Всероссийский фестиваль «Воспитатели России: познавательное развитие детей» Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.
учебно-методический материал

Долгова Елена Владимировна

Федеральный этап профессионального конкурса в рамках марафона «В авангарде детства»

 

 

 

 

 

Всероссийский фестиваль

«Воспитатели России: познавательное развитие детей»

 

Тема практики: использование технологии «Река времени» для приобщения детей к ценностям российского народа.

 

Участник: Долгова Елена Владимировна

Педагог дополнительного образования

МКДОУ детского сада № 5 г. Бирюсинска

 

 

 

 

2024г.

 

«Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв.

Позвольте начать с рассказа о том, как уже два года я углублённо, приобщаю детей к русской народной культуре и традициям русского народа согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, а с сентября 2023 года, согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Ведь патриотизм надо прививать с раннего детства, а родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка. Помогает мне в этом технология «река времени».

Путешествия «по реке времени» - одна из наиболее эффективных и доступных для дошкольника технологий, на основе понимания исторического времени – от прошлого к настоящему. Её автором является Надежда Александровна Короткова, кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

Надежда Александровна предложила использовать длинный лист, обозначающий реку, символизирующий линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с понятными детям названиями. Например: «древность» - «старина» - «наше время».    Моё пособие - это река времени, для изучения предметов художественного развития, оформлена в виде папки передвижки. Тематику и остановки легко можно поменять согласно изучаемой теме. Одна сторона пособия, демонстрационная. Она всегда направлена на зрителя, на детей. Оборотная сторона, моя помощница, на ней располагаются кармашки, с карточками для занятия. То, что будем изучать, начиная с глубины веков и до нашего времени.

Каждая остановка во времени обозначена «меткой». У нас такими «метками» являются: древность, старина, прошлое, настоящее, время инноваций (современное настоящее).

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются, то есть, заполняются материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение подкрепляются реальными вещами, которые можно исследовать.

Технология строится на следующих принципах:

  • Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
  • Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
  • Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Формирование картины мира - процесс длительный, который осуществляется на протяжении всей жизни. Технология «путешествие по реке времени» позволяет сделать этот процесс ярким и эмоционально насыщенным. Научить детей, бережно относится не только к предметам рукотворного мира, но и к истории, культуре поможет технология «Река времени».

Путешествуя по реке времени, мы с ребятами путешествовали в глубину веков, окунулись в историю возникновения и легенды Русского декоративного искусства; подробно изучили историю происхождения Русской матрёшки, узнали, что этот Русский сувенир, достаточно молодой; прошли этапы эволюции кисти для рисования, начиная с глубокой древности и до современных кистей.  

Мой опыт работы показывает, что технология «Река времени» дает положительные результаты в художественно-эстетическом развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию познавательной деятельности дошкольников.

Помогает воспитывать патриотические и интернациональные чувства, уважительное отношение к Родине, приобщает к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.

Дети стали более открытыми, инициативными, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать, придумывать. Всё это в целом влияет на их интеллектуальное развитие.

 

 

Технологическая карта НОД

в подготовительной группе

Образовательная область: познавательное развитие

Интеграция видов деятельности: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид занятия: занятия по ознакомлению с искусством и развитию изобразительной деятельности.

Формы организованной образовательной деятельности: подгрупповая. Рисование, изготовление сувенира.

Вид детской деятельности: изобразительная деятельность – декоративное рисование.          

Культурно-смысловой контекст – детская цель: декоративное оформление костюма Матрёшки.

Цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.

Задачи: Образовательные:

- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;

-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;

- закрепить знания о нетрадиционной технике рисования – акварельные карандаши и кисть аква-браш;

Развивающие:

- развивать внимание, мелкую моторику;

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

Воспитательная:

- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- получать удовольствие от работы и результата работы;

Материалы и инструменты:

 Демонстрационные:

- методическое пособие «Река времени», игрушка Матрёшка;

Раздаточные:

- заготовки матрёшек на каждого ребёнка;

Инструменты на каждого ребёнка:

- цветные акварельные карандаши и кисть аква-браш;

- салфетки.

 

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Результат

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1.Вводно- организационный момент

(1 минуты)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к проведению мероприятия.

Чтение стихотворения:

Матрешка — древняя краса
Сквозь времена дошла до нас.
Ей имя русское дано.
Она красива и мила,
Всем улыбается она.
Одета, как в былые времена,
Одежда традициям верна.
На платке узор замысловат,
На сарафане цветы огнем горят!

Внимательно слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словесный

 

Психологическая готовность к занятию

2.Проблемная ситуация

(1 минуты)

Организация направленного

внимания

Наводящие вопросы:

Ребята, скажите, о ком это стихотворение?

- Правильно ребята. Матрёшка является символом народной культуры нашей страны России. Она является носительницей доброты и любви.

- А вы знаете где родилась матрёшка?

 

Отвечают на вопросы

Словесный

 

Внутренняя мотивация на деятельность

 

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Мотивационно-побудительный.

(3 минуты)

Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Я предлагаю вам отправиться со мной в прошлое, по реке времени. И узнать, как это было… Вы согласны?

(Демонстрация пособия «Река времени)

- Прибываем на первую остановку «старина». 135 лет назад.

- Хоть матрёшка и стала символом нашей страны, её корни отнюдь не русские. Прообразом стала фигурка дедушки, в котором помещалась вся его семья, привезли её из страны Японии. Посмотрите, как выглядела эта фигурка.

- Первая матрешка в России появилась в конце XIX века, в городе Сергиевом Посаде. Это была румяная девица-красавица с петухом в руках.

Давайте рассмотрим её наряд. Какими элементами он украшен?

- Поплыли дальше. Прошло 20 лет. И мы прибываем на станцию прошлое. Матрёшки начали появляться в разных городах. (рассматриваем элементы росписи каждой матрёшки) Матрёшка Тверская, 

Семёновская, Вятская,

Полхов-Майданская,

и у каждой была своя уникальная роспись. Посмотрите, как отличается их наряды. Обратите внимание, что узор располагается в центре наряда.

 

Дети внимательно слушают историю матрёшек путешествуя по реке времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети описывают элементы наряда матрёшек.

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный,

словесный

Изучение истории, сравнивание росписей

2. Открытие детьми новых знаний

(3 минуты)

Формирование умений слушать и руководствоваться пояснениями взрослого

- Ребята, мы с вами отправляемся на последнюю остановку. Время инноваций. Это остановка современного настоящего. На этой остановке нас ждут пассажиры, крошки-матрёшки. Но почему они не весёлые. Как мы сможем им помочь?

А сейчас закроем глаза и представим каждый свою матрёшку, какими узорами украсим наряд матрёшек. Это могут быть цветы, небывалой красоты, кружочки большие и маленькие, прямые и волнистые линии. Представили? Открываем глаза.

А украшать наряд вы будите волшебными карандашами.

Про волшебное свойство карандашей, вы ребята, узнаете чуть позже, когда нарядите свою матрёшку.

Мы с вами поговорили, а теперь отдохнём,

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать

Руки вниз и вверх поднять.

Плавно руки опустили,

всем улыбки подарили.

Сели тихо и опять будем с вами рисовать!

Внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети представляют, фантазируют над нарядом своей матрёшки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети повторяют физические упражнения, физминутка.

 

 

 

Словесный,

Наглядный,

игровой

Готовность к

предстоящей

деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новыми средствами изображения

3. Самостоятельное применение нового на практике

(9 минут)

 

изображать декоративный узор на силуэте матрёшки в стиле авторской росписи новыми материалами

Приступаем к работе. А чтобы было интереснее, работать будем под русскую народную музыку.

(Во время практической деятельности оказываю индивидуальную поддержку, смотрю за осанкой)

- Пришло время волшебства, поколдуем, ребята?!

-Раз, два, три волшебная кисть, карандаш в краску преврати!

- Посмотрите, какая необычная кисть.

- Перед началом рисования возьмём кисть над салфеткой, берём все вместе, немного надавили, упала капля воды, всё, кисть готова к работе. Посмотрите (демонстрирую техники) я провожу кисточкой по рисунку, и они превращаются… в краску. Сначала работаем с одним цветом, получается волшебство? Перед тем как обводить другой цвет, вытираем ворс кисти об салфетку.

Приступаем к работе.

 

Самостоятельная деятельность детей под русскую народную музыку

 

 

 

 

 

 

 

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюрпризный момент

Закрепление на практике пользоваться акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог занятия

(2 минуты)

Оформление выставки

- Ребята, где мы сегодня путешествовали? Про кого узнали? Кому мы сегодня помогали? Помогли? Чем мы раскрашивали матрёшку? Вам понравилось работать волшебной кисточкой?

 

Ответы на поставленные вопросы

Словесный,

наглядный

Умеют анализировать собственную деятельность на занятии.

Рефлексия

(1 минуты)

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Давайте рассмотрим работы. Несите своих матрёшек. Какая работа получилась самая яркая? А какая самая аккуратная? Вы все большие молодцы. Вам понравилось занятие? Если понравилось, то возьмите весёлый смайлик, а если не понравилось, возьмите грустный смайлик. Покажите свои смайлики.

 

Изучение работ на выставке

 

 

Ответ на поставленные вопросы, диалог

Словесный,

наглядный

Умеют анализировать собственную деятельность на занятии.

 

 

Самоанализ занятия

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие; интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Мною была поставлена цель: формировать представление детей о народной игрушке – матрёшке, её истории. Освоение умений изображать декоративный узор на силуэте матрёшки.

Цель занятия направлена на решение следующих задач:

Образовательные:

- закрепить знания об истории Русской Матрёшки;

-формирование навыков работы с акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, развитие интереса к художественной деятельности;

Развивающие:

- развивать внимание, мелкую моторику;

- развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор;

Воспитательная:

- продолжать прививать нравственно-патриотическое воспитание дошкольников;

- прививать аккуратность в работе;

- получать удовольствие от работы и результата работы;

Создание познавательной атмосферы на занятии: все части занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, связаны друг с другом. В занятии были интегрированы моменты из образовательных областей: познавательное развитие (ознакомление с историей возникновения матрёшки); социально-коммуникативное развитие (участие в общей беседе); художественно-эстетическое развитие (декоративное оформление наряда Матрёшки, совершенствование умений работы с новыми средствами изображения: акварельными цветными карандашами и кистью аква-браш, под русскую народную музыку); физическое развитие (динамическая пауза во время проведения физминутки). Использовала на занятии разнообразные виды деятельности: чтение стихотворения, беседу, в ходе которой ознакомила детей с историей возникновения и развития матрёшек путём путешествия по реке времени, двигательную активность, самостоятельную изодеятельность. Что обеспечило стабильность учебно-познавательной сферы.

Применяемые методы и приёмы обучения: для решения задач, поставленных к занятию, я использовала следующие методы: наглядный (демонстрация пособия «Река времени», демонстрация образцов, показ способа использования средств изображения); словесный (рассказ, беседа); игровой (сюрпризный момент - появление гостьи Матрёшки, проведение физкультминутки); практический (экспериментирование в работе с новыми средствами изображения).

Взаимодействие педагога и детей: дети охотно вступали в диалог, отвечали на поставленные вопросы. Специфика работы с детьми на занятии отражалась в личностно-ориентированном подходе. Детей подбадривала, хвалила.

Речь педагога: Во время занятия старалась общаться с детьми на одном уровне, формулировала вопросы, побуждающие к совместному диалогу, к творчеству. Свои высказывания строила доступно для понимания детей.

Воспитывающая сторона занятия: на занятии использовала наглядное пособие «Река времени», которое было эстетически оформлено. Старалась своей речью и поведением служить примером для воспитанников.

Контроль и коррекция деятельности детей: во время выполнения практической части следила за правильной посадкой и сохранением осанки.

Результативность занятия: материал занятия усвоен детьми, закреплён с опорой на продуктивную деятельность.

Анализируя проведённое занятие могу сказать, что содержание соответствовало теме занятия, поставленные задачи были выполнены. Считаю, что занятие построено логично, а этапы занятия взаимосвязаны.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon irk_gorod_biryusinsk_dolgova_50.pdf2.14 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

"Нравственные ценности российского народа"

Материал статьи посвещен такому важному вопросу в формиовании патриотизма у обучающихся как духовно-нравственным ценностям народа, и  может быть использован как на уроках обществознания, так и на...

Практика использования технологии шестиугольного обучения

Метод шестиугольного обучения напрален на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем создать условия ...

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ

Использование практико – ориентированных технологий на уроках при обучении детей с ОВЗ...

Конспект урока и слайдовая презентация по курсу ОДНКНР по теме "Духовно-нравственные ценности российского народа"

Материал урока разработан в соответствии в новой Федеральной программой основного общего образования по учебному курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России".Тематический блок...

Духовно-нравственные ценности российского народа

рабочий лист по теме: "Духовно-нравственные ценности российского народа"...

Воспитатель года 2024 "Мастерская педагога". Создание мини-музея используя технологию река времени

laquo;Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет. Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры». Дмитрий Сергеевич Лихачёв....