Экологическое образование каждому
классный час по экологии по теме

Чанзан Валентина Иргитовна

 

У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой.

У коренных жителей республики - тувинцев, можно выделить ряд традиций, глубоко адаптированных к ландшафтным условиям среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_kazhdomu.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое образование каждому

Выполнила: Чанзан В.И.

г. Кызыл

Народная охрана природы

У каждого народа существуют характерные, исторически сложившиеся особенности культуры взаимоотношения с живой и неживой природой.

У коренных жителей республики - тувинцев, можно выделить ряд традиций, глубоко адаптированных к ландшафтным условиям среды.

Отличительной чертой в характере тувинцев является уважительное, едва ли не божественное отношение к самой природе, ее почитание. Все это отражение в вековых обрядах, обычаях и традициях, а также в народном фольклоре. Традиции и обычаи складывались веками и прививались они с самого детства, по примеру старших.

По представлениям тувинцев все, что их окружает, живет и дышит. Они познавали мир и природу, сравнения с ними самих как реальность и, таким образом, объясняли себя через окружающий мир и окружающий мир через себя. Поэтому тувинец свято верил, что, причинив ущерб природе, он, прежде всего, принимает ущерб самому себе. Исходя из этих соображений, тувинец никогда не рубил деревья без особой необходимости, он никогда не убивал зверя и не ловил рыбы больше, чем ему было надо. И, прежде чем что-то взять у природы, он как бы просил у нее разрешения на это, совершая различные обряды.

В религиозных представлениях народа такие природные объекты, как реки, горы, деревья, солнце, огонь, земля, луна, небо, вода и т.д. олицетворяли силы реального и мифического космоса, и человек призывал их к себе в союзники, в честь них устраивал различные культовые обряды Он как бы заручался их поддержкой, чтобы обеспечить благополучие рода. Это мировосприятие народа положило начало развитию целой культовой системы, сущность, которой заключалась в почитании природы. Вот некоторые из них.

Священные земли тувинского народа существовали с древних времен. Тувинцы, как этнос представляют совокупность родовых групп. Каждая родоплеменная группа обязательно имела свою священную, особо охраняемую территорию, которая играла большую роль в отношении человека к природе Внешнее выражение отношения родоплеменной группы к священной территории происходило через культ оваа и культ аржаана

Культ оваа или тайги.

По своему положению в системе традиционных культов этот обряд был самым значительным, потому что в качества объекта освящения выступала вся территория Тувы.

Первые предпосылки культа оваа проявились у древних тувинцев и напрямую связаны с поклонением духу-«хозяину» определенной местности. Собиратели природных даров, охотники при хорошей добыче оставляли в благодарность духам этой местности какую-либо вещь, отрывали и завязывали ленточку материн или клали камень в одном определенном месте

С развитием скотоводства, культ оваа принял несколько иной характер Кочевой скотовод полностью зависящий от капризов природы, чтобы благополучно перенести трудности зимнего сезона года, на территории выпаса своего скота в благодарность духам местности, ставил оваа на возвышениях, откуда было удобно наблюдать за пасущимися стадами Родоплеменная группа, возвышая свои пастбищные угодья, после окончания трудного зимнего периода, специально проводили обряд поклонения оваа.

Следующий этап поклонения оваа связан с развитием земледелия. После получения богатого урожая люди возводили оваа вблизи возделываемых полей, в благодарность духам этих мест.

Постепенно поклонение оваа стало обязательным ежегодным культовым обрядом, который проводился в благодарность духу этой местности, дарившему данному роду счастье жить в благополучии и приумножать свое хозяйство Он стал обрядом возвышения духа определенной родоплеменной группы, укрепляющий веру и обогащающий ее жизнь. Культ оваа практически управлял взаимоотношениями внутри родоплеменной группы и регулировал отношения членов группы к родовой земле.

Культ оваа проводились в летнее время. Место возведения оваа указывалось шаманом, куда, в условное время собиралась вся родоплеменная группа, готовили явства и оставляли их у оваа в благодарность духу местности, и проводили обряд поклонения. .Культом управляет самый сильный шаман окрестности. При развитии в Туве буддизма, обряд поклонения оваа наряду с шаманами, начали проводить и ламы. Обряд «тайга» дагыыр совершали только ламы, причем высоких духовных рангов.

Место поклонения оваа выбиралось, как правило, у какой-то горы и эта гора объявлялась священной. Священная гора имела свой определенный режим природопользования. Там не разрешались все виды рубок и охоты. На самую верхушку этой горы имел право подниматься только шаман или нойон (правитель) определенного рода. Данный режим природопользования являлся практически прототипом современного заповедника.

Культ животворящего источника.

Представления о плодородии почвы и богатом урожае у тувинцев связывается с культом животворящего источника.

Наиболее популярным был обряд буга дагыыр, непосредственно связанный с земледельческим хозяйством. Обычно он устраивался в два этапа: весной, перед началом сельскохозяйственных работ, и в середине лета, когда пшеница только начинала созревать.

Вторым обрядом было освещение источника (родника). Место освещение источника выбирал шаман. Обычно это был исток родника. Обязательно было также, чтобы у истока росло красивое дерево. К его веткам привязывали чалама - разноцветные лоскутки материи, и это делало дерево священным и неприкосновенным. Поблизости источника запрещалось оставлять мусор, рубить деревья, совершать любые оскверняющие действия: плевать, вытряхивать пепел из трубки, бросать в родник какие-нибудь предметы, подниматься над источником и т. д.

«Суг дагыыр» или «буга бажы дагыыр» - культ поклонения воде, которая испокон веков считалось священной, источником жизни. Особенно почитаемы были истоки рек аржааны. Из поколения в поколение передавалось бережное отношение к этой вековой традиции.

Культ аржаанам возник также как культ оваа в знак выражения благодарности духу аржаана за излечение от болезней. Культ поклонения аржаану проводили один раз в год, летом при открытии сезона аржаана. В окрестности также возделывали оваа и поклонялись духу этого аржаана. чтобы он вылечил от недугов и болезней членов этого родового племени.

Аржааны - как целебные минеральные источники лечат от многих болезней. Особенность аржаанов в том, что там лечатся не только физически, но и духовно. Человек после лечения в аржаане чувствует себя физически здоровым и духовно устойчивым, умиротворенным. Окрестность аржаана также объявляется священной и имеет более строгий режим, чем окрестности оваа. К аржаана считается грехом, бросание мусора и грязи в аржаан - тем более. К территории аржаана не допускается домашний скот. Вблизи аржаана не разрешается ломать ветви деревьев и срывать с них листья, косить траву и собирать ягоды. Не разрешалось брать валежник в близи святых мест для жертвенного костра

Иногда священная гора поклонения родового племени совпадает с участком выхода лечебного источника - Аржаан. В таких случаях эти места оберегаются особенно строго, и духа этой горы считают очень сильным.

В настоящее время состояние оваа и аржаанов может служить индикатором сохранения взаимоотношений между людьми определенной местности, отношение к своей земле, к природоохранным традициям коренного населения.

Через очищение территории оваа и аржаанов нужно пробудить самосознание местного населения о степени значимости культа оваа и аржаанов в национальных традициях охраны природы региона, сохранения природно-культурных памятников Тувы.

Тува является одной из трех республик, в составе Российской Федерации, где этнические тувинцы придерживаются идей буддистской философии, проповедующие гармоничное сосуществование человека и природы, их взаимосвязь, стремление сберечь и сохранить духовное и материальное наследие человечества.

Культ священного дерева

Почитание священных деревьев было широко распространенным у тувинцев.

Многие путешественники, посетившие Туву в конце XIX - нач. XX вв. отмечали, что на дорогах всюду попадались священные деревья, разукрашенные разноцветными   лоскутками   материи   -   чалама.   Развешивание   на   ветвях священного дерева можно рассматривать как своеобразное жертвоприношение. Вырубать или ломать такое дерево строжайше запрещено.

Выделяют несколько видов священного дерева;

  1. во-первых - это деревья, растущие на горных перевалах и хорошо видимые издалека. По древнему обычаю, каждый путник непременно должен остановиться возле такого дерева и сделать жертвоприношение, оказать внимание духу-хозяину местности, задобрить его и получит от него помощь и поддержку,
  2. во-вторых, особым вниманием окружались деревья, растущие возле минеральных источников - аржаанов и арыков. Издавна аржааны и арыки считалось священными местами, наделенными живительной силон и магической энергией, следовательно, окружавшие их деревья были также священными и неприкосновенными,
  3. в-третьих - особую роль в жизни тувинцев играли «хам ыяш» или «хам дыт» («дерево шаман») отличительном признаком такого дерева была его необычайная, причудливая форма Обычно это было очень густое ветвистое дерево. Наиболее предпочтительны были сросшиеся вместе тополь и лиственница. Другим обязательным условием было то, что такое дерево должно было стоять как бы лицом к солнцу, а это мог определить только шаман. Категорически запрещалось ломать ветви шаманского дерева, рубить рядом с ним растущие деревья и кустарники, стоять или сидеть к нему спиной, привязывать к нему коня. Даже в случае сильного ливня нельзя было прятаться под ним. Если путник на своем пути встречал шаманское дерево, то он останавливался возле него, привязывал к его веткам чалама и делал жертвоприношения.

Почитание животного мира.

Экологические традиции связаны и с традиционным отношением тувинцев к животным, учет возраста, физиологического состояния и количества. Тувинское язычество регламентировало и ограничивало охоту

Запрещается:

  1. Заливать воду, разрушать и класть яды у нор сурков, мышей, тушканчиков, барсуков, сурков-тарбаганов (потому, что эти животные могут предсказывать своим поведением предстоящие землетрясения и другие стихийные бедствия). Нельзя убивать бурундуков, так как по поверью он предупреждает о грозе, ветре и является защитником всех животных на земле.
  2. Отлавливать рыбу осенью и весной во время их сезонного перемещения. Омуты и ямы, где собирается рыба, священны. Рыбу, перегороженную или застрявшую между льдами, рекомендуется переносить на основное русло реки.
  3. Отстреливать животных с детенышами и не беспокоить их во время «отдыха», обходя стороной.
  4. Трогать и разорять птичьи гнезда. Отстреливать орлов и птиц, живущих парами (лебеди, журавли, ангыр). Цвета оперенья ангыр, красный и желтый, напоминают одеяния буддийский лам. Особым образом почитают кукушку, она предвещает цветение, воспевает лето, приносит в кочевье много молока и веселье детям.
  5. Действует запрет и на животных альбиносов, белых, черных и красных волков, старых горных козлов. Верят в то, что животные альбиносы приносят счастье. Цвет шерсти волка является определенной приметой.
  6. Нельзя охотиться на животных, забредших на территорию поселения людей. Не препятствовать и пропускать преследуемое волками животное.

Особое значение в жизни кочевых народов имели экологические традиции и обычаи. Экологические традиции и обычаи - это, прежде всего, кочевания, адаптация к среде обитания, традиции, связанные с использованием биологических, водных и почвенных ресурсов.

Древние люди, поземельные группы, обитавшие, в различных экосистемах приводимы, свои хозяйственную деятельность в соподчинение природно-ландшафтным особенностям среды обитания. В зависимости от сезона год, кочевники совершали перекочевки и выпасали скот на родовых землях-кочевьях (кыштаг, чазаг, чайлаг, кузег), система кочевок рассматривается как исключительный пример приспособленности кочевникам к экосистемам. Кочевки способствовали сохранению и восстановлению растительного покрова пастбищ источника кочевого источника. Таким образом, кочевание не носило ущерба среде обитания, порядок кочевок сложился в течение многих столетий и представляет собой отрегулированную систему.

Ресурсосберегающими традициями охотопользования служили традиционно сменяемые охотничьи территории, существование священных гор и урочищ, аржаанов. Родовые земли священной горой сыграли роль заповедных территорий, они в наши дни-резерваты редких и исчезающих видов растений и животных, Наличие во флоре и фауне Тыва видов с относительно высокой нас в традиционно бережном отношении тувинцев к живой природе

Культ природы наших предков заключался не только в проведении культовых обрядов, но и в воспитании особой природоохранном мировоззрении. Познаний этих традиций и обычаев дети получали в семье, где воспитывалось экологическое понятие малой родины (этика поведения), устанавливалась органическая связь с природой.

Экологическое образование.

Осуществление конституционных прав человека и гражданина в нашей стране на благоприятную окружающую среду и конституционные обязанности каждого по сохранению природы и окружающей среды в целях обеспечения экологической безопасности как важнейшей государственной задачи требует высокой экологической культуры граждан достигаемой в процессе непрерывного экологического образования. Система непрерывного экологического образования в Республике Тыва формируется с 1998 г. с принятием Республиканской Программы экологического образования населения на 1998-2000 гг. Каждая ступень системы, воплощает принципы вариативности, обеспечения многообразия организационных форм и педагогических технологий.

Система экологического образования в республике может быть кратко представлена следующим образом:

  1. Дошкольное воспитание. Охватывает около 220 дошкольных учреждений, которые работают по программам экологического воспитания дошкольников. В них создана особая развивающая среда -уголки живой природы, зимние сады, кабинеты экологии. Педагоги дошкольных учреждений используют в работе различные формы и методы: наблюдения, экскурсии, труд в природе, творческие игры экологического содержания, викторины.
  2. Средняя школа. В 171 школах республики идет экологизация базовых учебных дисциплин. В школах гимназиях № 5, 9 г. Кызыла учащиеся обучаются по программе «Экология и диалектика» (Л В Тарасов), в Моренской средней школе Эрзинского района по программе «Экологическое образование на основе народных традиций и обычаев» (Л.К. Аракчаа). Группой учителей школы №5 г. Кызыла разработан и выпущен учебник по экологии для начальных классов «Родная природа».
  3. Послевузовская переподготовка учителей организована на базе Института развития народного образования. На курсах организуемых кафедрами института ежегодно читаются лекции по экологическому образованию
  4. Дополнительное образование. Имеет давние традиции и огромный опыт. Работой республиканского эколого-биологического Центра, Центра детско-юношеского туризма охвачено 1260 учащихся разных возрастов. Накоплен огромный практический опыт работы со школами в Сут-Хольском районом Центре экологии и туризма. Формы работы этих объединений разнообразны, однако особое внимание уделяется практической исследовательской и природоохранной деятельности

Участие в организации системы экологического образования в республике, является одним из главных задач Комитета природных ресурсов, куда будет ориентирована дальнейшая работа по этому направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - КАЖДОМУ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

В  условиях  реализации  национальной  образовательной  стратегии-инициативы «Наша новая школа» к современному образованию сегодня предъявляются новые требования, связан...

Внеурочное занятие "Экологическая акция "Каждой пичужке по кормушке"

Занятие проводится в конце ноября. Цель занятия создать благоприятную атмосферу на занятии и провести экологическую акцию «Каждой пичужке  кормушку».Главные задачи: 1.Познакомить обуч...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Экологическая акция "Каждому певцу по дворцу"

Создание условия для организации взаимосвязанной нравственной, эстетической и практической деятельности учащихся и детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком....