюбие, творческое отношение к труду, чувство долга и ответственности, честности,

5. Воспитывать умение сотрудничать в коллективной трудовой деятельности, оказывать взаимопомощь и взаимоподдержку.

Самым элементарным видом труда является самообслуживание. Классные руководители с воспитателями стараются привить детям привычку к самообслуживанию, чтобы это стало нормой, естественным процессом. Это происходит во время дежурств по классному кабинету, жилой комнате, столовой, интернату, при генеральной уборке этих помещений, при проведении социально-значимых акций по благоустройству и уборке территории школы и интерната

Приоритетные задачи:

Среднее звено

Основы жизнеобеспечения и трудовое воспитание

  1. ориентировка воспитанников в различных жизненных ситуациях;
  2. развитие алгоритма решения различных житейских проблем;
  3. отработка трудовых навыков по уходу за собой и своим жилищем;
  4. охрана природы

Старшее звено

Основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание

  1. профессиональное самоопределение – развитие способности конструировать возможные варианты будущего;
  2. жизнеобеспечение.

Таким образом, в Усть-Чульском пришкольном интернате классные руководители вместе с воспитателями создают такие условия проживания, которые способствуют развитию трудовых навыков, предполагают формирование устойчивого положительного отношения к труду и формируют основы социально-адаптивного поведения.

Список литературы

  1. А.С.Макаренко, «Собрание сочинений в 4-х томах», Москва, «Правда»
  2. М.П.Павлова, «Педагогическая система А.С. Макаренко», Москва, «Высшая школа»
  3. История педагогики - http://www.gala-d.ru/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Использование специальных приспособлений для формирования трудовых навыков у учащихся коррекционной школы"

Наблюдения за действиями  детей  с ограниченными возможностями здоровья  на уроках профессионального обучения показывают, что  некоторые трудовые операции вызывают у них знач...

Формирование трудовых навыков у воспитанников пришкольного интерната

В условиях пришкольного интерната воспитатели продолжают начатое в семье – реализовывают процесс трудового воспитания обучающихся лицея-интерната, воспитывают трудовые качества человека. Педагогическо...

Профориентационная работа как средство формирования социально - трудовых навыков обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение опыта. Теоретический материал, организация и система мероприятий воспитания и развития профориентационной направленности детей с интеллектуальной недостаточностью...

Развитие навыков эффективной коммуникации в поликультурном пространстве пришкольного интерната

Пришкольный интернат – это  своеобразная поликультурная образовательная среда, которая представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разных по возрасту, профилям обучения, со...

«Формирование трудовых навыков и умений у обучающихся, воспитанников в условиях модернизации образования»

Труд является одним из важнейших средств воспитания, в процессе труда формируется личность ребенка, а так же складываются взаимоотношения с коллективом....

Правила техники безопасности для детей, проживающих в пришкольном интернате

Инструктаж по правилам безопасного поведения для детей, проживающих в пришкольном интернате может быть использован в начале, в середине и в конце учебного года (под роспиь в журнале инструктажей). Мож...

Психологический квест по формированию коммуникативных навыков обучающихся начальной школы с ОВЗ (коррекционное занятие)

Коррекционное  занятие посторонное  по  технологии квеста  ориентировано  на  формирование коммуникативных  навыков  детей  с ОВЗ,  обучающихся по...