Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции
статья (9, 10, 11 класс)
В данной статье рассказыается о самообразовании педагога, которое включает в себя : общеобразовательное самообразование, предметное самообразование , психолого- педагогическое самообразование. А так же формы повышения самообразования педагога.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).
Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование
1. Общеобразовательное самообразование включает в себя
- общеобразовательную информацию;
- информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;
- знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.
2. Предметное самообразование включает в себя:
- чтение специальной литературы по предметам;
- посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.
3. Психолого-педагогическое самообразование включает:
- углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.
4. Методическое самообразование включает в себя - шлифовку методики преподавания через:
- чтение специальной литературы;
- изучение педагогического опыта;
- анализ собственной деятельности.
Формы повышения самообразования:
- Индивидуальная: читать, изучать, апробировать,
анализировать, наблюдать и писать;
- Групповая: методические объединения,
семинары, практикумы, курсы повышения квалификации.
Опытные и творческие педагоги работают над:
- Развитием способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
- проявлением творческого потенциала педагога;
- Пропагандой своих достижений;
- Развитием исследовательской деятельности.
План работы по самообразованию:
1.Интерес (Чего хочу?)
- Определение проф. потребностей
- Тема, цель.
2.План (как достигнуть?)
- Отбор действий (что надо сделать?)
- Установка их последовательности
- Определение сроков
3.Работа.
- Обучение и воспитание (Что делаю?)
- Оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
- Сбор информации для анализа (Как получается?)
- Анализ (Что получилось?Что не получилось и почему?)
Выводы.
5.Анализ (Что получилось?Что не получилось и почему?)
Выводы.
Форма завершения самообразования:
1.Консультация для педагогов по теме самообразования;
2. Выступление на заседании совета педагогов;
3. Проведение открытого просмотра;
4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;
5. Составление картотеки по проблеме;
6. Изготовление игр и пособий;
#1057;оветы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
8. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями;
#1054;рганизация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;
10. Творческий отчет
#1054;формление передового педагогического опыта.
12. Публикация
13. Дидактический материал с обоснованием и описанием
Проект “ Самообразование как один из факторов повышения профессиональной компетентности педагогов ”
Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.
Задачи:
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать гностические умения- систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег, анализировать результаты наблюдений, экспериментов.
- Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
- Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- Умение ставить цели, задачи, планировать работу
- Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
- Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
- Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
- Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.
Выводы о результатах работы
- Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результаты самообразования педагогов:
• разработаны методические пособия, программы, сценарии;
• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;
• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;
• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;
• составление картотеки по проблеме;
• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;
• составлены перспективные планы работы с детьми;
• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
• повышение качества ЗУНа у детей
- #1048;нтеллектуальное развитие
- #1060;изическое развитие
- #1055;сихологическое развитие
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии
- • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Литература
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
- Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
- Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.
- Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.
- Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.
- Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.
- Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.
- Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.
- Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46.
- Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952.
- Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
- ЭвертН.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
- Электронный педагогический словарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования
Данный материал отражает формы организации деятельности педагога по самообразованию....

Портфолио педагога как средство повышения его профессиональной компетенции
Доклад на методическое объединение...

Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида"
Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида"...

Проект развития технического творчества обучающихся как одно из направлений освоения профессиональных компетенций
Результаты работы преподавателя по развитию и совершенствованию новых педагогических технологий, в частности проектно-исследовательской деятельности обучающихся в СПО....

Самообразование – одна из форм повышения профессиональных компетенций
Консультация для педагогов социально - реабилитационного Центра...

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»
самообразование педагога должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА
В статье поднимаются вопросы профессионального роста педагога. Автор обращает внимание на важность исследовательской деятельности работника образования, обозначает и анализирует условия, при которых о...