Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции
статья (9, 10, 11 класс)

В данной статье рассказыается о самообразовании педагога, которое включает в себя : общеобразовательное самообразование, предметное самообразование , психолого- педагогическое самообразование. А так же формы повышения самообразования педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie-pedagoga.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование педагога – одна из составляющих его профессиональной компетенции

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • осуществляется добровольно;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Ожигов дает такое определение: «самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».

Педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.

Важным условием является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).

Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование

1. Общеобразовательное самообразование включает в себя

- общеобразовательную информацию;

- информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;

- знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.

2. Предметное самообразование включает в себя:

- чтение специальной литературы по предметам;

- посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.

3. Психолого-педагогическое самообразование включает:

- углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.

4. Методическое самообразование включает в себя - шлифовку методики преподавания через:

- чтение специальной литературы;

- изучение педагогического опыта;

- анализ собственной деятельности.

Формы повышения самообразования:

  1. Индивидуальная: читать, изучать, апробировать,

анализировать, наблюдать и писать;

  1. Групповая: методические объединения,

семинары, практикумы, курсы повышения квалификации.

Опытные и творческие педагоги работают над:

  • Развитием способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • проявлением творческого потенциала педагога;
  • Пропагандой своих достижений;
  • Развитием исследовательской деятельности.

План работы по самообразованию:

1.Интерес (Чего хочу?)

  • Определение проф. потребностей
  • Тема, цель.

2.План (как достигнуть?)

  • Отбор действий (что надо сделать?)
  • Установка их последовательности
  • Определение сроков

3.Работа.

  • Обучение и воспитание (Что делаю?)
  • Оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)
  • Сбор информации для анализа (Как получается?)
  1. Анализ (Что получилось?Что не получилось и почему?)

Выводы.

5.Анализ (Что получилось?Что не получилось и почему?)

Выводы.

Форма завершения самообразования:

1.Консультация для педагогов по теме самообразования;

2. Выступление на заседании совета педагогов;

3. Проведение открытого просмотра;

4. Выступление по итогам работы и обмену опытом;

5. Составление картотеки по проблеме;

6. Изготовление игр и пособий;

#1057;оветы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

8. Составление перспективного плана работы с детьми, родителями;

#1054;рганизация выставки работ детей или педагога по теме самообразования;

10. Творческий отчет

#1054;формление передового педагогического опыта.

12. Публикация

13. Дидактический материал с обоснованием и описанием

Проект “ Самообразование как один из факторов повышения профессиональной компетентности педагогов ”

Цель проекта: Организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:

  • Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
  • Развивать гностические умения- систематически пополнять свои знания путем самообразования, изучения опыта коллег, анализировать результаты наблюдений, экспериментов.
  • Способствовать организации раскрытию творческого потенциала педагогов, их научно-методической деятельности.
  • Создавать условия выхода педагогов на уровень активного саморазвития

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:

  • Умение ставить цели, задачи, планировать работу
  • Умение работать с учебной, справочной, научно-методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)
  • Умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.
  • Умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы.
  • Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Выводы о результатах работы

  • Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результаты самообразования педагогов:

• разработаны методические пособия, программы, сценарии;

• разработаны дидактические материалы, тесты, наглядность, игры и пособия;

• разработаны и проведены открытые занятия по собственным, авторским технологиям;

• выступление педагогов по итогам работы и обмену опытом;

• составление картотеки по проблеме;

• советы и рекомендации по проведению воспитательно-образовательной работы;

• составлены перспективные планы работы с детьми;

• организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;

• повышение качества ЗУНа у детей

  • #1048;нтеллектуальное развитие
  • #1060;изическое развитие
  • #1055;сихологическое развитие
  • В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  • • Педагог обладает развитой способностью к рефлексии
  • • Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Литература

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
  2. Дистервег А. Избр. пед. соч. М., 1956.
  3. Дроздов И.Н. Психологические аспекты управления кадрами. — Владивосток: ПИППКГС, 1997.
  4. Новичков В.Б., Шевченко В.М. Профессиональное самообразование учителя. М., 1990.
  5. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1997.
  6. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1989.
  7. Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. М., 1989.
  8. Скульский Р.П. Учиться быть учителем. М.: Педагогика, 1986.
  9. Толстой Л.Н. Полное собр. соч. М.; Л., 1934. Т. 46.
  10. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 11. М., 1952.
  11. Мягченкова Л. Проектная деятельность в управлении развитием муниципальной системы образования: журнал “Дошкольное воспитание” № 6 – 2003, стр.39
  12. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М.: Дело, 1994.
  13. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, 1999.
  14. ЭвертН.А.Диагностика профессиональной культуры и мастерства работников образования. – Красноярск, 2004.
  15. Электронный педагогический словарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование педагога как одно из условий его профессионального непрерывного образования

Данный материал отражает формы организации деятельности педагога  по самообразованию....

Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида"

Презентация к докладу "Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении  I-II вида"...

Проект развития технического творчества обучающихся как одно из направлений освоения профессиональных компетенций

Результаты работы преподавателя по развитию и совершенствованию новых педагогических технологий, в частности проектно-исследовательской деятельности обучающихся в СПО....

Самообразование – одна из форм повышения профессиональных компетенций

Консультация для педагогов социально - реабилитационного Центра...

Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»

самообразование педагога  должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

В статье поднимаются вопросы профессионального роста педагога. Автор обращает внимание на важность исследовательской деятельности работника образования, обозначает и анализирует условия, при которых о...