ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
статья по экологии (10 класс) по теме

Дружинина Галина Евгеньевна

 

В  условиях  реализации  национальной  образовательной  стратегии-инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы  ориентироваться  в  потоке  информации,  творчески  решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Дружинина Г.Е.

МБОУ СОШ № 2 с углубленным изучением предметов

физико-математического цикла

В  условиях  реализации  национальной  образовательной  стратегии-инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы  ориентироваться  в  потоке  информации,  творчески  решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя − научить творчески мыслить школьников, то есть вооружить таким важным умением, как умение учиться. [1]

Задача нашей школы – обеспечить личностное развитие обучающихся: овладение  ими  различными  способами  саморазвития,  практичности, ответственности за свой профессиональный выбор, развития способности решения проблем. Учитель современной школы не только учит, но в первую очередь  создает  условия  для  запуска  процессов  саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников, вовлекает обучающихся в исследовательские проекты и творческую деятельность.

Одной из наиболее эффективных форм работы по экологическому образованию, на мой взгляд, является метод учебных проектов. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого  мышления. Проектная  деятельность  позволяет  обучающимся выявлять и понимать проблему, размышлять над ее решением, а также развивает умение самостоятельно работать, творчески мыслить, овладевать навыками  письменной  и  устной  речи,  развивать  организаторские способности. [2]

В  2008  году  группа  учащихся  нашей  школы  на  региональной конференции «РОСТ» выступили с проектом «Создание лесопарковой зоны в районе бывшего песчаного карьера». Планировалось, используя естественный природный ландшафт и территории лесов, входящих в ведомство двух лесничеств - Дзержинского и Игумновского, создать зону отдыха на месте бывшего песчаного карьера в северо-восточной части города.

Тюрина Наталья в течение ряда лет с 2008 по 2010 г.г. совместно с учителями физики, химии и биологии провела ряд исследований по изучению влияния различных физических и химических факторов на рост и развитие растений. Результатом ее работы стало насколько побед на конференциях муниципального и регионального уровней.

В 2009 Крылова Вера в реферате «Дачный участок как экосистема» поставила целью своего исследования изучить структуру экосистемы дачного участка и выяснить зависимость роста садовых культур от чередования и совместимости. На конференции «Экогород. Экодом» она заняла первое место. В дальнейшем это повлияло на выбор будущей профессии – в настоящее время Вера Крылова заканчивает Нижегородскую сельскохозяйственную академию.

В апреле 2013 года мы начали работу над проектом «Анализ и оценка состояния рекреационных зон г. Дзержинска и его окрестностей». Для этого уже создана  инициативная  группа,  намечен  план  мероприятий,  имеется договоренность с химическим предприятием «Лего» в проведении необходимых химических анализов воды.

Другой, не менее эффективной, формой работы по экологическому образованию является развитие олимпиадного движения и системы творческих конкурсов.

Ежегодно учащееся нашей школы принимают самое активное участие в городской научно-практической конференции «Старт в науку», на которой не раз становились победителями.

Практически каждый год мы принимаем участие в областном конкурсе исследовательских  и  проектных  работ  «Юный  исследователь»,  который проводится на базе центра развития творчества детей и юношества Нижегородской области.

В  работу  по  экологическому  образованию  вовлекаются  ВУЗы.  В 2011/2012 году была проведена совместная работа с НИИ Полимеров по подготовке учащихся к научно-практической конференции. В результате был сделан проект «Биополимеры – упаковка будущего», который ученица 10 класса Широкова Екатерина защитила на региональной конференции «РОСТ» и заняла первое место. Летом 2012 года она принимала участие в летней школе-конференции  «Проектное  образовательное  пространство  в  области естествознания и нанотехнологий», которая проводилась на Ольхоне с 29.06 по 06.07. и получила диплом за работу в области решения экологических проблем с помощью физики и химии.

Второй год подряд наша школа совместно с НГТУ им Р.Е Алексеева г. Дзержинска проводит «Кулибинские чтения», на которые приглашаются учащиеся и других школ. Ежегодно мы принимаем участие в Чтениях - Конкурсе памяти С.А. Каплана и олимпиадах, проводимых Нижегородским государственном педагогическим университетом имени Козьмы Минина.

Уже традицией нашей школы стало участие в детско-юношеской экологической ассамблее, проводимой в рамках международного научно-промышленного форума «Великие реки» в Нижнем Новгороде.

Все эти мероприятия не только повышают уровень знаний обучающихся в области биологии и экологии, но и прививают стойкий интерес к естественным наукам, а также обеспечивает успешную социализацию обучающихся.

Литература

1. http://президент.рф/news/6683

2. http://www.casadelsol.ru/index.php/proekty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование каждому

У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой.У коренных жителей республики - тувинцев, можно выделить ряд трад...

Экологическая практика - перспективная форма экологического образования в массовой общеобразовательной школе. Из опыта работы.

В статье раскрывается значение, принципы организации и рекомендации по проведению редкой в общеобразовательной школе формы экологического образования - полевой экологической практики в среднем звене о...

Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования учащихся в современной школе

Статья посвящена теме "Современные пути и способы совершенствования управления качеством образования"  Раскрывается проблема управления качеством образования современных школьников. Статья рассма...

Проблема технического образования детей в современной школе

Школа охладела к черчению. Этот предмет вычеркнут из числа обязательных (Письмо Минобразования РФ от 18.07.1997 N 974/14-12). Предмет - фундамент для изучения инженерной графики.  Раньше черчение...

Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"

Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...

СЕМИНАР классных руководителей "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ШКОЛЕ"

Данный материал можно использовать для выступления на методических объединениях....