Плюсы и минусы использования технологической карты урока.
статья

Аннотация: в статье рассматривается опыт применения технологической карты урока. Достоинства и недостатки использования технологической карты урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Плюсы и минусы использования технологической карты урока.

Аннотация: в статье рассматривается опыт применения технологической карты урока. Достоинства и недостатки использования технологической карты урока.

   Современная школа переходит от представления результатов обучения в виде традиционных знаний, умений, навыков к достижению личностных, метапредметных и предметных результатов, формированию у обучающихся системы универсальных учебных действий, опыта реализации исследовательской и проектной деятельности . Решение поставленных задач потребует принципиальных изменений в деятельности учителя. Решение поставленных задач требует принципиальных изменений в деятельности учителя. Эти изменения уже сегодня существенно меняют подходы к конструированию современного урока. Для современного урока характерны ясность цели и содержания, неразрывность образовательных, развивающих и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы обучающихся, организационная четкость, координирующая роль учителя.

     Успешное проведение урока, достижение поставленных целей и планируемых результатов во многом определяется согласованной деятельностью учителя и обучающихся, которая в свою очередь зависит от подготовки учителя к уроку.

Основополагающим в цепочке компонентов профессиональной деятельности

педагога становится проектировочный компонент, который предполагает: анализ

планируемых результатов обучения, целей и задач учебного процесса, выстраивание

содержательных линий изучения предмета, разработку педагогического сценария,

проектирование новых видов учебной деятельности, планирование и подбор учебных

ситуаций, методов, разработку учебных задач, а также определение средств ИКТ для

осуществления планируемой учебной деятельности. Таким образом, становится

очевидным создание технологической карты урока.

     Идея и термин «технологическая карта» пришло в образование из промышленности.

     Иоганн Бекман (1739—1811) ввел в научное употребление термин «технология». Технология1 — в широком смысле — объём знаний, которые можно использовать для производства товаров и услуг из экономических ресурсов. Технология — в узком смысле — способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.

  Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.

  Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников.

  В настоящее время в образовании существует несколько определений понятия «технологическая карта»:

 Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся и т.д. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных средств, видов и подходов к организации учебной деятельности на каждом этапе урока. Это, в свою очередь, позволяет учителю оценить рациональность отбора содержания материала, адекватность применяемых форм и методов работы в их совокупности. Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы учителя.

 Технологическая карта - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

 Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

По теории Т. И. Шамовой, технологическая карта является формой конструирования учителем образовательного процесса, совмещающей в себе традиционное тематическое планирование с поурочным.

   Сущностной характеристикой технологической карты становится представление образовательного процесса на уровне технологии – на уровне проектирования и конструирования, включая описание действий учителя и учащихся (действий целеполагания, организации, контроля и регулирования).

В чем же плюсы использования технологической карты при подготовке к уроку:

  1. При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
  2. Технологическая карта позволит учителю:
  •  реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  1. Очень важно, на мой взгляд, вдумчиво разработать характеристики деятельности учителя и учащихся и результаты каждого этапа. Новый стандарт впервые обязал вводить деятельностный подход в организацию учебного процесса. От учителя теперь требуется организовать на уроках с помощью современных образовательных технологий такую учебную деятельность, которая обеспечит достижения новых образовательных результатов, позволит ученикам развить свои способности. При этом ученик не столь внимательно слушает учителя, сколько в процессе деятельности осваивает знания и умения. Поэтому в разработке каждой темы важно понимать, какую деятельность учащихся вы специально организуете, и какой результат рассчитываете получить.
  2. К плюсам использования технологической карты урока можно также отнести возможности технологической карты:
  • тщательного планирования каждого этапа деятельности;
  • максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
  • координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
  • введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны.

  1. Технологическая карта позволит администрации школы:

  • контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
  • Апробация новейших разработок показала следующие результаты:
  • значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
  • школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
  1. Создание технологической карты позволяет учителю:
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

  1. Преимущества технологической карты:

• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

• освобождается время для творчества учителя;

• обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

• снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

• обеспечивается повышение качества образования.

  1. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

• учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

• используются эффективные методы работы с информацией;

• организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

• обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Как мы видим, использование технологических карт урока дает много преимуществ. Но, существуют и недостатки в использовании технологической карты урока.

Главные недостатки любой школьной технологической карты — трудоемкость в исполнении и неудобство в применении.

Трудности при составлении технологической карты урока:

  • Объём на десятки страниц.
  •  Оформление всего содержания занятия как таблицу.
  • Установление жёстких временных рамок.
  • Обилие колонок.
  •  Сведение рефлексии к подведению итогов.
  •  Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
  • Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.
  • Даже большое количество бумаги ( так как свисти материал в таблице , требует большего места из за колонок).

 Для составления технологической карты к одному уроку требуется несколько часов. Конечно, можно составить технологическую карту и использовать ее и для будущих уроков. Но, все равно, придется ее каждый раз корректировать в соответствии с уровнем подготовки класса. А во вторых, процесс обучения для меня, учителя становится «механическим». Очень часто приходится отступать от плана технологической карты, корректировать процесс обучения во время урока. В таком случае, технологическая карта, на составление которой было потрачено много времени, не всегда, выполняет свои функции.

  Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Не смотря на приведенные сложности, конструирование технологической карты урока - запрос современного обучения. Учителя разработали большое количество видов технологических карт урока, на основе существующих шаблонов, которые доступны для просмотра в открытых электронных источниках информации. Рассмотрев и проанализировав представленные шаблоны, становится, очевидно, что универсальной технологической карты нет. Каждый учитель-разработчик привносит в структуру карты элементы, которые отражают особенности преподаваемого им предмета, личностные качества педагога, традиции школы.

Заключение

    Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения, достижение целей новых федеральных государственных образовательных стандартов.

    Работая с использованием технологических карт, можно отметить активное развитие устной речи учащихся, умение доказывать свою точку зрения (мнение), умение самостоятельно работать с информацией (с текстом произведения, с таблицами, справочными материалами, словарями). Заметны позитивные изменения в развитии личностных, регулятивных и коммуникативных умений учащихся.

   При составлении технологической карты больше вероятность избежать ошибок в работе. Урок становится продуманным и предсказуемым, так как на каждом этапе прописываются результат и деятельность каждого из субъектов образования, поэтому становится возможным быстро и полно проанализировать урок администрации и учителю, снять организационно-методические проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет "Плюсы и минусы использования ИКТ"

В Настоящее время нельзя представить урок без использования интерактивной доски, компьютера, но всегда ли это полезно?...

Методическая публикация "Плюсы и минусы использования ИСО на уроках математики"

Представлен урок геометрии " Построение сечений многогранника"  в 10 кл с использованием ИСО.Составлена сравнительная характеристика классического урока и урока с использованием ИСО. Проанализиро...

Разработка урока английского языка в 11 классе "Обучение чтению" с использованием технологической карты урока

Методы и приемы, используемые учителем при обучении разным видам чтения в 11 классе в соответствии с требованиями ЕГЭ...

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули издательство «Просвещение»)

Разработка урока английского языка в 5 классе по теме « Покупка сувениров» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д....

Разработка урока английского языка в 11 классе по теме «Экология и мы» с использованием технологической карты урока (УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю.Ваулиной и Д.Дули издательства «Просвещение»)

Расмотренный урок соответствует ФГОС; -отражена целенаправленность, целостность и динамика общеобразовательного прцесса; -включены все виды речевой деятельности, включая домашнее задание; -выполняются...

НПК "Плюсы и минусы использования англицизмов в речи современных подростков"

В последние годы в связи с активным использованием глобальной компьютерной сети интернет, развитием мирового экономического рынка, международного туризма, культурных связей наблюдается интенсивное про...

Технологическая карта урока по английскому языку по теме "Плюсы и минусы сети Интернет" для обучающихся 9 класса

Цель учебного занятия: формирование коммуникативной компетенцииЗадачи урока: развивать речевые умения (смысловое чтение с пониманием основного содержания и извлечения необходимой информации; развитие ...