Главные вкладки

    «Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Сачкова Ирина Викторовна

    Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл integrirovannyy_urok._literatura_i_istoriya.docx24.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сачкова Ирина Викторовна,

    учитель русского языка и литературы,

    Муниципальное образовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 4»  г. Щёкино Тульской области

               Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе

    Методический замысел урока и обоснование его темы:

    Данный урок был проведён 10 апреля 2009 года (2008/2009 уч. год) в 11 классе. Время проведения – 2 урока. Задуман после изучения произведений А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова, как итоговое занятие, а также при вновь открывшихся сведениях. Ученик данного класса рассказал, что его бабушка была репрессированной. Кроме этого, возникла необходимость в рассмотрении поэзии о годах репрессий, кто и как из поэтов выступал  против сталинского режима.

    Урок затрагивает очень непростую тему – отношение современной молодёжи к проблеме репрессий. В школе ведётся большая исследовательская работа по краеведению и литературоведению.

    Замысел урока состоял в том, чтобы на основе разнообразных документов, работы в архивах, встреч с родственниками людей, которых коснулась страшная трагедия – сталинские репрессии, – найти ответы на поставленные вопросы. Только такой путь помогает ученикам более полно воспринимать чужую боль как собственную.

    Работа с архивными источниками, материалами периодической печати, художественными произведениями способствовала формированию у учеников навыков отбора и систематизации материала, воспитанию качеств гражданина и патриота, человека, способного отличить добро и зло.

    Приобщение учеников к теме политических репрессий через эмоциональное воздействие на них рассматривается как восстановление связи поколений.

    Главная задача урока – идея Памяти и необходимости её сохранения.

    Тип урока:  урок-исследование.

    Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний, осмысления и понимания историко-литературоведческих процессов и явлений.

    Форма проведения урока: семинар.

    Методы и технологии обучения: словесный, поисковый, исследовательские и проблемные задания, оценка историко-литературных процессов, явлений, событий; самостоятельная работа с литературными произведениями (проза и поэзия); устные сообщения учащихся; обучение в сотрудничестве.

    Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная исследовательская деятельность.

    Оборудование урока, источники информации: портреты писателей А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова, портреты Сталина и Берия; выставка книг по теме урока; документы, фотографии из семейного архива; карта Щёкино и Щёкинского района.

    Основные понятия: репрессии, реабилитация, ГУЛАГ, «враг народа», тоталитаризм, ОИТК, СВЭ, АСА.

    Подготовка к уроку:

    Учащиеся: четыре группы учащихся (по 3 человека) готовят свои выступления, подготовка которых включала в себя поиск биографического материала; подбор стихотворений, соответствующей тематики и их анализ; соотнесение творчества писателей (А.Солженицына и В.Т.Шаламова) с историческими и политическими событиями в стране; чтение рассказов А.И.Солженицына «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича», главы из романа «Архипелаг ГУЛАГ» и В.Т.Шаламова «Колымские рассказы»; знать биографии писателей; уметь высказывать своё мнение по поводу прочитанных произведений; найти семьи, где были репрессированные родственники, и записать рассказы о жизни; предоставить материалы, документы, фотографии, взятые в личных архивах.

    1-я группа:

    - Что такое репрессии?

    - Кого в СССР подвергли массовым политическим пыткам?

    - Каковы масштабы массовых репрессий в СССР и меры наказания репрессированных?

    2-я группа:

    - Как в своих произведениях А.И.Солженицын и В.Т.Шаламов раскрывают тему репрессий?

    - Подготовить сравнительный анализ произведений на выбор, привести примеры из текстов, высказать своё мнение, сделать выводы.

    - Краткие биографические сведения о жизни и творчестве Солженицына и Шаламова.

    3-я группа:

    - Для чего поэты обсуждали лагерную тему в своих произведениях?

    - Имели ли право поэты обсуждать тему репрессий на мировом уровне?

    - Кто из поэтов стал жертвой политических репрессий и как боролся с несправедливостью?

    - Подготовить краткий анализ стихотворений (на выбор). Дать личный комментарий по теме.

    4-я группа:

    - Определить масштаб массовых репрессий в Щёкино и районе.

    - Найти семьи, родственники которых были узниками лагерей.

    - Собрать материал, подтверждающий о наличии репрессированных в нашем городе и районе.

    - Изучить письма, рассказывающие о сопротивлении сталинскому режиму.

    Учитель: выставка книг о писателях и их произведениях; оформление доски: запись темы урока, эпиграфа, основных понятий; портреты писателей и поэтов; подготовка вопросов для групп «Литераторов» и «Историков»; рекомендации учащимся при подготовке к уроку; оказание помощи при работе с документами и при беседах с родственниками репрессированных.

    Приглашённые, гости: Андрей Владимирович Волынский – внук М.А.Волынского, Ольга Сергеевна – жена внука. Щукин Алексей Михайлович – отец Щукина Михаила, сын репрессированной Щукиной Антонины.

    Тема урока: «Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить».  

             (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

    Цели урока:

    - более глубоко изучить историю политических репрессий и сопротивления несвободе в Щёкинском районе Тульской области;

    - способствовать сохранению памяти о жертвах политических репрессий и преступлениях советского государства;

    - обобщить творчество писателей В.Т.Шаламова и А.И.Солженицына;

    - показать на примерах исторических фактов и литературных произведений судьбу мучеников ГУЛАГа;

    - дать морально-правовую оценку периода репрессий;

    - развивать навыки исследовательской работы у учащихся;

    - способствовать формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы, работать с документами, решать проблемные задания, работать и взаимодействовать в малых группах;

    - воспитывать у учащихся нравственную и гражданскую позицию, чувство долга, добра, стремление проявить заботу о людях;

    Эпиграф:                        Забыть это нельзя,

    Прощать это нельзя,

    Повторять это нельзя.

    В.Бакалдин

    Ход урока:

    Организационный момент. Приветствие.

    Вступительное слово учителя.

    Всем, кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

    Кто и во сне окружён был собаками, лютым конвоем,

    Кто по суду, без суда, совещаньем особым

    Был обречён на тюремную робу до гроба,

    Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями

    Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

    Первая половина XX века насыщена политическими событиями. Многие из них непосредственно связаны с личностью И.В.Сталина. Не один десяток лет нашу страну сотрясали репрессии. Они затронули людей разных национальностей, разных возрастов, разных профессий и очень резко меняли жизнь людей. Страдали не только те, кого наказывали, но и их семьи, родственники.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о самом страшном периоде в истории нашей страны – о тоталитарном сталинском режиме. Узнаем ваше мнение о сопротивлении этому режиму, и как поэты и писатели выступали в своих произведениях о несвободе в СССР. Можно ли было так открыто говорить, с критикой и негодованием об этом времени?

    Слово предоставим 1-ой группе, которая собрала необходимый материал по теме «Массовые репрессии в СССР».

    Выступление 1-ой группы по теме «Массовые репрессии в СССР».

    (Материал приложений и вопросы, освещаемые учащимися)

    - Что же такое политические репрессии? (Карательные меры, исходящие от государственных органов).

    Репрессии – это наказание, применяемое государством. Политические репрессии, согласно Закону РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991 – это меры принуждения, применяемые исходя из политических мотивов, такие как лишение жизни и свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрическое учреждение, высылка, ссылка, лишение гражданства, лишение прав и свобод лиц, которые были признаны опасными или неблагонадёжными по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам.

    - Что послужило поводом к началу массовых политических репрессий в СССР? (Убийство 18 декабря 1934 года секретаря ленинградского губкома ВКП С.М.Кирова).

    - Что такое государственный террор? (1. Устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до унижения. 2. Жёсткое запугивание, насилие).

            Годы «Большого террора». 1937-1938 г.г. – это годы массовых арестов. НКВД возглавил Ежов, но не ему принадлежал замысел акции «Большого террора», он был лишь исполнителем. Идеологически «Большой террор» был основан ещё в 1928 году сталинским тезисом об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Ежов представил план «Большого террора» на утверждение Политбюро ЦК ВКГ 2 июля 1937 года.

    - Сколько жертв «Большого террора» официально опубликовало НКВД?

    (1.344.923 – арестованных, 681.692 – расстрелянных. Известный историк Конквест называет число жертв «Большого террора»: 12-14 млн. человек арестованных, не менее 1 млн. расстрелянных).

    - Когда закончился «Большой террор»? (Формально 17 ноября 1939 года. С 25 ноября 1938 года НКВД возглавил Л.П.Берия).

    - Что такое концентрационный лагерь? (Место заключения и физического уничтожения политических противников, инакомыслящих в периоды репрессий и беззакония).

    - День памяти жертв политических репрессий – 30 октября.

    Учитель: Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей страны. Думаю, что вы не остались равнодушными к данной проблеме. Но мы не закончим изучать данную тему на одном уроке, этот разговор продолжится на следующих уроках истории, где обратимся к фактам. Уроки литературы помогают нам понять состояние души героев, а значит, и авторов. Главным здесь становится эмоциональное воздействие.

    Выступление 2-ой группы по теме «Лагерные университеты Солженицына и Шаламова».

     Учитель: В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В.Шаламова, А.Солженицына, Ю.Гроссмана и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа.  Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.

    1.Основные вехи жизни и творчества А.И.Солженицына (приложение).

    2.Основные вехи жизни и творчества В.Т.Шаламова (приложение).

    Вывод: Оба, Солженицын и Шаламов,  испытали на себе, что значит быть репрессированным. Оба посвятили этой теме свои произведения. Солженицын поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.

    Отличительная черта творчества Шаламова – вселенская безнадежность. Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, еще не описанном состоянии».

    Творчество Шаламова и Солженицына объединяет общее понятие – враги народа. Кто они, враги народа, у этих писателей? За что они осуждены?

    3.Отражение лагерной темы в произведениях писателей (краткий сопоставительный анализ произведений).

    Вывод: Единственным памятником истории для нас остаются книги, которые всегда напомнят нам о прошлом, предостерегут от ошибок прошлого, помогут в будущем. Писатели стремились в своих произведениях передать всю ту атмосферу, которая царила в нашей стране в годы репрессий, и смогли этого добиться. Только в мире людей человек остаётся жив.

    Выступление 3-ей группы по теме «Поэты против репрессий». 

    Учитель: Чаще всего на уроках литературы мы вспоминаем стихи А.А.Ахматовой, О.Мандельштама, А Блока и других поэтов, знакомимся с их творчеством, узнаём об их лишениях, гонениях, нелёгкой судьбе. Но сегодня  ребята подготовили нам сообщения о малоизвестных стихах Юрия Осиповича Домбровского и Анатолия Владимировича Жигулина. Послушаем, как эти поэты обсуждали лагерную тему в своих произведениях? Имели ли они право на это?

    (Учащиеся представляют стихотворения поэтов о годах репрессий, о лагерной жизни, о памяти жертвам сталинского режима с кратким комментарием и оценкой, а также рассказывают о поэтах, которые сами стали гонимыми властью). (Приложение).

    Вывод: Поэзия неволи. Такими словами можно подвести итог сказанного.  Мы услышали малоизвестные стихи поэтов ГУЛАГа: Анатолия Владимировича Жигулина и Юрия Осиповича  Домбровского. У всех произведений есть общая черта: авторы писали их втайне на обрывках бумаги, прятали под тюфяками или вшивали в одежду, при обысках всё уничтожалось, но в силу необъяснимых причин стихи каким-то чудом проросли сквозь страшные условия лагерной жизни. Они открыли нам тайну, взгляд в прошлое.

    Выступление 4-ой группы по теме «Мой край в годы репрессий». 

    Учитель: Вы имеете достаточно полное представление о тоталитарном режиме, который сложился в нашей стране. Всё, что тогда происходило в стране, коснулось и нашего города и района. Сегодня мы послушаем рассказ ребят, которые подготовили материал о наших земляках, переживших сталинские репрессии, об их отношении к власти и властей к этим гражданам, а также послушаете рассказы детей репрессированных, наших гостей.

    (Приложения к уроку; зачитываются письма, воспоминания репрессированных; даётся к ним комментарий; учащиеся знакомят с Книгой памяти жертв политических репрессий в Тульской области; слушают рассказы о своей семье Волынского Андрея и Щукина Алексея).

    Вывод: Нельзя забывать о том времени, чтобы подобное не повторилось. Люди не должны чувствовать себя бесправными существами в руках властей, но и сами должны уважать права других граждан и соблюдать законы. Необходимо быть терпимыми, гуманными, цивилизованно решать возникающие проблемы и конфликты.

    Итог урока: Время не стоит на месте. На наших глазах совершаются события огромной важности. Истинное их понимание придёт к вам позже. Теперь мы знаем, как пострадали многие люди, в том числе и жители нашего города от авторитарного режима. Постараемся не забыть ничего и не потерять память. Люди, которые делали попытки противостоять тоталитарному режиму – совершили подвиг. И сегодня хочется всем присутствующим сказать огромное спасибо за такой содержательный и поучительный урок, урок жизни.

    Литература:

    1.Книга памяти жертв политических репрессий в Тульской области в 1917 1987 г.г.. Том 1,2,3. Гриф и К. Тула, 2003.

    2.Книга для учителя: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР (Интернет-ресурсы).

    3.Хлевнюк О.В. Государственный террор в СССР в 30-е г.г. XX в. Преподавание истории и обществознания в школе, 2003 № 2.

    4.История Отечества в документах 1917-1993 г.г. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы. М.: ИЛБИ, 1995.

    5.Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература 20 века: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

    6.Тексты художественной литературы. Произведения А.И.Солженицына и В.Т.Шаламова.

    7.Сборники стихотворений и отдельные издания, относящиеся к теме урока.

    Сбор материала (источники информации):

    1.Архив МВД г.Тула (отдел реабилитации). Проспект Ленина, 83.

    2.Архив новейшей истории. Проспект Ленина, 44-а

    3.Городская библиотека г.Щёкино. Материал предоставила Осипова Валентина Александровна – зав. читальным залом городской библиотеки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

    ·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....

    Знать, чтобы помнить! «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

    Разработка Единого Всекубанского классного часа «Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!» в 10-11 классах. Форма классного часа: презентация фото-летописи «Помнить, забыть нельзя»  с просмот...

    Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

    Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

    История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

    Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...

    Внеклассное мероприятие "Помнить, чтобы не повторилось"

    Классный час "Помнить, чтобы не повторилось"...

    Сценарий внеклассного мероприятия "Знать, чтобы помнить, помнить, чтобы гордиться"

    Данная разработка относится к категории материалов по военно- патриотическому воспитанию. Она  поможет классному рководителю подготовить и провести мероприятие с учащимися, посвящённое героям Гра...