Защити ребенка
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Максимова Инна Сергеевна

Материалы к уроку или классному часу, посвященным защите прав ребенка в мире

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc52 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_molodezh.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_pravitelstvo.doc21 КБ
Microsoft Office document icon dokl_ot_molodezhi.doc20 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_oon.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon gruppa_oon.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon zhivi_po_zakonu.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon kalendar_pravovyh_dat.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

План урока обществознания в 10 классе лицей № 35

Тема:    Конвенция ООН о правах ребенка.

Цель и задачи:

  1. обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  2. развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  3. воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование:

  1. Карточки-знаки по правам человека;
  2. Презентация;
  3. Конвенция о правах детей и рабочие листы (индивидуальные экземпляры);

Ход занятия

Вступление

В докладе «Мы, дети» Генерального секретаря ООН, представленном на специальной сессии по положению детей в сентябре 2001 года, приведены следующие факты … (демонстрируется презентационные слайды  от №       до №    ).

  1. Обсуждение + презентация

На основе этих фактов сделайте выводы:

1. О положении детей в мире,

 2. Причинах такого положения.

 3. Как вы считаете, каково положение детей в нашей стране (по сравнению с общемировыми фактами)?

 4. Что бы вы предложили предпринять правительствам для улучшения положения детей в мире, в нашей стране?

Из истории вопроса

Вопрос о разработке особых документов по правам ребенка возник сравнительно недавно. Только в XIX веке деятельность демократических движений привела к тому, что развитые государства взяли на себя ответственность за защиту ребенка от произвола родителей и экономической эксплуатации работодателей. До образования ООН (1945) права детей рассматривались в основном в ракурсе борьбы с детским рабством, эксплуатацией детского труда, торговлей детьми и проституцией

несовершеннолетних. Женевская декларация прав ребенка, принятая Лигой Наций в 1924 году, была в основном посвящена этим проблемам. В 1945 году, вскоре после своего создания, ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой, в частности, отмечается, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи.

В 1946 году ООН учредила Детский фонд ЮНИСЕФ, цель которого — международная помощь детям. Проблемы защиты прав ребенка отражены в принятых ООН в 1966 г.

Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. 10 социальных и правовых принципов гласят: человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет. Однако отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм.

В течение десяти лет Комиссия ООН по правам человека разрабатывала проект Конвенции. Наконец 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка.

Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально

превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество подчеркнуло, что действие прав человека распространяется на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей. Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Она содержит 54 статьи, учитывающие все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка, делает их обязательными для выполнения государств, принявших ее.

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

  1. Задания для четырех групп:

 

ВОПРОС: Все права ребенка условно можно разделить на четыре группы:

• права на выживание;

• права на развитие;

• права на защиту;

• права на участие.

Поработайте с текстом Конвенции ООН о правах ребенка и попробуйте все права отнести к той или иной группе. Объясните свою позицию. Каковы основные различия между четырьмя типами этих прав? Какие права, по вашему мнению, самые важные? Пользуетесь ли вы большинством или всеми правами?

Итоги работы с документом учениками вносятся в рабочий лист

Варианты дальнейшего развития темы урока

А.- изучение механизма исполнения и контроля процесса защиты прав ребенка по материалам российских источников (деловая игра «Слушание по правам ребенка»)

Историческая справка

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически — об осуществлении Конвенции. В докладах обязательна следующая информация:

• о мерах, принимаемых государствами по улучшению социальной защиты детства, в том числе об изменениях в национальном законодательстве и практических мерах на национальном, региональном и местном уровнях;

• о создании и функционировании механизмов и структур для координации и контроля за деятельностью по осуществлению Конвенции;

• о разработке общей политики, программ и услуг в целях осуществления Конвенции;

• о трудностях, тормозящих реализацию Конвенции, и о способах их

преодоления;

• о достигнутом прогрессе и планах совершенствования национальной системы защиты детства.

Организуются  и проводятся слушания по правам ребенка в нашей стране.

Для этого разделяется класс на три группы:

  1. «Правительство России»,
  2. «Группа российской молодежи»
  3. «Комитет ООН по правам ребенка».

 До проведения слушаний подготовьте необходимую информацию и предложения в соответствии с ролью на слушаниях.

 Группа «Правительство России» готовит доклад о том, что делает российское правительство для защиты прав детей, какие права детей защищаются законами, какие государственные органы отвечают за положение детей, что делает правительство для распространения информации о правах ребенка, как правительство сотрудничает с общественными объединениями по защите прав детей.

Группа «Российская молодежь» готовит доклад о том, какие права детей нарушаются в нашей стране, какие права детей плохо защищены законами, какие группы детей нуждаются в особой государственной защите, все ли делает правительство, чтобы дети знали свои права, имеется ли у общественных объединений реальная возможность влиять на политику правительства по защите прав и законных интересов детей.

Группа «Комитет ООН по правам ребенка» отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности правительства и общественных объединений по защите прав детей, по результатам слушаний предложить рекомендации по улучшению положения детей в России (например, доступность для детей информации об их правах, возможности для участия детей в общественной жизни, взаимодействие органов власти с общественными объединениями по вопросам защиты прав детей и т.д.).

Результаты слушаний оформите в виде предложений к Правительству Российской Федерации и отправьте письмо адресату.

Б.- практика «Отработка навыков применения Конвенции прав ребенка»

«Права литературных героев»:

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («Серая шейка», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.)
  2. Явлется ли Маугли, живущий в лесу вместе со зверями , ребенком, имеющим равные права с прочими?
  3. Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним как с животным?
  4. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? («Три поросенка», «Ледяная избушка»-Зайка)
  5. Какие сказочные героини страдают от вмешательства в личную жизнь? (Людмила  из поэмы А.С.Пушкина, Марья Моревна – персонаж русских народных сказок)
  6. Героини каких сказок воспользовались правом свободного передвижения и выбора местожительства? («Лягушка-путешественница», старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
  7. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
  8. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? («Золотой ключик»)
  9. Какой литер. герой постоянно использовал своё право на свободу мысли, слова, а так же на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений? («»Кот в сапогах, Капитан Врунгель , Мюнхаузен)
  10. Какие лит.герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Семь гномов»)
  11. В какой сказке подтверждалось право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
  12. У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
  13. Какие сказочные герои реализуют своё право пользоваться научно-техническими достижениями? (Алиса из будущего, Барон Мюнхаузен)

Историческая справка

Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля — Комитет ООН по правам ребенка — и наделяет его высокими полномочиями. В его составе 10 экспертов, делегированных государствами-участниками на 4-летний срок.

Страны-участницы Конвенции обязаны представлять в Комитет ООН доклады каждые 5 лет, периодически — об осуществлении Конвенции. Для этого учреждена должность

Уполномоченного по правам ребенка (не более чем в 40 странах).

Окончание урока

Завершается презентация №

Знатоками  прав человека и ребенка сегодня стали и вы. Поэтому каждый получает бейдж (визитка) - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести» для дежурства по школе и


КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской


Домашнее задание. В СМИ найти и проанализировать 1-2 факта о нарушений прав ребенка в нашей стране сегодня, предложив возможные пути не допущения подобного в будущем.



Предварительный просмотр:

Группа «Российская молодежь»

готовит тезисы  доклада о том, какие права детей нарушаются в нашей стране, какие права детей плохо защищены законами, какие группы детей нуждаются в особой государственной защите, все ли делает правительство, чтобы дети знали свои права, имеется ли у общественных объединений реальная возможность влиять на политику правительства по защите прав и законных интересов детей.

Группа 

«Российская молодежь»



Предварительный просмотр:

Группа «Правительство России»

готовит тезисы  доклада о том, что делает российское правительство для защиты прав детей, какие права детей защищаются законами, какие государственные органы отвечают за положение детей, что делает правительство для распространения информации о правах ребенка, как правительство сотрудничает с общественными объединениями по защите прав детей.

Группа 

«Правительство России»



Предварительный просмотр:

Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже - свободу.

И. Кант

Самые несвободные среди свободных



Предварительный просмотр:

Группа «Комитет ООН по правам ребенка»

отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности правительства и общественных объединений по защите прав детей, по результатам слушаний предложить рекомендации по улучшению положения детей в России (например, доступность для детей информации об их правах, возможности для участия детей в общественной жизни, взаимодействие органов власти с общественными объединениями по вопросам защиты прав детей и т.д.).

Группа 

«Комитет ООН по правам ребенка»



Предварительный просмотр:

Группа «Комитет ООН по правам ребенка»

отмечает положительные и отрицательные стороны деятельности правительства и общественных объединений по защите прав детей, по результатам слушаний предложить рекомендации по улучшению положения детей в России (например, доступность для детей информации об их правах, возможности для участия детей в общественной жизни, взаимодействие органов власти с общественными объединениями по вопросам защиты прав детей и т.д.).

Группа 

«Комитет ООН по правам ребенка»



Предварительный просмотр:

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс

«Живи по закону, поступай по совести»

Дежурный   класс



Предварительный просмотр:


КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской





КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ



2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты



1 июня – Международный день защиты детей



4 июня - Международный день детей – жертв агрессии



20 ноября – Всемирный день прав ребёнка



10 декабря – День прав человека



12 декабря – День Конституции Российской



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовая защита ребенка от жестокого обращения и насилия в семье.

Информация для родителей об основных нормативных документах по вопросам защиты прав ребенка....

Методическая разработка родительского собрания "Как защитить ребенка от негативного контента в сети Интернет?"

Данная работа посвящена проблеме незащищенности современного ребенка от потоков информации, распространяющейся через Глобальную сеть. Здесь подробно раскрывается вопрос возможных интернет-рисков, с ко...

"Как защитить ребенка от негативного контента СМИ и Интернет"

Доклад на педагогическом совете "Как защитить ребенка от негативного контента СМИ и Интернет" сопровождается демонстрацией презентации и содержит вопросы анкетирования для детей по данной теме...

Как защитить ребенка от нежелательного контента

Памятка родителям "Как защитить ребенка от нежелательного контента"...