Семья - территория любви
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Ремпель Анна Петровна

 

Цель урока: Способствовать формированию у учащихся  отношения  к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи урока:

1.Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.

2.Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе.

3.Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

4.Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей

Тип урока: формирования и совершенствования знаний 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon semya_-_territoriya_lyubvi.zip1.67 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока обществознания в 10 классе

Ремпель Анна Петровна,

учитель истории и обществознания

высшей  категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Птичник»
Биробиджанского  района Еврейской автономной  области

Тема урока: «Семья – территория любви».

Тема: «Семья – территория любви»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Л.Н. Толстой

 Цель урока: Способствовать формированию у учащихся  отношения  к семье как одной из важнейших ценностей бытия человека.

Задачи урока:

1.Создать ситуацию для проявления эмоционально- личностного отношения каждого ребенка к деликатной теме урока - теме семьи.

2.Расширить и углубить знания учащихся о важнейшем социальном институте на основе их субъективного знания о семье, семейных отношениях; раскрыть характерные признаки семьи, определить ее основные функции и тенденции развития в современном обществе.

3.Совершенствовать умения учащихся сопоставлять общественные явления, обобщать материалы источников, анализировать статистические данные, оценивать различные точки зрения на проблему, обосновывать собственную позицию.

4.Обеспечить свободный обмен мнениями и реализацию интересов и личностных возможностей детей

Тип урока: формирования и совершенствования знаний

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый или эвристический, частично – исследовательский

Основные понятия:

Семья.

Семья как малая группа.

Семья как социальный институт.

Типы семей.

Функции семьи.

Ценности семьи.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Компьютерная презентация по теме урока.
  3. Документ для исследовательской работы (Аристотель «Об основах семейной жизни»
  4. Видеофрагмент м/ф  « Он и она»

Ход урока:

Здравствуйте, ребята.  Cегодня на уроке  обществознания мы поговорим о семье. С год от года Вы становитесь взрослее  и придет время, когда тоже будете создавать свою семью.  И  знания, которые вы получите на этом уроке пригодятся вам в будущей взрослой жизни. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным, ведь  семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Сегодня на семью мы посмотрим с теоретической точки зрения.

Рассчитываю на вашу поддержку, помощь и взаимопонимание.

Откройте тетради, запишите число.(9 декабря 2010) и начало  нашей темы:

«Семья – территория… . в ходе урока мы допишем ее окончание.

Также по ходу урока мы будем выполнять ряд заданий в Рабочих листах.

А  продолжить  наш разговор я хочу с притчи «Тепло семейного очага»

ПРИТЧА (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, В отличие от басни притча не содержит прямого наставления, морали. Слушатель сам должен его вывести.

 «Из одного дома решило уйти счастье. Трудно сказать почему, но решило.

«Но прежде, — сказало счастье, — я исполню по одному желанию каждого члена той семьи, в которой жило долгие годы.

Чего ты хочешь?» — спросило счастье у хозяйки дома. А та ответила, что нет у нее шубы норковой, — и получила хозяйка шубу.

Спросило счастье взрослую дочь хозяйки: «Чего ты хочешь?» — и та ответила, что замуж хочет за принца заморского — и вышла замуж за принца заморского.

Спросило счастье сына хозяйки: «А ты чего хочешь?» — «Хочу, — говорит он, — велосипед, буду счастлив, если велосипед будет», — и получил мальчик велосипед.

И уже на пороге дома счастье увидело хозяина и спросило: «А чего ты хочешь?» Хозяин подумал и сказал: «Хочу, чтобы из моего дома никогда не уходило тепло семейного очага».

И счастье выполнило просьбу хозяина и не ушло из этого дома, потому что счастье живет только там, где горит семейный очаг!»

Давайте попробуем ответить на вопрос « Из чего складывается семейное счастье, тепло семейного очага», заполнив кластер, состоящий из 4 слов, выбрав самое важное (В рабочих листах)

Выслушивание мнения ребят.

Вывод: любовь

Работа с диаграммой: Всероссийский центр  изучения общественного мнения  тоже провел  опрос граждан Какой смысл Вы вкладываете в понятие «счастье»?

Вот что из этого получилось.

Задание: проанализируйте данную диаграмму, сделайте вывод

Давайте допишем тему урока. «Семья – территория любви»

А эпиграфом нашего урока будут слова Л.Н. Толстого  « счастлив тот, кто счастлив у себя дома»                                                                                                                                                

Сегодня на уроке мы изучим и обсудим следующие вопросы:

  1. Семья. Типы семей.
  2. Функции семьи.
  3. Ценности семьи

- Что же такое семья?

I.Социологическая наука рассматривает семью и как малую группу и как социальный институт.

Нам необходимо разобраться с этими понятиями. Учебник параграф 18

Определения семьи   как малой группы и как социального института.

Задание1.:  Ознакомьтесь с определениями.

.Давайте попробуем из данных определений выделить ключевые слова

брак, родство, усыновление или удочерение, объединение, совокупность социальных норм,  взаимоотношения, взаимопомощь

Итак,  Семья – это

Перед Вами фото нового здания  загса и первые пары, которые зарегистрировали в нем свой союз.

А  как  вы думаете, какие мотивы движут молодыми людьми, когда они решают пожениться?

 Высказывания учащихся.

Обобщение:  Мотивы образования семьи (вступления в брак) могут быть самыми разными:
      -- любовь,
      -- уважение, симпатия,
      -- преодоление одиночества,
      -- вынужденное решение (вероятность скорого появления ре бен ка),
      -- расчет (имущественное и социальное положение супруга, наличие у супруга жилплощади),
      -- случайность, сочетание обстоятельств,
      -- чувство сострадания к партнеру.

Какие из этих мотивов способствуют созданию прочной и счастливой семьи?

Учитель: Мы разобрались с понятием семья, а теперь поговорим о том, какие бывают типы семей. В рабочих листах у вас есть таблица

По типам цивилизационной эволюции

- Патриархальная

- партнерская (эгалитарная)

По составу

Нуклеарная

Многопоколенная

По количеству детей

Бездетная

Однодетная

малодетная

Многодетная (3 и более детей)

Объяснение:

Патриархальный тип семьи  - основная власть принадлежит главе семьи – отцу. Все остальные члены беспрекословно выполняют его волю. Роль женщины сводится к рождению и воспитанию детей, работе по дому без ведения денежных дел

Эгалитарная семья (партнерская)- это семья, основанная на демократических отношениях, равенстве мужчины и женщины, отношениях партнерства, отмене всякой дискриминации. Здесь царят гуманные методы воспитания, основанные на доверии к личности ребенка, его индивидуальности, воспитании чувства собственного достоинства, самостоятельного мышления, проявления инициативы, предприимчивости. Основная функция такой семьи - удовлетворение потребности в общении, воспитание творческой индивидуальности.

В зависимости от состава различают семьи нуклеарные и сложные .

Нуклеарная (простая) семья может быть как полной, так и неполной. Полной нуклеарной семьей считается семья, в которой есть муж, жена и дети. Неполной - семья с ребенком без одного из супругов.

полная – неполная

 Сложная (Многопоколенная) семья характеризуется тем, что состоит из представителей нескольких поколений., которые ведут совместное  хозяйство и организуют повседневный быт

Работа с документом: Аристотель «Об основах семейной жизни» в Рабочих листах.

 Наука о домохозяйстве предполагает три элемента власти:

во-первых, власть господина по отношению к рабам;

во-вторых, отношение отца к детям;

 в-третьих, отношение мужа к жене.

 Действительно, властвуют и над женой и над   детьми как существами свободными, но осуществляется эта власть неодинаковым  образом. Власть мужа над женой можно сравнить с властью политического деятеля,   власть отца над детьми – с властью царя. Ведь мужчина по своей природе,  исключая лишь те или иные ненормальные отклонения, более призван к  руководительству, чем женщина, а человек старший и зрелый может лучше руководить, чем человек молодой и незрелый.

                               Аристотель. Политика // Сочинения. – М., 1983. – Т. 4. – С. 377.

           

Вопросы и задания

1.Какой тип семьи иллюстрируют данные взаимоотношения?

 2.  С какими аргументами Аристотеля может не согласиться современный

 человек и почему?

Работа с иллюстрациями:  Определите тип семьи  (по 3 позициям)

II.Функции семьи.

 У каждого из вас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

Но семейная жизнь похожа на мешок, в который положили острых камней и начали его трясти. В результате этой тряски получится одно из двух: либо эти камни отшлифуются друг об друга и улягутся, либо они не станут шлифоваться, и тогда мешок порвется, а камни высыплются. Это аллегория. Однако надо понимать, что людям, состоявшим в браке надо либо притираться друг к другу, либо их союз рассыплется.  

Гармоничная семья выполняет много различных функций.

Запись: Функции семьи - это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные е удовлетворением определенных потребностей ее членов. 

В ходе самостоятельной работы с текстом учебника  мы познакомимся с  основными  функции семьи.

Задание 4. Работа с текстом учебника стр. 198. последний абзац

функция

Удовлетворение потребностей

репродуктивная

Воспроизводство населения.. Удовлетворение потребности в детях

Воспитательная

Социализация молодого поколения, передача норм культуры

Хозяйственная

Ведение домашнего хозяйства

Экономическая

Материальное обеспечение семьи

Эмоциональная

Взаимная психологическая поддержка

Социально-статусная

Наследование принадлежности к тому классу, расе, нации, религиозной группе, к которым принадлежит семья

Первичный социальный контроль

Определение норм поведения семьи в различных сферах

Духовное общение и досуг

организацию  рационального  досуга  и осуществляет  контроль  в   сфере   досуга

Рекреативная функция

восстановление и укрепление  физических, психологических,  эмоциональных  и   духовных   сил человека после трудового рабочего дня

Просмотр видеоролика, определение функций молодой семьи.

Вопрос: Среди всех функций семьи  выделяют репродуктивную ( от фр. производить) и воспитательную. Почему?  (Физическое и духовное воспроизводство)

Проверка  с опорой на таблицу.

III. Задание: Сформулировать  в парах  законы сохранения семьи

 Слайд. Проверка (предполагаемые ответы ребят)

  1. Наличие и поддержание любви.
  2. Психологическая совместимость и нравственная грамотность.
  3. Приятие семейно-бытовых обязанностей и согласие в их распределении.
  4. Наличие минимума материального благополучия.
  5. Сохранение благоприятных отношений с родственниками.
  6. Культурно-духовная совместимость.

Проверка и вывод: Выполнение данных заповедей позволит сделать семью – территорией любви.  А значит, у каждой семейной пары есть выбор.

   

Вероятно, многим из вас известна картина русского живописца Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) «Витязь на распутье». Эта картина висит в Третьяковской галерее в Москве. Копии её можно увидеть в музеях некоторых других городов России. Всемирно известное полотно с большим философским смыслом. Три пути в желтеющих долинах сразу за большим замшелым у основания камнем. Одинокий воин, сидя на коне и опустив копьё, задумчиво читает надпись. Решает, что делать, по какому пути ему дальше скакать…

  «А ты как бы поступил?» - спросил седовласый дедушка у своего пятилетнего внука, когда они стояли в одном из музеев перед этой знаменитой картиной и внимательно разглядывали ее.

  «Повернул бы назад и помчался прямо домой!» – не задумываясь, ответил внук.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома, считал Л.Толстой, только единого рецепта счастливой жизни никто не знает, каждый ищет его сам.

 

Обобщение:

Русская императрица Александра Федоровна, жена Николая 2, в «Записках о семейной жизни» в 1899 г. написала так:

«Дом, каким бы он не был скромным, маленьким, для любого члена семьи должен быть самым дорогим местом на земле. Он должен быть наполнен такой любовью, таким счастьем, что, в каких бы краях человек потом не странствовал, сколько бы лет не прошло, сердце его должно все равно тянуться к родному дому. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души»

Желаю всем присутствующим, что ваш дом был наполнен счастьем и любовью и был убежищем для души.

Использованные материалы

  1. Рутковская Е.Л. к.пед.н Институт содержания и методов обучения РАО. Изучение темы "Семья и быт в курсе обществознания" // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005, №2. - С.54-63.
  2. Нравственные и правовые основы семьи Скворцова Юлия Сергеевна, учитель истории и социально-гуманитарных дисциплин, МОУ СОШ №9 г. Воскресенск Московской области

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Царская семья - идеал любви и образец семейной жизни

Цель урока: Формирование у учащихся представления о существовании высшей духовной жизни у человека, о возможном здоровом устроении семьи. Урок посвящён семье последнего русского императора ...

Школа-«территория любви»

Эссе (конкурсная работа)Конкурс Министерства образования и науки Российской Федерации "Я-директор школы"...

Семья - территория любви

Разработка праздника...

О территориях любви и доброты. Об итогах работы профильной смены юных исследователей Яйской школы № 1.

Профильная смена юных исследователей Яйской школы № 1 состоялась в июне 2016 года. Девчонки и мальчишки будут долго вспоминать конеферму Н.Н. Тимофеева, мини-пекарню "Швейка", Улановский краеведч...

Дополнительная общеобразовательная программа "Семья - территория счастья"

Семейное воспитание детей в условиях Центра - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его разв...

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

СЕМЬЯ – ТЕРРИТОРИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММКоваленко Людмила МихайловнаГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт-Петербургаучитель...

Проект психолого-педагогического просвещения родителей «Малая родительская академия «Семья – территория любви».

Организовать на базе малой родительской академии факультеты:Будущих родителей «Мы в ответе за то, какими будут наши дети».Семейных традиций «Яблочко от яблоньки куда покатится?»...