"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
материал (литература, 11 класс) на тему

 

·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx389.1 КБ
Файл 2.docx18.4 КБ
Файл 3.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Урок по теме:

«История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

Выполнил: учитель русского языка и литературы

МОУ «Верхнебалыклейская СОШ»

Филатова Г.Н.
адрес школы: Волгоградская область, Быковский район, село Верхний Балыклей, ул. Ленина 56

Контактный телефон:

8927 064 61 37



Предварительный просмотр:

   Урок литературы в 11 классе

   “Возможность правдивости - огненное доказательство бессмертия’’

Цели урока:

  1. Вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти.
  2. Познакомить уч-ся с документальными материалами с художественными  произведениями, воссоздающими эпоху сталинского террора.
  3. Способствовать приобретению знаний о тоталитарном   режиме, подвести уч-ся к решению нравственных проблем и пониманию, что каждый человек ответственен за историю

                                       Ход урока

                                                                                                               Я хочу вернуть

                                                                                                              России её память  

                                                                                                                              А.Солженицын    

1  Вступительное слова учителя.

А.Солженицын –это история политических репрессий . Свою роль писатель понимал так: “Я хочу вернуть России её память'' Он  хотел быть памятью народа, которого постигла  большая беда, но не хотел находиться в плену  иллюзорных сравнений и сопоставлений.

Выступление  уч-ся:  Александр Исаевич Солженицын  родился в 1918 году в г. Кисловодске. Со стороны отца Солженицын происходил из старинного крестьянского рода на Северном Кавказе . Отец Исаакий Семёнович учился в Харькове , затем в Москве , воевал в первую  мировую войну ,был награждён Георгиевским крестом. Его жизнь оборвалась трагически за несколько месяцев до рождение сына. Мать Таисия Захаровна Щербак ,дочь хуторянина на Кубани , получила прекрасное воспитание и образование: училась в Москве на сельскохозяйственных  курсах  кн. Голицыной .В 1924 г . Таисия Захаровна с шестилетним сыном переехали в город Ростов-на-Дону . В школе юный Александр Солженицын-староста класса , отчаянный футболист, поклонник  театра и участник школьного драмкружка.

А.И.Солженицын- образованный человек. Он окончил  физико-математический факультет  Ростовского  университета. Заочно учился в Московском институте истории, философии и литературы  , преподавал  астрономию и математику в одной из школ города Морозовске (недалеко от Ростова). В 1941 году А.И.Солженицын стал солдатом , потом курсантом офицерской  школы в городе Костроме. Фронтовыми дорогами он прошел от Орла дл Восточной Пруссии. Вот какую  ‘‘боевую характеристику’ ’дал генерал Травкин командиру ‘’ звукобатареи  ‘’ Солженицыну: «Солженицын был лично дисциплинирован , требователен… Выполняя боевое задания , он неоднократно проявлял личный  героизм , увлекая за собой личный состав , и всегда  из смертельных  опасностей выходил победителем» . За проявленное мужество (после взятие Орла). Солженицын  получил орден Отечественной войны 2-й степени . Орден Красной Звезды (после взятие Бобруйска )- вторая фронтовая награда. И вдруг … арест, (Солженицын попал под надзор военной контрразведки за переписку с другом юности  Николаем  Виткевичем.) Судьба распорядилась так, что будущий писатель прошел все «круги тюремного ада».  

                                                                   Обращение к таблице

                                                           Важнейшие факты,

                                                 ставшие рубежами судьбы писатели

Насильственное  выдворение из страны

Присуждение нобелевской премии  

Исключение из союза  советских  писателей

Взаимоотношение с Государственной властью.

Смертельная болезнь.

 1941-1945г. На фронтах  Великой отечественной войны.

Февраль 1945г .Арест на критику Ленина и Сталина.  

8 лет заключения и 3 года ссылки .



Предварительный просмотр:

Выступления учащихся:

В тюрьмах не хватало свободных мест . Начала формироваться широкая сеть концентрационных  лагерей .Быстро  почувствовав выгоду  от  бесплатного труда заключённых , власть начинает формировать целую индустрию , основанную  на его применении . Одной из главных социальных функций  «большого террора» было стремление обеспечить не только политическую лояльность , но и высокую производственную дисциплину членов общества . С 1939 г . в концлагере кроме политических заключений стали направлять нарушителей трудовой дисциплины на производстве. По  официальным данным , в 1930-1953гг. по обвинению в контрреволюционной , антигосударственной деятельности были вынесены осуждающие приговоры в отношении 3 778 234  человек , в том числе 786 098- смертных.  По другим данным , только в 1930-1941 г. было репрессировано до 20  млн «врагов народа» Писатели запечатлели ужас лагерных застенков , но они обратились и к вечным проблемам человеческого существования , и прежде всего –соотношению добра и зла в душе человека. Лагерная проза ХХ века имеет предшественника –Ф.М.Достоевского ,автора «Записок из Мертвого дома», в котором писатель приходят к мысли , что зло таится в человеке гораздо глубже , чем предполагают  лекаря-социалисты , те, кто стремится немедленно улучшить человеческую породу . А.И.Солженицын писал об этом в «Архипелаге  ГУЛАГе» так: «Постепенно открылось мне , что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами , не между классами , не между партиями , -она проходит через каждое человеческое сердце –и через все человеческие сердца . Линия эта подвижна, она колеблется в нас годами . Даже в сердце , объятом злом,  она удерживает маленький плацдарм  добра. Даже в наидобрейшем сердце- неискоренимый уголок зла . С тех пор я понял правду всех  религий мира: они борются со злом в человеке  (в каждом человеке ) .Нельзя изгнать вовсе зло из мира , но можно в каждом человеке его потеснить. С тех пор я понял ложь всех революций истории: они уничтожают только современных им носителей зла  (а не разбирая впопыхах – и носителей добра ) , -само же зло , ещё увеличенным , берут себя в наследство …»

Солженицын-открыватель лагерной темы . «Один день Ивана Денисовича».

-Автор самого большого произведения о сталинских тюрьмах и лагерях –«Архипелаг ГУЛАГ».  

Работа над произведениями. (Аналитическая беседа по вопросом )

Слова учителя:

Произведению А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»принадлежит особое место в литературе и общественном сознании. Рассказ , написанный в 1959 году  (а задуманный ещё в 1950), первоначально носил название ‘’Щ- 854’’ Как  родился замысел ‘’Одного дня Ивана Денисовича ’’   На эти вопросы отвечает сам автор:

Сообщение учащихся:

Как это родилось? Просто был такой лагерный день , тяжёлая работа , я таскал носилки с напарником и подумал , как нужно описать весь лагерный мир –одним днём . Конечно , можно описать  вот свои  десять лет лагеря , а там всю историю лагерей . а достаточно в одном дне все собрать , как по осколочкам , достаточно описать только один день    одного среднего , ничем не примечательного человека с утра  и до вечера. И будет  все. Эта родилась у меня мысль в 52-м году . В лагере. Ну , конечно , тогда было безумно  об  этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман , болел,  умирал от рака. И вот уже… в 59-м году, однажды я думаю: я уже  мог бы сейчас эту идею применить.  Семь лет она лежала так просто. Попробую -ка  я  написать один день одного зека . Сел –и  как полилось! Со страшным напряжением! Потому что в концентрируется сразу много этих дней . И только чтоб чего-нибудь не пропустить».  

«Задуман  автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг . Осуществлен  в 1959  сперва как «Щз-854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961- и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир осенью того же года. Образ Ивана  Денисовича сложился из солдата Шухова , воевавшего с автором в советского- германскую  войну ( и никогда не сидевшего), общего опыта  пленников и личного опыта автора в  Особом  лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни , с их подлинными биографиями».

Беседа по рассказу.

  1. Восстановите прошлое  Ивана  Денисовича. Как он попал в лагерь?
  2. Почему  день .описанный в повести ,кажется Шухову ‘’ почти счастливым’’?
  3. Какие ‘’счастливые’’ события происходят с героем ?
  4. Согласны ли вы с определением  ‘’счастливый’’
  5. Какое значение имеет описание  обыденности происходящего?
  6. Что помогает герою устоять,  остаться человеком?
  7. О ком из зэков автор  пишет с симпатией .
  8. Кто из героев рассказа противопоставлен Шухову .
  9. Прокомментируйте образ героя , не названного по имени.- ,, высокого молчаливого старика’’.

Задание

  1. Найдите в тексте рассказа места, где точки зрения повествователя и героя сближаются.
  2. Покажите , когда две точки зрения дистанцируются друг от друга.
  3. С чем связано появление этой дистанции.

Сообщение учащихся.

После появления в 1962г.  произведения «Один день Ивана Денисовича»  был принят в Союз писателей. Но следующие работы вынужден  отдавать в «Самиздат» или печатать за рубежом . Из письма  А. Солженицына Четвертому Всесоюзному съезду союза советских писателей от 16 мая 1967г«Уже три года ведётся против меня , всю войну провоевавшего командиром батареи  награжденного военным орденами , безответственная клевета :что я отбил срок как уголовник гели сдался а плен  (Я никогда там не был) , ‘’ Изменил Родине’’ ‘’служил у  немцев’’  Так  истолковали  11 лет моих лагерей и ссылка , куда я попал за критику Сталина’’  В 1969 г.  исключён из Союза писателей, в 70 г. удостоен Нобелевской премии по литературе . В 1974 г. в связи с выходом   первого тома «Архипелаг ГУЛАГ» насильственно изгнан на Запад. До 1976 г. жил в Цюрихе , затем перебрался  в американский штат Вермонт , природою напоминающий среднюю полосу России.

Просмотр  слайдов.

12 февраля 1974 года , в 17 часов вечера , в квартиру писателя обманом и силой  ворвались восемь человек. От волнения они были очень грубы. Солженицыну было предъявлено постановление о приводе в прокуратуру . Автор «Архипелага ГУЛАГА» хорошо знал , с кем имеет дело . Он понимал , что это –арест . вещи были собраны заранее . Но когда жена подола ему их , один  из насильников скривился : «Не ломайте комедию ! Он скоро вернётся». Солженицын не вернулся . В тот вечер его доставили   в  Лефортовскую  тюрьму . В 9 вечера прокуратура  подтвердила : да, Солженицын задержан. Весть об аресте молнией облетела страну. В 10 часов вечера 12 февраля академик А.Д.Сахаров сделал по телефону заявление Канадскому радио и телевидению.

                       Заявление Канадскому радио и телевидению

«Я  говорю из квартиры Солженицына . Я потрясён его арестом . Я уверен , что арест Александра Исаевича-месть за его книгу , разоблачающую зверство в тюрьму и лагерях. Если бы власть отнеслись к этой книге как к описанию прошлых бед и тем  самым отмежевались  от этого позорного прошлого , можно было бы надеяться , что оно не возродится. Мы воспринимаем арест  Солженицына не только как оскорбление  русской литературы , но и как оскорбление памяти миллионов погибших, от имени которых он говорит»

                                                      Московское обращение

«Все, кто знакомы с книгой Солженицына , знают , что его «предательство» заключается в том , что  он с потрясающей силой раскрыл всему миру чудовищные  преступления , совершавшиеся в СССР в недавнем прошлом . Десятки миллионов невинных людей: коммунистов и некоммунистов ; атеистов и верующих; интеллигентов, рабочих и  крестьян ; людей  самых различных национальностей пали жертвами террора . прикрывавшегося лозунгами социальной справедливости.

Мы требуем:

  1. Опубликовать «Архипелаг  ГУЛАГ» в СССР  и сделать его доступным  каждому соотечественнику;
  2. Опубликовать архивы ЧК,ГПУ,НКВД, МГБ;

3.  Оградить Солженицына от преследования и дать ему возможность работать на родине»  

         А.Сахаров, Е.Боннэр,В. Максимов, А.Марченко, Л.Богораз….  

13 февраля 1974

«Правда» .Статья «Путь предательства»

«Солженицын удостоился того, к чему стремился, участь предателя, от которого  не может не отвернуться с гневом и презрением каждый человек на земле».

                                                   Сообщение ТАСС

«Указом Президиума Верховного Совета СССР за систематическое совершение действий , несовместимых с принадлежностью к гражданству  СССР и наносящих ущерб Союза Советских Социалистических   республик  , лишен гражданства СССР и 13  февраля 1974 года  выдворен за пределы Советского Союза Солженицын  А.И. Семья Солженицына  сможет выехать к  нему , как только сочтет необходимым»

Учитель.

Главная сила Солженицына в том, что он , сумев сотрясти не только престол в виде политбюро и сплотившуюся вокруг него коммунистическою партию , получив не только Нобелевскую , но и многие другие премии, достигши мировой известности , остался самым простым человеком , может быть , ничтожнейшим меж детей ничтожных мира. Его могли пинать литературные функционеры и рвать цепные псы партии, о нём  могли нести любую ахинею политруки , Рукосуев  и  энтелисы . Он  продолжал делать своё  дело . И сделал его. И незадолго до смерти сказал слова, в  которых не было ни ноты наигранного пафоса. Слова о том , что  уходить из этого мира ему не страшно ,  ибо намеченное им в земной жизни  он выполнил. Вослед тебе!’’-воскликнул умирающий Александр Блок , и мы  это учили в советских школах  к очередному  уроку литературы , не совсем понимая , какой смысл Свободны воспевал задыхающийся в миазмах большевизма гений.

Выступление учащихся.

Конечно , ни одно литературное произведение не может целиком вобрать все пласты народной  жизни ; и вообще – любая эпоха намного сложнее , чем способен  ее понять и охватить даже самый одарённый ум . Но память об эпохе сохраняет лишь то поколение , которое ее видело , жило в ней, а те, кто родился позже ,- они устаивают и хранят уже не память об эпохи , а ее собирательный   образ . И чаще всего этот образ создается великой литературой . великим  писателем.

                                 Работа  по составлению кроссворда.

  1. Где  родился  Архипелаг ( Соловки )
  2. Назовите героя произведения «Один  день Ивана Денисовича» (Шухов)
  3. Как назвал Солженицын лагерь расположенный  на  островах (Гулаг)
  4. Что  ,,подписал’’ Шухов , расписавшись под документами против себя (Жизнь)
  5. Как называется роман , напечатанный в 1968г. (,,В круге первом’’)
  6. Как называется журнал , в котором была опубликована повесть. ,,Один день Ивана Денисовича’’ ( ,, Новый мир’’)
  7. Какая рукопись была конфискованная в 1973, (,,Архипелаг ГУЛАГ’’)
  8. В каком городе жил Солженицын после изгнания из СССР ( Цюрих)
  9. Как называется роман , написанный в 1968-1969г.(,,Раковый корпус’’)
  10. Назовите главную героиню произведения Солженицын ( Матрёна)

 Учитель: Творчество А.Солженицына. Личный трагический  опыт А.Солженицына позволит  не только запечатлеть мрак и ужас гулаговских застенков , но и затронуть ,,вечные’’ проблемы человеческого бытия истории, правды. Отсюда и тот интеллектуально философский  потенциал  которой заключён  в его книгах. Писатель историк , всегда предупреждал нас не потеряться во времени. Память о нём вечна вечны и произведения Солженицына .

 Домашнее задания:  Составить ОСК по творчеству А.Солженицына.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Из истории политических репрессий"

Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы...

Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"

Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...

Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий

Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий...