конспект по обществознанию к разделу Проблемы социально-политической жизни
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

для подготовки к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты к разделу « Проблемы социально-политической и духовной жизни»    11 класс

П.12. Свобода в деятельности человека

 Свобода как ценность

В мире есть силы, действующие объективно, неотвратимо. Они влияют, ограничивают и деятель-ность человека.

Если эта необходимость осознана (познана, учтена) человеком, то он обретает способность принимать решение со знанием дела. В этом и выражается его свобода воли.

свобода – это познание и учет человеком объективных пределов своей деятельности, расширение этих пределов путем развития знаний.

Человек всегда обладает свободой выбора.

Кто контролирует наш выбор?

  1. люди, общественное мнение;
  2. совесть (является внутренним контролером поступков человека).

Все наши поступки имеют последствия, за которые нужно отвечать. Свобода и ответственность  взаимосвязаны.

Быть человеком ответственным – это значит предвидеть общественные последствия своих поступков, уметь отвечать за них.

Моральная ответственность – это готовность отвечать перед людьми и перед своей совестью

Обязанности и ответственность складываются в долг.

  1. Общественный долг – это обязанности человека перед другими людьми, обществом.
  2. Моральный долг – это предъявление человеком требований самому себе, ответственность перед своей совестью.

Важными гражданскими качествами являются

Патриотизм – любовь и преданность отечеству, готовность служить ему и защищать его от врагов.

Гражданственность – активное участие гражданина в жизни государства, высокая правовая и политическая культура человека

Свободное общество.

Свободное общество характеризуется следующими критериями:

  1. невмешательство государства в личную жизнь граждан;
  2. свобода предпринимательства, честная конкуренция в бизнесе;
  3. многопартийность, политический плюрализм, демократические принципы государств. устройства;
  4. свобода слова, мысли, печати, СМИ; толерантность;
  5. развитое гражданское общество, свободная деятельность общественных организаций;

социальная защита населения, незащищенных его слоев; поддержание социальной справедливости

Общественное сознание

 П.14 Политическое сознание

Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политики относительно политического процесса и собственной роли в нем. Это субъективное внутреннее отношение людей к политическим условиям и формам своей деятельности, своим функциям и ролям в политической жизни.

В структуре политического сознания важную роль играет политическая психология – чувства, эмоции, настроения и другие психологические компоненты и стороны политической жизни общества и личности

В отличие от идеологии,  которая принадлежит к теоретическому уровню политического сознания, политическая психология формируется в повседневной жизни, в процессе взаимодействия          граждан с институтами власти, т.е. на уровне обыденного сознания. Поэтому она характеризуется как практический тип сознания.

   П.15. Политическое поведение – это действия субъекта политики, направленные на достижение политической цели.

К политическому поведению в политологии относят действия отдельных личностей и массовые выступления, активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы, акции в поддержку системы и действия, направленные против нее.

Есть люди и организации, которые используют экстремистские формы политического поведения.

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам.

Проявления политического экстремизма:

  1. осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий, актов вандализма (по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной ненависти);
  2. создание незаконных вооруженных формирований;
  3. террористические акты;
  4. призывы к насильственной смене существующего строя;
  5. захват заложников и др.

Регулирование политического поведения

  1. Правовое регулирование. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод (напр., право собираться на митинги и демонстрации ограничено указанием на то, что они должны проходить мирно, без оружия).
  2. Утверждение демократических ценностей в обществе, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
  3. Организованность субъектов политики (наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным).
  4. Политическое образование и распространение правдивой политической информации (делают политическое поведение более рациональным, предоставляют цивилизованные способы достижения политических целей).
  5. Личность политических лидеров (их умение снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, способность вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм).

Политическая идеология – это система идей и взглядов, выражающих интересы определенных социальных групп, классов, формулирующих цели и способы их реализации с помощью политической власти или воздействия на неё.

Либерализм.

Главная ценность в классическом либерализме – свобода личности.

  1. свобода экономической, предпринимательской деятельности на основе частной собственности;
  2. демократия, права человека, правовое государство, разделение властей, равенство перед законом;
  3. свобода мысли и слова и др.

Консерватизм.

Базовые принципы классического консерватизма – традиции, стабильность, порядок.

  1. естественное неравенство людей, привилегии высших слоёв;
  2. сильная государствен. власть; интересы государства и общества выше интересов индивида;
  3. важнейшие ценности – семья, религия, мораль.

Коммунизм (марксизм)

В основе коммунистической идеологии лежит отрицание частной собственности, а также такие ценности, как социальная справедливость, свобода и равенство.

Первая ступень коммунистического общества – социализм – приходит на смену капитализму в результате пролетарской революции. На практике (в СССР и других социалистических странах) социализм вы-разился в монополии государственной  собственности, административном планировании в экономике, диктатуре верхнего слоя партийно-государственного аппарата, массовых репрессиях и насилии.

Социал-реформизм
     (социал-демократическая идеология).

Социал-демократическая идеология возникла на основе ревизии (пересмотра) положений марксизма и отказа от идей классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. Социал-демократы видят путь к социализму через реформирование капитализма.

В середине ХХ в. главными ценностями демократического социализма были провозглашены свобода, справедливость, солидарность. Важными принципами были объявлены правовое государство, парламентская демократия, гарантия прав человека, государственное регулирование экономики, социальная поддержка населения

Национализм.

Националистическая идеология базируется на идее, что основой государственности, экономической и культурной жизни является нация. Утверждается приоритет национальных ценностей над другими социальными ценностями

В российской политологии преобладает понимание национализма как идеологии противопоставления наций, исключительности и превосходства собственной нации над другими, обеспечения ей привилегий за счет других этносов.

Фашизм.

Фашистская идеология строится на идее расового неравенства и превосходства одной расы над другой. Основные идеологические принципы: сильная диктаторская власть, культ личности фюрера (вождя), тотальный контроль над личностью и всем обществом, господство фашистской партии, жесткая дисциплина и порядок в обществе, милитаризм и восхваление войны, массовый террор по отношению к «врагам нации».

 П.16. Политическая элита.

Понятие «элита» (франц. – «лучший, отборный») в широком смысле означает лучшую часть общества.

Политическая элита – группа, выделяющаяся из общества влиянием, привилегированным положением и престижем, участвующая в принятии решений, связанных с использованием гос. власти или воздействием на нее.

Тенденции в развитии элит:

  1. аристократическая (стремление правящего класса стать наследственным);

демократическая (обновление политической элиты за счет способных к управлению выходцев из низших слоев

Состав политической элиты.

  1. Главы государств и правительств.
  2. Министры и руководители других ведомств.
  3. Руководители палат  парламента, парламентских фракций, комитетов.
  4. Лидеры политических партий и крупных общественно-политических организаций и движений.
  5. Региональные руководители (главы администраций и законодательных собраний регионов).
  6. Руководители центров поли -  тического анализа, известные политологи и др.

Формирование элиты

  1. Закрытая система. Отбор осуществляется узким кругом высших руководителей. Главный критерий отбора – благосклонность к человеку его начальника. Такая система ведет к отрыву элиты от народа, превращению ее в привилегированную касту. Характерна для традиционных, авторитарно-диктаторских и тоталитарных политических режимов.
  2. Открытая система. Большое значение имеют выборы в органы власти, возможность продвижения в них выходцев из любых слоев общества, высокой конкурентностью, значимостью личных качеств человека. Данная система отбора присуща демократическим государствам.

Политическое лидерство – это влияние на большие группы людей, основанное на личных качествах и авторитете лидера, а также на его формально-должностном статусе, предполагающем обладание властью.

Теперь нам предстоит рас-смотреть лидерство в политической деятельности, имеющее свои особенности:

  1. опирается на авторитет лидера;
  2. охватывает всё общество (или большие группы людей);
  3. лидер не может воздействовать на людей непосредственно (его воздействие осуществляется через гос. органы и должностных лиц, СМИ и пр.);
  4. лидер всегда имеет помощников (аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров, заместителей и др.).

Функции (роли) политического лидера

  1. Ориентационная (анализирует политическую обстановку, улавливает запросы и потребности различных групп в обществе, формулирует цели, определяет средства их достижения, разрабатывает программу действий).
  2. Мобилизационная (разъясняет свою политическую позицию, обеспечивая ее массовую поддержку; мобилизует необходимые для решения задач ресурсы: людские, финансовые, материальные).

Интеграционная (объединяет       и согласовывает различные группы интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом; охраняет общество от раскола, гражданской конфронтации, направляет усилия на интеграцию

  1. Регулятивная (регулирует отношения внутри общества, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп, поддерживает законность и общественный порядок, защищает людей от произвола, беззакония, нарушения прав и свобод).
  2. Представительская (представляет интересы своей общественной группы в отношениях с другими группами; лидер страны выступает от имени государства внутри ее и представляет страну на международной арене).

Типы политического
   лидерства.

По масштабам лидерства:

  1. общенациональные лидеры (всего народа, страны, государства);
  2. лидеры большой социальной группы (класса, нации, конфессиональной группы и др.);
  3. лидеры общественной организации (напр., партии).

По основаниям лидерства:

  1. формальные лидеры (люди        им подчиняются потому, что их  наделил правом приказывать закон);
  2. неформальные лидеры (их власть основана на авторитете   людей).

Качества политического лидера.

  1. острый ум, аналитические способности, умение безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками;
  2. твердая воля, решительность;
  3. честность, верность общественному долгу, справедливость;
  4. образованность, компетентность, управленческие способности, гибкость, умение маневрировать между полярными силами;

ораторское искусство, талант привлекать к себе людей, чувство юмора, умение хорошо держаться

Группы интересов
   и группы давления

Различают два типа организованных общественных групп:

  1. группы интересов (они защищают интересы других, т.е. общественные интересы, например: экологические, правозащитные организации);

группы давления (они защищают свои узкогрупповые интересы: профсоюзы, ассоциация производителей табачных изделий, союз предпринимателей

Группы давления (лобби) – это группы, которые пытаются оказывать влияние на органы власти для достижения своих целей.

П.17 Демография.

Демография – наука о народонаселении, изучающая изменение численности населения, рождаемость и смертность, миграцию, половозрастной, национальный состав и др.

Источниками сведений о народонаселении являются текущий учет, реестры и списки, переписи населения и др.

Депопуляция – сокращение численности населения.

Демографические проблемы в России

1.Численность россиян неуклонно снижается.

2.В России очень высокий уровень смертности

Наиболее распространенными причинами смерти в России являются болезни: кровообращения, онкологические (рак), сердечнососудистые и др.

Серьезными причинами роста смертности в Россия являются низкий уровень здравоохранения, бедность (неполноценные питание, жилищные условия, отдых, нет доступа к достижениям здравоохранения и др.), стрессы, духовное неблагополучие (Негативно на продолжительность жизни россиян сказываются алкоголизм и наркомания. нравственная атмосфера и эмоциональное состояние общества).

3. В России очень низкая рождаемость.

Причины снижения рождаемости в индустриальных странах:

  1. кризис института семьи (падение престижа семьи, семейных ценностей);
  2. изменение соц. статуса женщин (женщина обеспечивает семью наравне с мужчиной, делает карьеру, становится экономически самостоятельной);
  3. распространение абортов;
  4. рост затрат на ребенка;
  5. отмирание экономической потребности в детях (пенсионное обеспечение, гос. забота о пожилых, запрет на использование детского труда).

5.В России сокращается трудоспособное население.

  1. Статистика: численность населения трудоспособного возраста составила 61%, моложе трудоспособного возраста – 18%, старше трудоспособного возраста – 21%.
  2. Старение населения (увеличение количества россиян старшего возраста при сокращении доли молодежи) усиливает финансовую нагрузку на гос. бюджет, требует резкого увеличения налогов, радикальной реформы пенсионной системы (в т.ч. повышения пенсионного возраста), увеличения расходов на развитие социального обеспечения, медицинского обслуживания пожилых людей.
  3. Проблемы миграции (в течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось население северных и восточных регионов России).

Решение демографических     проблем.

  1. Снижение смертности (укрепление здоровья, совершенствование системы здравоохранения и мед. помощи).

В результате по прогнозам к 2015 г. продолжительность жизни россиян должна подняться до 70 лет, к 2025 г. – до 75 лет.

  1. Повышение рождаемости (открытие перинатальных центров, система родовых сертификатов, финансовое стимулирование граждан к рождению детей, открытие новых яслей и детсадов, пропаганда культуры многодетности и др.).

Эффективная миграционная политика (выборочное привлечение иностранных мигрантов, сокращение эмиграционного потока, меры по сохранению численности населения в юго-восточных и северных регионах страны, стимулирование возвращения эмигрантов

П.18. Религия – форма общественного сознания, отличительной чертой которого является вера в сверхъестественное.

Верующие объединяются     в религиозные организации: церковь, общины, секты и др.

Церковь – иерархическая религиозная организация духовенства и верующих, основанная на общности религиозных догматов и культа. Секты – небольшие, замкнутые религиозные общины, разномыслящие с господствующей церковью.

Сердцем религии является вера. Вера чужда всякой логике. И.Кант: «Логическим путем невозможно установить ни наличие Бога, ни его отсутствие».

Атеизм – отрицание существования бога.

Роль религии в обществе

Функции религии:

  1. интеграционная (принадлежность к одной вере сближает людей, сплачивает в один народ; но с другой стороны разъединяет, примером чему являются религиозные войны и конфликты);
  2. регулятивно-воспитательная (религия является большой нравственной силой: проповеди моральных заповедей побуждают к усвоению нравственных ценностей, достойному поведению);
  3. мировоззренческая (религия – это система взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире);
  4. коммуникативная (религия является средством общения верующих: диалог с Богом, контакты с другими верующими);
  5. благотворительная (все религиозные конфессии осуществляют милосердную и благотворительную деятельность: помощь больным, инвалидам, малоимущим, престарелым, сиротам, заключенным и др.);
  6. культурная (религия всегда была хранительницей культурных ценностей; храмы, иконы, литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, заповеди, музыка чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества).

Политеизм

Древнейшими религиозными верованиями являются:

  1. Тотемизм (вера в кровную близость с тотемом (животное или растение), поклонение ему);
  2. Фетишизм (религиозное поклонение неодушевленным предметам);
  3. Анимизм (вера в существование духов и души).

На их основе позже складываются первые политеистические религии. Политеизм – это вера в множество богов и другие сверхъестественные явления (духов, души умерших), поклонение животным, растениям, природным стихиям.

Политеизм присущ, например, духовной жизни Древнего Египта, Греции, Рима, древних славян.

Монотеизм.

Монотеизм – религиозная система, признающая единого Бога, который всесилен, всемогущ, всеведущ, всеблаг (обладает всеми достоинствами).

Монотеистические религии:

  1. национальные религии (их исповедуют представители одной нации): 
  1. конфуцианство (Китай);
  2. иудаизм (Израиль);
  3. индуизм (Индия) и т.д.;
  1. мировые религии (сторонники которых проживают в разных странах: буддизм, христианство, ислам.

Признаки мировых религий: огромное число последователей во всем мире; они носят меж- и надэтнический характер; проповедуют равенство всех людей; большая пропагандистская активность

Мировые религии

Буддизм возник в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. В мире около 300 млн. буддистов.

Сегодня наиболее распространен в Китае, Таиланде, Бирме, Японии, Корее и других странах Юго-Восточной Азии. Российские центры буддизма находятся в Бурятии, Калмыкии, Туве.

Всё в человеческой жизни есть страдание – рождение, жизнь, старость, смерть, любая привязанность и т.п. Причина страданий – наши желания. Если усмирить желания, можно достичь нирваны (отсутствие страданий). Для этого буддист должен следовать правилам: не допускать дурных поступков, мыслей, слов; не платить злом за зло (нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство); не убивать ни одного живого существа; постоянный самоконтроль, отрешение от мира, духовное самопогружение.

Христианство возникло в Римской империи в начале I в. н.э. Насчитывает около 1 млрд. 400 млн. приверженцев. Выделяются три главных течения: католицизм, православие и протестантизм.

Библия – основной источник христианской веры. Она включает Ветхий Завет и Новый Завет (Евангелии).

Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Христианство проповедует терпение, смирение, всепрощение.

Христиане верят в милосердную любовь триединого Бога к согрешившему человечеству, ради спасения которого в мир был послан Сын Божий Иисус Христос, который принял смерть на кресте. Идея Богочеловека-Спасителя – ведущая в христианстве. Верующий должен следовать учению Христа, чтобы спастись

Ислам возник в Аравии в VII в. В мире около 1 млрд. мусульман.

Сегодня ислам распространен преимущественно в арабских странах (Ближний Восток и Северная Африка), в Южной и Юго-Восточной Азии (Афганистане, Иране, Ираке, Пакистане, Индонезии и др.). В России ислам распространен среди жителей Татарстана, Башкортостана, Северного Кавказа.

Мусульмане верят, что Аллах передал людям устами пророка Мухаммеда священную книгу – Коран. Главные правила ислама: пятикратная молитва (намаз), соблюдение поста в месяц Рамазан, раздача милостыни, совершение паломничества в Мекку (хадж).

Человек (по Корану) слаб, склонен к греху, не способен ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет жить по мусульманским законам (шариату), подчиняться властям, выполнять обычаи ислама, то заслужит вечную жизнь в раю.

Все мировые религии проповедуют общие духовные ценности: не брать чужого, почитать своих родителей, любить ближнего, быть милосердным, честным, добрым, порядочным, терпеливым и др.

Свобода совести

Гражданам РФ гарантирована свобода совести – независимость духовной жизни, мировоззрения, выбора религии.

Основы свободы совести:

  1. отделение религиозных организаций от государства;
  2. светский характер государственного образования;
  3. свобода отправления своего культа, религиозных обрядов;

веротерпимость – уважительное, терпимое отношение к представителям других конфессий, к их религиозным чувствам, традициям, обычаям, обрядам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по обществознанию. Проблемы социально-политической и духовной жизни. 11 класс.

Проверочная работа по теме "Проблемы социально-политической и духовной жизни" для учащихся 11 класса....

Контрольная работа по обществознанию на тему "Проблемы социально-политической и духовной жизни".

Контрольная работа Обществознание 11 класс, учебник Боголюбова. 2 варианта с ответами....

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Тест по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни» в качестве подготовки к ЕГЭ...

Тест по обществознанию для 11 класса по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

Тест по обществознанию для 11 класса по теме «Проблемы социально-политической и духовной жизни»...

Проблемы социально-политической и духовной жизни.

Обобщающий урок по истории, 11 класс....

Тест на тему:"Проблемы социально-политической и духовной жизни" 11 класс.

Контрольная работа по обществознанию 11 класс. Контроль знаний для подготовке к ЕГЭ....