Поурочные разработки по обществознанию 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) по теме

Беспалова Полина Александровна

Конспекты уроков по обществознанию по разделу "Общество и человек" к учебнику Краченко А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchestvo_i_chelovek.docx58.01 КБ

Предварительный просмотр:

                              Поурочные разработки по обществознанию 8-9 класс

Раздел «Общество и человек»        

Урок  № 1. Вводный урок. 1 ч.

Цель урока: познакомить учащихся с целями и задачами курса обществознания; указать общие требования, которые будут предъявляться учащимся в процессе обучения.

План  урока:

  1. Знакомство с учебником.
  2. Предмет и задачи курса обществознания.
  3. Знакомство с введением к учебнику.
  4. Оформление тетрадей.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Обществознание относится к циклу историко-обществоведческих дисциплин. В содержание курса обществознания входят основы таких наук как философия, экономика, политология, право, социология, культурология и т. д.


На доске оформляется схема.


                                                             Обществознание

Философия

экономика

политология,

право

культурология

социология

Предмет обществознания- это общество (социум), законов, согласно которым оно функционирует, моделей поведения человека в обществе.

Изучать общество люди начали еще период античности. Например, Платон создал учение о справедливом обществе-государстве.  Аристотель ввел понятие демократического общества. В период Нового времени общественная наука отражена в трудах Н. Маккиавелли, Т.Гоббса, который разработал теорию общественного договора. С середины 19 века начинается новый этап в развития учений об обществе. Именно теперь окончательно структурировалась  социология. Эту науку об обществе так назвал  О.Конт.

Социальные науки изучают структуру и динамику общества, законы поведения и взаимоотношения людей.

Запись в тетрадь:

  Общественные науки:

  1. Экономика
  2. Социология
  3. Психология
  4. Политология
  5. Юриспруденция
  6. Философия
  7. Культурология

Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу:

Наука

Предмет науки

Экономика

Социология

Психология

Политология

Юриспруденция

Философия

Культурология

Итог урока.

Оценки.д\з лекция в тетради.

Урок № 2-3

Урок изучения нового материала.

Тема урока: знакомство с понятием общество. 2 ч.

Цель урока: разъяснить учащимся современное понимание общества и его основных сфер.

План урока:

  1. Общество и его основные признаки.
  2. Основные сферы общественной жизни.
  3. Мировое сообщество.

Основные понятия: общество, государство, страна, глобализация, глобальные проблемы общества.

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Опрос д\з. фронтальная беседа. Вопросы для беседы: 1. Что изучает обществознание?. 2Перечислите общественные науки?. 3 Что они изучают?

Общество – часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы  взаимодействия людей.

Слово учителя. В широком  смысле под понятием общество понимается обособившаяся от природы часть материального мира, которая представляет собой совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе их жизнедеятельности. В более узком смысле – это определенный этап человеческой истории.  Латинское слово socio- означает соединять, объединять.  Таким образом, общественное, социальное- это все то, что характеризует совместное существование людей. Общество выполняет определенные функции: 1. Производство материальных благ и услуг, 2. Воспроизводство и социализацию человека,3. Управление деятельностью и поведением человека.

        

Признаки общества: 1. Территория,2 название и история, 3 система управления,4 культура,5 существует дольше продолжительности жизни человека,6 пополняется за счет людей,7 браки заключаются между представителями общества.

Рассмотрим понятие общества, как конкретный этап исторического развития.  Согласно этого определения принято различать следующие уровни развития:

-традиционное общество

- индустриальное общество

-постиндустриальное общество (информационное)

Самостоятельная работа учащихся с учебником, учащиеся заполняют таблицу.

Понятие

Характерные черты

Наука, изучающая понятие.

Общество

Страна

Государство

Официальное описание нашей страны

Название

Россия, Российская Федерация

Географическое положение

Государство в восточной части Европы и северной части Азии.

Территория

17075,4 тыс. кв. км.

Население

148,4 млн. чел (1994г.)

Столица

Москва

Государственный язык

русский

Крупные реки

Лена, Енисей, Иртыш, Обь, Волга,Амур.

Крупнейшие озера

Байал, Ладожское, Онежское, Каспийское

Основные сферы общественной жизни рассматриваются при помощи блок-схем  в учебнике. После чего выполняется практикум в учебнике.

Итог урока. Оценки.д\з

Охарактеризовать нашу страну как государство, заполнив таблицу

Россия

Демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Действующая Конституция

Принята

Субъекты РФ

Глава государства

Урок № 3.

Урок изучения нового материала.

Тема урока: Взаимосвязь сфер общественной жизни.

Цель урока:  охарактеризовать взаимосвязь сфер общественной жизни, раскрыть сущность глобальных проблем и понятия глобализация.

План урока:

  1. Экономическая сфера.
  2. Политическая сфера.
  3. Социальная сфера.
  4. Политическая сфера.
  5. Духовная сфера.
  6. Глобальные проблемы и глобализация.

Основные понятия: глобализация, прогресс, реформа, стагнация.

Ход урока: 1. Орг. момент.

  1. Опрос д\з, проверка таблицы.
  2. Слово учителя. Общество состоит из четырех сфер: экономической, политической, социальной и духовной. Основанием для их разграничения служат базовые потребности человека. Экономическая сфера служит удовлетворению материальных потребностей.  Политическая сфера возникает из потребности человека в организованности, мире, законе и порядке. Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в общении. Духовная сфера удовлетворяет потребность человека в самореализации, нравственном совершенствовании. Между  сферами общества существует тесная взаимосвязь. Эта взаимосвязь проявляется в развитии  всего общества в целом, например без развития экономической сферы невозможно развитие духовной или социальной.  От уровня развития НТР (научно-технического прогресса)  зависит развитие экономической сферы.  Совокупность развития всех общественных сфер составляет общественное развитие.

Прогресс- движение вперед, успех.

Регресс- упадок, спад.Стагнация - застой

        

Процесс общественного развития может носить реформистский или революционный характер.

Реформа- это изменение в какой –либо из сфер общества путем постепенных преобразований.

Революция–коренное изменение в какой- либо из сфер общества.

Различают социальные, экономические, политические реформы. Социальные реформы- это преобразования в социальной сфере общества, не уничтожающие основ существующей социальной системы.  Экономические реформы- изменения форм и методов организации управления хозяйством страны.  Реформы могут быть как прогрессивными и регрессивными (реакционными).

Развитие человеческого общества, научно-технический прогресс и т.д. привели к конфликту между человечеством и природой, следствием которого стали глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы человечества –обострение противоречий в системе «человек- общество-природа»

Термин «глобальные проблемы» появился в конце 60-х гг ХХ века.  Выделяют три группы глобальных проблем:

-суперглобальные (общемировые) проблемы;

- общепланетарные глобальные проблемы;

-общечеловеческие проблемы социокультурного ряда.

В СМИ  мы чаще сталкиваемся с  другим звучанием вопроса глобальных проблем: чаще говорят об экологических и демографических  проблемах, угрозе мировой войны, мирового терроризма, проблеме пресной воды и т.д. Для решения глобальных проблем человечеству необходимо объединиться. Данная тенденция к сближению называется глобализацией.

Глобализация – сближение народов на основе решения общих проблем.

Итог урока.

Д\З  знать определения , данных на уроке.

Урок № 4.

Урок изучения нового материала.

Тема урока: человек, природа , общество.

Урок  изучения нового материала. Урок РНК.

Цель урока:  дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы; продолжить формирование экологической культуры учащихся; сформировать активную экологическую  позицию по защите природы.

План урока:

  1. Природа как основа возникновения и существования человека.
  2. Взаимоотношения человека и природы.  Экологические проблемы.
  3. Защита природы.

Ход урока:

  1. Орг.момент
  2. Опрос д\з. словарная работа: прогресс, реформа, революция, глобальные проблемы, глобализация.
  3. Слово учителя.  Одной из важнейших проблем человечества является проблема взаимодействия общества и природы. Обратимся к понятию «природа»: в узком смысле под природой понимается весь окружающий мир, в широком смысле, природа- это  весь мир в его многообразии его форм и проявлений. Общество отделившись от природы сохранило тесную взаимосвязь., так как человек-важнейший элемент природы, человеческая деятельность целенаправленно воздействует на природу, изменяет ее. При этом человеческое воздействие имеет как положительные, так и негативные последствия.  Примером негативного воздействия человека на природу служат экологические проблемы.  Угроза экологического кризиса стала последствием развития научно- технического прогресса. Строительство заводов и  атомных электростанций привело к загрязнению  атмосферы и гидросферы. Например, авария на Чернобыльской АЭС в 1957 г привело к загрязнению реки Припять.  На территории нашей области загрязнены реки Теча и Караболка.  Современное развитие НТР дает возможность обеспечить решение экологических проблем. Для решения этих проблем требуются усилия всего мира. Примером этого служит деятельность многочисленных международных организаций.  
  4. В нашей стране действует ряд законов об охране окружающей среды. В ст. 42 закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду. Действуют такие законы как Земельный кодекс, Лесной кодекс, закон «О животном мире», Водный кодекс. За нарушение экологии предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.
  5. Работа с учебником:  практикум; отвтить на вопросы после параграфа.
  6. Итог урока.д\з подготовить доклад об Экологической обстановке в Челябинской области.

Урок № 5.

Урок изучения нового материала.

Тема урока: Типология обществ.

Цель урока: пояснить учащимся существующие взгляды на типологию обществ, характеризовать отдельные типы обществ.

План урока:

  1. Современные подходы к типологии обществ.
  2. Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные общества.

Понятия: типология, Доиндустриальные, индустриальные, постиндустриальные общества.

Ход урока: 1. Орг. момент.

  1. Опрос д\з  проверка докладов.
  2. Слово учителя.
  3. Науке выделяют несколько типов обществ. В основу классификации положены различные  факторы ,такие как наличие письменности, степень социального расслоения, способ производства, форма собственности.

(слайд 1).

В середине ХХ века американский ученый Даниел Белл предложил разделить все общества на три типа: доиндустриальные , индустриальные и постиндустриальные.

Дадим характеристику каждому обществу.

Основополагающими характеристиками традиционного общества являются: подчинение общества государству, отсутствие гарантии прав граждан, деспотическое государство.   Традиционное общество чаще всего связывается с Востоком,  отсюда термин «восточная цивилизация». Существует несколько моделей развития восточных обществ. (слайд 2-3).

Индустриальное общество в духовном аспекте было подготовлено эпохами Возрождения и Реформации в Европе.  В экономическом плане начало индустриальной цивилизации было положено промышленным переворотом в Англии в 18 веке. В индустриальном обществе – экономика – его основа. В 60=70 –е годы ХХ века западная цивилизация  переходит в постиндустриальную стадию развития.  На этой стадии развития преобладает теоретическое знание, сопровождающееся компьютеризацией и появлением широких информационных систем. Постиндустриальное общество также называют информационным.

Сравнительная характеристика трех типов общества. (слайд 5)

Сторонники концепции информационного общества Д Белл и А Тоффлер  считают, что информация и знание – основа постиндустриального общества.

Работа с со словарем в учебнике. Запись в тетрадь : информационное общество, постинформационное общество.

Работа с практикумом после параграфа.

Итог урока.д\з параграф 3,чтение, пересказ.

Урок № 6. (урок –практикум)

Тема урока: Социальный прогресс и развитие общества.

Цель урока:  познакомить учащихся с тенденциями развития общества; объяснить сущность социального прогресса.

План урока: 1. Основные закономерности развития человеческого общества.

                        2. Реформы и революции.

Понятия: реформа, революция, социальный прогресс.

Ход урока: 1. Орг. момент.

2. Опрос д\з  

3. Экспресс-опрос ( учитель задает вопросы, учащиеся записывают № вопроса и ответ в тетрадь )

1. часть материального мира, которая включает в себя формы объединения и способы  взаимодействия людей? (общество)

2.  изменение в какой –либо из сфер общества путем постепенных преобразований   (реформа)

3 изменение в какой –либо из сфер общества путем постепенных преобразований (революция)

4.движение вперед, успех (прогресс)

5.сближение народов на основе решения общих проблем. (глобализация) .

3. Слово учителя.

Общество, как и всякая система, развивается по определенным законам. Один из них –закон ускорения истории: каждый последующий этап охватывает гораздо меньший промежуток времени, чем предыдущий, однако уровень развития общества ,наоборот, становится выше. Рассмотрим хронологические рамки разных исторических эпох.   Рисунок на стр.29 учебника.   Прочтите текст «Ускорение истории» стр. 30.

Следующий закон гласит «не все народности развиваются одинаково» . В наше время еще можно встретить народности, живущие в традиционном обществе, которым неведомы технические достижения нашего общества.  

Рассмотрим понятие «социальный прогресс» (Слайд 2-3)        

Выполнение проблемного задания.

Истории человечества известны многочисленные войны. Подумайте, как влияли войны на развитие общества? Какую функцию они выполняли: прогрессивную или регрессивную?  Ребятам предлагается написать небольшое эссе.

Формы социального прогресса (слайд 5)

Записать в тетрадь понятия:

РЕФОРМА- усовершенствование в определенной сфере жизни, которое носит постепенный характер, не затрагивающий основ существующего строя, на качественно новый уровень развития общества

РЕВОЛЮЦИЯ- комплексное изменение большинства сторон жизни, выводящее

Закрепление понятий реформа и революция.

Мини – тест.  Учащиеся получают карточки записанными на них историческими событиями, им необходимо отнести либо к реформам, либо к революции.

  1. Приватизация жилья, законодательно разрешенная в России. (реформа
  2. Введение налоговых льгот отечественным предпринимателям. (реформа
  3. Отмена крепостного права в России в 1861 г. (реформа
  4. События  1917г в России, повлекшие изменения политического строя: смена монархии, установление республики (революция
  5. Промышленный переворот 18-19 века, в результате которого машинное производство вытеснило старую мануфактуру. (революция

Итог урока. Оценки . д\з параграф 4. Вопросы к параграфу.

Урок №7. (урок изучения нового материала)

Тема урока: Личность и социальная среда.

Цель урока:  познакомить с понятием личности, показать влияние социальной среды на формирование личности.

Понятия: личность, социализация, способности.

План к теме: 1. Личность и что влияет на ее формирование.

2. Личность. Индивидуальность. Человек.

Ход урока: 1. Орг. Момент.

2. опрос д\з

3. словарная работа.

Революция, реформа, прогресс, социальный прогресс, общество.

4.Слово учителя .Каждый из нас- людей, живущих в этом мире, представляет собой уникальную индивидуальность. Существует закономерность, чем труднее условия жизни, тем закаленнее становиться человек. Посмотрим, что же влияет на формирование личности? (слайд 2). Наследственность- это то, что передается генетически, цвет глаз, волос, кожи , некоторые особенности нервной системы.  Воспитание- процесс целенаправленного воздействия на человека по формированию определенных качеств его личности. Большое влияние на личность человека оказывает среда его обитания- социальная среда и обстоятельства жизни. (слайд3).

Личность является объектом изучения многих наук, каждая из них дает свое определение личности. (слайд4).Рассмотрение понятия  личности (слайд № 5).

Знакомство с понятиями индивид, индивидуальность.

Понятие личности отличается о понятия индивидуальности , характеризующее своеобразие, уникальность и неповторимость отдельного человека. Личность – это такое понятие, которое показывает, что те или иные черты, проявляющиеся у индивидуального носителя, являются социально значимыми.  (слайд 6. Задание)

В структуре личности важное значение имеют такие качества, как способности, волевые качества, мотивацию, социальные установки. Способности- это индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, музыкальные, организаторские. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью. Под талантом понимают выдающиеся способности. Гениальность- высший уровень развития способностей и талантов.

Личность формируется в процессе социализации. Рассмотрим это понятие. (слайд 7)

ИТОГ УРОКА. Обобщение понятий: человек, индивид, личность. Слайды 8,9,10.

Оценки.д\з $ 5 вопросы и задания к параграфу.

Урок № 8. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Потребности человека.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность потребностей человека, познакомить с их разнообразием.

Понятия : потребности, иерархия потребностей.

План к теме: 1. человек и его потребности.

2.  Виды потребностей.

3. Потребности и наша жизнь.

Ход урока: 1. Орг. момент.

2. опрос д\з.

3. экспресс-опрос.

1. процесс, в ходе которого индивид становится личностью (социализация)

2. индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью (способности)

3. такое понятие, которое показывает, что те или иные черты, проявляющиеся у индивидуального носителя, являются социально значимыми. (личность)

4. слово учителя.         

В начале урока ребятам предлагается написать мини –сочинение «Чего я хочу в будущем?»  Каждый читает свое сочинение. Затем ребятам предлагается дать определение понятию «Потребности» , данные  ребятами определения сравниваются с определением, данным в учебнике.

Рассматривая вопрос о видах потребностей , учащиеся знакомятся с иерархией потребностей А.Маслоу. (слайд 2)

Запись в тетрадь Абрахам Маслоу – американский психолог. Учитель объясняет содержание потребностей и предлагает выполнить задание слайд 3.

Слайд 4: ребята,  рассматривая картинки, ассоциируют их с определенными потребностями людей.

Ребятам предлагается написать эссе на тему «Влияют ли потребности на жизнь человека?»

Итог урока.Оценки. д\з ₰6 вопросы к параграфу.

Урок № 9. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Социализация и воспитание.

Цель урока: познакомить учащихся с процессом социализации, показать роль воспитания в формировании личности.

План к теме: 1. Что такое социализация. 2. Воспитание – часть процесса социализации.

Понятия: социализация, воспитание,.

Ход урока: 1. Орг .момент.

2. опрос д\з.         

3. слово учителя.

В процессе социализации происходит становление личности человека.  Процесс социализации продолжается в течение всего жизненного цикла человека.  Процесс социализации заключается в освоении ценностей и норм поведения в обществе. От успеха социализации зависит успех человека в обществе. Каждый человек выполняет в обществе определенные социальные роли., соответственно должен освоить модель поведения, характерную для каждой из ролей.  Особую роль в жизни человека играет воспитание.  Воспитание – это целенаправленный процесс формирования определенных культурных черт человека. Психологи утверждают, что в жизни человека есть определенные промежутки, когда происходит очень быстрое и легкое формирование определенных качеств личности, обучение конкретным видам деятельности. Такие периоды называют сензитивными зонами развития человека.   Пропуская такой период, человеку трудно осваивать что-то новое в дальнейшем.

Воспитание имеет следующие формы: культурные нормы, бытовые правила, ценности и идеалы.

Далее работа с презентацией.

Записи в тетрадь. Итог урока.д\з  параграф 7. Читать

Урок № 10 (урок изучения нового материала)

Тема урока : Общение.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность «общения», его видов и форм, познакомить с элементами культуры общения, научить приемам делового общения.

План к теме: 1. Общение, его роль в жизни человека.2. основные формы общения.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя.

Понятие «общение» тесно связан с понятиями социализация и воспитание, т.к. без общения эти процессы невозможны. Именно через общение и происходит процесс становления личности, его воспитание, образование и развитие. Человек – существо биосоциальное, и общение занимает важное место в его жизни. Без общения невозможна какая- либо человеческая деятельность. Кроме того, общение – это потребность человека, неудовлетворение которой приводит к тому, что человек чувствует психологический дискомфорт и его психика может деградировать. Неслучайно одним из наказаний является заключение в одиночные камеры. В них человек просто начинает сходить с ума. Общение – это способ получения и передачи информации и социального опыта.

ОБЩЕНИЕ – это социально психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

        

Виды общения.

В зависимости от средств передачи различают речевое и неречевое общение.

Вербальное общение= передача мыслей при помощи слов.  Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей в процессе совместной работы, учебы. Перцептивное общение  - это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. Различают также формы общения: деловое, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное.

Ребята работают с учебником, заполняют таблицу.

Форма общения

Характеристика

Оставляющие культуры общения:

  1. Умение выслушать и понять человека
  2. Вежливое и корректное поведение
  3. Точность и обязательность
  4. Скромность и естественность
  5. Тактичность и деликатность.

Работа с презентацией.

В конце урока учащиеся выполняют тест.

Итог урока. Оценки.д\з  $ 8. Вопросы после параграфа.

        

Урок № 11. Обобщение по теме «Общество и человек»

Цель урока: систематизировать знания учащихся по первому информационному блоку «общество и человек», проверить качество усвоения пройденного материала, сформировавшиеся умения и навыки.

Контрольный тест по теме «общество и человек».

ФИО _______________________________________ДАТА______________ОЦЕНКА_______________

  1. Какая из наук в перечне лишняя? Подчеркните ее.  Экономика, социология, психология, биология, политология.
  2. Какое из нижеуказанных понятий наиболее верно отражает понимание общества?

        А) общество – это объединение людей для определенной цели

Б) общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности  людей.

3. назовите основные сферы общества __________________________________________________________________________________

4. какой из признаков характеризует индустриальное общество?

А) ведущая роль с\х

Б) преобладание промышленности

  1. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Характеристика общества ка____________________предусматривает изучение его внутренней структуры. Ее основными элементами являются __________________________общественной жизни. Выделяют экономическую, политическую, социальную и духовную сферы. Все они находятся в тесной взаимосвязи, так как поддерживают необходимую _______________общества. Они обеспечивают производство и распределение  различных видов _____________________________________________, а также управление совместной деятельностью людей.

В списке указано больше слов, чем вам потребуется. (целостность, система, общество, социальные блага, сфера, производство, культура, социальные институты, деятельность.)

        

  1. Обведите кружочком верное суждение .

А)личность – продукт  биологической эволюции.

Б) максимальное влияние на личность оказывает общество.

  1. Впишите понятия соответственно данным определениям.

1. процесс, в ходе которого индивид становится личностью (_________________________)

2. индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенной деятельностью (_____________________________)

3. такое понятие, которое показывает, что те или иные черты, проявляющиеся у индивидуального носителя, являются социально значимыми. (_____________________)

4.  изменение в какой –либо из сфер общества путем постепенных преобразований   (_______________)

5. изменение в какой –либо из сфер общества путем постепенных преобразований (_______________)

4.движение вперед, успех (_____________________)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Элементы комбинаторики. Поурочные разработки. Алгебра 9 класс

Работа содержит все, что необходимо для подготовки к урокам: подробные поурочные планы, примеры, задачи с разбором решения, разноуровневые проверочные работы....

Поурочные разработки. Литература. 6 класс. Учебник Коровиной М. А.

Полные разработки уроков литературы в 6 классе....

поурочные разработки уроков 5 класс

поурочные разработки уроков 5 класс по учебникуН. Я. Виленкина, В. И. Жохова, А. С. Чеснокова, С. И. Шварцбурда(5 часов в неделю)...

поурочные разработки. химия 8 класс

химия 8 класс, поурочные планы и практические работы...

Поурочная разработка урока 8 класс по теме "Оксиды. Номенклатура. Классификация. Физические свойства."

Тема урока: Оксиды.Номенклатура. Классификация. Физические свойства. Цели: образовательные: – формирование представлений об оксидах;              ...