Программа кружка Детский правозащитный университет
элективный курс по обществознанию (8 класс) по теме

Данная прграмма предназначена для учащихся 7 - 9 классов. Программа включает важнейшие вопросы становления правовой культуры учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_detskiy_pravozashchitnyy_universitet.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                         основная  общеобразовательная школа с.Загарье

Юрьянского района Кировской области

                                                                                                       Утверждаю

Директор ОУ _______________                  

                                                                                           Т.Л.Удалова

                                                                                                     Приказ ___________________

.                    

Программа кружка

     Детский правозащитный университет

                                          на 2010 – 2011 учебный год

                                            Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 13 – 15 лет

                                                                               

                                                                           Составитель

                                    Костылева  Ольга Алексеевна,

                                                                                 учитель истории и    

                                                                                 обществознания      

                                                                                 МОУ ООШ с.Загарье,

                                                                                 высшая квалификационная        

                                                                                 категория    

       

Загарье,  2010

                                       

Пояснительная записка

    Программа кружка практического права «Детский правозащитный университет» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования,  с учетом дидактических требований к уровню подготовки выпускников основной школы.

   Программа включает важнейшие вопросы разви тия основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

      Ученик, посещая занятия данного кружка, приобщается к различным сферам общественной жизни, а это является условием становления свободной и социально ответственной личности.        Особенность данного  курса заключается в том, что он предполагает овладение умениями применять полученные знания и основные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, выбора моде лей правомерных моделей поведения.

   

  Цель программы: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.

 

 Задачи состоят в том, чтобы:

•   повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

•   активизировать гражданскую позицию, способствовать раз витию волонтерского движения среди детей и молодежи;

•   сократить разрыв между теорией и практикой в правовом об разовании школьников;

•   вовлечь детей в практическую правозащитную работу;

•   усилить диалог и сотрудничество между поколениями право защитных организаций;

•   включить детей в процессы, направленные на развитие демо кратии в правовом государстве;

•   сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции.

 

   Методы преподавания данного кружка определяют ся его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счет нетрадиционных форм подачи материала, эле ментов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсужде ние проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобре тения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

   Программа рассчитана на  34 часа. Режим проведения занятий:

- в течение всего учебного года по од ному часу в неделю,

- в течение полугодия один раз в неделю спа ренными часами занятий,

- два раза в месяц по 1-му часу, т.е. программа реализуется в течение двух лет.

Возраст участников 13 – 15 лет, т.е. программа кружка  предназначена для учащихся 7 - 9 классов.

 

   Основными формами занятий являются групповая работа, ролевая игра, практикум,  игра – тренинг, создание и защита проекта.

 

 Ожидаемый результат:

Учащиеся должны знать:

-  право, его роль в жизни общества;

- норма права;

- понятие прав, свобод и обязанностей;

- понятие и виды юридической ответственности.

Учащиеся должны уметь:

•   выделять основной смысл текста, события, явления, соотно сить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

•   создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользо ваться ими;

•   строить коммуникацию с другими людьми:  вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партне рами для получения общего продукта или результата;

•   проводить самооценку собственных знаний и умений;

•   принимать решения, принимать ответственность на себя;

•   реализовывать индивидуальные и общественные права и обя занности;

•   устанавливать конструктивные отношения с людьми;

•   приобретать навыки организации труда.

   Итоги реализации данной программы:

-  участие в школьной и районной олимпиадах по праву;

- защита проекта;

- помощь педагогам в проведении правовых дней в ОУ.

   За основу написания данной программы взята программа элективного курса «Детский правозащитный университет», сост.: О.А.Северина,  Е.Н.Сорокина – М.: Глобус, 2007

Учебно - тематический план

Название разделов

Всего

часов

Теория

Практика

Информационное сопровождение

 Тема 1. Право и его роль в жизни общества

    2

1

1

Презентация: http://www.rusedu.ru/

detail_12750.html

   Тема 2. Международно - правовые   документы по правам человека (ребенка). Кон венция о правах ребенка

2

1

1

Презентации: http://pedsovet.su/load/47-1-0-8017

http://www.school-help.ru

  Тема 3. Нарушение прав че ловека (ребенка). Защита прав человека (ребенка)

3

1

2

Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России.

2

1

1

  Тема 5. Правовое государст во. Местное самоуправление и гражданское общество. Участие граждан в политиче ской жизни страны, региона.

    4

1

3

Презентация

http://powerpt.ru/prezentaci-po-obshhestvoznaniju

   Тема 6. Трудовые правоот ношения. Льготы для несо вершеннолетних, предусмот ренные трудовым законода тельством

2

1

1

Презентация:

http://www.uchportal.ru/load/143-1-0-18814

   Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания

3

1

2

   Тема 8. Семья. Родители. Де ти. Правовое регулирование семейных отношений

3

1

2

презентация

http://pedsovet.su/load/130-1-0-6002

  Тема 9. Статус ребенка в уго ловных правоотношениях

2

1

1

Презентация

«Уголовное право»

   Тема 10. Подросток как уча стник административных правонарушений. Производ ство по делам об админист ративных правонарушениях

2

1

1

Презентация «Административное право»

11. Милиция: структу ра, права и обязанности

2

1

1

презентация

12. Гражданские право отношения. Правоспособ ность. Дееспособность несовершеннолетних

3

1

2

13. Защита проекта «Подросток и закон»

2

2

14. Правовой практикум

«Я - правозащитник»

2

2

Интерактивная игра

Всего

34

   12

22

Содержание программы

Тема 1. Право и его роль в жизни общества (2 часа)

 Право. Признаки права. Формы права. Виды нормативно-правовых актов. Структура права. Норма права. Роль права в жизни общества.

   Цель: объяснить значение понятия «право», обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения право вых норм.

   Основные понятия: право, признаки права, нормативно-правовой акт, прецедент, правовой обычай, правовой договор, норма права, институт права,  отрасль права, гипотеза, диспозиция, санкция.

   Формы и методы проведения занятия: групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чем пишут газеты?»; практикум.

Тема 2. Международно-правовые документы по правам человека (ребенка). Конвенция о правах ребенка (2 часа)

   Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; сформировать представление об уни версальности прав и свобод, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.

   Оборудование: Международно-правовые документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция ООН о правах ребенка.

   Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция.

   Формы и методы проведения занятия: групповая работа — работа над притчей, работа с документами о правах человека, работа со схе мой, экспресс-викторина, игра «Воображаемая страна»; практикум -игpa-тренинг «Правовое буриме».

Тема 3. Нарушение прав человека (ребенка). Защита прав человека (ребенка) (3 часа)

  Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человек (ребенка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуа ции, связанные с нарушением прав человека и соотнести их с положе ниями международно-правовых документов.

  Основные понятия: право человека, геноцид, апартеид, расизм,  национализм, дискриминация, правозащитник, омбудсмен.

  Формы и методы проведения занятия: групповая работа – работа над понятиями, ролевые игры «Пострадавшие и правозащитники», «Заседание Парламентской ассамблеи Совета Европы»; практикум - игpa-тренинг «Гигантские шаги».

 

Тема 4. Кто защитит твои права. Уполномоченный по правам ребенка в России.  (3 часа)

  Цель: познакомить учащихся с историей создания института Уполномоченного по правам человека (ребенка) в мире, в России; назвать направ ления деятельности омбудсмена; проанализировать ситуации, связан ные с нарушением прав человека (ребенка), в разрешении которых ведущую роль играет омбудсмен; найти пути решения проблем; соотнести ситуации с международно-правовыми документами по правам человека.

  Основные понятия: омбудсмен, свобода человека, правовое пространство, медиация, конфликт.

  Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсу ждения и работы с документами, методы «Мозговой штурм», «Ранжирование», моделирование с элементами обсуждения, ролевая игра «Медиа ция»; практикум - социологический опрос, тренинг «Переговоры».

Тема 5. Правовое государство. Местное самоуправление  и гражданское общество. Участие граждан в политической  жизни страны, региона.  (5 часов)

   Цель: назвать формы участия граждан в политической жизни страны, региона; дать характеристику деятельности общественных пра возащитных организаций, действующих в интересах детей; выделить признаки, присущие правовому государству и гражданскому обществу.

  Основные понятия: гражданское общество, правовое государст во, разделение властей, законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть, прямая демократия, выборы, пропорциональ ная и мажоритарная избирательная системы, референдум, граждан ский форум.

  Формы и методы проведения занятия: групповая работа - рабо та с высказыванием, лекция с элементами обсуждения и работы с до кументами, ролевая игра «Съезд Советов», деловая игра «Выборы», Гражданский форум «Как снизить рост преступности и сделать жизнь в Малиновке безопасной», практикум.

Тема 6. Трудовые правоотношения. Льготы для несовершеннолет них, предусмотренные трудовым законодательством (2 часа)

  Цель: познакомить с трудовым законодательством, рассмотреть льготы для несовершеннолетних, предусмотренные Трудовым кодек сом; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с положениями трудового зако нодательства и найти пути решения проблемы.

  Основные понятия: право на труд, трудовые правоотношения, трудовая правоспособность, трудовая дееспособность, трудовое зако нодательство, труд.

  Формы и методы проведения занятия: работа с высказыва ниями по теме, над притчей, синквейн «Труд», работа с документа ми, ролевая игра «На приеме у юриста»; практикум - «Юридическая клиника».

Тема 7. Рынок труда и служба занятости. Дисциплина труда. Поощрения и взыскания (3 часа)

   Цель: познакомить учащихся с правилами приема на работу; от- практические навыки составления резюме и трудового договора, ведения переговоров с работодателем с целью успешного прие ма на работу, составления искового заявления по поводу нарушения трудового законодательства; проанализировать ситуации, связанные с нарушением трудовых прав человека (ребенка), соотнести их с трудовым законодательством РФ.

  Основные понятия: рынок труда, работодатель, работник, дис циплина труда,  резюме, собеседование, трудовой контракт, исковое заявление, Трудовой кодекс РФ.

   Формы и методы проведения занятия: моделирование «В кадровом агентстве» (обсуждение ситуации); групповая работа «Ищу ра боту», презентация работы групп; деловая игра «Трудовой спор»; практикум.

Тема 8. Семья. Родители. Дети. Правовое регулирование семейных отношений (3 часа)

   Цель: познакомить с основными положениями семейного зако нодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права, решать юридические задачи.

  Основные понятия: Семейный кодекс РФ, семья, брак, личные неимущественные и имущественные права супругов, брачный контракт, права и обязанности родителей и детей.

  Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуаций в соответствиии с нормами семейного права; практикумы - «Семейный адвокат», «Права и обязанности ребенка в семье».

Тема 9. Статус ребенка в уголовных правоотношениях (2 часа)

  Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права, решить юридические задачи; отработать навыки составления заявления о престу плении.

  Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая   ответственность, вина,   соучастие, исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, Уголовный кодекс РФ, исковое заявление.

  Формы и методы проведения занятия: метод «Займи позицию)»; групповая работа; практикум.

 Тема 10. Подросток как участник административных  правонарушений. Производство по делам об административных  правонарушениях (2 часа)

  Цель: рассмотреть отличие административных правонарушений от уголовных; охарактеризовать виды административных наказании, проанализировать ситуации и соотнести их с нормами административного права; решить юридические задачи.

  Основные понятия: административный проступок, Кодекс об административных правонарушениях РФ, штраф, административный арест.

  Формы и методы проведения занятия: моделирование «Случай в кинотеатре», моделирование «Административный проступок».

Тема 11. Милиция: структура, права и обязанности (2 часа)

   Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности милиции, обсудить проблемы российской милиции.

   Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный ро зыск, патрульно-постовая служба,ПДН, КДН.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа - обсуждение фотосюжетов,  метод «Мозговой штурм», телепередача  «Времена» (тема «Проблемы российской милиции»); практикум.

Тема 12. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних (3 часа)

  Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок и договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договора, решить юридические задачи.

   Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

   Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа, практикум.

Тема 13. Защита проекта «Подросток и закон» (1 час)

   Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

  Основные понятия: исследование, социологический опрос, проект, анкетирование, интервьюирование, тестирование.

  Формы и методы проведения занятия: защита проекта, граж-пнекий форум, «круглый стол».

Тема 14. Правовой практикум «Я - правозащитник» (1 час)

  Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения   курса.

  Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.

Формы и методы проведения занятия: тестирование, «юридическая клиника».

Информационные ресурсы

  1. Всеобщая Декларация прав человека. http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm
  2. Гражданский кодекс РФ (извлечения)
  3. Григорьева Н.А. Подготовка учащихся 9-11 классов к олимпиадам по праву.- Панорама, 2006
  4. Иоффе А.И. Методические материалы по гражданскому образованию: учебное пособие – М.: 2003
  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения)
  6. Конвенция о правах ребенка (извлечения): http://www.hri.ru
  7. Конституция Российской Федерации
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах (извлечения)
  9. Международный пак об экономических, социальных и культурных правах (извлечения)
  10. Мозаика граждановедения: учебно-методические рекомендации.- Брянск: 2005
  11. Обществознание в таблицах и схемах/ сост. Т.Г.Сазонова – СПб, 2005
  12. Пронькин В. Живое право. Курс практического права.- СПб, 2000
  13. Семейный кодекс Рф (извлечения)

14.   Степаненко С.Н.Обществознание. 9 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова – Волгоград: Учитель, 2009

  1. Трудовой кодекс РФ
  2. Уголовный кодекс РФ
  3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (извлечения)
  4. Элективный курс практического права «Детский правозащитный университет»:

методическое пособие/ сост. О.А.Северина., Е.Н.Сорокина; под ре. О.В.Козачек,  В.В.Черникова.- М.: Глобус, 2007

  1. 900igr.net  -  Презентации по праву
  2. www.zabota-deti.su/  - детский сайт «Шаг навстречу»
  3. www.pravo.aodb-blag.ru -  Детский центр правовой информации
  4. http://www.lesson-history.narod.ru – методическая коллекция А.И.Чернова
  5. http://www.uznay-prezidenta.ru/ - «Президент России гражданам школьного возраста»
  6. http://www.rfdeti.ru/ - Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка
  7. http://www.pravadetey.ru/index.html - «Права ребенка - твои права» - информационно-правовой ресурс для детей  
  8. Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/
  9. Школьный сектор ассоциации "Реларн" : правовая защита детей, новости для

детей, учителей    http://school-sector.relarn.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка детского творчества "Умелые руки" (выпиливание и выжигание).

Методическая разработка предназначена для учителей технологии (технический труд), проводящих внеклассную работу по предмету в 5 - 8-ых классах общеобразовательной школы....

«Детский правозащитный университет»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭлективного курса «Детский правозащитный университет»9 классСрок реализации: 2010-2011 учебный год...

Рабочая программа кружка детского творчества "Сотворим радость"

Программа кружка рассчитана на детей 11-12 лет...

Рабочая программа элективного курса "Детский правозащитный институт"

Рабочая программа элективного курса «Детский правозащитный институт» составлена для для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов в соответствии и на основе ФГОС, авторской программы «Детский пра...

Программа внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»

Основные характеристики программы внеурочной деятельности «Немецкий язык с Детским онлайн-университетом»:Направленность: ОбщеинтеллектуальноеВид деятельности Познавательная деятельностьАдр...

Программа курса внеурочной деятельности "Правозащитный университет" 9 класс

Программа предпрофильного курса внеурочной деятельности "Правозащитный университет" предназначена для обучения школьнкиов основам права на углубленном уровне, углубления уроков обществозанни...

Программа кружка детского дизайна в коррекционной школе

Художественно-эстетическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса в специализированной коррекционной школе -интернате.Художественное воспитание, как часть эстетич...