Развитие навыков эффективной коммуникации в поликультурном пространстве пришкольного интерната
статья по теме

Пакачакова Татьяна Васильевна

Пришкольный интернат – это  своеобразная поликультурная образовательная среда, которая представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разных по возрасту, профилям обучения, социальному положению и т.д.).

Поликультурная образовательная среда Аскизского интерната учитывает особенности обучающихся в их культурной идентификации, способствует их более успешной адаптации к инокультурным условиям на выходе из стен школы, когда воспитанники интерната уезжают продолжать обучение в вузах и ссузах республики и страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ханнинен Татьяна Олаховна, воспитатель МБОШИ «Аскизский лицей-интернат» Аскизского района Республики Хакасия

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ПРИШКОЛЬНОГО ИНТЕРНАТА

В современном обществе фиксируется недостаточная подготовленность обучающихся средней школы к взаимодействию с изменяющейся социальной средой, их неуверенность в собственных силах и низкий уровень компетентности в решении социальных проблем. Поэтому есть необходимость поиска средств и способов целенаправленной подготовки обучающихся к вхождению в новую социальную среду, которые помогут им как можно безболезненнее пройти процесс адаптации и социализации в социуме и успешно функционировать в обществе.  В этом случае развитие навыков эффективной коммуникации обучающихся – приоритетная задача воспитательной работы.

Пришкольный интернат – это  своеобразная поликультурная образовательная среда, которая представляет собой пересечение взаимодействующих субкультур (разных по возрасту, профилям обучения, социальному положению и т.д.).

Поликультурное, полилингвальное образование помогает обучающимся осознать общее в многообразии культур разных этносов. Педагогический коллектив Аскизского пришкольного интерната помогает обучающимся осознать, что в существующем мире есть множество ценностей, отличающихся от их собственных, и что любые ценности берут основу в традициях разных народов и являются для них закономерным плодом их опыта. 

Поликультурная образовательная среда Аскизского интерната учитывает особенности обучающихся в их культурной идентификации, способствует их более успешной адаптации к инокультурным условиям на выходе из стен школы, когда воспитанники интерната уезжают продолжать обучение в вузах и ссузах республики и страны.

Общение со своими сверстниками – ведущий вид деятельности в среднем и старшем школьном возрасте, поэтому вполне логично, что коммуникативные умения служат основой для межличностных отношений.

Коммуникативные умения, являясь содержательным элементом поликультурной среды пришкольного интерната, определяются как готовность и способность понять и быть понятым другими, владение и умение применять различные стили общения в соответствии с ситуацией.

Как показывает практика, наиболее эффективными в системе поликультурного обучения являются активные методы воспитания (коллективно-творческие дела, праздники, разнообразные игры, анализ ситуаций и др.), которые  дают возможность воспитанникам интерната прожить какое-то количество времени в конкретных ситуациях межкультурной коммуникации. Именно использование этих методов воспитания помогает партнерам по коммуникации обретать необходимые знания, навыки и опыт взаимодействия, развивают способность к успешным взаимоотношениям.

Ежегодно в интернате проходят различные мероприятия, направленные на формирование толерантного сознания и поведения обучающихся в поликультурной среде. Дети с увлечением участвуют в праздниках, творческих конкурсах, соревнованиях по национальным видам спорта:

2013 год – «Абахай» («Краса родной земли»), «Алып» («Богатырь родной земли»), общероссийский конкурс научных работ «Зимняя сказка» (работа «История празднования Нового года» (2 место, Диплом II степени).

2014 год – районный детский «Тун Пайрам» («Праздник первого молока») , «Чыл пазы» («Хакасский Новый год»), «Тынаг кунде» (тематический «Вечер отдыха»), «Чарых чылтызах» (итоговое творческое мероприятие), республиканский конкурс творческих работ (краеведческий путеводитель, Диплом участника) и пр.

Проживание в интернате помогает школьникам понять, осознать и оценить их собственную культуру, культуру одноклассников, учителей, родителей и других взрослых. В рамках программы воспитательной работы пришкольного интерната воспитанники среднего и старшего школьного возраста приобретают навыки адекватной оценки отдельных людей и социальных групп, а также учатся эффективно взаимодействовать друг с другом.

Список литературы

  1. Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан. 1986.
  2. Традиции хакасов в семье, http://festival.1september.ru/articles/581248/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коммуникаций в поликультурном пространстве образовательного учреждения

Статья посвящена межкультурным коммуникациям в образовательной среде современной России. Состояние межэтнических отношений в школе является зеркальным отображением ситуации в обществе.  Как и в л...

Конспект совместного занятия замещающих родителей с приемными детьми «Развитие навыков эффективного взаимодействия»

Участники на практике знакомятся с играми и упражнениями, направленными на эффективное взаимодействие взрослых и детей, гармонизацию детско-родительских отношений....

Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.

В статье анализируются трудности обучения немецкому языку как второму,предплагаются стратегии и решения....

Трудности обучения немецкому языку как второму: стратегии и решения. Развитие навыков спонтанной коммуникации.

Комбинация немецкого и английского языков чрезвычайно привлекательна в первую очередь потому, что английский и немецкий являются родственными языками. Изучение именно этих двух языков в одной связке п...

Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате

Формирование трудовых навыков обучающихся средней школы, проживающих в пришкольном интернате...

Мастер-класс «Обучение навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде»

Образование во всем мире находится в некотором кризисе или как минимум на этапе серьезных  изменений. Такие рассуждения часто звучат в любой стране мира. Детей должны учить не знаниям, а навыкам ...

Тренинг: «Развитие навыков эффективной коммуникации»

Данное тренинговое занятие по теме: «Развитие навыков эффективной коммуникации» оринтипровано на подростков, нацелено на развитие навыков взаимодействия в команде, навыков вербального и не...