И помнить, что ты - Человек!
методическая разработка по обществознанию (8,9,10,11 класс) на тему

Болдырева Лидия Хулхачиевна

Разработка урока обществознания по теме "Современное общество и молодежь". Рассматриваются современные аспекты развития общества и воспитание молодого поколения на образцах стойкой гражданской и нравственной позиции. Рекомендуется для проведения открытого урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_pomnit_chto_ty_chelovek.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по обществознанию для 8-11-х классов. Автор – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 807 г. Москвы Болдырева Л.Х.

Тема «И помнить, что ты - Человек!»

Эпиграф: «Только существо, обладающее разумом,

может быть неразумным.

Животные не совершают неразумных действий".

 (Т. Ойзерман)

Цели: дать  представление учащимся о понятии "человек", провести исследование понятий ведущих ценностей человеческого общества, рассмотреть мотивы человеческих поступков, действий.

Основные понятия: «убеждение», «нравственность», «мораль», «совесть», «цинизм».

Ресурсы и оборудование урока: эпиграф, мысли мудрых людей, их портреты, презентация «И помнить, что ты – Человек!», тематический раздаточный материал, рабочие тетради.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя. Объявление темы и целей урока.
  3. Ознакомление с основными понятиями темы урока.
  4. Освещение темы философами и в мыслях известных людей.
  5. Постановка вопроса учащимся к теме урока.
  6. Работа учащихся с психологическими ситуациями.
  7. Беседа «Иерархия ценностей общества».
  8. Подведение итогов урока, выводы.
  9. Оценка деятельности учащихся на уроке.
  10. Домашнее задание.

Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим о поступках современного человека. О том, что руководит его действиями или поступками. Ведь вы, сегодняшняя молодежь, совершенно по-другому смотрите на мир, чем старшее поколение. У вас тоже есть свои взгляды, своё мнение и свои права на те или иные действия. Поэтому цель нашего урока - определить понятие «человек» с социальной точки зрения, поговорить о ценностях общества, поступках людей, их мотивах, обсудить мысли мудрых людей.  

Основные понятия темы нашего урока: «убеждение», «нравственность», «мораль», «совесть», «цинизм».

Что означают эти термины? Запишем в тетрадь их определения:

Убеждение - это обобщение, которые мы делаем относительно окружающего нас мира и наших способов взаимодействия с ним.

Нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле.

Мораль - это специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях...

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль.

Цинизм - это поведение, при котором человек открыто демонстрирует пренебрежение устоявшимися нормами морали ради достижения поставленных перед собой целей.

Все эти и другие понятия сопровождают человека по жизни, и, в зависимости от того, как он их понимает, им совершаются (или не совершаются) различные поступки.

Эпиграфом урока является высказывание Теодора Ильича Ойзермана, российского и советского философа: 

«Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий". (Написано на доске)

Вопрос: "Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?". Что заставляет человека поступать так или иначе? Его убеждения или нравы общества, в котором он живет?

Французский психолог Анри Пьерон сказал:

 «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (Написано на доске)

Какую роль здесь играют традиции общества, его моральные и эстетические ценности, убеждения самого человека?

О том, какие ценности существуют, и как они влияют на нашу жизнь, я  и предлагаю вам поразмышлять.

 Учащимся раздаются листочки с описанием разных жизненных ситуаций. Учащиеся читают их, учитель просит ребят проанализировать поступки, описанные в ситуациях, с применением терминов и понятий.

Ситуация 1. Русский врач И.И. Мечников, создав вакцину от холеры, заразил себя этой болезнью, чтобы апробировать её на себе. Доведя себя до последней стадии заболевания, он мужественно принял лекарство и выздоровел. Как гражданин и как врач, он не имел права подвергнуть смерти других больных. Рискуя собственной жизнью, он спас тысячи больных.  

Ситуация 2.  Януш Корчак, поляк по национальности,  в период немецко-фашистской оккупации, не пожелал расстаться со своими воспитанниками - детьми евреев, которых отправляли в лагерь смерти, и добровольно разделил с ними смерть в газовой камере Треблинки в 1942 году.

Ситуация 3.  Белокожий американец купил у чернокожей покупательницы туфельки для своей дочери, когда продавец отказался брать их обратно после примерки. Мать Нэнси смогла купить дочери другие туфельки, которые оказались впору. У матери больше не было денег.

Ситуация 4. Командир отряда советских диверсантов, выполняя приказ командования, взрывает мост, по которому должен пройти вражеский эшелон, когда в это же время под мостом в месте предполагаемого взрыва немцы разместили паромы с пленными раненными советскими солдатами.

Ситуация 5. Иноземные захватчики, собрав женщин оккупированного города, разрешили им уйти из города и взять с собой самое ценное, что есть у них. Когда ворота города открылись, из них вышли женщины, несшие на себе своих погибших или израненных мужей. Неприятель ушел из захваченного города, навсегда покинув эти места.

Учитель: Итак, ребята, перед вами несколько разных ситуаций и поступков. Давайте обсудим их. Не забываем основных понятий урока: «убеждение», «нравственность», «мораль», «совесть», «цинизм». Вы можете добавить другие термины и определения.

Работа идет в группах, у каждой группы свои ситуации и вопросы. Один учащийся из каждой группы зачитывает ситуацию для всех присутствующих и задает вопросы.

Учитель помогает создать вопросы, непосредственно к заданной теме.

(могут быть сформулированы другие вопросы, не искажающие смысла темы урока)

  1. Что такое ценности общества?
  2. Каковы мотивы поступков людей в описанных ситуациях?
  3. Каковы нормы социального контроля в них?
  4. Что значит – совершить человеческий поступок?
  5. Что, по-вашему, в этих ситуациях бесчеловечно, антигуманно?  
  6. В каких ситуациях уместны ведущие термины нашего урока?

(Учащиеся анализируют ситуации с применением ведущих обществоведческих понятий и терминов).

Учитель: Ребята, у меня к вам такой вопрос? Существует ли иерархия ценностей общества? Если да, то каковы ее критерии? (Учащиеся отвечают).

Очень много примеров нравственности и безнравственности вы можете привести и сами, ребята. И во всех случаях мы можем объяснить те или иные мотивы действий или бездействия.

Сегодня можно с полным основанием говорить о борьбе ценностей в массовом сознании и в жизни общества. Сегодня рушатся ценности, которые еще вчера казались стабильными, т.к. исчезают ориентиры, долгое время являющиеся отправными координатами для поступка.

Каждый человек имеет собственное мнение о том, что хорошо и что плохо, что можно, а что нельзя. Это принято связывать с большим количеством личных ассоциаций, с различиями в интеллектуальном и духовном развитии людей, со спецификой социальной обстановки вокруг них. Но есть понятие чести, благородства, которое проявляют разные люди, даже те, от которых их не ожидаешь. Одни считают, что честь уже не модна. Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием – принципиальность. Вместо человека чести – человек принципов….

Обратимся к эпиграфу урока: «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" (Т. Ойзерман). 

Я попрошу вас высказать свои мысли по этому изречению. (Высказывания учащихся. Учитель следит, чтобы в ответах учащиеся применяли обществоведческие термины).

Учитель: Автор данного изречения поднимает проблему ответственного отношения человека к продуктам своей мыслительной и практической деятельности.

Эта проблема в современном мире актуальна. Ведь только человек осознанно или бессознательно создает искусственную среду, может использовать для создания чего-то нового силы природы. Только человек может достигать цели, выбирая средства и методы деятельности. И он может выбрать аморальный, приносящий зло, метод. Ярким примером этого может служить отклоняющееся поведение, а именно правонарушения. Например, нож может служить и орудием убийства или обезболивающий морфин может служить наркотиком.

А вот поведение животных всегда предсказуемо, т.к. оно отражает заложенные природой инстинкты. Человек уже хорошо изучил животных и знает, что от них ожидать.

А теперь поговорим о высказывании французского психолога Анри Пьерона: «Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека». (Написано на доске)

Учащиеся высказывают свои мысли. Учитель обращает их внимание на то, что человеком можно стать только живя среди людей. Как пример, можно взять Маугли, выросшего в джунглях среди животных.

Учитель: Делаем вывод по высказыванию: таким образом, А. Пьерон по праву считает: глядя на новорожденного, мы еще не знаем, станет ли он человеком со всеми присущими ему качествами или будет существом, биологически похожим на человека, но лишенным свойственных ему социальных и культурных характеристик, так важных в человеческом обществе?  Итак, ребята, мы сегодня рассмотрели понятия о ценностях общества, о человеке, мотивах его поступков. Как вам подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир, в котором живешь? Я считаю, что только через призму общечеловеческих ценностей возможно достижение в создании цивилизованного общества. Закончить урок я бы хотела словами поэтесс С.В. Борисовой и Н.В. Сусиной:

На сердце так грустно,

Но важно, прожив предначертанный век

В пути не сломаться однажды,

И помнить, что ты – Человек!

Учитель: Ребята, всем спасибо за работу. (Учитель выставляет учащимся отметки за работу на уроке). Домашнее задание: конспект урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»

Методическая разработка урока немецкого языка «Творить искусство может лишь избранник, любить и помнить – каждый человек»о жизни и творчестве  Гагарина Григория Григорьевича ...

Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

Помнить, что ты - Человек

Презентация к уроку в 8 классе...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

Классный час "Буду помнить, что я - Человек".

Классный час о проблеме взаимоотношений в подростковой среде. Знакомство учащихся с понятиями буллинг и кибербуллинг....

«Человек есть то, что он помнит… (Память войны и послевоенной эпохи в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь».

Урок литературы в 11 классе«Человек есть то, что он помнит… (Память войны и послевоенной эпохи в рассказе В.П.Астафьева «Пролетный гусь»....