Разработка рабочей учебной программы по предмету
учебно-методический материал

Сапрыкина Нина Дмитриевна

Разработка  рабочей учебной программы по предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономная некоммерческая организация дополнительного образования

«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»

Разработка  рабочей учебной программы по предмету.

Выпускная аттестационная работа

по программе профессиональной переподготовки «Профессиональное образование: учитель основ безопасности жизнедеятельности»

Слушатель:

Руководитель:

           

Омск-2015

Оглавление

                                                                                                   

Введение _______________________________________________ 3

Глава 1. Cоставление и реализация рабочих программ_________  6

  1. Требования, предъявляемые к рабочей программе___7
  2. Рекомендуемая структура рабочей программы_______9

Глава 2. Критерии оценивания рабочих программ_______________19

1.1. Требования к рабочим программам в соответствии

с функциями___________________________________________19

1.2. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах_____21

        1.3. Алгоритм построения рабочей программы______________22

Заключение_____________________________________________24

Список использованных источников и литературы_________   26

        

Введение

        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) закрепляет за образовательным учреждением право на разработку Основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения. В Стандарте подробно изложены требования к структуре этого документа, основой которого  должны стать разработанные педагогами рабочие программы по каждому из учебных предметов. При разработке рабочих программ учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) большинство образовательных учреждений и педагогов испытывают, как показывает практика, серьезные трудности, которые обусловлены лаконичностью рекомендаций по их составлению.

        Проблема данной тематики: ознакомление с рекомендациями по разработке рабочей учебной программы по предмету.

        Объект: литература, нормативные документы по теме работы.

        Предмет: рабочая программа.

        Цель: ознакомиться  с рекомендациями по разработке рабочей учебной программы по предмету.

        Задачи:

- найти и прочитать литературу, нормативные документы по теме работы:

- написать реферат по теме: «Разработка  рабочей учебной программы по предмету».

        Требования государственного стандарта, цели и задачи образовательной программы реализуют программы по учебным предметам (учебные программы). Программа - это нормативно – правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме. Программа фиксирует цели, объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы по конкретному предмету, определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, рекомендации по количеству часов на каждую тему, распределение их по годам обучения, выявляет уровни и нормы оценки знаний обучающихся.         Традиционно в системе образования к учебным программам относятся: «примерная (типовая) учебная программа», «авторская программа» и «рабочая программа учебного курса».

В примерных (типовых) программах детально раскрываются обязательные компоненты содержания обучения (инвариантная часть), параметры качества освоения содержания конкретного  предмета учебного плана, указываются необходимые формы и средства обучения, приводятся методические рекомендации общего характера. Данные программы утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации и носят рекомендательный характер. В примерных программах не всегда фиксируется распределение учебного материала по отдельным темам. 

             Авторские программы учебных предметов разрабатываются авторами УМК на основе ФГОС, примерных (типовых) программ и авторской концепции построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Данная программа может быть разработана как одним автором, так и  группой авторов с учетом различных подходов к структурированию учебного материала, последовательностью изучения отдельных тем. Внедрению авторской программы в практику работы образовательного учреждения предшествует, как правило,  ее апробация и экспертиза, проводимая издательствами.

             Однако разнообразие образовательных потребностей и запросов обучающихся, обеспечение вариативности содержания образования  приводят к необходимости модифицирования программ и разработки рабочих программ, в которых учителя смогут отразить особенности преподавания учебного предмета в конкретном классе конкретного образовательного учреждения. Рабочие программы разрабатываются педагогами на основе требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, отраженным в ФГОС ООО, Примерной программы по учебному предмету, авторской учебной программы /при наличии ее/, соответствующего ей учебно - методического комплекса.

                Существует несколько определений рабочих программ:

Рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерных или авторских программ, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

        Рабочая программа учебного курса – документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.

          Таким образом, рабочая программа – нормативно-управленческий документ конкретного образовательного учреждения, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО). В тоже время рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса  в соответствии с  результатами, определенными ФГОС. Кроме того, в соответствии  с пунктом 15 (раздел 3) ФГОС ООО  основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30 % от общего объема ООП ООО.  Таким образом, рабочая программа позволяет в полной мере учесть и отразить национально – региональный компонент (с учетом специфики преподаваемого учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)), авторский замысел педагога, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, специфику обучения в конкретном   образовательном учреждении.

        Глава 1. Cоставление и реализация рабочих программ

        Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
  • Примерные программы по учебным предметам
  • Основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах.  

                

1.1. Требования, предъявляемые к рабочей программе

1. учет основных положений основной образовательной программы образовательного учреждения (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательного процесса, особенностей учебного плана школы т.д.);

2. отражение взаимосвязи программ, определяющих содержание основного общего образования  образовательного  учреждения и ориентированных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов (программы развития универсальных учебных действий, воспитания и социализации обучающихся, коррекционной работы при наличии в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья), а также взаимосвязи учебных программ в рамках образовательной области;

 3.  наличие признаков нормативного документа;

4. последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса, методов, организационных форм и средств обучения;

5. полнота раскрытия целей и ценностей обучения с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания;

6.  конкретность представления элементов содержания образования.        

        Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. 
Составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или уровень обучения. Например, «Рабочая программа курса основ безопасности жизнедеятельности в 10 классе». При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

  • целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательной организации;
  • состояние здоровья учащихся;
  • уровень их способностей;
  • характер учебной мотивации;
  • качество учебных достижений;
  • образовательные потребности;
  • возможности педагога;
  • состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

        Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
• не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
• отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
• не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
• не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.

1.2. Рекомендуемая структура рабочей программы

1. титульный лист (Приложение №1).

2. пояснительная записка, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

3. общая характеристика учебного предмета, курса;

4. описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

5. личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6. содержание учебного предмета, курса;

7.тематическое  планирование с определением основных видов учебной деятельности

8. описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

9. планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

1. Титульный лист

Титульный лист содержит:

1. Полное наименование образовательного учреждения.

2. Гриф согласования программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения)

3. Гриф утверждения программы руководителем образовательного учреждения (с указанием даты и номера приказа руководителя ОУ).

4. Название учебного курса, для изучения которого написана программа.

4. Указание параллели /класса, в которых изучается учебный курс.

5. Фамилия, имя и отчество  педагога (или нескольких педагогов), разработавшего и реализующего учебный курс, предмет.

6. Название города, в котором подготовлена программа.

7. Год составления программы.

2. Пояснительная записка

           Назначение пояснительной записки состоит в том, чтобы кратко охарактеризовать специфику и значение данного учебного предмета для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения.

           В пояснительной записке указываются: 

  • Название, автор и год издания авторской /примерной  программы, на основе которой разработана рабочая программа, и учебников, которые используются в процессе обучения.
  • конкретизируются цели и задачи конкретного учебного предмета в области формирования системы личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и освоения содержания курса (цель и задачи формулируются в соответствии с ФГОС,  примерной или авторской программой к конкретному учебно – методическому комплексу и с учетом специфики данного ОУ).
  • общая характеристика учебного предмета, курса; принципы отбора учебного материала, реализуемые в программе подходы.
  • описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  • изменения, внесенные в примерную /авторскую учебную программу, их обоснование (причины и целесообразность изменений):

- изменение сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов), тем;

- изменение последовательности изучения тем учебного курса;

- изменения в логике изложения материала, предусмотренные авторской программой;

 - введение дополнительных тем, не предусмотренных авторской программой; исключение тем, не являющихся обязательными для освоения учащимися;

 - раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых) и т.д.;

Кроме того, целесообразно указать особенности классов, в которых будет реализована данная программа: количественный состав класса; уровень подготовленности учащихся к освоению содержания учебного курса; формы получения образования учащимися класса (очная, экстернат, дистанционная); индивидуальные психолого  – физиологические особенности и т.д.

  • содержание учебного предмета, курса. Содержание предмета, дисциплины (модуля) включает в себя реферативное описание каждого раздела согласно нумерации в тематическом планировании. Изложение учебного материала в заданной последовательности предусматривает конкретизацию всех дидактических единиц содержания. При описании содержания тем рабочей программы может быть рекомендована следующая последовательность изложения:
  • 1. Название темы.
  • 2. Необходимое количество часов для ее изучения.
  • 3. Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы (дидактические единицы); практические и лабораторные работы, экскурсии и другие используемые формы занятий; требования к знаниям и умениям обучающихся; формы и вопросы контроля; возможные виды самостоятельной работы учащихся.
  • Учебно – тематический план и календарно – тематическое планирование.

Учебно – тематический план отражает последовательность изучения разделов и тем с указанием количества учебных часов, в том числе на проведение зачетов, контрольных, практических и лабораторных работ. В календарно - тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематическое планирование может быть представлено в виде таблицы (см. таблицы 1 - 5). Форма календарно - тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно - научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того,  могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Таблица 1

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

лабораторно-практические работы, экскурсии

контрольные работы

Самостоя-

тельные работы учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

1.1

1.2

В нижней части таблицы часы суммируются

Итого:

Таблица 2.

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Планируемые результаты и уровень усвоения

всего

лекции

практика

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. ___________

1.1. _____________

1.2. _____________

1.3. Резервное время

Итого по разделу:

Раздел 2. ___________

2.1. _____________

2.2. _____________  Итого по разделу:

     Всего

Таблица 3.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

  1. Формконтроля

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 4.

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Сроки

Лабораторные и практические работы

Самостоятельная учебная деятельность

Планируемые результаты и уровень усвоения

Виды контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

Таблица 5.

  • № п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания образования:

ОУМ – опорный учебный материал;

ПУ – продвинутый уровень;

ВД – внеурочная деятельность

Вид деятельности обучающихся

Планируемые результаты и уровень усвоения

Формы диагностики и контроля

Дата про-ве-де-ния

Предметные умения

Метапред-метные УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  • 1.
  • 1.1
  • 1.2
  • 1.3

Знать:

Уметь:

Личностные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Контроль освоения учащимися  содержания курса является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции, поэтому средства контроля могут быть зафиксированы в учебно-тематическом плане. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Учитель отбирает, перерабатывает или самостоятельно разрабатывает систему контролирующих материалов (тесты, контрольные работы, вопросы для зачета и др.). В  рабочую программу может быть включен перечень вопросов или форм итогового, промежуточного и текущего контроля по изучаемой дисциплине:

 - текущий контроль: устный опрос, тест  и т.д.

 - промежуточный контроль: проверочная работа, самостоятельная работа, тест

 - итоговый контроль: контрольная работа, тест, портфолио.

  • Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса. В настоящее время значительно расширился выбор программ, учебников, рабочих тетрадей и других составляющих учебно-методического комплекса, что должно учитываться при выборе УМК и разработке рабочей программы.

Основными требованиями к учебнику являются:

его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;

отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;

полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе -воспитательной, координирующей, самоконтроля и т.д.);

информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;

целесообразность внетекстовых компонентов, полиграфическое исполнение и др.

Разработчик рабочей программы определяет, насколько данный УМК обеспечивает достижение целей и задач, поставленных в учебной программе. Следует помнить, что программа, не обеспеченная учебно-методическим комплексом, вызывает трудности как для обучающихся, так и для учителя, поэтому не может в полной мере способствовать достижению поставленных в ней целей. Образовательное  учреждение должно быть обеспечено  учебниками, учебно-методической литературой и материалами  по всем учебным дисциплинам  ООП ООО;  должно  иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных. В ООП ООО должно быть описано все учебно-методическое  и информационное обеспечение для  реализации целей и задач начального  общего  образования:

Литература: учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии

Дидактические материалы: словари, справочники, наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);

Информационно-компьютерная поддержка учебного процесса: мультимедийные учебные пособия, электронные издания энциклопедий; учебно-развивающие программные среды

Оборудование и приборы, необходимые для реализации рабочей программы

Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучающихся по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным аспектам и проблемам курса. Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Литература оформляется в соответствии с ГОСТом: элементы описания каждого произведения должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию:

- если указано несколько работ одного автора – по алфавиту заглавий;

- при совпадении первых слов в названиях источников – по алфавиту вторых и т.д.;

- указывать количество страниц документа (книги), если он полностью изучен – 336 с.;

- если рассматриваем несколько страниц – С. 30-38.

  • планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Данный элемент рабочей программы представляет собой описание целей-результатов обучения, выраженных операционально  (через  действия обучающихся) и диагностично.  Перечень целей - результатов включает в себя определенный уровень достижений (предметные и общие учебные умения и способы деятельности). Требования к уровню подготовки учащихся прописываются в соответствии с ФГОС ООО и примерной / авторской  программой; они не могут быть ниже требований, сформулированных в данных документах. В то же время они должны быть понятными для обучающихся и их родителей.

Глава 2. Критерии оценивания рабочих программ

1.1. Требования к рабочим программам в соответствии с функциями

Функции программы определяют следующие требования к ней:

1. Учет основных положений образовательной программы школы (требований социального заказа, требований к выпускнику, целей и задач образовательной деятельности, особенностей учебного плана школы).
2. Взаимосвязь учебных программ в рамках образовательной области, отражение законченного, целостного содержания образования.
3. Наличие признаков нормативного документа.
4. Последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств образовательной деятельности, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы.
5. Полнота раскрытия целей и ценностей образовательной деятельности с включением в программу всех необходимых и достаточных для реализации поставленных целей элементов содержания (знания о природе, обществе, технике, человеке, способах деятельности; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности).
6. Конкретность представления элементов содержания образовательной деятельности.

        Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательных организаций. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:

• кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данного уровня обучения учащихся;
• дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
        Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с требованиями к примерной учебной программе. 
Учитель может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своей образовательной организации и особенностей учащихся конкретного класса.
Например, изменять количество часов, дополнять требования к уровню подготовки учащихся. 
Это позволит увидеть особенности содержания, реализуемого учителем, но не содержит информации об особенностях организации образовательной деятельности.

1.2. Наиболее типичные недочеты в рабочих программах

  • не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
  • отсутствуют некоторые обязательные разделы;
  • не всегда предусматривается обеспечение программы необходимым учебно-методическим комплексом;
  • не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области.
  • требования к уровню подготовки учащихся не прописаны  через цели - результаты обучения;
  • не пересмотрено  содержание курса;
  • отсутствует система контролирующих материалов.

        Сложности, возникающие при создании рабочих программ могут быть преодолены при изменении характера работы методических объединений. Одним из приоритетных направлений их деятельности на этапе перехода на ФГОС нового поколения может стать разработка содержания таких программ, их методического обеспечения, а также их апробация. При этом методическая работа приобретает системный характер, ориентированный на обеспечение качества образования. Для того чтобы соблюсти все необходимые требования ФГОС в образовательном учреждении, должно быть разработано и утверждено как внутренний локальный акт Положение о рабочей программе. В этом же положении образовательное учреждение прописывает нормы выполнения рабочих программ. На начало каждого учебного года все рабочие программы в образовательном учреждении проходят процедуру согласования коллегиальным органом, который записан в уставе школы (чаще всего это педагогический совет), и утверждения лично директором не позднее 31 августа.

1.3. Алгоритм построения рабочей программы

        Разработка рабочих программ предполагает достаточно высокий уровень профессионального мастерства учителя, умения планировать и прогнозировать как  свою деятельность, но и деятельность обучающихся. Вследствие этого, особенно у начинающего педагога, может возникнуть убеждение, что подобных сложностей лучше вообще избегать и использовать уже существующие типовые программы. Однако подобная позиция, исключающая личность педагога из процесса проектирования курса, существенно ограничивает его возможности, сводя их к роли исполнителя чужого проекта. Как правило, в результате этого у педагога не формируется целостного представления об изучаемом курсе. Поэтому рекомендуется следующая последовательность действий, позволяющая учителю самостоятельно разработать учебную программу:

1. Выбрать программу (авторскую, при  ее отсутствии – примерную) по учебному курсу  и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки России.

2. Сопоставить цели изучения учебного курса в авторской учебной программе с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретного образовательного учреждения. Убедиться в их соответствии, что позволяет учесть требования ФГОС, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей.

3. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной (типовой) программе. Определить знания, умения, способы деятельности выпускников, не включенные в авторскую программу или же превышающие требования к уровню подготовки выпускников, предусмотренные в ООП образовательного учреждения.

4. Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий

5. Сопоставить содержание авторской и примерной (типовой) программ. Выделить дидактические единицы, не включенные в авторскую программу. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в программу соответствующие коррективы.

6. Определить  последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них.

7. Определить основную /дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др.

10. Подобрать или разработать средства контроля освоения учащимися содержания программы.

11. Составить рабочую программу согласно структуре,  заданной в Положении о рабочей программе конкретного образовательного учреждения.

        

Заключение

Одно из приоритетных направлений — достижение качества современного образования, отвечающего актуальным потребностям личности, общества и государства. В значительной степени условия эффективной реализации образовательной политики формируются на уровне деятельности образовательного учреждения и излагаются в его образовательной программе.

Цели и задачи образовательной программы, требования государственного стандарта в той или иной образовательной области реализуются посредством программ по учебным предметам. Программа по учебному предмету — результат большой кропотливой работы представителей различных областей знаний: специалистов конкретной науки, определяющих основной круг знаний, умений и навыков; педагогов и психологов, формирующих и распределяющих материал по годам обучения в соответствии с возрастными возможностями детей; методистов, разрабатывающих научно-методическое обеспечение, необходимое для эффективного усвоения знаний, умений и навыков. В каждой программе аккумулирован опыт изучения той или иной науки, отражены ее достижения. Однако разнообразие образовательных потребностей людей, которое приводит к необходимости обеспечения вариативности содержания образования, нередко требуют модифицирования типовых или разработки рабочих программ. Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора, составителя высокого уровня квалификации.

        Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательной деятельности; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной организации.

        Рабочая программа соответствует требованиям ФГОС, если отражает реальную ситуацию в школе и конкретном классе; использует школьный компонент (если есть).

  • В рабочей программе присутствует общее понимание образовательного процесса, который не меняется в зависимости от класса, УМК,  учителя и методической концепции курса, а есть то, что варьируется  в зависимости от конкретных условий реализации программы.
  • Авторы рабочих программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, расширения объема (детализации) содержания, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. В любом курсе может быть вариативность.
  • Все это позволит учителю планировать свою деятельность с учётом способностей и уровня обучения, изменять свою рабочую программу в соответствии с методической концепцией авторов курса.

Таким образом, в методических рекомендациях предложена технология составления рабочей учебной программы образовательного учреждения. Она не зависит от типа образовательного учреждения и от преподаваемого предмета, курса или факультатива.

Список использованных источников и литературы

1.http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh obedinenii/library/2014/08/29/doklad-rabochaya-programma-uchitelya-v

2.http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy yazyk/library/2014/09/01/razrabotka-rabochikh-programm-v

3. http://sevgym14.ru/rabochaia_programma.htm

4. http://lib.tr200.net/v.php?id=736020&sp=1

5. http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/library/2014/01/24/referat-po-teme-rabochaya-programma

6. Слободина Н.Ю. Методические рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в основной школе в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. /Вологда: Изд. центр АОУ ВО ДПО ВИРО, 2013

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Примерное оформление титульного листа Рабочей программы

________________________________________________________________________

 (полное название образовательной организации)

 СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания МО

№______ от ______201__ г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ руководителя ОО №_____от_______201__ г.

Рабочая программа

курса

«_________________________________________________________________»

(полное название курса)

___________________________________

(класс)

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель /Разработчик программы

Фамилия, имя, отчество,

Квалификация __________________

Педагогический стаж ____________

Эксперт программы: /указать организацию, ФИО, должность

Нижнетерянск

2015

Приложение № 2[1]

Аспекты содержания

первого блока

Маркеры

1

2

1. Актуальность разработки курса

  1. Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ...
  2. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ...
  3. В связи с ... большое значение приобрела проблема ...
  4. Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ...
  5. Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...

2. Причины введения учебной дисциплины (курса, предмета, факультатива)

  • Необходимость введения ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ...
  • Причины введения ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ...
  • Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ...
  • Введение ..., как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что ...

3. Особенности программного материала

  • Специфика данной учебной дисциплины обусловлена ...
  • Особенность изучаемого курса состоит в ...
  • Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ...
  • Отличительными чертами данной программы являются ...
  • Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
  • Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ...
  • Нами переработаны авторские материалы ..., являющиеся основанием данной учебной программы.

4. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива)

  • Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план ...
  • Особое место данного курса обусловлено ... в структуре учебного плана ОУ.
  • Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как ...
  • Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как ...

5. Адресат

  • Программа адресована ..., а также может быть частично использована в ... классах.
  • Курс рекомендован учащимся ...
  • Программа рассчитана на обучение ...

7. Требования к знаниям и умениям обучающихся

  • В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:

1. .......................................;

2. .......................................;

3. .......................................;

знает:

4. .......................................;

5. .......................................;

умеет:

6. .......................................;

7. .......................................;

8. ......................................;

владеет:

9. ......................................;

10. ....................................;

  • В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...

8. Целевая установка

  • В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является ... (содействие формированию ..., создание условий для ..., ознакомление с ..., формирование целостного представления...).
  • Данный курс преследует цель ...
  • Данная программа имеет цель ...

В ходе ее достижения решаются задачи:

1. формировать систему ...;

2. совершенствовать умения ...;

3. развивать творческий подход к ...;

4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...).

  • Достижение  поставленной цели связывается с решением следующих задач: ...
  • Основные задачи программы заключаются в следующем: ...

9. Структура программы

  • Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
  • В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. «..........»;

2. «..........»;

3. «..........».

  • В курсе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ...
  • Программа ... включает следующие разделы: ...

10. Формы организации учебного процесса

  • Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).

11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучающихся

  • Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по ...
  • При изучении курса для обучающихся предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ...
  • Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроки, лекции и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий по ...
  • В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...

12. Итоговый контроль

  • Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
  • Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в ... четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить ..., продемонстрировать ..., провести ..., показать ...
  • Контрольные (зачетные и др.) требования сводятся к следующему: ...
  • Изучение курса завершается контрольным тестом, который включает ...
  • Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения ... и представление ...

13. Объем и сроки изучения

  • Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ... четверти (полугодия).
  • Курс рассчитан на ... часа лекционно-практических занятий в ... классе.


[1]         http://www.menobr.ru/materials/370/5724/#_ftn3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по предмету информатика и ИКТ для обучающихся 9-x классов

Настоящая программа по информатике и ИКТ для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089), прим...

Учебная программа по предмету "Технология" для 9 неделимого класса

В программе представлены цели,содержание,общие стратегии обучения,воспитания и развития учащихся посредством уроков технологии....

Рабочая учебная программа по предмету математика для 5 класса УМК под редакцией автора И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.

Данная рабочая программа по математике для 5 класса содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, поурочное календарное планирование....

Учебная программа по предмету "Вокальное исполнительство"

Данная учебная программа рекомендована для работы с учащимися 0 класса (подготовительная группа)....

Учебная программа по предмету "Фортепианный ансабль" для ДМШ

В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью комплексного подхода в воспитании и образовании учащихся в ДМШ. Значение этого предмета в учебном процессе переоценить н...

Учебная программа по предмету "Специальность. Гитара"

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВАНАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫУЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ«СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.  ГИТАРА»...