«"Я была тогда с моим народом"…» (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР и тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»). с использованием ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина
план-конспект занятия по истории (10 класс)

Бабич Надежда Александровна

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР и  тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»).

с использованием ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл «"Я была тогда с моим народом"…»54.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «"Я была тогда с моим народом"…»

(История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР и тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»).

с использованием ресурсов Президентской библиотеки им. Б.Н.Ельцина

Цель урока:1) показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране;

2) формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками;

3) познакомить учащихся с личностью о особенностями творчества А.Ахматовой; показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия А.Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве;

Оборудование урока:

презентация с использованием проектора;

архивные документы;

иллюстративный материал.

Методы и приемы работы: аналитическая беседа с обучающимися, проблемные вопросы, анализ документов, работа с поэтическим текстом.

Основные понятия: «враг народа», культ личности, политические процессы, репрессии, реквием.

Тип урока: интегрированный

Форма работы: групповая

ХОД УРОКА.1. Орг момент

( на экране картина Сурикова « Утро Стрелецкой казни»)

#1053;овый материал

Слово учителя . (история) сайт: () [Эпизод 12]: РСФСР-СССР в 1917-1945 гг. - 1 видеоролик (3 мин 4 с) .

- Все ужасы прошлых столетий давно позади, но они никогда не будут забыты , ни нами, ни нашими потомками , потому что это – наше прошлое , на него не закроешь глаза , от него не отвернешься, оно всегда будет рядом с нами, напоминая о себе.

Много суровых испытаний… жертв, и лишений… выпало в 20 веке на долю нашей страны… Две Мировые и Гражданская война, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но и на этом фоне страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. И что самое трагическое, система изначально боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врагов, а потом уничтожая их.
Просмотр ролика (Выступление И.В.Сталина)

(Работа с документами. Приложение 1.

.

- Обратимся к документам.

Анализ исторического документа.

Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?

Каковы исторические условия создания документа?

К чему призывает и что осуждает автор документа?

Каковы последствия: реальные или прогнозируемые – осуществление идей этого документа?

Дайте историческую оценку документа.

Сделаем вывод: Система пронизывала все сферы жизни, вплоть до внутреннего мира человека. Сопротивляться ей было трудно, почти невозможно. Если кто пытался это делать, то его постигали репрессии.

Слово учителя . (литература)

- Горьким напоминанием о событиях тех лет служат для нас не только факты, приведенные в учебниках истории, но и литературные произведения, отразившие в себе еще и чувства, душевные муки и переживания за судьбу страны, людей, на долю которых выпало жить в те нелегкие годы и быть очевидцами страданий своего народа.

- Глядя на портрет, скажите, на судьбе какого поэта отразился сталинский режим? (А.А. Ахматова)

- Докажите.

- Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него- все это выплеснулось в стихах. Ахматова стала поэтом «скорби». Один из почитателей вспоминает, что на его вопрос: «Как же вам удалось сохранить сквозь тяжкие годы запись этих стихов?», она ответила: «А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти». Как вы понимаете эту фразу?

- Да, Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных друзей, и в 1962 году, когда стихи были скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: «Реквием» знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал». Лишь в 1987 году поэма стала известна широкому читателю в России.

- Что значит само понятие «реквием»?

- Послушаем «Реквием» Моцарта. За пару минут прослушивания вам надо будет записать в тетрадь образный ряд из существительных, который возник у вас за это время. (Слушаем музыку Моцарта, делаем: трагизм, сила, мощь, народность и др.)

- Сделаем вывод. (Эпоха правления Сталина отражается в музыкальном произведении)

Анализ поэмы «Реквием».

-Почему «Вместо предисловия» написано прозой?

-Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

- Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а какие- голосом автора?

- Для чего человеку нужна память?

- В «Эпилоге» идет явная перекличка с «Памятником» Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять. А где это- здесь?

Сделаем вывод:

(Арестованный сын- боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщину ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов…

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.)

Просмотр картины В.И. Сурикова «Утро Стрелецкой казни».

- Какой мотив является общим у картины и поэмы «Реквием»?

Итог урока : Мы начали серьёзный разговор и затронули важную тему истории нашей страны, думаю что вы не остались равнодушными к данной информации.

РЕФЛЕКСИЯ (у каждого на парте листок в центре записано ключевое понятие , а по кругу от него ассоциации ( предложенными учащимися )

Домашнее задание: () сайт Президентская библиотека

Проработать документ

СССР. Конституция (1936).

Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик : [Принята 5 дек. 1936 г.]. - [Ленинград] : Партиздат ЦК ВКП(б), 1936. - 32 с. - Также в издании опубликованы тексты Постановлений чрезвычайного 8-го Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик. (сайт Президентская библиотека).

Уйманов, Валерий Николаевич (доктор исторических наук).

Массовые репрессии в Западной Сибири (1919-1941 гг.) и кампании по реабилитации репрессированных : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук : специальность / Уйманов Валерий Николаевич ; [Нац. исслед. Том. гос. ун-т]. - Томск, 2013. - 56 с. -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР"

·      Цель урока:  вызвать интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, ставшего символом открытости, воли, верности, памяти....

Класс: 11 – 10. Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.Триумф или трагедия»

Класс: 11 – 10.Тема: «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР. Триумф или трагедия» Урок был отправлен на конкурс "Уроки 90-х"...

«Знать, чтобы помнить. Помнить, чтобы не повторить». (История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР).

Конспект интегрированного урока литературы и истории в 11 классе. Урок затрагивает очень непростую тему - отношение современной молодёжи к проблеме репрессий....

История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР.

Цели и задачи урока:Показать беззаконность массовых репрессий, их широкий размах и рост недовольства в стране.Формировать умение работать с историческими документами, архивными источниками, литературо...

Тема народного страдания и скорби в поэме А. А. Ахматовой "Реквием"

На примере поэмы А. Ахматовой воспитывать любовь к родине,    Развивать умение анализировать поэму с точки зрения содержания и формы....

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»

Урок-размышление по поэме А.А.Ахматовой "Реквием"...