«Использование ИКТ на занятиях по обучению правилам дорожного движения»
статья

Полухин О. А.

Статья «Использование ИКТ на занятиях по обучению правилам дорожного движения» познакомит учителей с формами и методами работы с ИКТ при изучении ПДД, повысит качество изучения ПДД посредством интенсивного внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ на занятиях по обучению правилам дорожного движения»

Пояснительная записка

В современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, поток информации, получаемый участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогическим коллективом встает вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. Кроме того, современное образование выдвигает стратегию подготовки учащихся к жизни в информационном обществе.

Внедрение информационных технологий в процессы изучения ПДД является одним из ключевых моментов. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Актуальность применения мультимедиа технологий в изучение ПДД обусловлена тем, что на современном этапе нашего общественного развития происходит информатизация общества. Использование информационных технологий дают большую степень усвоения материала детьми. Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Приоритетным направлением педагогической деятельности является разработка использования современных технологий в процессе передачи ученикам знаний о правилах безопасности дорожного движения. Выбор данной темы обусловлен тем, что причиной дорожно-транспортных происшествий часто становятся дети. Это обусловлено тем, что ученики не применяют на практике, полученные знания правил дорожного движения и элементарными правилами поведения на улице.

Возникла необходимость формирования знаний, умений, навыков с помощью информационных технологий.

Цель: повышение качества изучения ПДД посредством интенсивного внедрения ИКТ в образовательный процесс.

Задачи:

1. знакомство с формами и методами работы с ИКТ при изучении ПДД

2. распространение опыта работы с ИКТ.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе во время внеурочной деятельности с детьми начальных классов в образовательном учреждении – это одна из самых актуальных проблем в современной школьной педагогике. Использование компьютера, интерактивной доски, мультимедиа и других технических средств в целях воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования у него познавательной деятельности, обогащения интеллектуальной сферы позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам. Дети с удовольствием работают на таких занятиях, активно включаются в выполнение заданий, так как технические средства позволяют включать в процесс воспитания и звук, и действие, и мультипликацию, что повышает интерес и внимание детей.

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения наряду с традиционными формами работы мною используется информационные технологии: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, развивающие дидактические игры, восприятие художественно – музыкального слова, разгадывание ребусов и кроссвордов, компьютерные игры, решение проблемных дорожных ситуаций. Использование компьютера, мультимедиа и других технических средств в образовательной деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности, обогащению интеллектуальной сферы ученика, позволяет расширить возможности педагога.

Проблема формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуальна на современном этапе.

В России ежегодно гибнут в дорожно-транспортных происшествиях около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Каждое десятое дорожно-транспортное происшествие совершается с участием детей.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Поэтому знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них устойчивый навык правильного поведения на дороге необходимо с младшего школьноговозраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В своей практике на занятиях по ПДД я активноиспользую компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения всоответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечиваютнаглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Например, для детей 1 класса целесообразно использовать такие презентации, как:

– участники дорожного движения;

– дорога и ее главные части.

– виды транспортных средств;

– светофор, история его развития.

– виды дорожных знаков и их назначение;

– причины дорожно-транспортных происшествий.

Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я демонстрирую детям обучающие мультфильмы:

– «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;

– «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения».

– «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;

Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.

Для обобщения знаний школьников правил дорожного движения можно применять на уроках по ПДД разнообразные дидактические игры. Огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолгопривлекают внимание ребенка. В качестве примера можно рассмотреть игры, которые позволяют выявить знания детей о дорожных знаках.

Например, в игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд.

В игре «Найди отличия» ребята анализируют предложенные знаки и делают вывод об их отличительных признаках. Важно, что дети не только закрепляют полученные знания, но и осваивают работу с компьютером. Игра приучает школьника к самостоятельности, развивает навыки самоконтроля.

Для более старших детей я применяю интерактивную мультимедийную систему обучения «Правила дорожного движения». Она включает в себя полностью весь раздел основ законодательства в сфере дорожного движения, ответственность водителя, правовые основы охраны окружающей среды и страхование ответственности водителя. Это позволяет более подробно продемонстрировать ребятам, как используются дорожные знаки, минимизировать время на подготовку рисунка т.к. он будет уже представлен. Подробно разобрать конкретную ситуацию и дать представление о роли и значимости знаков в жизни водителя.

Одним из важных достоинств мультимедиа является показ учебных фильмов. Учебные фильмы, можно чередовать в определенной последовательности просмотра их фрагментов с другими видами учебной деятельности. При использовании видеороликов я стараюсь демонстрировать различные внештатные ситуации, которые могут встретиться на дороге и к которым нужно быть готовым. Также могу на любом кадре приостановить демонстрацию фильма, задать необходимые вопросы, дать соответствующие комментарии. На уроках можно работать в трех направлениях :тренировка (обучение), зачет, экзамен. В режиме тренировка учащиеся решают задачи, при неправильном ответе им выходит подсказка с комментариями. В режим зачет можно установить ученику тему, которую он сдает. После ответа на вопросы учащемуся компьютер выставляет отметку «сдал» или «не сдал». Также ставиться оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо» и т.д. И последний режим это экзамен: программа предлагает билет, выбранный произвольно состоящий из 20 вопросов, в течение 20 минут (время может преподаватель изменить) учащийся должен на него ответить, по результату ставиться отметка «сдал» или «не сдал». Допущенные ошибки по окончанию экзамена можно будет посмотреть и проанализировать. Использование мною этих направлений позволяет учащимся самостоятельно закрепить пройденный материал, моделировать сдачу теоретического экзамена, сдавать зачеты по темам. Компьютерные программы исключают возможность списывания правильных ответов, здесь учащиеся опираются только на свои знания.

Обогащению знаний о поведении на дорогеспособствует восприятие музыки. На уроках я использую проигрыватель для разучивания стихотворений о безопасном поведении надороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника«Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины»,«Санки» и другие. Ребята с удовольствием читают стихотворения сверстникам и родителям, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.

При организации совместной деятельности взрослого и детей можно применять информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов вместе с родителями способствует систематизации знанийо правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение при совместной работе с родителями.

Дети и их родители очень любят разгадывать и кроссворды.Они способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас по правилам дорожного движения.

Для организации самостоятельной деятельности детейя предлагаю использовать программу Paint, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают ученикам возможность для творческой деятельности.

Дети выполняют такие задания, как:

– раскрасить дорожные знаки;

– раскрасить пешеходный переход;

– раскрасить сигналы светофора и другие.

При этом, владея мышкой, школьники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук.

Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении детей.Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Компьютер не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Самые любимые компьютерные игры школьников:

– «Правила дорожного движения для детей».

– «Нескучные уроки».

– «Дракоша изучает правила дорожного движения» и другие.

Я считаю, что компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

– предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

– компьютер несет в себе образный тип информации,учитывая наглядно-образное мышление детей.

– наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность учителю включить три вида памяти воспитанников: зрительную, слуховую, моторную.

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

– постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

– компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми школьного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня.

Работа по формированию у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах с применением информационно-коммуникационных технологий открывает новые возможности. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

Однако при организации работы ребенка на компьютере необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме. Важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка.

Таким образом, использование мультимедийных презентаций в школьном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний учеников на более высокий уровень. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности, облегчает работу учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по обучению Правилам Дорожного Движения

Советы для родителей по обучению детей ПДД...

Обучение правилам дорожного движения в России средствами английского языка

Цель урока: научить обучающихся составлять инструкцию (памятку)  по безопасности движения, высказываться по теме «Правила дорожного движения». Задачи:  ...

Занятие-развлечение по правилам дорожного движения "Наш друг - светофор"

Занятие-развлечение по ПДД для воспитанников школы-интерната для обучающихся с ОВЗ....

Открытое занятие по правилом дорожного движения. Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»

Тема: «Маша и Медведь знакомятся с правилами дорожного движения»Цель: повторить правила дорожного движения: значение сигналов светофора, правила безопасности на улицах и дорогах, дорожные ...

«Организация предметно-развивающей среды в группах младшего и старшего дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения»

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Главная задача воспитателей и родителей – дос...

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения

Памятка для родителей детей дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения...