"Право и правопорядок"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме

Урок в 6 классе, способствующий пониманию детьми всей важности и необходимости соблюдения закона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6b.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Право и правопорядок»

Цели:    познакомить уч-ся с понятиями: закон, право, правопорядок;

                  предоставить информацию о людях и службах защищающих права человека;

     воспитывать уважение к закону;

    развивать умения: работы с учебником, работы в группах, умение высказывать    

    свою точку  зрения.

Ход урока.

  1. Орг. Момент

Эпиграфом сегодняшнего урока я взяла слова: «Чем больше вы знаете о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность вашего попадания в сложную жизненную ситуацию».

Согласны ли вы с этим высказыванием?

(Т.З. уч-ся)

  1. Проверка Д/З

Где человек может узнать о своих правах и обязанностях?

Что такое Конституция?

Что такое закон?  (чем отличается от простых правил?)

Закон – это свод правил, принятых и охраняемых государством.     (записать)

Представьте, что было бы, если вдруг перестанут действовать все законы сразу?

Зачем нам нужны законы, какую роль они выполняют в нашем обществе?

Вывод: итак на страже нашей жизни, здоровья, душевного спокойствия, комфорта стоит закон, «Суть любого закона – человеколюбие»  Шекспир.

 благодаря ему у нас есть возможность радоваться жизни, заниматься любимым делом, добиваться чего то в жизни.

Закон помогает людям поддерживать порядок.

Тема: «Право и порядок»

Цели: познакомиться со значением права и правопорядка; узнать, куда нужно обратиться,  если ваши права нарушили и какую роль в жизни человека играет паспорт.

  1. Изучение нового материала.

1 цель – знакомство с понятиями

Не все граждане живут, соблюдая законы, давайте послушаем блок новостей по сводкам РОВД Жирновского района.

(выступления уч-ся)

Итак это пример того как одни люди нарушают закон, а другие от этого страдают. Таких ситуаций в обществе  много и чтобы их регулировать необходимо много законов. Все законы, созданные государством,  объединены в систему и называются правом.

Право – это система норм (правил), которые регулируют отношения в обществе и за нарушение которых государство наказывает.  (записать)

Вывод: итак одно правило созданное государством – это закон, много правил регулирующих отношения людей – это право и необходимы они нам для поддержания порядка.

Мы с вами познакомились со словами закон, право, и сними тесно связано слово правопорядок. Давайте попробуем установить между этими понятиями связь.

Работа по составлению схемы: закон         право          правопорядок

(проверка у доски)

Почему порядок, поддерживаемый государством, называется правопорядком?

Правопорядок – это режим поведения людей, при котором люди делают только то, что разрешено законом и правом.   (записать)

Вывод: правопорядок это порядок в обществе поддерживаемый правом, т.е. системой законов. И всё это необходимо для сохранения человеческой жизни, здоровья, благополучия.

2цель – получение информации о людях и службах, защищающих права.

В Конституции РФ записано: государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. (ст. 45 п. 1)

А как же эту защиту получить, куда нужно обращаться, если ваши права нарушены?

(полиция)

Давайте разберёмся, в каких ситуациях к кому надо обращаться за помощью.

Для этого мы сейчас разделимся на две группы. Одна группа оборудует кабинет участкового, другая создаёт кабинет для юристов.

                        (формирование кабинетов- физминутка)

Итак, рассаживаемся, в кабинете №1 приём ведут участковые инспекторы, в кабинете №2 юристы, но прежде чем начать приём граждан вам необходимо  познакомиться с вашими полномочиями и обязанностями.

Работа с учебником: (№1 – ст.53; №2 – ст. 56)

Итак, по каким вопросам можно обращаться к участковому?

(выступление группы)

А какие проблемы уполномочены решать юридические службы?

(выступление группы)

 Наши кабинеты начинают приём, у меня в руках заявления от пострадавших граждан, но они не знают, куда им лучше обратиться, это должны определить вы и объяснить почему.

Разбор ситуации (2-3)

- молодые люди громко включили музыку ночью и не давали спать окружающим, на утро пожилая соседка решила написать заявление, но как это сделать не знает.

- два подростка угнали чужой автомобиль покататься, хозяин утром нашёл его на краю поселка и обратился к нам с заявлением.

-  Компания подростков напали на своего одноклассника, избили его и он не знает как себя защитить.

Если вы стали жертвой правонарушения, или ваши права ущемляют, вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам.

Памятка  помощница с адресами служб, которые готовы придти на помощь.

Кому  гарантирована полная защита и поддержка государства согласно Конституции РФ?

(гражданам)

Какой документ подтверждает гражданство человека?

(паспорт)

                                                               

 Презентация.

Через несколько лет вам исполнится  14 – это пора взросления, именно в этот момент наступает волнующий момент – получения паспорта РФ. Паспорт – это важный государственный документ. Вместе с паспортом вы получите новые права и обязанности.

И я хочу вернуться к эпиграфу нашего урока: «Чем больше вы знаете о своих правах и обязанностях, тем меньше будет вероятность вашего попадания в сложную жизненную ситуацию»

Так что, чтобы пользоваться правами их необходимо знать каждому.

Но, а пока вы просто дети и я приглашаю вас отправиться на перемену.

                                                                (физминутка)

3 цель воспитать уважение к закону.

 Итак, до получения паспорта вам далеко, но всё равно вы являетесь гражданами РФ. Этот статус вы получили при рождении. Как только рождается маленький человек, он сразу попадает под защиту государства, потому что он гражданин России. А если мы граждане, то у нас есть очень важная обязанность. Что обязан делать каждый гражданин страны в независимости от возраста, занятий?

(соблюдать закон)

А вы соблюдаете закон, правила поведения, правила отношений с другими людьми?

По данным социологов только 15-20 % сегодняшних подростков не нарушают законов, и к сожалению эти цифры неуклонно уменьшаются.

Большую часть своего времени вы проводите в школе. Школа – это маленькое государство, которое тоже живёт по своим законам. И часто мы становимся свидетелями правонарушений. Вам приходилось видеть, как люди нарушают закон?

(ответ)

Как вы на это реагируете, что нужно делать если вы стали свидетелями того как старшеклассник обижает вашего одноклассника?

(ответ)

Но принять правильное решение иногда очень сложно, что если участником правонарушения стали вы или ваш близкий человек, друг?

Послушайте историю двух близких друзей.

Эта история произошла на перемене. Мишка и Денис затеяли возню в классе. Мишки под руку попался Олин рюкзак. Он швырнул его в Дениса, тот ответил тем же, увлёкшись, мальчишки не заметили, как из рюкзака выскользнул сотовый телефон, и кто-то его раздавил. Увидев, оба испугались, быстро собрали разбитые части и засунули в рюкзак.

«Никому не говори» - буркнул Мишка, «никто ничего не узнает», но Дениса весь урок мучила совесть. На следующий перемене Оля обнаружила разбитый телефон, недоумённо обвела класс грустными глазами и горько расплакалась. Два месяца каникул она работала, чтобы купить этот телефон. Дениса терзали противоречия, как поступить?

Они дружат с Мишкой девять лет…

Он тихонько предложил Мишке во всём признаться, но тот ответил: «только попробуй, пусть это будет нашей тайной»

Тогда Денис подошёл к Оле и честно обо всём рассказал. Мишка зло проговорил: «ты предатель и болтун, у меня больше нет друга», а Денис ответил» «не хочу быть трусом».

Кого бы вы хотели себе в друзья Мишку или Дениса?

Почему Денис заслуживает уважения?

А если бы вы оказались на месте Мишки хотели бы себе друга как Миша?

Если вы оказались свидетелями или сами совершили правонарушение необходимо признаться, только сильный человек способен признать свои ошибки и этим вызывает уважение окружающих. Слова право, справедливый, правда однокоренные, в отношении закона нужно поступать по справедливости.

Помните, что вы маленькие граждане нашей страны, и уже несёте ответственность за порядок в семье, школе, государстве.

Как напоминание о сегодняшнем разговоре я хочу подарить вам флажки РФ на которых записала высказывание Шекспира «Сущность закона – человеколюбие» помните это, старайтесь жить так, чтобы рядом с вами людям было комфортно, удобно легко, берегите свою жизнь и жизнь, и здоровье окружающих.

4.Подведение итогов

5.Д/З

   УЧАСТКОВЫЙ

     ИНСПЕКТОР

           Кабинет №1

       

           ЮРИСТЫ

        Кабинет №2


ЗАКОН

ПРАВО

ПРАВОПОРЯДОК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закон и правопорядок

ознакомиться учащихся с правилами, воспитать чувство ответственности за свои поступки....

Классный час "Закон и правопорядок" (8-9кл.)

 Классный час «Закон и правопорядок».   Цель:ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь             человеческ...

Методические разработки по проведению уроков физкультуры. Влияние физической культуры на правопорядок в обществе

Правопорядок- состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законаи иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка....

Право и правопорядок

Презентация урока по обществознанию в 6 классе...

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

урок в 6 классе по теме "Право и правопорядок"

Данный конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию.Данное занятие предп...

Открытый урок по обществознанию "Право и правопорядок" 6 класс.

Технологическая карта урока обществознания. Кравченко А.И. Обществознание 6 класс....