Главные вкладки

    План конспект урока-экскурсии в музей А.И. Солженицына п. Мезиновский Гусь-Хрустального района по теме:"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

    Гарнист Любовь Евгеньевна

    Обсуждение романа А.И. Солженицына " В круге первом" и рассказа " Матрёнин двор"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_k_konkursnomu_uroku.docx35.31 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           План- конспект

    Урока по теме : «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР»

    Технология:   Урок- экскурсия в школьный  музей  А.И.Солженицына  посёлок Мезиновский Гусь-Хрустального района Владимирской области ( автобусная экскурсия).

    Участники:  10 «В» класс . Преподаватель литературы Анненкова Анастасия Ивановна.

                            9 «А» класс. Преподаватель литературы Гарнист Любовь Евгеньевна.

    Цель урока:

    • Прослушать  обзорную лекцию по музею А.И. Солженицына с целью приобщения учащихся  к  жизни, мировоззрению писателя – патриота.
    • Формировать у  учащихся умения  комментировать  прочитанное   через анализ романа «В Круге первом» ( 10 класс) и рассказа «Матрёнин двор» (9класс).
    • Приобщить учащихся к обсуждению  темы урока «История политических репрессий и сопротивления несвободе  в СССР».

    Оборудование урока:

    • Экскурсионная поездка в посёлок Мезиновский; ( проведение обсуждения материалов урока в стенах музея было невозможным по причине ремонта);
    • Кабинет литературы в школе №15 ( место проведения обсуждения по экскурсии);
    • Компьютер, проектор, презентация к уроку.

           Ход урока:

     Учителя Анненкова А.И. и Гарнист Л.Е  читают эпиграфы и комментируют их, начиная   обсуждение темы урока,  лекции и экскурсии.

                                               Литература у народа, лишённого общественной

    свободы,- единственная трибуна, с высоты которой

                                                   он заставляет услышать крик своего возмущения,

                                                      своей совести.                                                            

                                                                                                      А.И.Герцен.

            Нравственность есть ПРАВДА.      

                                                                             В.М.Шукшин.      

                Неволя была, кажется, музою –

                             вдохновительницею нашего времени.  

                                                                             П.А.Вяземский.

              Слово учащимся 10 «В» класса:

    Павкин Александр.   Мы перешагнули в новое тысячелетие… Время – собирать камни. Каким он был, ушедший в историю 20 век? Мировые войны, революции, межнациональные конфликты, глобальные экологические катастрофы – всё это смерчем пронеслось по нашей планете. И «кровавым» окрестили земляне 20 век.  

    Михайлова Екатерина. Россия. 20-30 годы. Эпоха сталинизма. Тяжёлое, сложное время. Атмосфера, пропитанная страхом. Доносительство и шпиономания. Массовые репрессии. Кровью, тюрьмами, лагерями и ссылками расплачивались люди за ошибки истории. А поэты и писатели – ещё и долгим молчанием, невозможностью прийти к читателю со словом своей ПРАВДЫ.  

    Павкин Александр.  

    Я жаловался дереву,  

    бревенчатой стене,

    и дерева доверие

    знакомо было мне.

    С ним вместе много плакано,

    переговорено.

    Нам объясняться знаками

    и взглядами дано.

    В дому кирпичном, каменном

    я б слова не сказал,

    годами бы, веками бы

    терпел бы и молчал.

    Осипова Анастасия.  Из Постановления ВЦИКА: «Всякая попытка со стороны кого бы то ни было присвоить функции государственной власти будет рассматриваться как контрреволюционное действие».  В чём суть тоталитарного режима?  

    1. Ликвидация многопартийной системы.  

    2. Ограничение прав и свобод граждан.

    3. Построение системы массовых общественных организаций, с помощью которых партия обеспечивала контроль над обществом.  

    4. Культ вождя.

    5. Массовые репрессии.  

    Добровольская Дарья. Вот страшная статистика: С 1921 по 1954 год осуждено 3 777 380 человек. К высшей мере наказания приговорено 642 980 человек. К содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2 369 220 человек.

    Щербакова Виктория. Система ГУЛАГА  к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно  - трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних.  

    Нусина  Ангелина.  

    Я жизни маленькая веха,

    Метёлка, всаженная в снег,

    Я голос, потерявший эхо

    В метельный, леденящий век.

    С горластым бытом в перепалке

    Мне не случалось никогда

    Зубрить природу по шпаргалке -  

    И в этом вся моя беда.

    Меня мороз дирал по коже,

    И потому в своей судьбе

    Я всё придирчивей и строже

    И к нашим ближним и к себе…  

    Кузнецов Матвей.

    Как случилось такое

     Понять не могу,

    Я иду под конвоем, утопая в снегу,  

    Не в неволе немецкой

    Не по чёрной золе:

    Я иду по советской, по любимой земле…

    Нусина  Ангелина. Александр Иванович Герцен писал: «Литература у народа, лишённая общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать КРИК своего возмущения, своей совести».

    Александр Исаевич Солженицын. Писатель. Мыслитель. Пророк.

    «И от крика бывают обвалы…» Это слова Александра Исаевича Солженицына. Главный его КРИК в защиту справедливости. Он говорит за всех. Он – уполномоченный слова. Мёртвые и живые, предатели и герои отдали ему своё слово, потерянное ими самими. Солженицын в своих произведениях призывает живущих не предавать забвению замученных в лагерях. Заклеймить тех, кто вершил репрессии. Пишет жёстко, едко, колюче, кнутом стегает пороки. С ним литература пошла на мученичество, столкнулась со смертью, и нашла своё второе крещение. Он раскрыл нам уста ГУЛАГА. Его исповедь пылает стыдом и жаром. Подлинное величие Солженицына неотделимо от того, что пережито писателем реально. Он раскрывает и высказывает самого себя в своём творчестве:

    Кузнецов Матвей и Павкин Александр.  

    ОН – непокорный и во что бы то ни стало желающий выжить зек из рассказа «Один день Ивана Денисовича».

    ОН – честный, справедливый правдоискатель Олег Костоглотов из повести «Раковый корпус».

    ОН – выживший рассказчик из «Архипелага ГУЛАГ».

    ОН – учёный Глеб Нержин, который предпочёл сомнительному счастью шарашки парадоксальную свободу тюремного этапа из «Круга первого».

    ОН – вернувшийся из ссылки и затерявшийся в глубине Центральной России учитель Игнатич из рассказа «Матрёнин двор».

    ОН – везде. Со своими признаниями, КРИКАМИ, надеждами, со своей верой.

    Солженицын был один в поле воин. Он не молчал. Он мог противостоять. Личность человеческая, если борется за правое дело, сильна. Её ничто не может сломить.

    Учитель Анненкова Анастасия Ивановна:

     Ещё в 19 веке поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал:

    Кто не знает печали и гнева,

    Тот не любит Отчизны своей.

    Да, Александр Исаевич Солженицын пришёл в литературу через колючую проволоку ГУЛАГА. Эпоха сталинских репрессий для нас – история. Для писателя –  суровая  правда жизни, страшная правда. Любящий Россию (как сказано Блоком) оскорблённой любовью, он открыл для нас эту правду в своих произведениях. Читая Солженицына, мы листаем трагические страницы нашей Родины.

    Главное о романе А.И.Солженицына «В круге первом».

    Вступление.  Начало 60-х годов. Период хрущёвской «оттепели». На литературном небосклоне появилось его имя. Вспыхнуло, напугав поборников «безгласности» времён «застоя», и исчезло на долгие годы, преданное хуле и забвению. И только Перестройка 80-х вернула нам писателя и его литературное наследие.

    История создания. 1вариант был написан в 1955-1958 годах на основе автобиографического материала. Он состоял из96 глав  (Круг-96).  В 1948-49 годах А.И.Солженицын работал в Марфинской «шарашке». Прообразами главных героев стали знакомые: Льва Рубина – литературовед (германист) и диссидент Лев Копелев, Дмитрия Сологдина – инженер-конструктор и философ Дмитрий Панин. Прообраз Глеба Нержина – сам автор.

    Идеологически крайне острый роман был написан в подполье, без надежды на публикацию. В 1965 году вместе с другими произведениями был конфискован КГБ. В 1964 Солженицын переделал роман, надеясь напечатать его легально. В новой редакции роман состоял из 87 глав (Круг-87). Неприемлемые для цензуры места были изъяты или сглажены, некоторые сюжетные линии изменены. Но даже в изменённом виде роман напечатан не был. Распространялся в самиздате. В 1968 был опубликован на Западе. В том же году Солженицын восстановил первоначальную версию романа с небольшими изменениями. В СССР «В круге первом» был опубликован только в 1990 году.

    Сюжет. Действие происходит в Москве в течение 3-х дней 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР, Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает подробности готовящегося советской разведкой похищения деталей производства атомной бомбы. Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино – секретный институт, где работают заключённые инженеры.

    Основная тема института – разработка «аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Побочная тема исследований – это распознавание человеческого голоса. Лаборатории, где работают заключённые Лев Рубин и Глеб Нержин, поручают выяснить, кому принадлежит голос звонившего в посольство.

    В тот же день выясняется, что разработка секретной телефонии находится на грани срыва. Руководству института устанавливают критические сроки для получения первого практического результата. Директор института вызывает Нержина и требует, чтобы он переключился от отвлечённых лингвистических исследований на разработку аппарата секретной телефонии.

    Перед Нержиным стоит тяжёлый выбор: работать на систему, которая противна его духу, либо покинуть сытную «шарашку» и отправиться на периферию ГУЛага.

    Проблематика. Название романа «В круге первом» - это аллегорическое сравнение «шарашки», отсылающее читателя к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Один из героев романа объясняет это так:

    - Нет, уважаемый, вы по-прежнему в аду, но поднялись в его лучший высший круг – в первый.  Вы спрашиваете, что такое «шарашка»? «Шарашку» придумал, если хотите, Данте. Он разрывался, куда ему поместить античных мудрецов? Долг христианина повелевал кинуть этих язычников в ад. Но совесть возрожденца не могла примириться, чтобы светлоумных мужей смешать с прочими грешниками и обречь телесным пыткам. И Данте придумал для них в аду особое место.

    Центральное место в романе занимает идейный спор Глеба Нержина и Сологдина с Львом Рубиным. Все они прошли войну и систему ГУЛага. При этом Рубин остаётся убеждённым коммунистом, считающим, что нечеловеческие трудности и кажущаяся несправедливость государства к своим гражданам искуплена высокими целями. «Исторический материализм не мог перестать быть истиной из-за того только, что мы с тобой в тюрьме»,- оправдывает он систему. В отличие от него Нержин уверен в порочности самой её основы. В прошлом сам сторонник коммунистической системы, он пережил полный крах своих убеждений.

    - Я с болью сердечной расставался с этим учением! Ведь оно было – звон и пафос моей юности, я для него всё остальное забыл и проклял! Я сейчас стебелёк, расту в воронке, где бомбой вывернуло дерево веры.

    Осознанный нравственный выбор Глеба Нержина, который предпочёл сомнительному счастью «шарашки» парадоксальную свободу тюремного этапа – лейтмотив романа.

    Тема очищения и внутреннего освобождения человека за решёткой проходит через центральное произведение Александра Солженицына и ярко проявляется в романе «В круге первом».

    (Этот материал рассматривался и обсуждался на предыдущих уроках: учащиеся выступали с исследовательскими проектами, рефератами, докладами и прочими сообщениями по творчеству А.И.Солженицына.)

    Толкование смысла заглавия романа «В круге первом». Выступление старшеклассников Порошковой Анастасии и Грушиной Ксении. (Ученицы представляют домашнее задание).

    Демонстрируется плакат: В центре (первый круг) – тюрьма Марфино, («шарашка») – первый круг ада, «почти рай»; за ним – второй круг, Архипелаг ГУЛаг, «настоящий ад»; третий круг – Отечество, оцепленное колючей проволокой (железный занавес, сквозь который не пробиться); четвёртый круг – остальной мир, человечество.

    1. – Так мы представляем себе смысл заглавия романа А.И.Солженицына «В круге первом». В центре – тюрьма Марфино, или, как прозвали её зеки, - «шарашка» Это первый круг ада. Почему «почти рай»? Поймёте из нашего рассказа.
    2. – Здесь работают учёные над новой наукой – фоноскопией  (голосонаблюдением). Цель: найти преступника по отпечатку его голоса.
    3. – Их мысленный взгляд прозревал ту, подобную дактилоскопической, организацию, которая когда-нибудь будет принята: единая общесоюзная фонотека, где записаны  звуковиды с голосов всех, однажды заподозренных. Любой преступный разговор записывается, сличается, и злоумышленник без колебаний изловлен, как вор, оставивший отпечатки пальцев на дверце сейфа. Учёным в тюрьме созданы сносные условия проживания. Чтобы мозг хорошо работал, им дают немного мяса и масла. Поэтому «шарашку», расположенную в Москве, в центре России, и назвали раем.
    4. – Иннокентий Володин, блестящий советский дипломат, звонит в посольство США и сообщает данные о том, что советский разведчик хочет выкрасть у них  секрет атомной бомбы.
    5. – Мнения учёных разделились.  Сологдин: «Не давать Сталину шифратора. Я вступил в комсомол, чтобы идти на большевиков с закрытым забралом! Надо защитить Иннокентия Володина!
    6. -Рубин: «Спасти атомную бомбу для революции! Уничтожить по голосу узнанного Иннокентия Володина!»
    7. – Нержин (прообраз автора романа): Не надо путать Отечество и правительство! Пока не было атомной бомбы, советская система, худостройная, неповоротливая, съедаемая паразитами, обречена была погибнуть в испытании временем. А теперь, если у наших бомба появится,  - беда! Может быть, в новый век откроется такой способ: Слово разрушит бетон, Ведь помните: в начале было СЛОВО. Значит, Слово исконней бетона? Значит, Слово не пустяк?
    8. – И Нержин, с такими же непокорными учёными, как он, отказывается работать на Сталина.
    9. – Из разговора зеков, отправляющихся по этапу в лагерь. Илья Хоробров: «Ничего я ,ребята, не жалею, что уехал. Разве это жизнь на «шарашке»? Каждый пятый-стукач. Воскресений уже два года нет. 20 часов - рабочий день. За 20 граммов масла все мозги отдай. Переписку с домом запретили. И – работай! Да это ад какой-то.
    10. – Нержин: «Нет, Илья Терентьич, это не ад. Это – не АД! В ад мы едем. В ад мы возвращаемся. А «шарашка» высший, лучший, первый круг ада. Это -  почти РАЙ.
    11.  – На нашем плакате – островки. А.И.Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «Лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Всё это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, т.е. не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг». В один из таких лагерей и отправляются по этапу наши герои.
    12. – Да, их ожидала тайга и тундра, полюс холода Оймякоп и медные копи Джесказгана. Их ожидала опять кирка и тачка, голодная пайка сырого хлеба, больница, смерть.
    13.  – Их ожидало только худшее. Но в душах их был мир с самим собой. Ими владело бесстрашие людей, утерявших всё до конца, - бесстрашие, достающееся трудно,но прочно.
    14.  – Около 70 лет наша страна была закрыта от всего мира железным занавесом. Но были такие крепкие люди, которые сопротивлялись несвободе в своей стране. И среди них – А.И.Солженицын.
    15.  – Солженицын своим личным примером показал, что испытания пробуждают в сильной личности внутренние резервы и духовно освобождают её.
    16.  –  Солженицын – человек редкой самоотверженности, опытом всей своей жизни доказавший закон невероятности, умещающийся в краткую русскую пословицу: «Одно слово правды весь мир перетянет».Чтобы читать его «трудные» книги, приходится вырываться из повседневной суеты. А делать это необходимо сейчас, когда нужны нравственные силы, чтобы не только выжить в новой стране, но и занять в ней достойное место.

    Учитель Анненкова Анастасия Ивановна. Спасение по Солженицыну – это запас Добра, который хранится в каждой душе. При рождении человек наделяется некоей Сущностью: это ядро человека, его «Я». Каждый несёт в себе Образ Совершенства, который иногда затмевается, но иногда вдруг просияет с необычайной силой.

    Вокализ. Рахманинов. Исполняет на флейте Добровольская Дарья.

    На фоне музыки учитель читает «Молитву», которая, по признанию Солженицына, родилась случайно и не предназначалась для печати.

    Молитва

    Как легко мне жить с тобой, Господи!

    Как легко мне верить в Тебя!

    Когда расступается в недоумении или сникает ум мой,

    Когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера

    И не знают, что надо делать завтра,-

    Ты снисылаешь мне ясную уверенность,

    Что Ты есть и что Ты позаботишься,

    Чтобы не все пути добра были закрыты,

    На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь

    На тот путь через безнадёжность – сюда,

    Откуда и я мог послать

    Человечеству отблеск лучей Твоих.

    И сколько надо будет, чтобы я их ещё отразил,-

    Ты дашь мне.

     А сколько не успею – значит, Ты определил это другим.

       Слово учащимся 9 «А» класса:

    Учитель Гарнист Л.Е.:

         Политические репрессии не пощадили никого: ни учёных, ни государственных деятелей, ни простых рабочих, крестьян. Но самые большие тяготы легли на плечи женщин. О судьбе одной из них рассказал А.И. Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Мы побывали сегодня в местах, где жила главная героиня рассказа. Какой она была? Лучше, чем сказал о ней автор, вряд ли можно сказать. Давайте перелистаем страницы рассказа и представим Матрёну .

            Учащиеся перечитывают рассказ и комментируют своё видение образа Матрёны:

          Чугунов Илья  отрывок от слов « летом 1956 года из пыльной горячей    пустыни…» Примерный комментарий :

    По- разному можно понять смысл названия рассказа. Двор- это уклад деревенской жизни. Двор- это круг людей, которые окружали главную героиню. Двор – это судьба главной героини, судьба её дома. В отрывке мы видим, что автор счастлив оказаться в российской глубинке. У него появилась возможность отдохнуть душой среди простых людей, где никто его не знает и не будет ворошить прошлого. У него появилась возможность  обрести душевный покой.

         Смирнов Саша  отрывок  от слов «Так привыкли Матрёна ко мне, а я к ней,…»  Примерный комментарий:

    Имя нашей героини – Матрёна. В нем и нежность, и ласка, и русская сила. Матрёна – мать. Корни этого имени в далёкой старой православной Руси.

    И героиня достойна этого имени. Она смогла ужиться с автором. Они смогли понять друг друга. Матрёна не расспрашивала, не теребила душу, не болтала по деревне  о своём постояльце. От природы она обладала деликатностью и проницательностью. Видимо, поэтому они духовно сблизились с Солженицыным А.И.

         Воробьёва Аня отрывок « А я тоже видел Матрёну сегодняшнюю, потерянную старуху, …» Комментарий6

    У героини, как и у многих русских женщин , непростая судьба. Умерли дети в младенчестве . А надо продолжать жить. Муж не вернулся с войны. А сколько вдов по России!  Но не очерствела душа. Нашлось в ней место для любви, доброты, понимания. Она до конца своих дней оставалась светлым и открытым для любви человеком.

           Никитина Олеся  отрывок « Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами.  …». Комментарий:

    Если человек имеет духовную красоту, то она помогает сохраняться добру вокруг. Только когда этот человек уходит безвозвратно,  тогда окружающие понимают значение этой потери. Матрёна была светлым, чистым человеком с душой ребёнка. Она не нашла понимания со стороны окружающих её людей. Жила бескорыстно, отдавая свет и тепло своей души людям.

    Сбруев Ярослав отрывок «В то лето.. ходили мы с ним в рощу сидеть…»

    Комментарий:

     У Матрёны была любовь. Она вспоминала её с грустью. Женщина создана для любви. Но жестокость жизни не щадит человеческих чувств. Жизнь и обстоятельства не сделали Матрёну чёрствой. Она готова любить, ощущать свою нужность людям. Ничего для себя, всё, чтобы другим было хорошо.

    Трофимов Валера  «… В  тот вечер открылась мне Матрёна сполна…» комментарий:

    Матрена готова отдать последнее, самое дорогое. Она бескорыстна. Не понимает человеческой жестокости, жадности.

    Безбородова София отрывок « …Две недели не давалась трактору разломанная горница!...» Комментарий:

    Всё стерпит Матрёна. Виду не подаст. Беды свои несёт в себе. На брань и оскорбления ничего не скажет. Кто мог понять, что творилось у неё в душе?! Как дорог был ей её двор. Но надо помочь, надо отдать. Себе откажет, лишь бы другим было хорошо.

    Ломтева Алина отрывок «…Не   понятая и брошенная даже мужем своим. Схоронившая шестерых детей, но не нрав свой общительный…» Комментарий:

    Матрёна  уходит из жизни – и сиротеет село. С её смертью уходит понятие « Светлая Русь». На людях, подобных Матрёне, держится она, такие люди воплощают в народе понятие совести и жизни по Богу. Но автор уверен – не одна Матрёна на Руси, много, много их, безответных, чистых душ – и пока они есть – не пропадёт земля наша.

    Учитель Гарнист Л.Е.

     Трудные минуты пришлось нам всем пережить сегодня. Все мы стали немного другими. Александр Исаевич смог один сказать о времени страшном и позорном для нашей страны. Сказал, потому что любил и верил в Россию, в её народ.

    Заключение.

     Хрулькова Мария.

     Солженицын поведал своей Родине и миру о бесчеловечной системе лжи и насилия, удерживавшей у власти десятки лет тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. На всём пути через адские пропасти ГУЛАГА Солженицыным движет надежда на воскресение.

    Поэт Евгений Евтушенко сказал: «Мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

    Литература.

    1. Жорж Нива «Солженицын» М. «Художественная литература» 1992 год
    2. А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Библиотека школьника М. АСТ «Астрель» 2005год
    3. А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Библиотека школьника М. АСТ «Астрель» 2005 год
    4. А.И.Солженицын «В круге первом» Роман Москва «Современник» 1990 год
    5. «Реквием» Стихи русских советских поэтов Москва «Современник» 1989 год
    6. Электронные образовательные ресуры Интернет
    7. Данные Музея Солженицына в посёлке Мезиновка Гусь-Хрустального района Владимирской области


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

    ·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....

    Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

    Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

    План-конспект урока < Экскурсия по Лондону>

    План - конспект урока < Экскурсия по Лондону> 5 класс по программе Кузовлева В. П....

    «Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

    Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

    История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

    Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...

    План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

    В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....