Ролевая игра "Выборы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Бочарникова Татьяна Александровна

Шаблон ролевой игры "Выборы"  может использоваться как для проведения внеклассного мероприятия, так и для разработки повторительно-обобщающего урока по теме "Политическая сфера общества" (обществознание, 11 класс, профильный уровень). Способствует активизации учащихся и успешному усвоению и закреплению пройденного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_vybory.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект проведения ролевой  игры «Выборы»

(итоговый урок обществознания к главе «Политическая сфера общества»

 11 класс; может проводиться как внеклассное мероприятие)

Дата проведения – 21 февраля 2012 года.

Учитель истории и обществознания Бочарникова Т.А.

МОУ Ржавская СОШ.

Цели:

1. Закрепление изученного материала курса по теме  «Политическая сфера общества».

2. Формирование гражданской позиции и ответственности учащихся при принятии общественно-значимых решений.

3. Ознакомление учащихся с практической процедурой проведения выборов и голосования.

                                                  Участники ролевой игры:

1. Учащиеся 10-11 классов: - кандидаты в губернаторы Московской области  

                                                 (3 кандидата от «партий», 1 самовыдвиженец);

                                                - «группы поддержки» кандидатов от партий

                                                 (по 4 -5 чел.);

                                                - доверенные лица кандидатов (3 чел.)

                                                - «электорат» - все остальные учащиеся.

 2.  Счетная комиссия:            - 3 чел., представители муниципального образования

                                                   и школы;

          3. Учитель – ведущий.

Организация и оборудование.

          1. На сцене актового зала 5 столов – 4 для кандидатов и доверенных лиц,

              1 – для счетной комиссии; «электорат» - в зрительном зале.

          2. Таблички с названиями («Эсеры»; «ППА»; «Груша», «Дерина Д.С.»;  

            «Счетная комиссия»)

          3. Бейджики  для участников игры с обозначением ролей.

          4. Стенд с программами кандидатов на пост Губернатора МО.

          5. Бюллетени для голосования; ведомость со списками «избирателей».

          6. Урна для голосования.

          7. Результаты предварительного социологического блиц-опроса:

            «Избирательное право гражданина – это в первую очередь долг? Свобода?

              Или ответственность?»

Этапы ролевой игры.

   1. Организационный. Идет формирование «партий», выдвижение кандидатов, выработка программ; назначаются доверенные лица.

   2. Этап регистрации.  «Партии» заявляют о своем намерении участвовать в выборах, озвучивают фамилии кандидатов.

   3. Этап  предвыборной агитации. Вывешиваются для всеобщего ознакомления программы кандидатов; могут использоваться все легальные методы предвыборной агитации: встречи с избирателями, листовки, рекламные плакаты и др.

   4. Голосование. Имитируется  ситуация голосования на избирательном участке.

   Учитель. Наша страна находится на пороге важнейшего события – 4 марта 2012 года состоятся выборы Президента РФ. От того, какой лидер находится у власти в стране,  во многом зависит ее будущее. Открытые, честные, справедливые выборы – это главный артибут демократического общества, за который выступает большинство наших сограждан. Равнодушных остается все меньше. Это доказывает и наш социологический блиц-опрос среди учащихся старшей школы – избирателей в будущем: 50% опрошенных однозначно  считают, что избирательное право – это главным образом ответственность гражданина за свой выбор:

   «Гражданин осознанно выбирает ту власть, которую он хочет видеть в стране»

      (11 кл.)

   «От нашего выбора зависит и наша судьба, развитие нашей страны» (11 кл.)

   «Гражданин должен уметь сделать выбор во благо себе, другим и государству. А это большая ответственность» (11 кл.)

11% считают избирательное право гражданским долгом. 39% основополагающим моментом избирательного права считают свободу как выбора, так и участия в нем:

    «Каждый человек имеет право выбора, в этом и заключается свобода. Никто не имеет права принуждать человека ни к участию в выборах, ни к голосованию за какого-либо кандидата» (10кл). Вот такие  ваши комментарии прозвучали в ходе блиц-опроса. Показательно, что большинство из вас – более 60% - выбрали именно ответственную и активную гражданскую позицию.

   В политической  жизни  россиян  появляются новые элементы избирательных кампаний: праймериз, экзитпол, имиджмейкеры, спичрайтеры. Но главное, что нужно знать и помнить: существует 2 основных типа избирательных систем, о которых мы подробно говорили на уроках обществознания – пропорциональная и мажоритарная. Одну из них мы попытаемся реконструировать в ходе игры.

   Для нашей игры мы выбрали следующую ситуацию. Действующий Президент страны Дмитрий Медведев заявил, что в мае 2012 года парламентом страны будет рассматриваться  законопроект о выборности губернаторов. Предположим условно, что он уже принят и действует. Мы с вами проживаем в крупнейшем Московском регионе, судьба которого нам небезразлична. Наши кандидаты претендуют на пост Губернатора Московской области. Нам с вами предстоит оценить личность и программу каждого кандидата  и сделать правильный выбор. Для этого используйте уже известные вам технологии избирателя. Голосовать нам предстоит по мажоритарной системе абсолютного большинства.

    - Какая часть  участников  игры реализует активное избирательное право?

    - Какая часть участников игры реализует пассивное избирательное право?

   В сегодняшних выборах участвуют 3  кандидата от 3 условных «партий» и 1 свободный кандидат:

   1) Кандидат на пост Губернатора МО - Сухов Роман Антонович от партии «Эсеры» (СР);

       Доверенное лицо – Игольников Александр;

       Группа поддержки – Бойцов Дмитрий; Егунов Дмитрий; Киселев Никита.

   2) Кандидат на пост  Губернатора МО – Гимаева Алина Рафаэловна

                                        от партии «ППА» («Правильная партия Алины»);

       Доверенное лицо – Головина Полина;

       Группа поддержки – Медведева Мария; Виноградова Марина; Кузнецова Елизавета.

   3)  Кандидат на пост Губернатора МО – Голов Алексей Дмитриевич  

       от партии   «Груша»;

       Доверенное лицо – Неледва Владислав;

       Группа поддержки – Аверин Федор; Паршукин Дмитрий.

   4)  Кандидат на пост Губернатора МО  Дерина Дарья Сергеевна; самовыдвиженец.

1. Слово предоставляется доверенным лицам (презентация личности кандидатов; выступление не более  1 мин.)

               - Игольников А.

               - Головина П.

               - Неледва В.

               - Дерина Д.

2. Слово предоставляется кандидатам на пост Губернатора МО (презентация программ; выступление  не более 3 минут):

              - Сухов Р.

              - Гимаева А.

              - Голов А.

              - Дерина Д.

3. «Наши дебаты». Известная тележурналистка Мария Медведева готова задать  3 наиболее острых вопроса нашим кандидатам. Готовы ли они ответить на них? Разойдутся ли их позиции?

         1) какие личностные и деловые  качества вы никогда не потерпите в

             своих подчиненных?

         2) как вы относитесь к идее объединения Москвы и Московской области?

         3) считаете ли Вы возможным для ликвидации транспортных пробок в

             области использовать малый воздушный транспорт?

4. Слово предоставляется «избирателям».  Вы можете задать по 2 волнующих вас вопроса каждому из кандидатов.

5. Голосование. Сейчас каждый «избиратель» подойдет к столу избирательной комиссии, предъявит документ, удостоверяющий личность, получит бюллетень для голосования и распишется за него. В бюллетене напротив фамилии избранного кандидата нужно поставить галочку и опустить его в избирательную урну. Бюллетень считается недействительным, если отметок в нем несколько. Совещаться при этом нельзя. Напомню, что выборы у нас в стране – всеобщие, равные, тайные.

6. Счетная палата проводит подсчет голосов. Объявляется фамилия победителя.

7. Награждение участников игры.

8. Заключительное слово учителя.

    Политическая жизнь человека предполагает обязательное участие в выборах.

– это проявление гражданской и правовой зрелости каждого из вас.  Отдавая свой голос за того или иного кандидата, вы тем самым берете на себя ответственность за то, в какой стране вы будете жить в будущем. Наше равнодушие может привести  страну к политической катастрофе, как не раз бывало в истории.

   Сегодня выборы для вас – игра, завтра они станут частью вашей жизни. Желаем вам стать серьезными, собранными и ответственными гражданами, которые с помощью приобретенных политических знаний смогут  в будущем сделать правильный выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевая игра "Мнение жителей города"

Школьники редко задумываются над тем, что приводит человека к совершению сначала аморального проступка, потом правонарушения, а затем и серьезного преступления. Многим из них кажется, что это пр...

Сюжетно - ролевая игра "Ателье мод".

Нетрадиционный урок технологии для 7 класса (2 часа)...

Ролевая игра Saint Valentine\'s Day

В последнее время не только жители Британии и США, но и России широко отмечают празднование Дня Святого Валентина. Его называют также Днем всех влюбленных. Отмечается он 14 февраля. Ребята заран...

Ролевая игра

Форма проведения : ролевая игра «Лечебница».Направленность: экология.Тема: «ЖАЛОБНАЯ КНИГА» ПРИРОДЫ. ПРИРОДА В ОПАСНОСТИ.Цель: -учить детей замечать в поведении людей негативноеотношение к...

Ролевая игра по теме "Загрязнение реки"

       Актуальность и воспитательная ценность экологической тематики подтверждается не только введением специального курса на родном языке в различных учебных заведениях, но...

ролевая игра "Встреча друзей"

Ролевая игра - одна из интересных, практикоориентированных форм деятельности с учащимися, которая позволяет в непринуждённой обстановке донести до школьников знания о странах, традициях и обряда...

Ролевая интерактивная игра «Суд над видимым излучением»

Игра решает задачи воспитания, функциональных режимов психики и индивидуальных свойств личности учащихся. В разработке представлен сценарий интерактивной игры по физике для 11 класса "Суд над видимым ...