Формирование читательской грамотности на уроках химии
презентация к уроку

Храброва Татьяна Владимировна

Презентаци выступлени на совещании учителей химии Колпинского района в 2023/24 учебном году

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_na_urokah_himii.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности на уроках Химии Храброва Татьяна Владимировна ГБОУ школа № 456, Колпино

Слайд 3

Читательская грамотность ─ способность человека понимать и использовать письменные тексты , размышлять о них, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Слайд 4

Чтение и понимание текстов (PIRLS) Читательская грамотность(PISA) Опора на текст Опора на внетекстовое знание 1. Найти и извлечь (информацию) 2. Интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) 3. Осмыслить и оценить содержание текста форму текста сформировать общее понимание текста толковать текст

Слайд 5

без включения визуальных изображений включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом состоят из предложений, которые соединены в абзацы. Абзацы в свою очередь могут быть соединены в параграфы, главы и т.д. Сплошные Несплошные содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи; визуальные ряды, необходимые для понимания текста, с большей или меньшей степенью слияния с текстом Типы текстов Смешанные соединяют черты сплошных и несплошных текстов вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга

Слайд 6

Сплошные тексты описание (художественное и техническое) повествование (рассказ, репортаж) аргументация (комментарий, обоснование); объяснение (объяснительное сочинение, определение понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация); инструкция (указание к выполнению работы; правила, законы)

Слайд 7

Несплошные диаграммы граф и ки карты, схемы информационные листы и объявления т а б л и ц ы рисунки, фотографии анкеты и другие формы Афиши, билеты

Слайд 8

Работа с такими текстами позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности Р понимать к ом м ун и к а т ивную цель чтения текста фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа определять основную мысль текста; комментировать и оценивать информацию текста. диффе р енциров а т ь главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или арг у м енти р ую щ ую выдвинутый тезис приёмы формирования читательской грамотности

Слайд 9

Приёмы читательской ф о р м и р о ван и я грамотности

Слайд 10

Внимательное прочтение текста с комментариями V (галочка) ─ (минус) + ( плюс ) ! (воскл. знак) ? (вопрос) « Инсерт » - заметки на полях

Слайд 11

Тема: «Фосфор» Задание: прочитайте отрывок из знаменитой «Собаки Баскервилей » А. Конан -Дойла и ответьте на следующие за ним вопросы. «...Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. — Фосфор, — сказал я». Вопросы и задания : 1. Фосфор бывает белый, красный и черный. О каком фосфоре идет речь в отрывке? Объясните, почему вы так считаете. 2. В этом отрывке Артур Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку . Он не учел химических свойств фосфора и его соединений. Проанализируйте содержание отрывка. Почему описанное в нем явление маловероятно? Назовите не менее двух причин. 3. Зная свойства «светящегося» фосфора, выберите верные утверждения. А. Попадание фосфора на кожу безопасно. В. Попадание фосфора на кожу вызывает ожоги. С. Фосфор нужно брать только пинцетом или щипцами. D. Фосфор хранят под водой.

Слайд 12

«Письмо с дырками (пробелами)».

Слайд 13

Допишите необходимые формулы и укажите тип реакции . CuO + … = Cu + H 2 O H 2 + O 2 = … KOH + CO 2 = … + H 2 O MgO + … = Mg ( NO 3 ) 2 + H 2 O H 2 + … = 2 NH 3 ; Fe 2 O 3 + … = Fe + H 2 O … + HCl = AlCl 3 + H 2 O ; Mg + H 2 SO 4 = … + H 2 .

Слайд 14

Юные переводчики

Слайд 15

Юные переводчики Переведите на химический язык, данные предложения Гидроксид магния + азотная кислота = нитрат магния + вода Хлорид кальция + нитрат серебра = нитрат кальция + хлорид серебра Гидроксид натрия + угольная кислота = карбонат натрия +вода Хлорид бария+сульфат лития=сульфат бария + хлорид лития

Слайд 16

Установите правильную последовательность. Сплав – 1 – состоящий 2 – из которых по крайней мере 3 – металл, 4 – материал 5 – или более компонентов, 6 – один – 7 –с характерными свойствами, 8 – из двух Амфотерный оксид - 1 – проявляет 2 – который в зависимости 3 – или основные 4 – свойства 5 – оксид 6 – кислотные 7 – от условий. Установите правильную последовательность: 1)внешних 2)условий 3)При изменении 4)химическое 5)равновесие 6)в сторону 7)смещается 8)той реакции 9)внешнее воздействие 10)которая ослабляет

Слайд 17

ПРОИЗВОДСТВО СТЕКЛА СЫРЬЕ ……………… …………… ... ……………… Химические реакции и технологические процессы Na 2 CO 3 + SiO 2 → …………… CaCO 3 + SiO 2 → …………… Расплав Na 2 O∙CaO∙6SiO 2 Формовка Выдувание Прессование Прокатка Вытягивание Виды стекла Оконное Na 2 O∙CaO∙6SiO 2 Тугоплавкое ………… ... … Кварцевое ……………… .. Хрустальное …………… .. Продукция …………………… …………………… . …………………… . …………………… . Прочитайте пункт параграфа « Производство стекла » , заполните схему и составьте по ней рассказ о современной технологии производства стекла.

Слайд 18

К л а с т е р

Слайд 19

Виды химической связи Ионная связь Металлическая связь Ковалентная (атомная) связь неполярная полярная 1.Определение - Это связь, возникающая между ионами 2.Между какими элементами образуется Ме + НеМе НеМе – одинак . НеМе - разные 3. Схема образования связи Схема из соотв. § 4. Характер связи, прочность Электростатические силы притяжения между ионами. Прочная За счет образования общих электронных пар. За счет образования общих электронных пар, смещенных к более ЭО элементу. 5. Тип кристаллической решетки Ионная Металлическая Атомная, молекулярная 6. Характерные физические свойства веществ Обладают… Атомная: Молекулярная: 7. Примеры соединений Атомная: Молекулярная:

Слайд 20

Составление таблиц

Слайд 21

Щелочные металлы: Li ,… I группа, главная подгруппа: ns 1 . Восстановительные свойства… Нахождение в природе Физические свойства Основные соединения Получение Химические свойства Применение Me – 1 e - = Me +1 восстановитель Качественные реакции

Слайд 22

Интересные факты и задания с использованием этих фактов Задача 1. У дельфина слёзы сладкие, потому что в слезе дельфина содержатся сахара – галактоза и фруктоза. Углеводно-белковые, напоминающие белок куриного яйца, слёзы служат смазкой. Дельфины плачут, чтобы лучше видеть и быстрее плавать. Вопросы: 1.Установите молекулярную формулу фруктозы, которая придаёт дельфиньим слезам сладкий вкус, если массовые доли элементов в ней составляют: 40,0%(С), 6,6%(Н), 53,4%(О). 2. Сравните (в табличной форме) физические свойства глюкозы и фруктозы.

Слайд 23

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».

Слайд 24

Источники информации https://chemistry-edu.ru/index.php/component/k2/item/106-car3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Формирование читательской грамотности на уроках английского языка на примере разработки урока по теме Celebrations (5 класс)

В данной разработке учителя не только английского языка, но и других предметов, использующих на своих уроках работу с текстом, могут найти приемы и идеи, как формировать читательскую грамотность у обу...

Методическая разработка урока "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Конспект урока русского языка по работе с информацией при подготовке к ОГЭ....

Открытый урок на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Создать условия для формирования умения искать информацию, вычленять ее в тексте; создать базы эффективных методов и приёмов по формированию читательской компетентности учащихся; добиться повышения уч...

Мастер-класс: «Лучшие методические приемы формирования читательской грамотности обучающихся» Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

       Тема: «Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».          Цель мастер – класса: ...

Открытый урок в 9 классе на тему "Формирование читательской грамотности на уроках русского языка"

Данный открытый урок посвящен формированию читательской грамотности на уроке русского языка с применением произведения В.М.Пескова "Бескорыстие"....