Программа по элективному курсу "Конституционное право" 10 класс
рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и способствует формированию правовой культуры молодёжи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elekti_po_konstitucionnomu_pravu10kl.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

г.Конаково, Тверской области

Программа по элективному курсу

«Конституционное право»

10 класс

Учитель:  Гевондян Людмила Ивановна.

                                               

Пояснительная записка

Элективный курс «Конституционное право» составлен на основе государственной программы Боголюбова  Л. Н. « Право», Москва, «Просвещение», 2007 год и Кравченко А. И. «Обществознание», Москва, «Русское слово»,2007 год.

Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и способствует формированию правовой культуры молодёжи.

    Курс позволяет расширить и углубить знания по конституционному праву, утвердить в сознании учащихся гражданские, патриотические, правовые и общечеловеческие ценности, взгляды и убеждения. Содержание курса раскрывает историю появления и развития конституции, знакомит с основами     конституционного строя, правами и свободами человека и гражданина, структурой государственного устройства, формирует представление о федерализме, о законодательной, исполнительной и судебной власти, местном самоуправлении. Дополнение теоретического материала  практическими  занятиями , встречами с интересными людьми способствует формированию  у обучаемых  твёрдой гражданской позиции .

Цели курса:

- Воспитание современного человека, подготовленного к участию в политической жизни страны;

- формирование более глубокого представления о конституционном устройстве Российской Федерации;

- выработка умения работать с юридическими документами,

- воспитание гражданского правосознания.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- Основы Конституционного строя РФ;

- принципы формирования и полномочия высших государственных органов РФ;

- права и обязанности граждан РФ;

- основы государственного устройства РФ.

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно работать с юридическими документами

- анализировать правовые документы;

- выделять их основные положения;

- аргументировать свой ответ,

- вести дискуссию.

Форма контроля:

Зачёт.

Содержание элективного курса «Конституционное право».

Введение. 1 час

Понятии конституции как основного закона ,её роль в организации жизни общества.

Предыстория конституции в России и эволюция конституционного законодательства .2часа.Лекция  с элементами беседы.

 Развитие освободительных идей в Х1Х веке. Манифест 17 октября. Первые советские конституции 1918 и 1924гг.

 Развитие идеи прав человека в советских конституциях, их декларирование и в реальной жизни.

Как была принята Конституция РФ. 1 час. Лекция.

Структура Конституции РФ.1 час .Работа с документом.

Изучение структуры Конституции РФ. Преамбула , разделы, главы.

Основы конституционного строя России .2 часа. Работа с документом.

Изучение Главы 1 Конституции РФ. Постатейное знакомство. Россия – демократическое, правовое федеративное государство с республиканской формой правления. Главный источник власти – многонациональный народ России.

Права и обязанности граждан .3часа.Работа с документом. 

Изучение главы 2 Конституции РФ. Составление таблицы «Классификация прав и свобод человека и гражданина»

Личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические, культурные права. Осуществление прав и свобод в жизни каждого человека. Обязанности граждан – залог их прав.

Государственное устройство.3 часа. Работа с документом и картой «Российская федерация».

Изучение Главы 3 Конституции РФ. Россия  - федеративное государство. Понятие «федерация». Субъекты федерации. Взаимоотношения центра и регионов. Работа по карте.

Наш субъект федерации – Тверская область.

Президент РФ.2 часа . Работа с документом.

Изучение Главы 4 Конституции РФ. Порядок выборов президента в РФ, полномочия Президента РФ.

 Президент РФ – руководитель страны -  за работой.

Законодательная власть в РФ.3 часа. Работа с документом.

 Изучение Главы 5 Конституции РФ. Федеральное собрание – российский парламент. Палаты Федерального  Собрания. Порядок формирования  верхней и нижней палаты. Функции каждой палаты. Законотворческий процесс в России.

Правительство РФ. 2 часа. Работа с документом.

Изучение Главы 6 Конституции РФ. Правительство РФ – исполнительный орган власти, порядок формирования, его структура, полномочия и деятельность.

Судебная власть в РФ.4 часа. Работа с документом.

Изучение Главы 7 Конституции РФ. Судебная власть – третья ветвь власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд -  высшие судебные органы. Порядок их формирования и деятельность.

Встреча с представителями районного суда г.Конаково.

Местное самоуправление. 2 часа. Работа с документом.

Изучение Главы 8Конституции РФ. Местное самоуправление, порядок формирования, деятельность, роль в становлении гражданского  общества в России.  Деятельность местного органа самоуправления.

Встреча с депутатами Конаковского Собрания депутатов.

 Конституционные поправки и пересмотр Конституции. 1 час. Работа с документом.

Рассмотрение заключительной главы Конституции. Изменения в Конституции со дня её принятия.

Последние поправки к Конституции о сроках правления Президент РФ и действия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Историческое значение  Конституции РФ. 1 час

Историческое значение Конституции РФ , открывшей основные направления развития страны, её демократизации, становления гражданского общества, правового государства.

Становление демократической России. 1 час.

Развитие страны в условиях демократии, расширение прав и свобод граждан, свобода предпринимательской деятельности, укрепление международного положения, трудности переходного периода.

Рецензия на содержание элективного курса «Конституционное право».

Элективный курс  «Конституционное право»  составлен в соответствии со стандартом общего образования по праву . Федеральный компонент государственного стандарта общего образования с учетом основных направлений модернизации общего образования предполагает усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика. Изучение права на базовом и профильном уровне предполагает включение в содержание курса вопросов государственного и конституционного права, избирательного процесса и муниципального самоуправления на ознакомительном уровне.

Изучение элективного курса  предполагает решение следующих педагогических задач:

развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей, оказание влияния на выбор учеником сферы профессиональной деятельности;

воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку; способствовать формированию у учащихся социальных навыков и практических умений в осуществлении своих прав, как граждан демократического общества;

освоение системы знаний о государственной власти Российской Федерации, специфике функционирования органов власти субъектов РФ, системе их взаимодействия с центральными органами государственной власти России, порядок разграничения полномочий центральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ, народе Российской Федерации как носителе суверенитета и единственном источнике власти, которую он осуществляет как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; о выборах и референдуме, как высшем непосредственном выражении власти народа;

овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; навыков работы с государственными документами; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;

формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений; ответственному действию в сфере отношений, регулируемых государственным правом.

Программа соответствует реализации принципа возрастных особенностей  учащихся,  реалистична, её результативность подтверждается успешным выступлением учащихся на районных олимпиадах по праву.

Учитель истории и обществознания                                                                           МОУ СОШ №8 г.Конаково:                Гевондян Л.И.

Тематическое планирование

по элективному курсу

«Конституционное право»

Занятия

Тема

Форма

Занятия

дата

1

Введение. Что такое Конституция .

Лекция

2

Предыстория конституции в России .

Лекция

3

Эволюция конституционного законодательства России .

Лекция

4

Как была принята Конституция РФ.

Лекция

5

Структура Конституции РФ.

Практикум

6,7

Основы конституционного строя .

Практикум

8

Права и обязанности граждан: личные ,частные.

Практикум

9

Права и обязанности граждан: политические.

Практикум

10

Права и обязанности граждан: социально-экономические.

Практикум

11

Государственное устройство РФ.

Лекция

12

Государственное устройство РФ.

Практикум

13

Разграничение прав и обязанностей центра и регионов.

Лекция

14

Законодательная власть РФ. Федеральное Собрание.

Лекция

15

Палаты Федерального собрания. Совет Федерации.

Семинар

16

Палаты Федерального Собрания: Государственная Дума.

Семинар

17

Президент РФ.

Лекция

18

Порядок выборов Президента РФ

Лекция

19

Правительство РФ.

Семинар

20

Правительство РФ.

Практикум

21

Судебная власть в РФ.

Лекция

22

Конституционный суд РФ.

Семинар

23

Верховный суд РФ.

Семинар

24

Арбитражный суд РФ.

Семинар

25

Суды общей юрисдикции .Встреча с представителем районного суда Конаковского района.

Практикум

26

Местное самоуправление.

Лекция

27

Порядок формирования органов местного самоуправления. Встреча с депутатом Собрания депутатов Конаковского района.

Семинар

28

Порядок поправок к конституции.

Практикум

29

Историческое значение  Конституции РФ.

Семинар

30

Становление демократической России .

Семинар

31,32

Обобщающее занятие.

семинар

33,34

Резерв .

Литература:

Для учителя:

1) Конституция РФ;

2) А.В.Махоткин «Обществознание в схемах и таблицах»  М. «Эксмо» 2006г.

3) Я.В.Соколов «Граждановедение. Российская Конституция» М. «Гражданин» 1995 г.

4) СМИ.

Для учеников:

  1. Л.Н.Боголюбов «Обществознание» М. «Просвещение». 2008г.
  2. Конституция РФ.
  3. СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу 9 класс

Рабочая программа, элективный курс, 9 класс...

Рабочая программа по элективному курсу 11 класс

Рабочая программа, элективный курс, 11 класс...

Рабочая программа для элективного курса 11 класс

Элективный курс по математике для 11 класса...

рабочая программа по элективному курсу 11 класс

рабочая программа по элективному курсу...

Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс.

Рабочая программа.Математика. Элективный курс. 9 класс....