Главные вкладки

    Проблема подготовки выпускников к экзамену по обществознанию в 2012 году при выполнении типовых заданий В2 ,В8 и С8 раздела "Политика ".
    методическая разработка (обществознание , 11 класс) по теме

    Большакова Ирина Владимировна

    Методический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2012 году.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon osnovnaya_cel_ege_po_obshchestvoznaniyu_v_2012_godu.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

        Основная цель ЕГЭ по обществознанию в 2012 году, как и в прошлые годы,- выявить с помощью комплекса заданий  и в рамках стандартизированной процедуры уровень подготовки по предмету каждого экзаменуемого. В 2011 году   экзамен по обществознанию  сдавали 405498 человек  по РФ [C.5; 1] , в Ленинградской области 3319 выпускников [C.2;  ]  ,  во Всеволожском районе 325 человек, в МОБУ « Сертоловская сош  №1» -33 выпускника из 52.  Данные статистики , приведенные в аналитических отчетах  по результатам ЕГЭ 2011 года , показывают , что в разделе «Политика» находится круг вопросов, которые вызывают особые трудности при сдаче экзамена , а следовательно требуют особого внимания и подготовки.

     Содержательную линию раздела «Политика» составляют следующие элементы:

    -понятие власти;

    - государство, его функции;

    -политическая система;

    -типология политических режимов;

    - демократия, её основные ценности и признаки;

    - гражданское общество и государство;

    - политическая элита;

    -политические партии и движения;

    - средства  массовой информации в политической системе;

    - избирательная кампания в РФ;

    - политический процесс; политическое участие;

    - политическое лидерство;

    - органы государственной власти РФ;

    - федеративное устройство России. [С.4; 4]

       Наибольшие трудности вызывало распознавание компонентов политической системы ( в одном из вариантов  с таким заданием справились только 20% экзаменуемых.)[C5-6; 1] и

    в начале изучения темы на уроках в Сертоловской школе тоже  процент был невелик. Педагогический опыт показывает, что условием успешного выполнения такого рода  понятий  является конкретизация известным школьным материалом всех структурных единиц, образующих данную категорию. Очевидно, что в условиях ограниченного учебного времени именно это звено исключается из учебной работы.

        При выполнении    заданий , связанных с характеристикой понятия» политическая система» , важно помнить, что она представляет собой совокупность политических институтов, связей, отношений и норм, связанных с осуществлением властных полномочий в обществе. Политическая система – комплексное понятие, включающее в себя институциональную составляющую ( примером  политических институтов выступают государство, партии, СМИ, общественные организации и движения, группы давления- лоббистские организации и др.), коммуникативную составляющую (политические связи и отношения между институтами); нормативную составляющую (разнообразные нормы и правила, регулирующие поведение субъектов политической деятельности, политическая идеология и культура).

           По содержательному элементу «Признаки , формы, функции государства»затруднения у выпускников вызывали задания , в которых требовалось распознать формы государства; государственно-территориальное устройство , формы  правления и политические режимы.

    Продолжается путаница у выпускников и с базовой терминологией, хотя уже с 8 класса они знакомятся  с ней. Очевидно, что этот момент требует отработки на уроках.

       Традиционные затруднения выявились при распознавании характерных черт и признаков избирательных систем (мажоритарной и пропорциональной, смешанной). Черты и признаки основных избирательных систем – один из традиционных и широко представленных во всех типах и форматах заданий  ЕГЭ материал, который необходимо отрабатывать , привлекая  материал из политической современной России. Несомненно, что одним из условий правильного  выполнения заданий является отличное знание теории, но очень часто бывает, что выпускник знает материал, а на практике не может применить свои знания.  Также вызывают затруднения вопросы, связанные с органами государственной власти , федеративным устройством России, СМИ в политической системе  и др.

        В соответствии с изменениями в КИМ 2012года рассмотрим типовые задания разного уровня сложности В2, В8- базового уровня и С8- высокого уровня  .

         Задания группы В2 – это задания на исключение двух лишних  терминов  из ряда . Требует от учащихся хорошего знания понятийного аппарата обществоведческого курса и умения логически мыслить, устанавливать аналогии, группировать понятия.

     В процессе обучения  на уроках необходимо основательно прорабатывать и систематически контролировать развитие общеучебных и предметных умений учащихся.

    Эта задача лежит в русле основных целей обществоведческой подготовки , соответствует принципу компетентностного подхода, требованиям стандарта  по формированию ведущих способов деятельности. Необходимо совершенствовать умения. Целесообразно разбирать задания части В с учениками на уроках, элективах или консультациях.

     Пример задания В2 :

     Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением двух , относятся к понятию « демократические выборы о».

    1) имущественный ценз

    2) тайна голосования,

    3) прямые выборы

    4) всеобщие выборы

    5) этническая принадлежность

    6) равные выборы

    Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.

    Ответ: 1 5.

       Выпускникам важно знать, чтобы не допускать ошибок, что демократические выборы характеризуются всеобщим, прямым, равным избирательным правом при тайном голосовании. Всеобщее избирательное право означает допуск к выборам всех граждан, достигших  в РФ 18 лет, вне зависимости от пола, возраста , этнической принадлежности. В РФ не  принимают участие в выборах  лица, признанные судом недееспособными , и лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по решению суда.  Равное избирательное право означает, что  любой гражданин, независимо от его статуса, имущественного положения и иных факторов, имеет только один голос. Прямое означает голосование избирателя  непосредственно за кандидата в депутаты. Тайное голосование означает, что волеизъявление гражданина совершается свободно и тайно, без контроля со стороны государства . То есть, неверными являются ответы 1 и 5., которые выпадают из понятийного ряда и их нельзя отнести к демократическим выборам.   Во время работы над заданием важно, чтобы учащиеся объясняли  каждый  вариант,  анализировали, выделяли общее и различное.

          Задания группы В8- новый тип заданий.

    Задание на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий , представленных в перечне. Данный тип  заданий продолжает линию, представленную  заданиями В2, на работу с понятийными рядами, но проверяет иное познавательное умение. [C.8; 5]

     Выпускники должны уметь объяснять внутренние и внешние связи ( причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов. [С.7; 4]

     Пример задания В8 :

       Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже  ряда , и запишите цифру , под которой оно указано.

    1. Демократия

             2. плюрализм

             3. равноправие граждан

             4. народовластие

              5. система разделения властей

     Ответ: 1.

      Для выполнения задания необходимо  знать, что под демократией в современной политической науке понимается политико-правовой режим, основанный на признании народа источником власти и субъектом власти; его  характерные признаки. Выполняя задание,  необходимо уметь выделить черты политического режима: плюрализм( наличие различных социально-политических партий,  движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции),  равноправие граждан( их равной возможности участия в политической жизни страны), народовластие(признание народа источником власти), разделение властей(различные ветви достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры).А демократия -обобщающее понятие, ведь

    все выше перечисленное является чертами именно этого политического режима.

      Так как этот вид задания новый, то , конечно, он требует особого внимания, чтобы учащиеся сформировали умения выполнять задания этого типа.

       Процесс  передачи обществоведческих знаний , стимулирующий интеллектуальную активность учащегося ( не сводимый к пассивному слушанию лекции и пересказу изученного), мало, чем отличается от процесса передачи математических, химических и др. знаний. Основу современного обучения наряду с освоением теоретических знаний составляет организация деятельности учащихся по решению разного типа заданий. Использование такого рода деятельности стало возможным  в преподавании обществознания, благодаря требованиям ЕГЭ. [C.2; 7]

          С8- задание  высокого уровня сложности .  Это задание , требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. При выполнении заданий данного типа выявляются умения  систематизировать и обобщать социальную информацию, устанавливать и отражать в структуре плана причинно-следственные связи, функциональные, иерархические связи социальных объектов, процессов. [C.6; 5]

    Выполнение такого рода задания предполагает : а) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; б) полноту отражения основного содержания  в плане; в) соответствие структуры предложенного  ответа  плану сложного типа.  

      Задание С8  дает возможность проверить насколько успешно выпускник овладел умением  комплексно представлять область обществознания, видя в ней и отдельные компоненты, аспекты.

     По данным  «Аналитического  отчета ФИПИ по итогам ЕГЭ по обществознанию в 2011г» 0 баллов получили 53,28 % , 1 балл- 29,44% ,  2балла- 17,28%. [C28; 1] , т.е.  надпредметным учебным умением составлять развернутый план по конкретной теме не овладели более половины участников ЕГЭ.   По данным  «Аналитической справки по Всеволожскому району» за 2012г.  к заданию С8 не приступили или не выполнили-60%.

    Почему же такой низкий результат? В первую очередь это говорит о том, что у многих учеников не сформированы  общеучебные умения  по составлению сложного плана. Поэтому можно было встретить однотипные, бессодержательные планы, например «Вступление. Основная часть. Важные факты. Итоги.» и т.п., не несущие в себе обществоведческую информацию, не конкретизирующие ее  применительно к обозначенной теме.

      Для повышения уровня подготовленности выпускников к успешному выполнению заданий высокого уровня сложности процесс обучения должен строиться на деятельностной основе.  Необходимо чаще в педагогической деятельности отрабатывать составление сложного плана.  Целесообразно при изучении ряда тем , начиная с основной школы, формировать темы плана. Выделение основных идей  сначала  может проводиться по тексту учебника при помощи учителя. При этом вслух разбирая каждый предлагаемый учениками пункт и подпункты. Этот методический  прием важен, т.к. учит видеть темы на уровне целостного восприятия, исключает «пустые» пункты плана.

     Советуем при составлении сложного плана опираться на предложенную ниже последовательность действий:

    1. Представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную    тему.
    2. Разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль.
    3. Озаглавьте каждую часть.
    4. В каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль.
    5. Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы.
    6. В случае необходимости внесите корректировки.
    7. Помните, что план должен охватывать основное содержание темы.
    8. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки. [8]

                Пример выполнения задания С8.  Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме  «Форма государства.»

    Из названия темы видно, что она  из раздела «Политика».  Выпускник должен знать ,что

    форма государства -это устройство политической организации общества, признанное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование. Понимать, что форма государства включает форму правления, форму государственно-территориального устройства и политический режим. А они в свою очередь имеют свои виды и присущие им  признаки.

      При написании плана выпускникам  желательно вспомнить примеры форм  правления, политические режимы,  государственного  устройства, а это связь со смежными дисциплинами- например, историей.  Логично отразить в пунктах плана форму государства  РФ.

            В 2012 году  предусмотрено повышение балла за  правильный развернутый ответ выпускника. Теперь максимальная оценка за задание С8  будет составлять 3 балла Повышение балла  позволит учитывать предъявление в качестве ответа простого плана раскрытия темы.  [С.8; 5]

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКОВ К ЭКЗАМЕНАМ.

    Экзамен –проверочное испытание по какому-нибудь учебному предметусловарь С.И.Ожегова...

    Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».

    Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, пр...

    Памятка для выпускников и их родителей. Как сдать ЕГЭ (советы по выполнению 25 задания на ЕГЭ по русскому языку).

    В памятке содержатся рекомендации по сдаче ЕГЭ по русскому языку(сочинение). Данный материал предназначен для выпускников и их родителей....

    Сертификат №03216 "Обществознание как предмет в современной школе. Эффективная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию"

    Сертификат №03216 "Обществознание как предмет в современной школе. Эффективная подготовка выпускников к ЕГЭ по обществознанию". Департамента образования г.Москвы. Автономная некоммерческая организация...

    Сопроводительные материалы для подготовки выпускников к экзамену по биологии

    Методические разработки в помощь учителю для подготовки выпускников к экзамену по биологии в 2017г....

    Организация психологической подготовки выпускников к экзаменам

    В презентации представлен опыт работы педагога-психолога по подготовуке выпускников к ЕГЭ и ОГЭ...

    ЕГЭ Математика Алгоритмы выполнения типовых заданий

    Ссылка для скачивания пособия, в котором предлагается пошаговая подготовка к ЕГЭ по математике, имеются подробные решения типовых заданий, а также задания для самостоятельной работы по каждой теме....