Быть, а не казаться
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Корепанова Марина Геннадьевна

Разработка воспитательного мероприятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_vospitatelnogo_meropriyatiya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка воспитательного мероприятия «Быть, а не казаться». 

Цель: сформировать представления старших подростков  о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей и добродетелей, о том, что он имеет права и несет ответственность пред законом. В результате мероприятия ученик должен видеть и показывать, чем различаются понятия гражданин и обыватель.

Оборудование: чертежные листы, маркеры, доска.

Приемы и методы: групповая дискуссия, мозговой штурм, проблемно – диалогический метод, метод  проектов.

Сегодняшнее наше занятие посвящено теме  гражданственности. В ходе работы каждая группа выполняет задания учителя, в результате у каждой группы получится экспресс – плакат на тему «Кто такой гражданин?»   Мы часто слышим такие слова: «Гражданин – человек, который любит свою родину, переживает ее беды и проблемы как свои собственные».

А что такое гражданин? –                                                                                                                       Отечества достойный сын.

Задание №1: нарисуйте на плакате гражданина, наделив его необходимыми качествами. Ребята в группах обсуждают, рисуют человека, наделяют его правами, обязанностями, почти все рисуют паспорт, т. е. наделяют гражданством. После этого комментируют нарисованное, дополняют друг друга. Учитель пишет на доске слова: права, обязанности, гражданство, законопослушность. Именно этими качествами, по мнению 9 - классников обладает настоящий гражданин. Это хорошие знания. Вместе делают вывод: «Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей». Может быть, этого и достаточно. Но тогда что могут значить такие понятия, как подвиг, самопожертвование, милосердие?

У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и называли его балаболкой. Но когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что произойдет взрыв, а Пашка вскочил в кабину, за руль полыхающего бензовоза и погнал его к реке. Он едва успел спрыгнуть с подножки, как машина полетела с обрыва. В больнице закованный в гипс Пашка продолжал балагурить: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся.

Учитель начинает беседу по вопросам, вызывает детей на разговор.

Как можно оценить поступок Пашки?

Все ли могут поступить так, как он?

Какие чувства заставили его совершить этот поступок?

Какие гражданские черты вы увидели в Пашке?

Встречали  ли вы людей, совершивших подобные поступки?

У каждого из нас есть обычные человеческие чувства – обоняние, осязание, вкус, зрение, слух, боль и так далее. Но у людей есть и социальные или общественные чувства – какие?

Задание №2: выберите из предложенного перечня шесть чувств человека, которые можно назвать гражданскими, обоснуйте свой выбор. Затем сократите полученный список до трех, опишите, легко ли это было сделать, почему?

Гуманность

Скромность

Справедливость

Честность

Чувство долга

Чувство чести

Чувство мести

Чувство вины

Искренность

Сочувствие

Милосердие

Ответственность

Ребята обсуждают в группах выбранные чувства, затем выступают перед всеми. Учитель записывает на доске самые актуальные из них по мнению школьников: честность, справедливость, ответственность, милосердие.

На Земле живет очень много людей, обладающих только обычными чувствами – обывателей. Они исправно выполняют свои обязанности, подчиняются закону, но не способны на гражданские чувства, на гражданские поступки. Еще древнегреческий ученый  Фукидид  отмечал: «Мы признаем человека, не приносящего пользу обществу, не благонамеренным гражданином, а бесполезным обывателем».  Что значит быть «благонамеренным гражданином»? Это значит делать все для блага общества, народа, своей страны. В этом и заключается, по мнению Фукидида, отличие гражданина от обывателя.                                                                                                          

Задание №3: нарисуйте на своем плакате обывателя, наделите его необходимыми качествами, а также наделите гражданина на своем плакате гражданскими чувствами, сделайте соответствующие рисунки и записи. После того, как были сделаны необходимые рисунки и записи, группы вновь обмениваются своими взглядами, уточняют, аргументируют изображенное.

Можно ли назвать поступок Пашки гражданским?

Приведите примеры гражданских поступков из истории.

На доске написаны 2 изречения:

  1. «Для совершения любого гражданского поступка нужны нравственные усилия.   Усилия души, разума необходимы для того,  чтобы совершить поступок на благо своей страны, общества, людей».
  2. Кто хочет жить спокойно, тот пусть не делает много ни для себя лично, ни для пользы общества.                                                                                                                   Демокрит.

Задание №4: выберите одно из них, наиболее подходящее вашему образу жизни, сделайте его основной мыслью вашего плаката. Все группы выбирают первое изречение, это становится выводом занятия. Все экспресс – плакаты вывешиваются на доску. Вместе с учителем ребята  обсуждают, усилиями чего они  уже сейчас  могут принести пользу обществу. В качестве домашнего творческого задания  школьникам  предложено составить нравственный кодекс человека – личности – гражданина (можно использовать слова: любит, переживает, действует, протестует, требует…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы

Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...

Эссе "Быть учителем, а не казаться им"

В любой ситуации, при любых обстоятельствах желаю будущим учителям не терять своё человеческое достоинство, свою душу, свое сердце; быть учителем, а не казаться им....

Мажит Гафури "Кыр казы"

презентация урока...

Гражданином быть, а не казаться

У каждого человека есть малая родина и природа – наш дом, среда нашей жизни. Свою работу мы назвали «Гражданином – быть, а не казаться», потому что одной из основных обязанностей гражданина – беречь п...

Конспект открытого по урока "Кыр казы"

Сезгә 5 сыйныф өчен татар әдәбиятыннан дәрес планы җибәрәм.Ф.Кәримнең "Кыр казы"шигырен өйрәнгән  вакытта кулланырга бик кулай дип уйлыйм....

Тематический классный час "Быть, а не казаться" 8 класс

Видео для данного классного часа я скачала с сайта "инфо-урок". Видеоролик можно посмотреть, перейдя по ссылке: https://goo.gl/y5Uzwj   Там есть целый сборник видеороликов на разные вос...

Татар әдәбиятыннән 5 нче сыйныфлар өчен Мәҗит Гафуриның “Кыр казы” хикәясе буенча презентация

Татар әдәбиятыннән  5 нче сыйныфлар өчен  Мәҗит  Гафуриның  “Кыр казы”  хикәясе   буенча презентация...