Конституция РФ
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Мастер- класс"Конституция РФ".

Цель-показать значение Конституции как документа,определяющего принципы устройства общества.

Задачи:познакомить обучающихся со структурой Конституции РФ,определить ее цели и задачи;

             -воспитывать осознанное отношение к основному закону страны;

             -развитие умения участвовать в политической жизни страны.

Интерактивные стратегии:

 

1.ток-шоу"Договор".

2.игра "Самолет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon konstituciya.ppt428.5 КБ
Microsoft Office document icon master-klass.doc445 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Конституция РФ

Слайд 2

Я ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВО ЗАЩИТИЛО НЕ ТОЛЬКО МЕНЯ, НО И ДРУГИХ. Я ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ ОНО ЗАЩИТИЛО СВОБОДУ – И МОЮ СОБСТВЕННУЮ, И ВСЕХ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ. Карл Поппер

Слайд 3

Конституция (от латинского Constitutio - устанавливаю)

Слайд 4

Историческая справка - США, 1787 - Франция, 1791 - Польша, 1793

Слайд 5

Конституция Р Ф принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием.

Слайд 6

Конституция РФ - основной закон страны - ядро правовой системы - имеет высшую юридическую силу - возглавляет всю систему нормативно-правовых актов - имеет прямое действие

Слайд 7

Главная цель – признание, соблюдение и защита прав граждан Задачи: Закрепить и гарантировать фундаментальные права человека Упорядочить государственную власть Утвердить правосудие

Слайд 8

Структура Состоит из преамбулы, основной части (раздел I ), заключительных и переходных положений (раздел II )

Слайд 9

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. Заключительные и переходные положения содержат 9 частей

Слайд 10

Безопасность полета зависит от вас! - командир Президент - 2-й пилот Правительство - корпус федеративное устройство - пассажиры народ - бортпроводник местное самоуправление

Слайд 11

КОНСТИТУЦИЯ Демократическая, справедливая Устанавливает, гарантирует, защищает Утверждает правосудие. ЗАКОН

Слайд 12

Конституция - основной закон страны



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Управление образования администрации

Вольского муниципального образования

МАСТЕР-КЛАСС

«КОНСТИТУЦИЯ»

Подготовил учитель

истории и обществознания

МОУ «СОШ №4 г. Вольска

Саратовской области»

Лубенец О.А.

г. Вольск

2011

Цель – показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества.

Задачи:

  1. познакомить учащихся со структурой Конституции РФ, определить ее цели и задачи;
  2. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства;
  3. развитие умения участвовать в политической жизни страны.

Интерактивные стратегии

  1. ток-шоу «Договор»
  2. игра «Самолет»

Дидактический материал – раздаточный материал для игры «Самолет», «Договор», Конституция, чистые листы для проведения игры «права и обязанности»

Оборудование – Презентация по данной теме.

Учебник – Боголюбов Л.Н., 8 – 9 классы, «Введение в обществознание». М.: Просвещение, 2003 – 2007 гг.

Дополнительная литература: Фалькович Т.А. «По законам добра».М.: 5 за знания, 2006.

Примечание – в ходе работы с классом учитель первоначально задает вопрос, лишь затем помощник высвечивает слайд.

Ход занятия

Приветствие:

Урок наш сегодня будет проведен по теме  «Конституция». Мы познакомимся с главным законом государства.

Слайд 1 – тема урока

Слайд 2                             Эпиграф.

Что такое конституция?

Слайд 3 – происхождение

Сам термин происходит от латинского слова «установление», которым в Древнем Риме обозначали важнейшие указы императоров.

Слайд 4 – историческая справка

/возможны ответы детей/

 В эпоху буржуазных революций Конституции представляли собой единые правовые акты высшей юридической силы. Первые из них – Конституция США, Франции, Польши. Мы, говоря о Конституции, имеем в виду основной закон страны, принятый 12 декабря 1993 г.

Слайд 5

Слайд 6 – характеристика

В современном правоведении под Конституцией понимается основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, являющийся ядром политической системы, возглавляющий всю систему правовых актов, имеющий прямое действие.

Слайд 7– цели и задачи

Как была принята Конституция РФ? /Учащимся предлагают вариант – референдум./ Игра «Договор».

/Для выяснения, а как же все-таки проходило утверждение документа, предлагаю игру. У каждого на столе лежит подготовленный листочек с заголовком «власть» либо «народ». В течении 2 – 3 минут «власть» и «народ» работают над составлением списка своих прав и обязанностей, затем идет работа в парах – необходимо достичь единодушия при составлении списка, устраивающего обоих представителей. Если единодушие достигнуто – предлагаю пожать друг другу руки и озвучить всем результат./

Примерно так создавалась и Конституция – был достигнут некий договор между властью и народом. Переходим к структуре документа.

Слайд 8-9 – структура

По своей структуре Конституция состоит из преамбулы, 2-х глав, поправок. В законе закрепляются права и обязанности всех субъектов правовых отношений в государстве, в том числе -

права и обязанности граждан; одно из них – право на свободное передвижение. Воспользуемся им виртуально, чтобы выяснить структуру закона.

----------------------------------------------

Слайд 10 – только начало, без вывода на экран ролей и итога.

Игра «Самолет»

Представим, что самолет – это наше государство. Каждая группа (в классе с большей наполняемостью возможно увеличение количества участников в группе, в нашем случае работаем с сидящими за одной партой) получает «язычок» с названием главы Конституции РФ и схему «Участники полета». Необходимо найти соответствие «ярлычка» определенному элементу схемы, а затем объяснить свой выбор (см. приложение).

/Работа над схемой в течение 3 – 5 минут, в нашем случае продолжительность урока не позволяет использовать все элементы, поэтому мы взяли основные./

Слайд 10 – озвучим вместе

Таким образом, мы видим, что все участники полета связаны друг с другом определенными правилами. Каждый из вас может примерить на себя любую из ролей. Самое главное – полет предполагает знание определенных правил поведения на борту, а для этого необходимо знать закон.

Слайд 11 -                    Синквейн

ИТОГ: Слайд 12  –         Конституция – основной закон страны

Спасибо за урок!

Приложение

  1. Схема «Участники полета»
  1. Корпус самолета – современный авиалайнер, надежный, удобный, комфортабельный.
  2. Пассажиры – имеют право на безопасный перелет, на здоровые и удобные условия полета. Должны подчиняться требованиям экипажа, стюардесс, не мешать другим пассажирам.
  3. Командир корабля – непосредственный исполнитель полета, несет всю ответственность за безопасность и точное выполнение полетного задания.
  4. Бортрадист – поддерживает связь с землей, с диспетчерской службой.
  5. Второй пилот – выполняет приказы и распоряжения командира корабля, отчитывается перед ним о своих действиях.
  6. Бортпроводники – выполняют работы по обслуживанию пассажиров, помогают им занять места при посадке в самолет, обеспечивают всем необходимым на время полета, контролируют исполнение правил поведения на борту пассажирами.
  7. Штурман – следит за картой и маршрутом полета.
  8. Бортинженер – контролирует техническое состояние самолета.

2. Ярлычки с названием глав

  1. Глава 1. Основы конституционного строя.
  2. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина.
  3. Глава 3. Федеративное устройство.
  4. Глава 4. Президент РФ.
  5. Глава 5. Федеральное собрание.
  6. Глава 6. Правительство РФ.
  7. Глава 7. Судебная власть.
  8. Глава 8. Местное самоуправление.
  9. Глава 9. Конституционные поправки  и пересмотр Конституции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия посвященного 20-летию Конституции Российской Федерации «День российской Конституции и парламентаризма»

Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Российской Конституции  для учащихся 9-11 классов и проходит в форме праздника.Целью и задачами мероприятия является:•    расширение и...

Классный час на тему: "Конституция России"(ко дню конституции 12 декабря)

Цель:Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать разв...

«Конституция России» (ко дню конституции 12 декабря)

Продолжать знакомство с Российскими праздниками, сделать акцент на вопросах темы, дать определение Конституции, Герба, Флага, Гимна, способствующих воспитанию патриотизма. Содействовать развитию позна...

Сценарий брейн-ринга, посвященного ко Дню Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада...

Сценарий классного часа к 20 - летию Конституции РФ. «Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить адаЦели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования уч...

презентация ко дню конституции игра "Мы знаем Конституцию"

Игра для 10-11 классов по истории и теории российской Конституции...