История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Юлия Михайловна Хаердинова

Цели и задачи урока:

  1. Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.
  2. Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературой.
  3. Развивать умения сопоставлять, анализировать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений.
  4. Формировать проектно-исследовательские компетенции обучающихся.
  5. Формировать ценностно-смысловые компетенции обучающихся.
  6. Воспитывать у школьника уважение к ценностям демократического общества.
  7. Формировать у школьника чувство патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon repressii.doc191.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

Цели и задачи урока:

  1. Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.
  2. Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературой.
  3. Развивать умения сопоставлять, анализировать исторические явления, устанавливать причинно-следственные связи событий и явлений.
  4. Формировать проектно-исследовательские компетенции обучающихся.
  5. Формировать ценностно-смысловые компетенции обучающихся.
  6. Воспитывать у школьника уважение к ценностям демократического общества.
  7. Формировать у школьника чувство патриотизма и гражданской ответственности через критическое осмысление отечественной истории.

Оборудование урока:

  • презентация с использованием ПК и проектора
  • архивные документы
  • иллюстративный материал
  • заочная экскурсия в музей истории политических репрессий "Следственная      

тюрьма НКВД"

Методы и приемы работы:  аналитическая беседа с обучающимися, проблемные вопросы, анализ документов, работа со словарем, опережающее домашнее задание по теме.

Виды деятельности: работа в группах над проектами, самостоятельная работа с источником информации, участие в учебном диалоге.

Предварительная работа: организуются группы «историков», «литературоведов», «архивариусов», которые получают задания творческого и практического характера ( посещение музея истории политических репрессий НКВД).

Основные понятия: чистка государственного аппарата, командно-административная система, «враг народа», культ личности, политические процессы, репрессии, реабилитация.

Продолжительность: 2 урока

Ход урока.

Оргмомент

«Откройте ваши сердца, приготовьтесь услышать, увидеть, понять, почувствовать, принять и помочь».

  1. Слово учителя.

Над миром бушует войны суховей,

Тревожа страну мою воем гнусавым,

Но мне, заключенному в каменный саван,

Не быть в этот миг средь ее сыновей…

Но я не корю тебя, Родина – мать.

Я знаю, что, только в сынах разуверясь,

Могла ты поверить в подобную ересь

И песню мою, как шпагу, сломать.

Шагай, моя песня, в знаменном строю,

Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.

Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли

Отчизна заметит ошибку свою.

- Это стихотворение Бруно Ясенского. Опишите политический режим в обществе, в котором могло появиться такое стихотворение. В какое время в России могло возникнуть это стихотворение?

- Вам, новому поколению, нужно понять и осмыслить явления, отголоски которых находят место и сегодня. В ваших руках будущее и вы в ответе за то, чтобы наша страна была свободной, демократической, открытой, а народ ее никогда бы не знал ужасы массовых репрессий, государственного террора.

Перелистаем страшные страницы истории политических репрессий 20-30-х годов 20 века в СССР.

- Что такое репрессии? С чего началось это страшное время, когда сердце каждого советского человека замирало от слова «арест»?

    2.  «Историки»

Первый этап репрессий  прошел по самой партии большевиков. После Гражданской войны, когда действовала политика военного коммунизма, пришла новая экономическая политика, которая и стала одной из причин развития оппозиции в РКП(б).

В эти годы, еще при жизни В.И.Ленина, в партии развертывались жаркие дискуссии по вопросам пути развития страны.

Выступая на Х съезде РКП(б)  в 1921 году Ленин говорил, что для партии, окруженной врагами, объединяющими весь капиталистический мир, неслыханная роскошь вести дискуссии.

На съезде была принята резолюция «О единстве партии», и все, кто имел отличительную от партийного руководства точку зрения, являлись враждебной для партии фракцией или группой. Так началась борьба внутри партии. Борьба в партии началась между ее лидерами: И.В.Сталиным, Л.Д.Троцким, Н.Бухариным, Зиновьевым, Каменевым, Рыковым.

    3.Учитель истории

- Каковы причины внутрипартийной борьбы?

Обсуждение причин.

  • Борьба за лидерство.
  • Отсутствие легальной оппозиции.
  • Расхождение во взглядах на пути развития СССР.
  • Личные взаимоотношения вождей.

Письма Ленина съезду, где он дал характеристику многим партийным лидерам, обострили эту борьбу. Создавались группы, например, рабочая оппозиция, новая оппозиция, правый и левый уклон. Сталину удалось расправиться со своими врагами, которых заклеймили, как «врагов народа», все они были расстреляны: Троцкий в 1929 году был выслан из СССР, а в 1940 году убит.

4.Работа с таблицей.

1923 - 1924

Сталин, Бухарин, Зиновьев ↔ Троцкий

1925

Сталин, Бухарин, Рыков ↔ Каменев, Зиновьев («новая оппозиция»)

1927

Сталин, Бухарин, Рыков ↔ Зиновьев, Каменев, Троцкий («объединенная оппозиция»)

1928 - 1929

Сталин ↔ Бухарин, Рыков, Троцкий («правы уклон»)

1935 - 1938

Публичный процесс против Рыкова, Каменева, Зиновьева, Бухарина

  1. Учитель истории

В 1928 – 1929 годах внимание всех было привлечено кризисом хлебозаготовок, вызванной низкими закупочными ценами, нежеланием крестьянства продавать хлеб государству.

Сократились посевные площади, начался массовый забой скота, в государстве введены карточки.

- Какие пути выхода из кризиса были предложены?

     6. «Историки»

- Каковы на это взгляды руководителей партии?

Николай Бухарин выступал за союз с крестьянством, обеспечивая крестьянам возможность повышения производительности труда, организуя кооперативы, поддерживая рынок. Так появилась «кулацкая оппозиция». Выход из кризиса Н.Бухарин видел в следующем:

  • Увеличение товаров широкого потребления.
  • Развитие легкой промышленности.
  • Сбалансирование цены зерна и технических культур.
  • Введение гибких закупочных цен.
  • Усиление налогооблажения кулаков.
  • Закупка зерна за границей.
  • Развитие кооперативного движения в деревне.

Сталин же во всех трудностях видел одного виновника кулака – саботажника. Выход он видел:

  • в индустриализации
  • массовая коллективизация

Поэтому стоят задачи:

  • создание колхозов как формы перекачивания ресурсов из деревни в город
  • ликвидация кулачества как последний эксплуататорский класс
  • создание социальной базы советской власти в деревне
  • обеспечение контроля за крестьянством

7. Учитель истории

В период коллективизации на страну обрушился новый виток репрессий.

8. Работа с документами.

- Обратимся к документам.

«Документоведы»

  • Раскулачивание несло характер  не экспроприации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. Надежда Константиновна Крупская в письме И.В.Сталину 22 февраля 1930 года отмечала: «Неправильны, между прочим, те формы раскулачивания, которые касаются не только орудий производства, а френчей, письменных столов, ламп и прочего, которые предполагаются выдавать в виде премий».
  • В одном из сообщений о раскулачивании в Сибири, посланных И.В.Сталину, говорилось: «Работа по конфискации…у кулаков развернулась и идет на всех парах. Сейчас мы ее развернули так, что аж душа радуется; мы с кулаками расправляемся по всем правилам современной политики, забираем у кулаков не только скот, мясо, инвентарь, но и семена, продовольствие и остальное имущество. Оставляем их в чем мать родила»
  • «Позавчера меня вдруг вызвали в ГПУ... Там дали в руки винтовку и послали в распоряжение коменданта... В соседней комнате находились арестованные кулаки. Посмотрел на них: обыкновенные русские крестьяне и крестьянки, в зипунах, в полушубках, поддевках. Многие в лаптях. Тут же копошились всех возрастов дети... За два дня довелось увидеть море человеческих страданий. Подумать только: семью срывают с насиженного веками места и, не позволив даже взять вещи, гонят в неведомые края... Кругом стон и плач. Кричат навзрыд, как по покойнику. Выселяемых провожают родные, обступили дом, тоже кричат. Страшно, тягостно!»
  • «У Трофима Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских (родители советского поэта А.Т.Твардовского) было семеро детей. Семья еле сводила концы с концами: изнурительный труд на пашне и мелких болотцах, замшелых березничках, кочковатых полянках не вознаграждался желанным урожаем… дети росли в труде и любви к окружающей природе. Как и повелось в многодетной крестьянской семье, старшие ухаживали за младшими, помогали родителям. Шура, будущий поэт, несколько лет пас скотину. Беды в семье начались весной 1930 года — с начала коллективизации. Хозяйство обложили непосильным налогом, отец покинул Загорье, уехал работать на Донбасс. Константина на год посадили в тюрьму за неуплату налога, Ивана исключили из школы как сына кулака. Что же это были за «кулаки»? В хозяйстве имелась одна корова, одна лошадь, мелкая живность, старая мебель, около сорока метров жилплощади на всех, несколько десятин неудобий. ...Роковым для Твардовских стал день 19 марта 1931 года: к ним пришли раскулачивать.

Посадили на подводы и отвезли в Ельню на «сборный пункт». Приехал из Донбасса отец,    

из Смоленской тюрьмы привезли Константина, и 31 марта вместе с другими такими же горемыками повезли их всех (кроме Александра) в товарных вагонах, где в каждом был до полусотни душ, — на Север. Выгрузили в таежном селении Парча, на реке Ляля,  отобрали документы, разместили в бараках. Старших отрядили на лесоповал и сплав леса.
Подавляющее большинство спецпереселенцев были из крестьян-хлеборобов и никоим образом не походили на рисованных хищников-эксплуататоров»

Вопросы для работы в группе «документоведов»:

Дать комментарий информации.

Почему руководство страны столь упорно и форсировано проводило коллективизацию, вопреки желанию большинства крестьян, сопровождая ее репрессивными мерами по отношению к ним?

- Оправдана ли цена, заплаченная нашим сельским хозяйством, всем народом за раскрестьянивание деревни?

Положительные результаты:

  • была создана материально-техническая база для повышения производительности сельского хозяйства
  • государство получило средства для развития промышленности

Но были и минусы:

  • насильственное создание колхозов
  • раскулачивание, массовые репрессии
  • массовый голод 1931 – 1932 годов
  • огромные жертвы
  • ухудшение правового положения крестьянства

9. «Архивариусы»

Представляют проект «Региональные особенности массовых политических репрессий».

Проблема: Каковы особенности массовых репрессий в регионе?

Задачи: 

  • Наладить сотрудничество с архивами
  • Найти и исследовать архивный материал по теме «Региональные особенности массовых политических репрессий».
  • Выявить региональные особенности проведения массовых репрессий
  • Подготовить презентацию по теме.

Учитель истории

10. - События в стране прошли через судьбу каждого человека.

Представление группового исследовательского проекта по теме «Судьба страны в судьбе моей семьи», «Большой террор в маленьком селе»

(тезисы проекта в приложении)

11 Учитель литературы

Писатель Андрей Платонович Платонов в своей повести «Котлован» воссоздает драматические события сплошной коллективизации в деревне. Выявляет скрытых кулаков некий условный персонаж – медведь – молотобоец: «У него нюх на классового врага». В одном случае он укажет на действительного кулака, перерезавшего весь свой скот, чтобы не достался колхозу, в другом – на бедного крестьянина, с которым у медведя личные счеты. И как же бесчеловечны сцены, описанные Платоновым:

«Из дома выскочил бедный житель с блином в руках…

- Покушай, Миша! – подарил мужик блин молотобойцу.

Медведь обернгул блином лапу и ударил через эту печеную прокладку кулака по уху, так что мужик вякнул ртом и повалился…»

«Ликвидировали? – говорит из снега один из раскулаченных. – Глядите, нынче меня нету, а завтра вас не будет. Так и выйдет, что в социализм придет один ваш главный человек!»

(Напомним, что это было написано в конце 1929 года!)

И венчает все плот, уносящий в безвестность погруженных на него кулаков, подкулачников, а вместе с ними – случайно забредших в деревню людей.

«Кулачество глядело с плота в одну сторону – на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего счастливого человека на ней.

Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.

- Эй, паразиты, прощай! – закричал Жачев по реке.

- Про-щай–ай! – отозвались уплывающие в море кулаки.

С оргдвора заиграла призывающая вперед музыка…»

В произведении А.Платонов передает нам завет: «Человек, люди должны утверждать, строить новую жизнь, а не разрушать ее!»

Повесть «Котлован» была опубликована в журнале «Новый мир» лишь в 1987 году.

12.  Учитель истории

В начале 1931 года началась новая волна раскулачивания. Теперь спецпереселенцы распределялись в соответствии с заявками хозяйственных органов. Силами спецпереселенцев осваивались труднодоступные районы, создавались оросительные системы, прокладывались дороги. В районах «кулацкой ссылки» были созданы  неуставные сельхозартели, которые возглавляли коменданты. Были целые регионы страны (например, Магаданская область), где вся власть осуществлялась лагерным начальством, а советских органов власти долгое время не было.

«В 1930 г. Госплан издал распоряжение о включении труда заключенных в плановую экономику. С этой целью в системе НКВД — ОГПУ было создано специальное управление — ГУЛАГ (Главное управление лагерями). Значительное число объектов первой пятилетки было построено руками заключенных, в том числе и знаменитый Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря. Более 100 тыс. заключенных рыли огромный котлован вместо техники, поэтому строительство канала обошлось в 4 раза дешевле по сравнению с первоначальными расчетами. Подневольный труд использовался на лесозаготовках, угледобыче, разработке месторождений золота, платины, цветных металлов, на строительных работах. В основном исправительно-трудовые лагеря располагались в труднодоступных районах с суровым климатом, куда непросто было привлечь вольнонаемных рабочих.

Самым действенным способом стимулирования высоких производственных показателей у заключенных был страх голода. При стопроцентной выработке нормы заключенный получал 700 г хлеба, жидкий суп, кашу па воде, иногда небольшую селедку. Существовал также «стахановский» рацион для лиц, выполнявших норму на 150%, и штрафной для тех, кто не справлялся с установленными нормами.

Вполне понятно, что большинство заключенных, особенно осужденных по политическим статьям, с большим трудом могли выполнить установленные нормы. К тому же их продовольственное обеспечение явно не соответствовало физическим затратам людей, вынужденных заниматься тяжелой физической работой в суровых климатических условиях по 10 — 15 часов в сутки. Не выполнившие задания люди сидели на голодном пайке. Смертность в лагерях была очень высокой»

«Историки»

В 1932 году был принят закон об охране социалистической собственности, который предусматривал расстрел или не менее 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества в отношении расхитителей колхозной собственности. Этот закон в народе прозвали «законом о трех колосках».

В 1932 году вводится паспортная система с целью лишения крестьян возможности передвижения. Но, тем не менее, крестьяне, спасаясь от коллективизации, раскулачивания, бежали в города, на стройки – это были люди, имеющие низкую квалификацию труда. На предприятиях требовалось выполнение и перевыполнение плана – это вело к поломках промышленного оборудования, к высокому проценту брака. В итоге обвинение рабочих и инженерно-технического персонала во «вредительстве», «диверсионной деятельности».

Учитель истории

Стремление партийного руководства свалить вину за явные неудачи в развитии народного хозяйства на оппозицию. Организуется серия открытых процессов.

Работа с таблицей «Политические процессы»

Годы

Процессы

1928

«Шахтинское дело»

1930

Процесс над меньшевиками

1930

Дело Промышленной партии, «Трудовой Крестьянской партии»

1933

Дело о некомпетентной отгрузке комбайнов

1936

Дело «троцкистско-зиновьевского террористического центра»

1937

Дело «антисоветского троцкистского центра»

1937

Процесс военных

1938

Дело антисоветского правотроцкистского блока

«Дело» стряпалось стремительными темпами, ибо не возможно было в сжатые сроки «переварить» многие тысячи заключенных.

Поэтому в разгар репрессий появились новые внесудебные ведомства: особое совещание. На местах они были известны как «тройки», куда входили представители от государственной власти, судебной и партийной. Дело рассматривалось без свидетельских показаний и в короткий срок от трех дней до недели.

Судьба осужденного решалась:

  1. Отправка в концлагерь
  2. Расстрел

13. Учитель истории

Репрессии резко ослабили и обороноспособность государства.

Военный атташе Германии генерал Г.Кестринг, считавшийся главным немецким военным специалистом по России: «Благодаря ликвидации большого числа высших офицеров, совершенствовавших свое искусство десятилетиями практики и теоретических знаний, - сообщал он, - Красная Армия парализована в своих оперативных возможностях. Лучшие командиры отсутствуют. Армия не представляет существенный фактор обороны».

Продолжение политики репрессий в Вооруженных Силах было смерти подобно, ибо это был курс на сознательное поражение и гибель страны в грядущей войне.

Что касается репрессий в отношении военных кадров, то используемая в наши дни цифра – около или свыше 40 тысяч репрессированных из числа офицерского корпуса Красной Армии.

Общее количество безвинно погибших наших военнослужащих приблизится к 50 тыс., а общие размеры репрессированных в Красной Армии и Военно-Морском Флоте, несомненно, превысят указанное число.

Из 5 маршалов репрессированы 3

Из 5 командармов 1 ранга репрессированы -3

Из 10 командармов 2 ранга репрессированы 10

Из 57 командиров корпусов репрессированы 50

Из 186 комдивов репрессированы 154

Из 26 корпусных комиссаров репрессированы 25

Из 456 командиров полков репрессированы 401

14. Учитель литературы.

- Какова же политика большевиков по отношению к русским ученым, писателям, поэтам, людям искусства?

«Документоведы»

«Летом 1922 г. без суда, по указанию Ленина, в административном порядке решением ГПУ из страны была выслана большая группа видных ученых: философов, историков, экономистов, социологов. «Среди изгнанных – ректор Московского университета, профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета, профессор Карсавин (философ); группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым; экономисты – профессора Зворыкин, Брункус, историки –Флоровский, Мякотин, Боголепов, известные философы идеалистического направления – Бердяев, С. Булгаков.

Решение о высылке было неожиданным и продиктовано не совсем ясным зигзагом большевистской идеологической политики. Оно было тем более неожиданным, что условия нэпа позволяли надеяться на более активное сотрудничество советской власти с интеллигенцией. Казалось бы, для мирного сожительства создавались более благоприятные условия. Активная оппозиция в лице меньшевиков и эсеров была окончательно разгромлена. Суд над лидерами социалистов-революционеров в июне – июле 1922 года и высылка лидеров эсеров и меньшевиков за границу ликвидировали оппозицию».

15. Учитель литературы

- Известно ли вам имя Николай Гумилев?

                                                 Я, верно, болен: на сердце туман,

Мне скучно все – и люди, и рассказы.

Мне снятся королевские алмазы

И весь в крови широкий ятаган.

Мне чудится (и это не обман),

Мой предок был татарин косоглазый,

Свирепый гунн… Я веяньем заразы,

Через века дошедшей, обуян.

Молчу, томлюсь, и отступают стены:

Вот океан весь в клочьях белой пены,

Закатным солнцем залитый гранит

И город с голубыми куполами,

Цветущими жасминными садами,

Мы дрались там.… Ах, да! Я был убит.

3 августа 1921 года поэт Николай Гумилев был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре.

Ряд мемуаристов утверждает, что Гумилев действительно участвовал в заговоре, некоторые это решительно отрицают. Единственное свидетельство, основанное на документах, - заметка А.Г.Терехова, бывшего старшего помощника Генерального прокурора СССР, занимавшегося в 1950-е годы реабилитациями невинно осужденных.

«По делу установлено, что Гумилев Н.С. не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких других обвинительных материалов, которые бы изобличали Гумилева в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осужден Гумилев, нет».

Постановление Петроградской Губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганском заговоре» датировано 24 августа 1921 года; точная дата расстрела неизвестна; по словам его жены, поэтессы А.А.Ахматовой, казнь произошла под Петроградом.

В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит, обязанный осуществлять контроль за всей печатной продукцией, контролировать репертуар театров и других зрелищных мероприятий.

Этот контроль государства за советской литературой стал тотальным.

Литература должна была идеализировать советскую действительность, партию большевиков и ее вождя – И.В. Сталина.

Террор в литературе определяется как широким распространением органов цензуры, так и прямыми репрессиями «неугодных» поэтов, писателей, драматургов.

16 Презентация исследовательского проекта обучающимися по теме: «Репрессивная политика советской власти по отношению к деятелям культуры (на примере личной и творческой судьбы О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой)»

(презентация прилагается)

17 Учитель литературы

Политика Сталина в области литературы во второй половине 30-х годов

Образованный в 1936 году Комитет по делам искусства при СНК СССР выполнял цензурно-контролирующие функции. В 1936 году началась травля тех представителей творческой интеллигенции, кто не хотел писать «по указке» партии. Под шквал оскорбительных выпадов попали поэты авангардных направлений (символисты, футуристы, импрессионисты, имажинисты и пр). Обвиняли в том, что их искусство не нужно советскому народу.. Вспоминая 1935 год, Илья Эренбург писал: «На собраниях театральных работников поносили Таирова и Мейерхольда… Литературные критики вначале обличали Пастернака, Заболоцкого, Асеева, Олешу, но, как говорят французы, аппетит приходит во время еды, и вскоре оказались виновными Катаев, Федин, Леонов, Эренбург. Наконец, дошли до Тихонова, Бабеля, до Кукрыниксов. …Киноработники взялись за Довженко и Эйзенштейна…».

«Врагами народа» и троцкистами были объявлены Б.А. Пильняк (с которым у Сталина были давние счеты) и молодая писательница Г. Серебрякова. Была арестована и около двух лет томилась в тюрьме О. Берггольц.

В 1936-1939 годах были арестованы и погибли И.Э. Бабель, О.Мандельштам и многие другие писатели, драматурги, поэты, критики. Большие потери понесли писательские организации в республиках. По вымышленным обвинениям были расстреляны такие известные русские поэты, как: Николай Клюев, Петр Орешин, Сергей Клычков.

Находясь в тюрьме, продолжал писать стихи Бруно Ясенский; одно из них ему удалось передать друзьям.

                                             …Над миром бушует войны суховей,

     Тревожа страну мою воем гнусавым,

              Но мне, заключенному в каменный саван,

         Не быть в этот миг средь ее сыновей…

                                                 Но я не корю тебя, Родина-мать,

         Я знаю, что, только в сынах разуверясь,

      Могла ты поверить в подобную ересь

И песню мою, как шпагу сломать.

    …Шагай, моя песня, в знаменном строю,

                Не плачь, что так мало с тобой мы пожили.

                        Бесславен наш жребий, но раньше ли, позже ли

                                                 Отчизна заметит ошибку свою.

Отчизна «заметила ошибку свою» слишком поздно. Все перечисленные выше и многие другие писатели были реабилитированы только через 18 лет после того, как Б. Ясенский написал это стихотворение. При этом даже архивы почти всех арестованных литераторов были изъяты после ареста и уничтожены после вынесения приговора.

И все же, какой была советская литература в этот непростой, даже трагический период своего развития? С одной стороны - полное господство сталинской идеологии. Слова о подъеме страны, о единстве, о поддержке народом всех партийных начинаний и указаний, постоянные единодушные голосования, на которых смешивали с грязью известных, уважаемых людей. Общество (в том числе и деятели литературы) задавлено, задушено. А с другой стороны, на другом полюсе, но в том же самом мире - живые, думающие, все понимающие люди. В обществе, в литературе не заглохла, не замерла духовная жизнь.

18. Представление заочной экскурсии в томский музей истории политических репрессий

(презентация в приложении)

Информация для учителя.

Оживленный проспект Ленина: дорога, пыльные маршрутки, куда-то бегущие люди. Дом № 44 - краснокирпичное здание, несколько ступенек ведут к железной двери. За ней - лестница вниз. В 1923 - 1944 гг здесь была следственная тюрьма томского горотдела ОГПУ-НКВД. Сегодня в подвальной части дома находится музей истории политических репрессий. В 1993 г. помещения подвала были освобождены и переданы Томскому областному краеведческому музею. До этого по инициативе Томского общества «Мемориал» был установлен мемориальный знак «Камень скорби», а в 1992 г. открыт памятник жертвам большевистского террора на Томской земле. Первым почетным посетителем еще не открывшегося мемориального музея стал А.И. Солженицын, побывавший в г. Томске во время своего возвращения на родину, в 1994 году. Среди первых экспонатов выставок были воспоминания бывших узников ГУЛАГа и спецпереселенцев, семейные реликвии, фотографии, архивные документы. Постоянная экспозиция музея включает в себя разделы: «Коридор следственной тюрьмы НКВД», «Тюремная камера», «Кабинет следователя», «Следы ГУЛАГа», экспозиция с материалами о поэте Н.А. Клюеве и о философе Г.Г. Шпете, расстрелянных в Томске в 1937 году, экспозиция «Возвращенные имена» о томичах, репрессированных в 1930–1940 годы, «Жертвы Колпашевского яра», «Уходящий в небытие». Сотрудниками музея на основе архивных документов, сбором воспоминаний и других материалов бывших заключенных издано пятнадцать книг и создан электронный банк данных почти на 200 тысяч человек, прошедших «круги ада» в лагерях ГУЛАГа.

19. Презентация исследовательского проекта с использованием материалов музея  истории политических репрессий НКВД «Один из миллионов: неизвестный известный поэт Николай Клюев»

Идея проекта появилась во время посещения музея истории политических репрессий.

Возникло желание открыть для себя и других страницу истории нашего города Томска, связанную с именем поэта Николая Клюева.

Были поставлены задачи:

  • Познакомиться с биографией поэта, его творчеством.
  • Исследовать архивные материалы, имеющие отношение к пребыванию Клюева в Томске
  • Изучить материалы экспозиции музея истории репрессий о Клюеве Н.
  • Произвести топографическое исследование города Томска на предмет нахождения мест, связанных с пребыванием Клюева в нашем городе (дом, где он снимал комнату, дом, где его арестовали, маршрут его прогулок, любимые места в городе и т.д.)
  •  Запись видеоролика «Последняя страница биографии поэта Н.Клюева»
  • Создать виртуальную экскурсию на сайте школы по теме проекта

20.Учитель истории 

Добавим, что именно в эти годы из-за массовых репрессий многие делали головокружительную карьеру, «выбивались в люди».

С 1934 по 1939 года на ответственные посты было выдвинуто 500 тысяч молодых членов НКВД. Средний возраст 35 – 49 лет. Быстрые кадровые перемены убеждали людей в правдивости слов песни «Молодым везде у нас дорога…»

21. Учитель истории

За годы репрессий было отправлено в застенки 3.777.380 человек, расстреляно – 642.980 человек.

Попасть в машину, перемалывающую человеческие судьбы, было не трудно.

Так, за распространение частушек, анекдотов в 30-е годы полагалось привлечение к судебной ответственности. В сводке ОГПУ по Ленинграду зафиксировано, что 17 марта 1934 года ученик 5 класса закричал на уроке: «СССР – это значит, что смерть Сталина спасет Россию»

Пример подобного анекдота: «Конституция СССР и Конституция США гарантируют свободу слова, но в США гарантирована еще и свобода после сказанного».

За 10 лет существования ГУЛАГа за колючей проволокой перебывало более 5% всего населения СССР. Многие из них навсегда остались там, не вынеся тягот подневольной жизни и непосильного труда. Только в лагерях, согласно официальной статистике, ежегодно умирало до 6% заключенных...

По сей день, думая о тех временах, многие мучительно хотят понять — верили все-таки современники в существование сотен тысяч врагов или, задавленные террором, делали вид что верят? Были ли случаи открытого выступления против преступлений, творимых властью? Факты позволяют положительно ответить на все эти вопросы.

В обществе постепенно пробуждалось прозрение. Потрясающие масштабы репрессий, невероятные обвинения в адрес часто малограмотных и не имевших никакого отношения к политике людей или руководителей, которых недавно боготворили – все это рождало сомнения и побуждало искать ответ.

Документы – жалобы, прошения, письма на имя руководителей страны – говорят о том, что люди не верили в виновность репрессированных, действия НКВД объяснялись преступными.

Попытки как-то воздействовать на ситуацию, вывести из-под удара хотя бы отдельных людей были в то время не такой уж редкостью.

22. Представление индивидуальных исследовательских проектов по теме «Судьбы людей в судьбе страны»

  • Петр Капица

Петр Леонидович Капица. Уникальное положение гениального физика и организатора науки, труды которого широко использовались в советской оборонной технике, позволяло ему сохранить относительно независимое положение и выступать в защиту ученых, подвергавшихся нападкам и арестам. В 1936 г. Капица выступил в поддержку математика Н.Н. Лузина, которого «Правда» объявила «врагом в советской маске», в 1937 г. вступился за арестованного физика В.А. Фока, который вскоре был освобожден, а через два года избран академиком.

Лев Ландау - физик, нобелевский лауреат; его идеи – передний край науки. В апреле 1938 года в Москве. Ландау арестован за антисоветскую агитацию. Петр Капица не побоялся вступиться за Ландау и взял на поруки. После года отсидки его выпускают...

В течение всей своей жизни Капица продолжал говорить и писать властителям то, что он в действительности думал. В числе группы деятелей культуры и науки протестовал в 1966 г. супротив процесса постепенной реабилитации Сталина, и его сообщение Брежневу, бесспорно, оказало определённое воздействие. Он тепло поздравил А.И.Солженицына с присуждением Нобелевской премии. В 1973 году Капица отказался подписать письмо, клеймящее позором А. Д. Сахарова. «Спасите Сахарова. Он большой ученый нашей страны», - писал Петр Леонидович Капица Брежневу в 1981 г. Капица ещё высказывался в поддержку диссидента Вадима Делоне.

С конца 80-х годов в печати стали являться документы и воспоминания, свидетельствующие, что взаимоотношения ученого с советскими властителями не были безоблачными. П.Л.Капица сам не раз оказывался на шаг от ареста.

  • Статья 1964 года в «Комсомольской Правде»

«Эти годы памятны мне еще одним, на этот раз весьма печальным случаем. По нелепому доносу я был арестован. Меня обвиняли а том, что я немецкий шпион. Сейчас это иногда кажется мне даже забавным, но тогда, поверьте, было совсем не до смеха. Год я провел в тюрьме, и было ясно, что даже еще на полгода меня не хватит: я просто умирал. Капица поехал в Кремль и заявил что он требует моего освобождения, а в противном случае будет вынужден оставить институт. Меня освободили. Вряд ли надо говорить, что для подобного поступка в те годы требовались немалое мужество, большая человечность и кристальная честность»

                                                                             Ландау Л.

С марта 1941 по август 1951 Завенягин — первый заместитель наркома внутренних дел, осуществляющий общее руководство строительными подразделениями НКВД — Главным управлением лагерей горно-металлургических предприятий.

Сгущаются тучи над академиком Губкиным, учителем Завенягина А.П., заместитель наркома отказался дать согласие на арест академика, звонит по телефону И.В. Сталину с просьбой защитить Губкина, готов поручиться за него. За эту строптивость без объяснений ему было приказано сидеть дома и ждать решения. Он ждал немедленного ареста, но его не последовало. Губкина оставили в покое.

Вспоминает дочь Завенягина:

«Но Каганович не мог стерпеть, чтобы заместитель обращался к вождю через голову начальника. Он вызвал отца в кабинет и резко сказал: «Дела сдать, на работу можете больше не выходить». Такой поворот событий грозил самыми тяжелыми последствиями. Со дня на день можно было ожидать ареста. Отец с мамой не ложились спать и все ночи просиживали около окна, выходившего во двор. Смотрели, как подъезжали черные эмки (так называли довоенный автомобиль М-1) и увозили людей из нашего дома - то из одного подъезда, то из другого. И каждый раз сердце замирало, когда эмка останавливалась около нашего.

В одну из таких страшных ночей, 22 марта 1938 года, отец написал письма Сталину и Молотову. В архиве сохранилось только письмо к Молотову. «Вот уже неделя, как я сижу дома в ожидании решения вопроса о моей дальнейшей судьбе... Не буду говорить о том, насколько это тяжело... Если возможно, прошу ускорить решение … Я повторяю, что чист перед партией. Я был бы рад работать в самых тяжелых условиях ... я с интересом бы поработал в условиях Севера или Сибири многие годы. Прошу Вас, Вячеслав Михайлович, поддержать меня в эту тяжелую для меня минуту, и Вы не ошибетесь».

Однажды глубокой ночью зазвонил телефон. Трубку взяла мама и услышала глуховатый голос с грузинским акцентом. Потребовали Завенягина. Это звонил Сталин. Он спросил: «Скажите, это правда, что Вы оставили своего сына у ныне разоблаченного врага народа Морозова?» Отец, подавив волнение, ответил: «Да. Когда год назад я уезжал из Магнитогорска я оставил своего сына в семье Морозова, чтобы не срывать ему учебу. А Морозова и его жену я знаю еще по работе в Юзовке и ничего, кроме хорошего, сказать о них не могу. Это порядочные и преданные делу партии люди». Возможно, слова были немного другие, ведь никто их не записывал. Но смысл передан точно. Сталин выслушал и молча положил трубку. Тогда отец сказал маме: «Теперь моя судьба решится. Посмотрим, в какую сторону». Вскоре ночью прибыл человек с пакетом, и отца вызвали на заседание Политбюро. Там ему объявили, что поручают возглавить строительство Норильского металлургического комбината за Полярным кругом. С отцовских слов известно, что Молотов сказал: «Мы решили Вас не добивать. Проявите себя на новой работе». Звучит жутковато!..

Но самое удивительное, что после того ночного звонка выпустили из тюрьмы близкого и давнего друга моих родителей Георгия Федоровича Морозова, которого у нас в доме все любили и называли ласково Ёра или Мороз. Измученный, худой, с выбитыми на допросах зубами, он все-таки остался жив. Мама говорила, что он очень тяжело переживал, что усомнились в его преданности партии, что ему не поверили. А ведь он вместе со своей женой Олей на тачанке проехал в Гражданскую по всем фронтам. Впрочем, подобных историй много».

23. Учитель истории

Есть сведения и о 80 военных прокурорах, репрессированных за противодействие органам НКВД. Много свободных людей остались один на один со своими дневниками.

Вот, что писал в 1938 году академик Вернадский:

«11 января. Всюду разговоры о терроре. В крестьянской среде масса выселок. Очень нервное настроение кругом.

24 марта. Со всех сторон слухи об арестах. Накапливается недовольство, и слышишь его проявление, несмотря на страх. Раньше этого не было.

17 апреля. Для меня ясно, что все это безумие безнадежно – и страна не может жить, развиваться под таким давлением»

- Да, так жить нельзя. Сталин это почувствовал. В 1938 году он всю вину за массовые репрессии решил «свалить» на НКВД, на наркома Н.И.Ежова.

Сообщение обучающегося о Н.И.Ежове

Учитель литературы и русского языка

- Что означает выражение «держать в ежовых рукавицах»? (Обходиться с кем-нибудь строго, сурово (Толковый словарь Д. Н. Ушакова) Есть мнение, что выражение образовалось от имени руководителя НКВД 30-х годов 20 века Ежова, прославившегося своими репрессиями. Однако еще в 18 веке выражение ежовые рукавицы зафиксировано в пословице: Ежовыми рукавицами да за мягкое тело приниматься. Ежовые рукавицы (голицы) - рабочие кожаные рукавицы без подкладки и меха, они предназначались для ловли ежей.

Учитель истории

В апреле 1939 года его обвинили в руководстве контрреволюционной организации в НКВД, в феврале 1940 года он был расстрелян, вместе с ним и большая группа сотрудников спецслужб. Новым наркомом НКВД стал Лаврентий Павлович Берия. Сообщение обучающегося о Л.П.Берии

Учитель истории

Чем дальше, тем больше «новые начальники» опасались за свое будущее, кадровая чехарда продолжалась и это не могло не сказаться на народном хозяйстве, подтверждение этому – «топтание на месте».

- Итак, что же происходило в Советском Союзе в 30-е годы?

  • Физическое устранение своих, т.е. преданных делам партии лиц, отказавшихся признать правоту сталинских методов строительства социализма или просто сомневающихся в них. Таких людей было особенно много среди старой большевистской гвардии, и она полностью сгорела в огне государственного террора.
  • Устранялась лучшая, свободомыслящая часть нации.
  • Окончательно утвердилась личная власть Сталина.
  • Был репрессирован культурный слой общества – люди с высшим образованием.

- Была ли необходимость высылать за пределы страны интеллигенцию, не согласную с политикой государства? Обратимся к высказыванию Л.Троцкого по этому вопросу:

«Те элементы, которые мы высылаем и будем высылать, сами по себе политически ничтожны. Но они потенциальное оружие в руках наших врагов. В случае новых военных осложнений – а они, несмотря на наше миролюбие, не исключены – все эти наши непримиримые и неисправимые элементы окажутся военно-политическими агентами врага. И мы будем вынуждены расстреливать их по законам войны. Вот почему мы предпочли сейчас, в спокойный период выслать их заблаговременно».

- Дайте вашу оценку этому разъяснению. Можно ли с ней согласиться?

И совсем по-другому это воспринимали рядовые члены партии. Так М.Н.Рютин в обращении «Ко всем членам ВКП (б)» в июне1932 года пишет, что Центральный Комитет стал совещательным органом, а Сталин в «непогрешимого» и несменяемого диктатора, проявляющего в десятки раз больше тупого произвола, самодурства и насилия над массами, чем любой самодержавный монарх. Всякая живая большевистская партийная мысль угрозой исключения из партии, снятия с работы и лишением всех средств к существованию задушена… Сталин и его клика не уходят и не могут добровольно уйти со своих мест, поэтому они должны быть устранены силой».

Самодержавные традиции обнаруживаются

  • в жесткой централизации как главном методе управления
  • решающей роли высших органов власти в формировании государственной политики
  • в авторитарности власти, ограничении полномочий выборных представительских органов
  • в выделении средств «верхам»

Общество сталинской эпохи воспроизвело эту иерархию и легитимировало ее.

Пытаясь ликвидировать социальную напряженность в стране, вызванную в первую очередь его собственными экономическими и политическими ошибками, Сталин стремится не только силой террора, но и всеми другими средствами приучить людей думать одинаково. Это было формирование командно-административной системы, которая переросла в тоталитаризм.

- Мы с вами говорили сегодня о репрессиях 20-30-х годов 20 века. Но на этом история репрессий не заканчивается. Будут репрессии периода Великой Отечественной войны, послевоенного периода 1945-1946 годов, 1947-1953 годов.

В 1947-1953 гг. народ пережил немало новых репрессивных кампаний. Было и «ленинградское дело», и борьба против «космополитов» и против «врачей-убийц». Каждая из этих кампаний сопровождалась арестами. Продолжались и аресты по «обычным» мотивам – «антисоветская пропаганда», и по всем вообще пунктам 58-й статьи Уголовного кодекса. Однако тяжелейшая война и репрессии прежних десятилетий так обескровили страну, что аресты 1947-1953 гг. не были столь массовыми.

24. Учитель литературы.

- О каком «ленинградском деле» идет речь?

Давление на искусство и в частности на литературу продолжалось и в послевоенное время. В августе 1946 года произошло событие, на долгие годы определившее судьбу многих талантливых поэтов и писателей. Я имею в виду печально знаменитое Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. (О журналах «Звезда» и «Ленинград»).

Прочитаем это Постановление (отрывки).

 «… Грубой ошибкой «Звезды» является предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе. Редакции «Звезды» известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей ,на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности, рассчитанных на то, чтобы дезориентировать нашу молодежь и отравить её сознание…

 «… Журнал «Звезда» всячески популяризирует также произведения писательницы Ахматовой, литературная и общественно-политическая физиономия которой давным-давно известна советской общественности. Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии.»

«… ЦК отмечает, что особенно плохо ведётся журнал «Ленинград», который постоянно предоставлял свои страницы для пошлых и клеветнических выступлений Зощенко, для пустых и аполитичных стихотворений Ахматовой…»

Упоминаются и другие литераторы, но в истории этот документ останется «Постановлением об Ахматовой и Зощенко».

«Литературоведы»

Сталин уже готовил физическое уничтожение «ленинградской группировки», и Постановление по ленинградским журналам явилось неким подобием «разведки боем». Речь идёт о таких крупных в партийной и государственной иерархии фигурах, как член Политбюро ЦК ВКП(б) Вознесенский, секретарь ЦК ВКП(б) Кузнецов, председатель Совета Министров РСФСР Родионов, первый секретарь Ленинградских обкома и горкома ВКП(б) Попков — всего казнены были примерно двести человек, а обвинительные приговоры получили свыше двух тысяч представителей ленинградской номенклатуры.

Для Ахматовой и Зощенко Постановление стало рубежом, разделившим жизнь на «до» и «после». Они были вычеркнуты из списка советских литераторов.

Вера Владимировна Зощенко вспоминала: «Для Михаила Михайловича это были годы какого-то подвижнического, упорного, беспросветного и неблагодарного труда. Годы тяжелой, трудной жизни, граничащей с нищетой». 

Хлеб можно было купить на рынке, но он стоил неимоверно дорого, и приходилось продавать мебель, вещи. В это время стало ясно, кто есть кто среди «друзей» Зощенко. Были те, кто отвернулся от опального писателя, но тем ценнее оказалась дружба поддержавших в трудную минуту. Не остались в стороне «Серапионовы братья» и их друзья. Илья Груздев стал демонстративно приглашать Зощенко в гости, подчеркивая тем свое несогласие с обвинениями в адрес писателя. Вениамин Каверин хлопотал об издании произведений Зощенко, об его переезде в Москву, где ему было бы легче. Деньгами помогали семье писателя М. Шагинян, Каверины, К. Федин. Проявляли внимание к Михаилу Михайловичу К. Чуковский, Н. Тихонов.

Учитель литературы

Анна Ахматова мужественно перенесла все злоключения судьбы, а их было немало.
                                               
А здесь, в глухом чаду пожара

                                                 Остаток юности губя,

                                                 Мы ни единого удара

                                                 Не отклонили от себя.

Это было написано до 1946 года и, как всегда, пророчески точно. Недаром Анну Андреевну звали Кассандрой. Постепенно тучи рассеялись, и на поэтическом горизонте вновь ярко засияла звезда Анны Ахматовой.

25. «Историки» 

В годы «большого террора» государство «опробовало» новый вид репрессий – массовое насильственное переселение народов. Депортации и раньше применялись большевистским режимом, например, на Северном Кавказе, в Семиречье, – в период Гражданской войны и начале 1920-х годов. Только в 1930–1931гг. в ходе «кулацкой ссылки» на спецпоселения были выселены 1803 тыс. крестьян. В 1930-е, а затем и в 1940-е гг. насильственное переселение приняло характер национальной катастрофы.

Десятки народов полностью были депортированы в окраинные районы страны, что привело к необратимым демографическим, экономическим и иным последствиям, а в более позднее время межнациональным конфликтам. В 1930–1950-е годы, в ходе трех этапов формирования спецпоселений (1930–1940 гг. – «кулацкая ссылка», 1941–1945 гг. – депортация народов, 1946–1953 гг. – послевоенные пополнения), было депортировано от 6 до 6,4 млн. человек. При транспортировке в места ссылки и в период нахождения там умерло не менее 1,2 млн. человек, или каждый пятый.

Депортации были организованы, как известно, по социальному («кулаки»), этническому («наказанные» народы), религиозному (представители «неправильных» религиозных вер) и политическому («власовцы») признакам.

Так, в 40-е годы в Томскую область и ее северные районы по национальному признаку были депортированы немцы с Поволжья, чуваши, латыши, литовцы, эстонцы, поляки и др

26. Учитель истории

- Со смертью Сталина история репрессий в стране не заканчивается. Откроем для себя еще одну страницу истории сопротивления репрессиям и связана она с именем А.Д.Сахарова.

Презентация проекта обучающихся по теме: «Судьба А.Д.Сахарова в судьбе страны»

(Презентация в приложении)

Информация для учителя.

Почему 50 лет назад Андрей Дмитриевич Сахаров, гениальный создатель самого разрушительного из ныне известного оружия, обласканный Системой, обладатель всех возможных советских званий и регалий отказался от всего во имя своих убеждений? И во имя своей страны? И почему она, эта страна ,отказалась от своего гения?..

«Ужасное преступление совершилось, и я не смог его предотвратить! Чувство бессилия, нестерпимой горечи, стыда и унижения охватило меня. Я упал лицом на стол и заплакал».

Человек, позднее написавший эти строки, тогда, в 1962 году, был в самом расцвете жизненных сил. Ему исполнился 41 год. А девятью годами раньше при его решающем вкладе СССР получил самое страшное оружие в истории человечества — термоядерную (водородную) бомбу. Он получил все звания и регалии, которые только могло дать советское государство: академик, трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий. Политические лидеры страны хорошо знали его лично и высоко ценили. И все же он плакал от бессилия, потому что не сумел предотвратить очередное бессмысленное испытание им же созданного оружия, повлекшее новые жертвы.

А.Д.Сахаров был человеком, сочетающим свободомыслие с равнодушием к материальным благам и бесстрашием. Этим он был неудобен для Системы.

1966 год – Андрей Сахаров начинает заступаться перед правительством за репрессированных.

«К началу 1968 года, — вспоминал Сахаров, — я был внутренне близок к необходимости для себя выступить с открытым обсуждением основных проблем современности». Свою статью он назвал «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Это название соответствовало тону приглашения к дискуссии.

В «Размышлениях…» Сахарова заметен и его глубокий интерес к зарождающемуся движению диссидентов, неформальным лидером которого он станет через несколько лет. Только к двум людям (точнее, к их произведениям) в статье выражено личное отношение Андрея Дмитриевича. Он пишет: «Десятки глубоких, блестящих произведений не могут увидеть света, в том числе лучшие произведения А.Солженицына. Разве все это — не позор?»

1970 год – Сахаров, несмотря на то, что постепенно усиливается давление и на него самого, и на его родственников, не устает бороться за права репрессированных. Он становится одним из учредителей Московского комитета по правам человека. Кроме этого он весьма смело высказывается за отмену смертной казни, против принудительного лечения в психиатрических больницах, за право на эмиграцию.

1975 год – академик Сахаров удостоен Нобелевской премии Мира «за бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между народами и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства».

1979 год – в Афганистан введены советские войска. Сахаров публично осуждает этот шаг. 22 января – Сахаров выслан в город Горький (ныне Нижний Новгород). Место выбрано неслучайно – этот город был закрыт для иностранцев. В Горьком академик фактически изолирован от общества, постоянно охраняется милицией. Родным и близким ученого приходится в Москве несладко, и доходит до того, что в знак протеста против произвола властей по отношению к ним Сахаров дважды за время своей «ссылки» объявляет голодовку. Работа правозащитника продолжается и в условиях изоляции. Сахаров пишет статью «Опасность термоядерной войны», которая получает огромный резонанс на западе. Декабрь 1986 года – Михаил Сергеевич Горбачев специальным распоряжением возвращает Сахарова в Москву. Февраль 1987 года – Андрей Сахаров выступает на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества». Ноябрь 1989 года – Сахаров разрабатывает и представляет в Кремле проект новой Конституции, в основе которой лежит защита прав личности и права всех народов на равную с другими государственность. 14 декабря 1989 года – Андрей Дмитриевич Сахаров умирает в Москве. Похоронен на Востряковском кладбище.

27. Учитель литературы.

- Сегодня мы открыли несколько страниц истории политических репрессий и сопротивления им. «Уроки» истории помогают человеку и человечеству избежать настоящих и будущих ошибок. Важно помнить эти «уроки». И мы помним.

В 2004 году в Томске на южном мысу над проспектом Мира установлен православный крест в память о погибших в годы сталинских репрессий.

Еще в начале 90-х годов прошлого столетия представители томской общественности выступили с предложением увековечить память всех россиян, нашедших свой последний приют в этом районе Томска.

Место было выбрано не случайно. До революции на Каштачной горе располагалось несколько кладбищ. На одном из них, Нововознесенском, в годы первой мировой войны хоронили русских солдат и офицеров, умерших в томских госпиталях. Во время гражданской войны овраги Каштака стали «расстрельными местами» - здесь белогвардейцы казнили «красных», а «красные» - «белых».

Зловещую славу приобрел в 30-х годах каштачный Страшный ров, идущий вдоль юго-восточной части горы. В его катакомбах покоятся останки великого русского поэта Николая Клюева, философа Густава Шпета, московского академика Г.А.Ильинского, князей Александра Голицына и Михаила Долгорукова и других.

Тысячи людей были расстреляны здесь в годы массовых репрессий.

Устанавливать поклонные кресты - старая традиция на Руси. Первый такой крест появился более тысячи лет назад на Киевских горах. В Сибири они устанавливались на вершинах холмов, чтобы прохожие или проезжие могли перекреститься, помолиться, попросить у Бога помощи и защиты.

Использованная литература.

  1. Кип Дж., Литвин А. Эпоха Иосифа Сталина в России. М., 2009.
  2. Соколов А.Г. Русская литература в 1920 – 1930 гг. М.,1991.
  3. Степанов A.Ф. Расстрел по лимиту. Из истории полит. репрессий в ТАССР в годы «ежовщины». Казань, 1999.
  4. Хаустов В.Н., Самуэльсон Л. Сталин, НКВД и репрессии 1936–1938 гг. М., 2009.
  5. Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. Об Андрее Платонове. М.,1987.
  6. http://www.hrono.info/text/2004/pich0404.html
  7. http://www.hro.org/node/1865


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Из истории политических репрессий"

Сегодня мы учимся анализировать пережитое, читать заново свою историю, которую, к сожалению, знаем пока слабо. История – это память народа, дающая знания того, что было, а было разное. Было то, чем мы...

"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....

Урок по истории в 11 классе "История политических репрессий-судьба целого народа"

Цель данного урока- осмысление трагической судьбы страны, человека в период политических репрессий, углубить и обобщить знания учащихся по теме " Политическое развите СССР в 20-30-е годы XX века", исп...

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий

Методические материалы для мероприятия посвященного истории политических репрессий...