Рабочая учебная программа по обществознанию 2011-2012
рабочая программа по обществознанию по теме

Программа предназначена для изучения обществознания в професиональном лицее, составлена на основании новых требований для технического профиля

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnzapiska_obshchestvo.docx28.05 КБ
Microsoft Office document icon 1_kurs_40_ch.doc80.5 КБ
Microsoft Office document icon literatura.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предмета «Обществознание» составлена на основе программы авторов: Л. Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А. И. Матвеева и соответствует государственному стандарту полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право) на базовом уровне.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой  комплекс  знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют другу с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания, осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

•  развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

•  воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

•  освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

•  овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

•  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Согласно учебного плана на  изучение учебной дисциплины «Обществознание» для профессий технического профиля отводится 165 часов аудиторных занятий: из них 50 часов практических занятий, 115 часов теоретических. В том числе: на 1 курсе -  40 часов, на 2 курсе -  125 часов.

На самостоятельную работу обучающихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности отводится 82 часа. Минимальный набор, выполняемых обучающимися работ, включает в себя:

— работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

— критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— анализ современных общественных явлений и событий;

— освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т. п.);

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

— написание творческих работ по социальным дисциплинам.

На 1 курсе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. На 2 курсе предусмотрено изучение вопросов по основным сферам общества, с подробным рассмотрением экономической и правовой сферы, соответственно техническому профилю программы.

Изучение курса начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень): для 10 класса – под редакцией Л.Н. Боголюбова, для 11 класса - под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева, - выпущенными издательством «Просвещение»; «Обществознание» 10 класс А.И. Кравченко, «Обществознание» 11 класс  Е.А.Певцовой, А.И.Кравченко.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание», на этапе среднего (полного) общего образования являются:

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

— объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

— решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

— применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

— выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

— работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

— самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

— участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

— формулирование полученных результатов;

—создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

— пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

— владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь успешному осуществлению выпускниками НПО выбранной профессиональной деятельности.


Содержание программы учебной дисциплины «Общствознание»

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Познание

Познание окружающего мира. Чувственное и рациональное познание. Истина и ее критерии. Научное познание. Ненаучное познание. Социальное познание. Самопознание.

Знать/понимать:

Понятия познания и его видов, истины и ее критериев.

Особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

Анализировать актуальную информацию о способах познания.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблемам познания.

Тема 2. Общество и его развитие

Что такое общество. Общество как система. Сферы общественной жизни. Цивилизация. История воззрений на общество. Древний мир и средние века. Новое время. XX век. Современное общество. Модернизация. Глобальные проблемы. Мировая система.

Знать/понимать:

Основные этапы и факторы развития общества. Характерные черты каждого этапа.

Основные этапы и факторы  знаний об обществе, теории и учения.

Понятия: цивилизация, типы цивилизаций, глобальные проблемы.

Уметь:

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных цивилизаций.

Анализировать актуальную информацию по цивилизации России, современный этап.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах, систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Тема 3. Человек и деятельность

Происхождение и природа человека. Структура человеческой психики. Элементы человеческой психики и сознания. Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Влияние общества на личность. Социализация. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность. Деятельность. Многообразие деятельности.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Знать/понимать:

Биосоциальную сущность человека, место и роль человека  в системе общественных отношений;

Структуру, мотивы, виды деятельности.

Понятия: мировоззрение, убеждение, вера, менталитет.

Нравственная оценка личности.

Уметь:

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения нравственных норм.

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Характеризовать основные виды деятельности, выделять их признаки.

РАЗДЕЛ II. СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 4. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Знать/понимать:

Понятия: культура, наука, образование, религия, свобода совести.

Уметь:

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Тема 5. Экономика

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Знать/понимать:

Понятия: экономика, типы экономических систем, рынок, НТР.

Понятия: Производство, труд, изобретательская деятельность.

Представления о рыночной экономике, современных формах капитализма в России.

Способы воздействия государства.

Сущность предпринимательства.

Уметь:

Анализировать актуальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Подготовить устное выступление, творческую работу.

Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным экономическим проблемам.

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; извлекать из неадаптированных оригинальных текстов  знания по заданным темам.

Тема 6. Социальные отношения

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура семейных отношений.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Знать/понимать:

Понятия: социальная дифференциация, маргиналы и люмпены, социальная мобильность, социальный статус и роли, толерантность.

Представления о модернизации общества.

Уметь:

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах.

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм.

Анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Тема 7. Политика

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Знать/понимать:

Понятия: политика, власть, государство, его признаки, формы и виды.

Правовое государство и гражданское общество.

Политический статус и культура.

Понятия: свобода, исторический процесс и его участники, политическая деятельность, прогресс и регресс.

Уметь:

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Характеризовать основные политические объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.

Анализировать актуальную и социальную информацию.

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.

Оценивать действия субъектов политической жизни, с точки зрения социальных и политических норм.

Тема 8. Право

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, ими. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Знать/понимать:

Правовые нормы. Источники права,

Правовая система, правовая ответственность.

Уметь:

Характеризовать источники права, Конституцию РФ, Состав правонарушений, основные виды наказаний. Уголовную ответственность.

Разъяснять принцип «презумпции невиновности»

Доказывать значимость права в обществе, отличать правовые нормы от других социальных норм.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизаций.

Знать/понимать:

Основные понятия и термины за весь курс обществознания.

Место и роль человека в обществе.

Уметь:

Характеризовать актуальные общественные  события.

Использовать социальную информацию для сознательного неприятия антиобщественного поведения, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.



Предварительный просмотр:

Тематический план и содержание учебной дисциплины

«Обществознание»

Наименование разделов и тем

№ урока п/п

Содержание учебного материала и практическая работа обучающихся

Объем

часов

Аудиторные занятия

Внеау-дитор-ные заня-

тия

Т

ПЗ

КР

I курс

40

Тема 1.

Научное познание общества

(10 часов)

Тема 2

Общество и его развитие

(15, 10, 4)

Тема 3

Человек и деятельность

(13, 9, 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

Содержание учебного материала

Введение

Познание окружающего мира

Чувственное и рациональное познание

Истина и ее критерии (практикум)

Научное познание

Ненаучное познание (лабораторное занятие)

Социальное познание

Самопознание

Самопознание (практикум)

Практические занятия

Систематизация и контроль знаний. Познание

Внеаудиторные занятия

Исследовательская работа: …Яйцо или курица?

«Законы Мэрфи» (реферат)

Анализ русской народной сказки как формы познания и способа мышления.

Подготовка к тесту

Содержание учебного материала

Что такое общество

Общество как система

Сферы общественной жизни

Цивилизация

Цивилизация (лабораторное занятие)

История воззрений на общество. Древний мир и средние века

История воззрений на общество. Новое время

История воззрений на общество. XX век

История воззрений на общество (практикум)

Современное общество

Модернизация

Глобализация

Глобальные проблемы (семинар)

Мировая система

Практические занятия

Развитие общества. Повторительно-обобщающий урок

Внеаудиторные занятия

Исследовательская работа: Самые вредные достижения цивилизации

Антиглобализм (реферат)

Глобальные проблемы и пути их разрешения (реферат)

Подготовка к тесту

Содержание учебного материала

Происхождение и природа человека

Структура человеческой психики

Элементы человеческой психики и сознания (лабораторное занятие)

Человек как духовное существо

Духовная жизнь человека

Мировоззрение

Влияние общества на личность. Социализация

Ценностные ориентиры личности (практикум)

Патриотизм и гражданственность

Деятельность

Многообразие деятельности (семинар)

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Практические занятия

Человек и деятельность. Повторительно-обобщающий урок

Внеаудиторные занятия

Исследовательская работа: Психологический портрет ученика глазами учителя и родителей

Концепции личности (реферат)

Характер: наследственность или воспитание

Самая яркая личность и ее влияние на ход общественного развития (реферат)

Подготовка к тесту

10

15

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итоговое повторение за курс (2,2)

39

40

Практические занятия

Итоговое повторение за 1 курс

Итоговое повторение за 1 курс

Внеаудиторные занятия

Подготовка к контрольному тестированию

1

1

Итого

40

26

14

20



Предварительный просмотр:


Список литературы

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию. Базовый уровень. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ. «Вестник образования» №14, 2004 г.
  2.  «Обществознание» под ред Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, учебник 10-11 кл. в 2-х частях. М.Просвещение, 2007 г.
  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию. Сост. Л.Н. Боголюбов. М., 2008 г.
  4. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях. М., 2007 г.
  5. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
  6. Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005 г.
  7. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005 г.
  8. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2005 г.
  9. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2005 г.
  10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2005 г.
  11. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2007 г.
  12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
  13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006 г.
  14. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005 г.
  15. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2007-2011 гг.


Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ.  –1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5.   – Ст. 410.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – №49. – Ст. 4552.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002.    – № 46. – Ст. 4532.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
  8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
  9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
  10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
  11. Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
  12. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
  13. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
  14. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177.
  15. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.
  16. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 22. – Ст. 2031.
  17. Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2003. – № 2. – Ст. 171.


Дополнительная литература для обучающихся

  1. Джегутанов БК Обществезнание. Ответы для школьников и абитуриентов. – СПб.: Питер, 2010
  2. Домашек ЕВ Школьный справочник по обществознанию. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010
  3. Мехалкина ЕВ Обществознание: пособие для подготовки к ЕГЭ – Ростов н/Д.: Феникс, 2010
  4. Корсаков ГГ, Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов - Ростов н/Д.: Феникс, 2010
  5. Сахонова ГГ, Обществознание в таблицах и схемах – М.: Виктория Плюс, 2007
  6. Северинов КМ Обществознание в таблицах и схемах –СПб.: Тригон, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Учебная  программа    основного  общего     образования по обществознанию  разработана  на   основе  федерального  компонента...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов (Кравченко)

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6-11 классов по УМК Кравченко, Певцовой с учетом требований ФГОС. В программе пока нет КТП на 10-11 класс....

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 класса

рабочая учебная программа по обществознанию на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая программа  по обществознанию 8 класс к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию 9 класс

Рабочая учебная программа по обществознанию для 9 класса к учебнику Л.Н.Боголюбова...

Рабочая учебная программа по обществознанию для 6 классов

Данная программа сотсавлена по УМК Кравченко А. И., Певцовой Е. А. и расчитана на 34 учебных часа...