Роль экономики в жизни общества, 10 класс
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Разработка урока обществознания в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ekonomiki_obshch.10.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание, 10 класс

Роль экономики в жизни общества

Цели урока.

  1. знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты и агентов;
  2. уметь: анализировать и классифицировать разнородные источники социальной информации по теме;
  3. воспитывать: выработку собственной позиции к проблемам экономики, формировать экономическую культуру старшеклассников.

Ход урока.

Мотивационный этап.

Урок начинается с показа презентации к теме.

Информационный этап.

План изучения нового материала.

  1. Экономика как подсистема общества.
  2. Экономика и уровень жизни.
  3. Экономическая и социальная структура общества.
  4. Экономика и политика.

Изучение нового материала сопровождается демонстрацией основных понятий темы в презентации. Слайды презентации обобщают изученный на каждом этапе материал.

1) Экономика как подсистема общества.

Сравните различные определения экономики, данные одним и тем же автором - П. Самуэльсоном в его книге "Экономикс".

Экономика -это:

1) виды деятельности, связанные с обменом и денежными сделками между людьми;

2) использование людьми редких или ограниченных ресурсов и распределение их между членами общества в целях потребления;

3) повседневная деловая жизненная деятельность людей, извлечение ими средств к существованию и использование этих средств;

4) налаживание и осуществление потребления и производства;

5) богатство.

Чем объясняется, что автор предлагает различные определения экономики в одной и той же своей книге? Как в перечисленных определениях проявляются различные стороны экономической жизни? Какое определение экономики из приведённых или Вам известных вы считаете наиболее полными? Обобщая ответы учащихся, учитель говорит, что понятие "экономика" может рассматриваться как наука, как хозяйство и как сфера жизни общества. 

Экономика – совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Экономика – сфера деятельности людей, в которой создаются материальные и духовные ценности для удовлетворения разнообразных потребностей человека.

Экономическая жизнь существенно влияет на различные явления общественной жизни и общества в целом:

-  существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ

-  общественное производство обуславливает развитие его социальной структуры

-  экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества

-  в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества

Проверка слайда  8

ПРОИЗВОДСТВО

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

ОБМЕН

ПОТРЕБЛЕНИЕ

Изготовление мебели. Медицинские услуги.

Изготовление витрин.

Индивидуальный пошив одежды.

Составление бюджета.

Сбор налогов. Выплата пособий на детей.

Получение пенсии.

Передача права пользования земельным участком

Товарообмен между предприятиями.

Розничная торговля.

Покупка продовольственных товаров.

Продажа квартир.

Посещение бассейна.

Приобретение медикаментов

Обед в ресторане.

Использование в быту  отопления.

Выводы:

1. Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ.

2.Общественное производство определяет появление и развитие его социальной структуры.

3.Экономические отношения влияют на политическую жизнь общества.

4.В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества.

2. Экономика и уровень жизни

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ - уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

Уровень жизни определяют следующие показатели:

1.ВВП( валовый внутренний продукт) на душу населения.

2.Прожиточный минимум.

3.Уровень здоровья людей.

4.Состояние окружающей среды.

5.Доступность культурных благ.

6.Степень неравномерности распределения доходов в обществе.

Опросы среди населения могут наглядно доказать, что значительное количество индивидов в оценке собственного уровня жизни учитывает такие факторы как степень здоровья, степень моральной удовлетворенности собственной жизнью и деятельностью и др.
ООН оценивает уровень жизни согласно индексу ИРЧП - индексу развития человеческого потенциала.
За основу  берутся величины: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, уровень образования.

Уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить.

 Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности. 

Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический прожиточный минимум.

3. Экономика и социальная структура общества

Социальная структура общества – это целостная совокупность всех  общностей, взятых в их взаимодействии.

  1. Опираясь на текст учебника, стр.130-131, проиллюстрируйте примерами взаимовлияние экономики и социальной сферы.

Особую угрозу для политической и экономической стабильности в обществе представляет неравенство доходов.

В современных промышленных развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделённых слоёв и  др.

ВЫВОДЫ:

  1.  абсолютное равенство в доходах  убивает в людях стимулы к производительному труду.
  2.  неравенство доходов может достигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической и экономической стабильности в обществе.
  3.  полное равенство доходов без адекватного экономического роста может привести к банкротству, а экономический рост без социальной защищённости может привести к социальным беспорядкам.

4. Экономика и политика.

  1. Воздействие на экономику государства: Государство может действовать в том же направлении, что и экономика -тогда развитие экономики идет быстрее.
  2. Государство может действовать наперекор экономическому развитию –тогда оно терпит крах через определенное время.
  3. Государство может ставить экономическому развитию преграды в одних направлениях и стимулировать его в других
  4. Важная задача российского государства –  охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции и разработка оптимальной национальной стратегии экономического развития.
  1. Итог урока. Какие новые функции и задачи должно выполнять государство в условиях рыночной экономики.
  2. Домашнее задание: пар.12, вопросы и задания, документ, с.135-136.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества» 10 класс.

Урок – практикум «Роль экономики в жизни общества»  10 класс....

медиа-презентация к уроку обществознания по теме: "Роль экономики в жизни общества"

презентацию можно использовать на уроках обществознания по теме: "Экономика" в восьмом классе...

Презентация "Роль экономики в жизни общества" . Обществознание -8 класс

Обществознание, 8 класс .Урок 1 в разделе "Экономика" Роль экономики в жизни общества . По учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н....

Презентация. Кластер «Роль экономики в жизни общества». 10 класс. Базовый уровень.

Презентация. Кластер «Роль экономики в жизни общества». 10 класс. Базовый уровень....

Конспект урока по обществознанию в 10 классе по теме "Роль экономики в жизни общества"

Цели урока.·         знать: понятия экономики как науки, хозяйства и сферы общественной жизни, структуру экономики, ее основные институты;·...

Конспект открытого урока по теме «Экономика. Роль экономики в жизни общества» 10 класс

Цели урока:- обучающие — углубить представления об экономике как важной сфере жизни общества, её основных проявлениях, о взаимосвязях с другими сторонами жизни общества, о влиянии экономики на обществ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА обществознание в 10 классе «Роль экономики в жизни общества»

Урок-исследовательская работа. Учащиеся, работая в группах исследуют взаимосвязь экономики с другими сферами жизнедеятельности. Результаты своей работы представляют графически и создают общий кластер ...