элективный курс по психологии
элективный курс по обществознанию (9 класс) по теме

Коковина Елена Леонидовна

Название курса "Психология межличностных отношений" Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_psihologii.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________

Протокол № ___ от

«____»____________2012г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР            

«____»____________2012 г.

«Утверждено»

Директор  М.А.Морошкова

Приказ № 162  от «_31_»августа_2012г.

         Психология  межличностных                    

                  отношений

            Программа элективного курса для 9 класса

                       (рассчитана на 17 часов)

                рекомендуется для занятий в 7-9 классах

                                      общеобразовательных школ                    

                 составлена учителем обществознания

МБОУ ВМР «Несвойская        основная общеобразовательная школа»

                                  Е.Л. Коковиной

                                                                2012 год

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Психология межличностных отношений» составлена с учетом программы по обществознанию для 6-9 классов общеобразовательных школ и с учетом федеральных компонентов Государственного стандарта основного общего образования.

Программа включает пояснительную записку,  тематический план,основное содержание с примерным распределением учебных часов, основные требования к знаниям и умениям обучающихся и список  использованной литературы

Цель данной программы- ознакомить обучающихся с основами психологии межличностных отношений, дать понятие социального ролевого поведения и научить основным правилам общения в разных ситуациях,

В условиях ранней социализации личности знание путей самоорганизации, умение управлять своими эмоциями, понимание эмоционального состояния других людей способствуют творческим контактам, взаимопониманию, умению правильно вести себя в зависимости от ситуации, а также продуктивной организации своего поведения и , в конечном итоге, жизненным успехам. Насколько правильно умеет человек  выстраивать свои отношения с другими людьми, настолько он успешен в жизни. Не случайно новые федеральные образовательные  стандарты среди всех учебных действий обучающихся выделяют «коммуникативные универсальные действия как

способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.»

Программа курса «Психология межличностных отношений» не только актуальна для обучающихся в воспитании умения правильно строить отношения с людьми и культурно общаться, но и дополняет учебную программу по обществознанию по теме «Человек и другие люди» (7 класс), «Личность и общество» (8 класс), «Социальная сфера»(9-10 классы)

Вместе с тем,  тема межличностных отношений является привлекательной для старших подростков, у которых ведущим видом деятельности является общение. Программа курса в определенной степени ориентирована на интерес обучающихся к данной теме и данный курс дополняет уроки обществознания своей прикладной направленностью. Особенностью данного курса является интерактивный характер его занятий. Все занятия строятся как индивидуальные и парные тренинги, решение практических задач, деловые и ролевые игры, использование опыта проектной деятельности.

Данный курс  позволяет школьникам поближе ознакомиться с наукой психологией и профессиями психолог и социолог  и рекомендуется для предпрофильного образования.

Программа курса рассчитана на 17 часов, из них один час отводится на введение и еще один  час на заключительное занятие -зачет по всему курсу.

Изучение данного курса поможет обучающимся  открыть своё собственное неповторимое «Я», создаст условия для самоопределения и самореализации, поможет успешно взаимодействовать в социальной среде.

Тематический план курса.

  1. Введение. Общая характеристика межличностных отношений. Цели и задачи курса. - 1 час.
  2. Самооценка человека и уровень его притязаний. Влияние профессии на стиль  и формы общения. Социальная роль. -2 часа
  3. Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций.-2 часа.
  4. Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление. Правила общения.-2 часа
  5. Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды.-1 час
  6. Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника. Правила спора-1 час
  7. О чем говорят лица, позы и жесты людей -2 часа.
  8. О чем говорят рисунки и почерк человека.-1 час
  9. Популярные тесты «Сам себе психолог»- 1 час
  10. Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня» . Самопрезентация. -2 часа
  11. Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!» -1  час
  12. Итоговое занятие. Зачет -1 час.

Содержание курса

Название темы

Форма занятия

Основные понятия

оборудование

1.

Общая характеристика межличностных отношений. Цели и значение курса.

Краткая лекция., Беседа о понятиях темы.

 Тесты

«Кто я ?», «Умею ли я общаться?»

Межличностные отношения, личность, коммуникативные способности, социализация личности

Стенд с фотографиями разных людей,

распечатка тестов

2-3

Самооценка человека и уровень его притязаний. Социальные роли. Влияние профессии на стиль  и средства общения. Социальный статус

Тест «Моя самооценка»

Практикум «Играю роль»

Беседа о профессиях

Практикум «Средства  общения»

Самооценка, потребности, социальная роль, виды , средства и формы общения

статус личности

Распечатка тестов, стенд с профессиями, карточки для практикума  «Средства  общения»

4-5

Проблемы общения. Разрешение конфликтных ситуаций

Беседа, ролевой тренинг «Конфликтная ситуация»

Виды конфликтов, пути выхода из конфликта, лояльность, толерантность, компромисс

Карточки для ролевого тренинга с ситуациями

6-7

Как завоевать расположение людей и произвести на них хорошее впечатление

 Презентация книги, инсценировка ситуаций «В гостях», «Устройство на работу», «Знакомство», «На экзамене»

Правила общения

толерантность

Книга Дейла Карнеги

8.

Как воздействовать на людей, не вызывая у них чувства обиды

Разбор ситуаций из жизни, тренинг «Я-староста класса»,»Я-директор школы» и т. д.

Социальная роль

толерантность.

Распечатка из книги Карнеги

9.

Как склонить людей к своей точке зрения и приобрести союзника. Правила ведения дискуссии и спора.

Практикумы «дискуссия» и «ведение спора»

Дискуссия

диспут

правила спора

Распечатка из Карнеги, дискуссионные и  вопросыдля ведения спора и дискуссии  на доске

10-11

О чем говорят лица, позы и жесты людей

Практикум «Что обозначают эти жесты и позы», «Угадай, кто этот человек»

Самостоятельная работа

Вербальное и невербальное общение

Стенд с фотографиями известных людей, карточки для самостоятельной работы

12

О чем говорят рисунки и почерк людей.

Практикум «Экспертиза»

графология

Детские рисунки на темы «Моя семья», «Школа» , «дерево». Образцы почерка

13

Сам себе психолог. Популярные тесты

Самоанализ

подготовка «Я-проекта»

Психология

тестирование

анализ

проект

Подборка и распечатка популярных тестов на разные темы

14-15

Тренинг лидерских качеств «Голосуйте за меня»

Тренинг «Само презентация», написание автобиографии,

ролевая игра «Выборы»,

экспресс-анализ,

защита Я-проекта, обмен визитками

Презентация, самопрезентация

лидер

харизма

Стенд с фотографиями лидеров в разных сферах общественной жизни, выставка проектов,

памятки «Формула успеха»

16

Тренинг коммуникативных качеств «Здравствуйте, люди!»

Тренинги «Улыбка», «Доброе слово» «Мы с тобой одной крови»,»Землетрясение»

Формальные группы и неформальные

Памятки

«как укреплять свою коммуникабельность»

17

Заключительное занятие. Зачет

1. теоретический тест

2. разбор ситуации

Все понятия курса

Индивидуальные карточки с вопросами и заданиями

 

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся.

Обучающие должны иметь представление и объяснять , что такое:

психология, личность, межличностные отношения,лидеры, социальные группы, социальные роли, средства общения, конфликты и пути выхода из конфликтов, социализация личности, вербальное и невербальное общение, формальные и неформальные группы, лояльность, толерантность, компромисс

 Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

-выполнение практических заданий с доступной социальной практикой с использованием причинно-следственного анализа

-выбор верных критериев для сравнения, сопоставления и оценки объектов

-извлечение и поиск нужной информации в разных источниках

  1. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из визуального ряда в текст)
  2. объяснение изученных положений на конкретных примерах
  3. -оценка своего поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде
  4. определения собственного отношения к поступкам и поведению других людей

Литература:

Фундаментальное ядро содержания общего образования. Стандарты второго поколения, М., Просвещение, 2011 г.

Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы, М. «Просвещение»,2010 г.

А.С. Прутченков «Трудное восхождение к себе»,М, 1995

Е.С.Романова «Графические методы в психологической диагностике»1996

Р. Уайтсайд «О чем говорят лица», С-П, 1996

Дж. Ди «Читаем по лицу. Как узнать характер человека»,М., Мир книги, 2007

С. Кузина «Все врут! Учимся вычислять людей по их внешнему виду», М., «Аст. Астрель», 2010

«100 способов психологической защиты», «Ленинградское издательство», 2008

Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», 1991

«Психологические тесты», М., 1997

Р.М.Грановская  «Элементы практической психологии», Л., 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по психологии

Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса "Познай себя"...

Авторская программа элективного курса по психологии.

Мною была разработана программа элективного курса по психологии "Познай себя" для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее....

Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»

        Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...

Элективный курс «Человек: психология и профессия»

В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»

Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии,...

Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса

 Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....

элективный курс по психологии 10 класс

элективный курс по психологии "Гроссмейстер общения" для 10 класса...