Учебное занятие в 9 классе "Роль права" с использованием интерактивных приёмов
план-конспект урока обществознания (9 класс) по теме

Тайлакова Елена Алексеевна

   Конспект урока обществознания в 9 классе "Роль права в жизни человека, общества и государства"  содержит материалы, которые учитывают индивидуальные возможности обучающихся, создают неоходимость самостоятельно добывать знания, работая как самостоятельно по индивидульным листам, так и  в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_rol_prava.zip28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 9 классе.

Тема: РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.

Цель: формирование  представлений учащихся о  том, что  такое право и какова его роль в жизни  общества, человека и государства.

Задачи: 1.формировать у учащихся представление о роли права в жизни;

                    2.развить логику, внимание, память, коммуникативные   компетентности;

                   3.воспитывать грамотного в правовой сфере гражданина.

       

Ход урока

На доске:  «Право-это искусство добра и справедливости»

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала. Установка на работу и подача темы.

Притча.

Китайский философ 4 в. До  н.э. Шан Ян, предвидя  возможную реакцию на его реформы. Издал специальный указ, направленный на то, чтобы рассеять всякие сомнения и заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена неслыханная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых. Наконец, нашелся человек, который согласился проделать эту операцию – взял на глазах у толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему, действительно, было вручено при всем народе 50 золотых монет. И все было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают.

Вопрос к обучающимся:

Ребята, прослушав притчу, скажите, как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

  1. Работа с учебником по подгруппам (1-5), в которых есть консультанты и консультируемые.

Группа 1. Гражданин и государство стр. 178

   2. Потребность в порядке и справедливости стр.178-179 + дополнительный текст «Третье значение права» (Приложение №3).

         3. Норма права. Закон.  стр. 179-180

                   

                  4. Система права, отрасли права.  стр.180-181

             5.Мера свободы.  стр.181

Обучающиеся в работе для понимания пользуются схемами №1.1 и №1.2

  1. Работа  с текстом по вопросам в индивидуальных листах. (Приложение № 1)

Каждый индивидуально отвечает письменно в тетради (либо прямо в индивидуальном листе) на вопросы в этих листах на протяжении рассказов всех групп, тем самым создавая краткий опорный конспект урока.

  1. Рефлексия. 

     Работа с карточками по уровням в группах.  (Приложение №2)

Для консультантов – карточка № 1 (творческое задание)

Для консультируемых – карточка № 2 (проверь себя)

     

    Работа группой по заданиям к схеме №2.1 и 2.2

  1. Подведение итогов. Фронтальный опрос. (опрос по вопросам из индивидуальных карточек – Приложение № 1)
  1. Раздел «Гражданин и государство».

А) как вы считаете, когда человек становится личностью?

Б) гражданство – это

В) в чем состоят обязанности гражданина перед государством?

Государства перед своими гражданами?

  1. Раздел «Потребность в порядке и справедливости».

В чем состоит предназначение права? (для чего оно необходимо людям?)

Необходимость права состоит в следующем:

Перечислите три смысловых права:

  1. Раздел «Норма права. Закон».

      А) нормативные акты подразделяются на 2 группы:

      Б) запиши, какие виды нормативных актов принимают данные государственные учреждения: парламент –

            президент –

                    правительство –

                    министерство –

  1. Раздел «Система права, отрасли права»

Что означает словосочетание «система права»

Что такое отрасль права, и какие отрасли права вы можете привести в качестве примера?

Публичное право –

Частное право –

Позитивное право –

  1. Раздел «Мера свободы».

В чем состоит подлинная свобода человека?

В чем точно указываются наши права и обязанности?

Каков смысл категорического императива права?

В каких документах записаны наши права и свободы?

7. Подведение итогов. Выставление оценок за устную работу.

 Я хочу похвалить за хорошую работу всех учащихся класса.

Домашнее задание: § 29, письменно выполнить на стр. 183

1 уровень «3» - дать определение 4 терминам стр.183

2 уровень «4» - вопросы для самопроверки №1-3 стр.183

3 уровень «5» - задания № 1-3

                                                                                             

 

Материал для учителя.

Нормы права

Норма – это правило, обязательное требование, которое нарушать нельзя. Любое нарушение нормы вызывает нарушение нормальных условий жизни человека.

Нормы принято разделять на две группы – социальные (общественные) и несоциальные.

Несоциальные нормы регулируют отношения людей к природе, технике, различным материальным объектам.

Социальные нормы регулируют наиболее важные стороны (сферы) жизни человека, общества, государства – управления государством, отношение собственности,  взимание налогов, трудовые, семейные, финансовые отношения, охрану окружающей среды и общественного порядка.

Особенность правовых норм состоит в том, что в отличие от всех других социальных норм они являются обязательными для всех, а их исполнения обеспечиваются силой государства.

Нарушение норм права приносит людям значительный вред. Поэтому государство устанавливает за это достаточно строгие наказания (санкции).

Норма права – самая маленькая частичка, «первоэлемент» всей огромной системы законов, действующих в стране.

Основной закон (Конституции РХ) содержит 137 статей. Все они по объему разные. Есть такие, где изложено только одно положение (статьи 2,12,18 и др.). Как правило, это и есть норма права.

Большинство же статей состоит из нескольких частей. Следовательно, статья закона может содержать несколько правовых норм.

Роль права в жизни общества и права человека

Э. Ю. Соловьев «Личность и право»

Элементарная и важнейшая предпосылка массового личностного развития заключается в том, что общество гарантирует своим членам возможность автономного поведения. Законодательное признание за каждым человеком его нравственной и интеллектуальной независимости, способности самостоятельно решать, что для него безусловно значимо, ценно и выгодно, есть первоначало права.

Правовые нормы по сути своей антиавторитарны: они запрещают обращаться с людьми как с «винтиками» социально-политического механизма, как с безвольными объектами командования и администрирования. Запрет этот пресекает диктаторское посягательство на личность и притом любое — не только корыстное (продиктованное эгоистическими интересами известной общественной группы), но и благонравное, осуществляемое по мотивам заботы об «общем благе»...

Пресекая наиболее опасные формы зла, право одновременно (и это далеко не всегда понимается) стоит на страже добровольно выбираемого добра. Оно выстраивает нормативный заслон не только против общепризнанных преступлений (убийства, воровства, шантажа, вымогательства и т. д.), но и против попыток принудительного совершенствования людей...

Право — это система установленных и санкционированных государством общеобязательных норм, обеспечивающая совместное гражданско-политическое существование людей на началах личной свободы и при минимуме карательного насилия.

Право - не право без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого

государственного механизма. Ограничения эти фиксируются в конституции, имеющей смысл наиболее непосредственного выражения воли народа как суверена.

Вопросы:

1  В чем должно выражаться законодательное признание независимости человека?

2 От каких посягательств на личность защищает право?

3. Каковы основные функции права?

4. Согласны ли вы с авторским определением права?

5. Какие законодательные ограничения может налагать право на государственный механизм?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по истории с использованием интерактивной системы голосования VOTUM по теме: «Древнейшие люди».

В настоящее время в обществе остро стоит вопрос информатизации современного образования и внедрения новейших информационных разработок в сферу образования. Но как сделать так, чтобы не усложнить...

Использование интерактивных приёмов на уроках английского языка.

В данной статье рассмотрена роль интерактивного приёма в обучении. Автор знакомит с различными формами использования данного приёма на уроках английского языка....

Использование интерактивных ресурсов в учебном занятии литературное чтение в 1 классе по теме: Звук [Э]и буква Э.

Форма проведения урока: урок открытия новых знаний.Методы обучения: частично-поисковый (исследовательский), технология проблемного обучения, технология проблемного диалога. Роль и место...

Статья "Проектирование учебного занятия с использованием Интерактивного оборудования"

Цель: показать практическую значимость ИКТ для организации эффективной  работы на уроке. и  представить возможные варианты их применения....

Мастер-класс «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания"

Цель мастер-класса: повысить мотивацию учителей-предметников к применению интерактивных приёмов  обучения на уроках истории и обществознания.Задачи мастер-класса:- познакомить учителей с интеракт...

Методическая разработка мастер-класса для учителей истории и обществознания «Использование интерактивных приёмов обучения на уроках истории и обществознания как средство выявления и поддержки одарённых детей».

Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира. Одной из первоочередных задач является создание эффективной и постоянно действующе...