Основные методы обучения татарскому языку как неродному
статья
Основные методы обучения татарскому языку как неродному
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные методы обучения татарскому языку как неродному
Назмутдинова Милавша Лотфулловна,
учитель татарского языка и литературы
МБОУ “ Гимназия №10 ЗМР РТ”
Проблема методов обучения сегодня очень актуальна, поскольку перед педагогами стоит задача воспитать личность, готовую к современным научным, техническим и социальным процессам. Первоочередная задача учителя татарского языка – научить общению. Ученик должен научиться красиво и ясно выражать свои мысли на татарском языке, понимать собеседника, полноценно отвечать на поставленные вопросы.
К сожалению, современные ученики теряют интерес к языку. Поэтому учитель должен вызвать интерес у ребенка. Добиться этого он может с помощью различных коммуникативных технологий, эффективных методик и различных видов уроков.
Методы, используемые на уроках татарского языка, включают объяснение, лекцию, беседу, частичное исследование, работу с учебником, упражнения, самостоятельную работу и т. д. При работе с этими методами учитель использует различные подходы.
Методы и приемы, используемые на уроках, в определенной степени изучены. Например, в области методики преподавания русского и татарского языков эту проблему рассматривали Е. Литневская, В. Багрянцева, М. Баранов, Ф. Валеева, Г. Саттаров. В работе «Методика преподавания татарского языка в средних школах и гимназиях» (авторы Ф. Валеева, Г. Саттаров), которая пользуется особой популярностью у учителей, дается объяснение методов, используемых на уроках языка, указываются методы, которые можно использовать при работе с каждым методом [1, с.192]. Ученые подчеркивают, что при работе с методом объяснения используются методы анализа языковых явлений, изучения примеров и сопоставления различных явлений; при работе с методом лекции – методы сопоставления новых знаний, языковых явлений и примеров с ранее изученными, выделения наиболее важной части материала и обобщения; при работе с методом беседы широко используются методы работы с таблицами, карточками, учебниками, плакатами.
Методы изучения татарского языка подробно рассмотрены еще в начале ХХ века. Так, во введении к программе, изданной в 1933 году, М.Х.Курбангалиев дает подробную информацию о методах обучения языкам, а именно, подробно останавливается на естественном, переводно-грамматическом и смешанном методах [цит.по: 3, с.54].
Естественный метод предполагает обучение иностранному языку без обращения к родному языку ученика. В этом случае не допускается переводческая работа, сравнение двух языков. При работе естественным методом широко используются демонстрация, жестикуляция, мимика. При даче понятия о том или ином предмете, объяснении его смысла на помощь приходят различные рисунки, схемы, плакаты. Хотя он считается неудачным, возможно, и сейчас иногда приходится использовать естественный метод, потому что постоянная зацикленность на переводах и сравнениях двух языков заставляет ученика думать и размышлять не на изучаемом языке, а на родном. При работе переводческим (сопоставительным) методом ученик знает перевод предложений и текстов, понимает и усваивает лексические и грамматические значения слов, но даже при том, что он практически пользуется языком и свободно работает с синтаксическими и грамматическими конструкциями, он не может научиться говорить и общаться с пониманием. Поэтому М.Х.Курбангалиев рекомендует использовать этот метод лишь в ограниченных пределах. Смешанный метод, который применялся в начале XX века, то есть сочетание естественного и сравнительного методов, до сих пор считается одним из самых эффективных в обучении учащихся говорению и общению. Это подчеркивает профессор Ф.С.Сафиуллина в своей работе «Научно-методические основы обучения татарскому языку» [2, с.172].
Методы, используемые на уроках языка, можно разделить на две группы:
Основные методы: работа со словарями; написание диктантов, изложений, сочинений; лексический, фонетический, грамматический анализ; работа с таблицами, карточками; составление диалогов и монологов (работа в парах) и т. д.
Вспомогательные методы: введение игрового элемента; решение ребусов, головоломок; освоение математических пропорций и т. д.
Какой метод использовать на уроке, зависит от нескольких факторов. В первую очередь, необходимо учитывать возрастные особенности детей. Как известно, использование наглядных пособий оказывает существенное влияние на уровень понимания учащимися. При объяснении темы использование рисунков, картин, иллюстраций, плакатов особенно актуально для учащихся младших и средних классов. Например, в VII классе большое место уделяется изучению раздела морфологии. Как известно, татарские глаголы считаются самой сложной группой слов, имеющей различные разряды и формы. При изучении семантических значений глаголов эффективен следующий метод работы с демонстративным материалом. Сначала учитель просит выделить части речи в предложениях, написанных на интерактивной доске, а в качестве второго задания они добавляют глаголы к предложенным предложениям, определяют их число, категории. Таким образом, учащиеся запоминают, что слова, выражающие действие или состояние подлежащего, являются глаголами. Но кроме этого глаголы также выражают движение и состояние. Ф.Валиева, Г.Саттаров предлагают использовать в этом случае демонстративность. «Учитель, показывая картинки с изображением птиц, извлекает из них разные значения глагола», - пишут они [1, с.210]. Например, используя картинку с изображением воробья, клюющего дерево, глаголы, выражающие действие (чүпли, чукый); используя картинку с изображением малиновки, сидящей на ветке дерева, глаголы, выражающие состояние, положение (утыра, көтә); используя картинку с изображением летящей в воздухе ласточки, глаголы, выражающие движение (оча).
Также важно учитывать новизну темы, объем учебного материала, сложность его усвоения. Например, работа с таблицами эффективна для системного изучения сложной темы.
Как известно, методы, используемые на уроках, являются частью выбранной учителем методики, и их использование зависит от профессиональных навыков, фантазии и инициативы учителя. Важно также помнить, что в современном быстро меняющемся мире методы преподавания и обучения постоянно развиваются, а значит, и учитель должен время от времени прибегать к новым методам в своей работе. Если раньше обычным явлением были диафильмы, самодельные плакаты, таблицы, работа с проектором, то сейчас, с развитием информационных технологий, все более распространенным становится просмотр видеороликов, работа над презентациями, получение знаний и навыков с помощью Интернет-ресурсов.
Таким образом, выбор учителем методов и подходов обучения татарскому языку зависит от поставленных целей и задач, содержания предъявляемого учащимся материала, конкретного этапа обучения, уровня речевой подготовленности, возраста ребенка, его интеллектуального развития, а также его готовности и заинтересованности в получении нового языкового и речевого материала. Только правильно выбранный метод способствует достижению эффективности успешного усвоения материала на каждом этапе обучения.
Литература
- Вәлиева Ф. С., Саттаров Г. Ф. Урта мәктәп һәм гимназияләрдә татар телен укыту методикасы. – Казан: Раннур, 2000. – 456 б.
- Сафиуллина Ф.С., Зәкиев М.З. Хәзерге татар әдәби теле. – Казан: Мәгариф, 2002. – 407 б.
- Шәкүрова М.М., Йосыпов А.Ф. Татар телен укыту методикасы. – Казан: Таткитнәшр, 2009. – 46 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аудирование - метод обучения татарскому языку и его роль в образовательном процессе
Тыңлау – сөйләмне гади акустик яктан кабул итү генә булса, тыңлап аңлау рецептив сөйләм эшчәнлегенең бер төре буларак карала һәм сөйләмне бер үк вакытта кабул итүне дә һәм аңлатуны да белдерә. С...

Обучение татарскому языку как неродному в ДОУ с русским языком обучения
Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка, сообразительность, быстроту реакции, математические навыки и логику. Д...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
В данном докладе описываются современные методы обучения русскому языку как неродному...

Выступление. Методический семинар «Использование аудирования как метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»
Исторический обзор трудов по обучению татарскому языку как неродному, содержащийся в лингводидактических исследованиях, показывает, что работы ученых прошлых веков внесли значительный вклад в становле...

Методический семинар «Использование аудирования как метода обучения татарскому языку в 5-ых классах»
Аудирование – это понимание воспринимаемой на слух речи.Проблема: неразработанность вопросов методики обучения восприятию татарской монологической и диалогической речи на слух, отсутствием в тата...

Основные принципы и методы обучения адыгейскому языку как неродному
Развитие речи - процесс сложный....
семинар "Коммуникативные технологии обучения татарскому языку как неродному».
По итогам семинара определили УМК «Татарча да яхшы бел» как эффективное средство обучения татарскому языку русскоязычных детей....
