конспект бинарного урока обществознание-информатика
план-конспект по обществознанию по теме

Конспект бинарного урока информатика обществознание по теме: "Право собственности. Авторское право."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Бинарный  урок обществознание – информатика

9 класс

Тема: Право собственности.

      Авторское право.

Учитель обществознания Марискина С.В.

Учитель  информатики Кожайкина А.А

Тема: Право собственности. Авторское право.

Цель урока: выяснить, что такое собственность с точки зрения социальных наук; охарактеризовать объем прав и обязанностей собственника, способы защиты права собственности. Формировать умение актуализировать знания разных учебных предметов. Воспитывать правовую культуру. Закрепить умение обрабатывать информацию с помощью табличного процессора excel.

Эпиграф:   «Собственность – ловушка; то, что считаем в своем владении на самом деле владеет нами.»

Ход урока:

1 Орг момент.

2. Мотивация.

Учитель обществознания:  Добрый день ребята, сегодня у вас  не совсем обычный урок.

Во- первых, на уроке присутствуют гости. Во – вторых, мы с вами сегодня убедимся, насколько школьные предметы взаимосвязаны между собой. Речь идёт об обществознании и информатике.

На прошлом уроке мы  начали изучать новый раздел «Право», сегодня мы продолжим изучать  нормы гражданского права. Вам знакомы определения: гражданское право, юридическое лицо, имущество. Цель  урока с точки зрения обществознания:  рассмотреть такое понятие как  право собственности, выяснить  как стать собственником, какие обязанности у собственника, как защитить свои права.

Учитель информатики: При работе с информацией мы часто сталкиваемся с интеллектуальной собственностью, а она относится к ведению авторского права, именно поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Авторское право». А так же, закрепим знания по составлению диаграмм, обработке информации, будем работать с тестами, созданными в специализированных оболочках.

Учитель обществознания:   Итак, начнём наше занятие с проверки знаний по предыдущей теме. Предлагаю ребятам разделиться на две группы.

Те ребята, которые расположились за компьютерами будут проходить тест в специальных оболочках, которые позволят сразу знать результат. Остальные ребята  получили листочки с заданиями, которые предстоит выполнить.  

(Инструкция по выполнению тестов)

  • Материальные блага, посредством которых мы удовлетворяем свои духовные  и    физические потребности.(имущество)
  • Организации (предприятия) которые имеют обособленное имущество и распоряжаются им, вступают в имущественные отношения от своего имени, отвечают по обязательством своим имуществом.(юридические лица)
  • Граждане имеющие соответствующие права и выполняющие определенные обязанности. (физические лица)
  • Право человека иметь права, быть под защитой государства. Она возникает с рождением. (правоспособность)
  • Способность гражданина своими действиями приобретать права и обязанности. (дееспособность)
  • Имущественные и некоторые личные неимущественные отношения называют.. .( гражданскими)

Учитель обществознания:  О каких отношениях мы говорили на предыдущем уроке?

 Отношения, возникающие по поводу имущества (имущественные).

Как называется следующий вид имущественных отношений?

  • Покупка продуктов, покупка земельного участка под строительство жилого дома, абонентская плата за телефон, пользование  общественным автотранспортом
  • Оформление подписки на периодическую печать – имущественные отношения именуемые куплей- продажей.

  • Товарищи решили взять в аренду баню, ресторан, магазин – аренда.

И в первом и во втором случае  отношения как вы уже говорили, возникают по поводу имущества.

Имущество  всегда кому либо принадлежит, или является …(собственностью)

Таким образом, что  лежит в основе  имущественных отношений?  (право собственности)

Какие виды собственности вам известны? (частная, государственная, муниципальная, коллективная)

  Обобщая выше сказанное имущественные отношения – это отношения  между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит  право на собственность  (частную, государственную,  муниципальную, общественных организаций)

Учитель обществознания:  предлагаю рассмотреть виды собственности , вашему вниманию представлены объекты,  вам необходимо распределить по принадлежности.

(ребята подходят к доске, выбирают объект и прикрепляют к тому виду, к которому считают нужным, комментируют свой выбор)

(работа с интерактивной доской)

Вопрос классу:

Как вы думаете, какие  науки  интересуются таким  понятием  как «собственность»?  

Беседа .

(Какую науку интересует вопрос: Когда появилась собственность? – (историю)

Вопрос влияния собственности на поведение людей – (психологов)

Какая наука может рассматривать собственность как объект  в системе производственных отношений – экономисты

Кто рассматривает собственность, как единство прав владения, пользования и распоряжения –юристы.)

Схема на интерактивной доске.

Философы – рассматривают  собственность как социальное явление, при этом  стремятся синтезировать знания других наук.

Психологи- рассматривают вопросы отношения людей к собственности, её влияние на поведение людей.

Историки – изучает когда возникла собственность.

Экономисты - рассматривает собственность как объект  в системе производственных отношений.

Юристы -  рассматривают собственность, как единство прав владения, пользования и распоряжения вещью.

Этимологический словарь – Древнерусское слово «особь» - «для себя»

Ответить на вопрос что такое собственность, люди пытались давно. В древнейших памятниках  культуры, например в Библии, говорится, что когда Бог создал человека,  то указал ему: «…Наполняйте землю и обладайте ею, и владычествуйте над  рыбами морскими и над  птицами небесными, и над всякими животными пресмыкающимися по земле».  Но очень скоро люди перестали ограничиваться только птицами и рыбами.  Согласно той же Библии, - Авраам – «был очень богат скотом , и серебром, и золотом».  По сути эти примеры выражают веру в то, что собственность изначально дана человеку как дар Божий, что у людей всегда были отношения  собственности.

В нашей стране отношение собственности регулируются статьёй 8 Конституции РФ

(зачитать статью)

Вопрос классу : У  вас есть что либо в собственности?

  • Предлагаю  на несколько минут стать собственниками автомобилей.  
  • Может ли сейчас у вас в собственности находится автомобиль? (да)
  • Каким образом он может стать собственностью? (если подарят)

То есть вы можете иметь право владения.

  • Сможете  ли вы на законных основаниях им управлять?(нет, так являетесь частично дееспособными)

Таким образом, по достижению 18 лет у вас появится право владения.

  • Сможете ли продать?(нет, только по достижении 18 лет)

Право распоряжения вы получите так же по достижении 18 лет.

(на интердоске схема)

 Таким образом мы с вами выяснили, что право собственности – это право владения , распоряжения и пользования. (запишите это в своих тетрадях)

Но нужно помнить, что кроме прав у вас как у собственника есть и обязанности. В гражданском праве это называется БРЕМЯ СОБСТВЕННОСТИ.  

Если вы приобрели автомобиль, каковы ваши обязанности?

(Содержать вашу собственность в надлежащем состоянии, в определенный период проходить технический осмотр транспортного средства)

Фрагмент мультфильма  КОТ МАТРОСКИН (государственная  корова)

По какому поводу спор?

(Кому принадлежит телёнок, в чьей собственности находится)

В чью пользу рассматриваете ситуацию вы?

Если права кота будут нарушены, куда он сможет обратиться? (в суд)

Кто стоит на  страже права собственности? (закон)

Другими словами закон защищает право собственности в случае  их нарушения. (запишите это в свои тетради)

Из  всего выше сказанного, и тех  аспектов которые мы с вами сейчас записали попробуйте составить своё определение  что такое право собственности.

(один из учеников читает, что получилось)

Направление мысли вполне верное, но данное определение с точки зрения научной имеет  недочеты.

Предлагаю открыть учебник на станице 124  второй абзац снизу и прочесть определение, которое  дает автор учебного пособия. Это определение к следующему уроку вам предстоит выучить.

Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам,  возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а так же обеспечивающих защиту правомочий собственников в случае их нарушения.

Учитель обществознания: Сегодня мы разобрали ряд примеров ,все они относятся к имущественным правоотношениям, т.к. в их основе лежат правоотношения связанные с имуществом (вещами). Но есть и другой вид гражданских правоотношений  неимущественных. Это правоотношения лишенные лишенных экономического содержания, например вытекающие из авторского права)

Фрагмент мульфильма Алёша Попович (мысль на бумаге изложенная)

Обсуждение данного фрагмента

Учитель информатики:  Вопрос об авторском праве интересен тем, что сама по себе информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Вопрос об авторском праве интересен тем, что сама по себе информация не является материальным объектом, но она фиксируется на материальных носителях. Как следствие, информация может тиражироваться путем распространения материального носителя. Перемещение такого материального носителя от владельца к пользователю влечет за собой утрату права собственности у владельца информации. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого согласия на то автора или издательств , размещаются на сайтах без ссылок на первоначальные источники.  Созданный ими интеллектуальный продукт становиться достоянием множества людей.  

Учитель информатики: А сейчас предлагаю вам поработать  в группах: группа информатиков с программой Excel  будет обрабатывать информацию связанную с авторским правом. Вы  составите диаграмму, и проанализируете её.

Группа правоведов  представит нам свои сообщения,  подготовить которые они должны были заранее.

И сделаем вывод, какую роль играет авторское право в нашей жизни.

Во всех ваших докладах присутствуют некоторые данных об нарушениях авторского права. Интенсивность этого процесса существенно возросла в связи с тотальным распространением сети Интернет. Ни для кого не секрет, что очень часто книги, музыка и другие продукты интеллектуальной деятельности человека безо всякого согласия на то автора или издательств, размещаются на сайтах без ссылок на первоначальные источники.  Созданный ими интеллектуальный продукт становиться достоянием множества людей.  

И если вы смотрите Программу Вести или заходите в новостные рубрики, то наверняка заметили, что сейчас главной темой стали поправки в закон об авторском праве.

Итог урока:  

Учитель обществознания:  что нового узнали сегодня относительно права собственности?

(что собственность может изучаться с позиций различных социальных наук; что право собственности включает в себя право владеть, пользоваться и распоряжаться; что это право может быть как имущественным, так и неимущественным)

За работу относительно блока по обществознанию следующие оценки.    ………

Учитель информатики:  при подготовке к уроку использовали  ресурсами сети Интернет, также закрепили навыки работы по обработке информации. И познакомились с правовыми и этическими нормами работ в сети Интернет.

Подведение итогов, выставление оценок.

        Гражданский кодекс РФ (Извлечения)

Статья 209. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственнику принадлежат права владения, пользования, распоряжения своим имуществом.

Статья 210. БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. РИСК СЛУЧАЙНОЙ ГИБЕЛИ ИМУЩЕСТВА Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором

Статья 212. СУБЪЕКТ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Работа в группах: Класс делится на 3 группы, каждая получает своё задание и соответствующие статьи (выдержки из ГКРФ).

Ситуация для первой команды:

Гражданин А нашёл сотовый телефон. Как он должен поступить по закону? Гражданский кодекс РФ (Извлечения)

Статья 227. НАХОДКА

  1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи, или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.
  2.  Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления.
  3.  Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в милицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу. Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.
  4.  Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности в пределах стоимости вещи.

Статья 228. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА НАХОДКУ

1. Если в течение шести месяцев с момента заявления о находке в милицию или в орган местного самоуправления (пункт 2 статьи 227) лицо, управомоченное получить найденную вещь, не будет установлено или само не заявит о своем праве на вещь нашедшему ее лицу либо в милицию или в орган местного самоуправления, нашедший вещь приобретает право собственности на нее.

       2. Если нашедший вещь, откажется от приобретения найденной вещи в собственность, она поступает в муниципальную собственность.

 Статья 229. ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С НАХОДКОЙ, И ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ НАШЕДШЕМУ ВЕЩЬ

  1. Нашедший и возвративший вещь лицу, управомоченному на ее получение, вправе получить от этого лица, а в случаях перехода вещи в муниципальную собственность — от соответствующего органа местного самоуправления возмещение необходимых расходов, связанных с хранением, сдачей или реализацией вещи, а также затрат на обнаружение лица, управомоченного получить вещь. 2. Нашедший вещь вправе потребовать от лица, управомоченного на получение вещи, вознаграждение за находку в размере до двадцати процентов стоимости вещи. Если найденная вещь представляет ценность только для лица, уполномоченного на ее получение, размер вознаграждения определяется по соглашению с этим лицом. Право на вознаграждение не возникает, если нашедший вещь не заявил о находке или попытался ее утаить.

Ситуация 2 команде:   гражданка В  сдала  гражданину М  квартиру в аренду сроком на год, деньги получил вперед. Через месяц цены на рынке жилья выросли вчетверо, и гражданка В захотела  расторгнуть сделку. Защитит ли её закон в этом случае?

 Изменение и расторжение сделки Статья 451.

 Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств

1. Существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств  признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

2. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

3. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора.

Ситуация 3 команде: Гражданка И подарила дамскую сумочку     гражданке С, а через неделю потребовал вернуть. Поддержит ли закон требования гражданки И?

Гражданский кодекс РФ Статья 579 ГК РФ. Случаи, в которых отказ от исполнения договора дарения и отмена дарения невозможны Правила об отказе от исполнения договора дарения (ст.577) и об отмене дарения (ст.578) не применяются к обычным подаркам небольшой стоимости. Статья 580 ГК РФ.

Последствия причинения вреда вследствие недостатков подаренной вещи Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу одаряемого гражданина вследствие недостатков подаренной вещи, подлежит возмещению дарителем в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса, если доказано, что эти недостатки возникли до передачи вещи одаряемому, не относятся к числу явных и даритель, хотя и знал о них, не предупредил о них одаряемого.

1.СООТНЕСИ ПРАВИЛЬНО

Материальные блага, посредством которых                                                                  ДЕЕСПОСОБНОСТЬ

мы удовлетворяем свои духовные  

и физические потребности.

        Организации (предприятия) которые

имеют обособленное имущество и

распоряжаются им, вступают в имущественные                                                ПРАВОСПОСОБНОСТЬ

отношения от своего имени, отвечают

 по обязательством своим имуществом .

 Граждане имеющие соответствующие права

и выполняющие определенные обязанности.                                                                  ИМУЩЕСТВО

 Право человека иметь права, быть под защитой

государства. Она возникает с рождением.                              ЮРИДИЧЕСКИЕ     ЛИЦА

 Способность гражданина своими действиями

приобретать права и обязанности.                                                                               ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

 

  1. ПОДЧЕРКНИ

Что из перечисленного регулируется гражданским правом:

Переход улицы в неположенном месте;   жалоба в суд на автора статьи,  в которой задеты  честь и достоинство человека; увольнение с работы;   раздел имущества;  возврат в магазин купленной некачественной вещи.                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект бинарного урока по литературе и истории

Конспект бинарного урока , проведенного в 6Б классе 15 февраля 2012 года. Тема урока: "Постарайтесь творить только добрые дела" ("Поучение Владимира Мономаха)...

конспект бинарного урока по литературе и истории

Урок литературы и истории, проведённый в6б классе15 февраля 2012 года...

Конспект бинарного урока по английскому языку.

Подробный  конспект  урока  в  4-м  классе  (4-я  четверть)  УМК  "Spotlight",  разработанный  и  проведённый  совместно  с ...

Конспект бинарного урока по теме "Путешествие"

Разработка бинарного урока по теме "Путешествие" в 10классе...

Конспект бинарного урока по теме "Путешествие"

Разработка бинарного урока по теме "Путешествие" в 10классе...