Технология построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке
статья по обществознанию (9 класс) по теме

Введение.

1.         Теоретические основы построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке.

1.1.             Элективные курсы по предпрофильной подготовке. Основные понятия.

1.2.             Виды элективных курсов по предпрофильной подготовке, их сравнительная характеристика.

1.3.             Требования к программе элективного курса.

1.4.             Определение методов, форм и средств обучения

1.5.             Отбор методов промежуточного и итогового контроля

2.     Список литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_postroeniya_elektivnyh_kursov.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

 «Технология построения,

разработки и организации

 элективных курсов по

предпрофильной подготовке»

Работу выполнила:

Житенева Ольга Александровна,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №12 г.о. Сызрань Самарской обл.,

г. Сызрань

2012

Содержание:

Введение.

  1. Теоретические основы построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке.
  1. Элективные курсы по предпрофильной подготовке. Основные понятия.
  2. Виды элективных курсов по предпрофильной подготовке, их сравнительная характеристика.
  3. Требования к программе элективного курса.
  4. Определение методов, форм и средств обучения
  5. Отбор методов промежуточного и итогового контроля

2.     Список литературы

Введение

В Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 гг. указывается на «возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития»… «в российском образовании начаты системные изменения, направленные на обеспечение его соответствия как требованиям инновационной экономики, так и запросам общества» [1].

Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективная реализация этого направления возможна при осуществлении профильного обучения, которое является системой специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и специализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей старшей школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Но эту работу необходимо начинать ещё в основной школе. Для этого и  разрабатывается система предпрофильной подготовки как основа функционирования профильных классов, ведущей составной частью которой являются элективные курсы (лат. electus – избранный, избирательный)* или курсы по выбору.  

Как следует из рекомендаций Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  «элективные учебные курсы предпрофильной подготовки – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения[1] (в учебном плане расположены за пределами обязательной учебной нагрузки), … которые обеспечивают успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся» [2]. Они  по своему определению являются индивидуальными образовательными программами и рассчитаны на конкретного ученика.

Данные курсы позволяют обеспечить предпрофильную подготовку и направлены на реализацию личностно-ориентированного образовательного процесса (индивидуальный выбор обучающихся).

Но курсы по выбору могут быть успешно введены в учебные планы общеобразовательных учреждений при наличии программ таких курсов. Школа должна обеспечить обучающимся возможность выбора элективных курсов.

 И вот здесь мы сталкиваемся с проблемой 

  1. не готовности учителей к работе по таким программам
  2. неспособности самим разрабатывать их.

Цель работы – осуществление предпрофильной ориентации учащихся с помощью элективного курса.

Задачи:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу и требования по разработке элективных курсов;
  1. рассмотреть теоретические основы построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке;
  2. разработать проект программы элективного курса по предпрофильной подготовке «Юридическая профессия в современном мире».

Объект исследования: процесс обучения в основной базовой школе.

Предмет исследования: технология разработки элективных курсов по предпрофильному  обучению.

Гипотеза исследования заключается в том, что учитель в процессе проведения элективного курса сможет вызвать интерес учащихся к предмету и профессионально сориентировать подростков.

В своей работе мы опирались на рекомендательное письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России  «О рекомендациях по реализации элективных курсов» от 04.03. 2010 г. № 03- 413, а также на методические пособия, разработанных коллективом авторов-составителей г. Самары и г. Вологды:

1. Голуб Г.Б, Великанова А.В. Педпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана – самара, «Учебная литература», Изд. дом «Федоров». Издание  содержит рекомендации, касающиеся всех составляющих предпрофильной подготовки, в том числе и предпрофильных курсов.

2.   Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО. В данный сборник включены методические рекомендации по проектированию программ курсов по выбору, моделированию и наполнению содержанием портфолио в рамках предпрофильной подготовки учащихся основной школы.

Данная работа интересна для учителей общеобразовательных школ в связи с тем, что рассматривает технологию разработки элективного курса, определяет формы, методы и средства обучения, что может быть использовано для разработки собственной программы курса по выбору.

В работе представлена программа элективного курса «Юридическая профессия в современном мире», разработанная учителем истории и обществознания ГБОУ СОШ №12 г. Сызрани Житеневой О.А.

Теоретические основы построения, разработки и организации элективных курсов по предпрофильной подготовке.

  1.  Элективные курсы по предпрофильной подготовке. Основные понятия.

При рассмотрении основ построения и разработки элективных курсов по предпрофильной подготовке мы опирались на следующие значения понятий [3, 13]:

Предпрофильный курс – обязательный курс по выбору, нацеленный на формирование представлений учащегося о широкой группе социально-профессиональных ролей и получение им опыта реализации какого-либо вида деятельности в какой-либо сфере человеческой деятельности.

Самоопределение процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни, основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.

Профильное самоопределение – самоопределение учащихся в отношении продолжения образования на этапе перехода от унифицированного к вариативному (профильному) образованию.

Проба – специально организованная в реальных или модельных условиях деятельность учащегося в пределах широкой социально-профессиональной роли.

  1. Виды элективных курсов по предпрофильной подготовке, их сравнительная характеристика.

Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  (4 марта 2010 г.   №   03-413)   рекомендует на ступени основного общего образования могут быть организованы элективные учебные курсы предпрофильной подготовки двух основных видов: пробные (предметно-ориентированные) и ориентационные (межпредметные) [Приложение 1].

Пробные элективные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  1. дать ученику возможность реализовать свой интерес к  выбранному предмету;
  2. уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
  3. создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Таким образом, подобные курсы являются прогностическими (пропедевтическими) по отношению к профильным курсам повышенного уровня, их присутствие в ученическом учебном плане, повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля. 
         

Содержание курсов:

Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение, т.е. изучение некоторых тем, выходящих за их рамки. Аналогом таких курсов могут быть традиционные факультативы, которые дополняют базовую программу, не нарушая её целостности. Удобно то, что многие существующие факультативные курсы по общеобразовательным предметам построены, как правило, по модульному принципу. Их программы могут быть модифицированы, дополнены элементами подготовки к экзаменам по выбору.

Для предметно ориентированных курсов могут использоваться в качестве учебных пособий существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; части учебных пособий для подготовки в вузы, классы с углубленным изучением предметов.

Продолжительность курсов. Поскольку курсы данного типа не являются ознакомительными, оптимальной продолжительностью одного курса может быть  четверть или полугодие. Это позволяет ученику за год освоить минимум 2-4 курса по разным предметам.

Перечень предметно ориентированных пробных курсов будет определяться набором предметов, наиболее часто встречающихся  в различных вариантах профилей.

Ориентационные курсы.

Задачи курсов данного типа:

  1. создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий;
  2. познакомить учеников на практике со спецификой  типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям;
  3. поддерживать мотивацию ученика, способствуя тем самым внутрипрофильной специализации.

Таким образом, данные курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения 10-11-х классов.

Содержание курсов.

Программы курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах.

В качестве учебных материалов для  межпредметных  курсов для предпрофильной подготовки используется научно-популярная литература, информация СМИ, интернет и т.п.

Перечень подобных курсов может включать курсы, ориентированные на разные профессии, например,  такие, как «Основы журналистики», «Современные направления в медицине», «Эксперимент в естественных науках», «Юридическая профессия в современном мире» и др.

Продолжительность курсов. Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми. Оптимальная продолжительность одного курса – одна четверть. 

Предпрофильная подготовка может осуществляться в виде различных комбинаций курсов двух предложенных типов. Для организации предметно -ориентированных курсов основная школа имеет достаточный внутренний ресурс.  Межпредметные курсы могут разрабатываться и проводиться за счёт привлечения ресурсов иных образовательных учреждений, а также специалистов предприятий и учреждений. (Приложение №1)

  1. 1.3. Требования к программе элективного курса.

  1. По соответствию положению концепции профильного и предпрофильного обучения. Программа позволяет учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
  2. По степени новизны для учащихся. Программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах.
  3. По мотивирующему потенциалу программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе.
  4. По полноте содержания. Программа содержит все знания, необходимые для достижения запланированных в ней целей подготовки.
  5. По научности содержанияВ программу включены прогрессивные, научные знания и наиболее ценный опыт практической деятельности человека.
  6. По инвариантности содержанияВключенный в программу материал может применяться для различных групп (категорий) школьников, что достигается обобщенностью включенных в нее знаний; их отбором в соответствии с общими для всех учащихся задачами предпрофильной подготовки, а также модульным принципом построения программы.
  7. По степени обобщенности содержанияСтепень обобщенности включенных в программу знаний соответствует поставленным в ней целям обучения и развития мышления школьников
  8. По практической направленности курсаПрограмма позволяет осуществить эвристические пробы и сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области знаний
  9. По связности и систематичности учебного материалаРазвертывание содержания знаний в программе структурировано таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими, а между частными и общими знаниями прослеживаются связи.
  10. По соответствию способа развертывания учебного материла стоящим в программе задачамСпособ развертывания содержания учебного материала соответствует стоящим в программе целям обучения: формирования теоретического или эмпирического мышления обучающихся и определяется объективным уровнем развития научных знаний.
  11. По выбору методов обученияПрограмма дает возможность проведения эвристических проб, что обеспечивается ее содержанием и использованием в преподавании активных методов обучения.
  12. По степени контролируемостиПрограмма обладает достаточной для проведения контроля:
  13. операциональностью и иерархичностью описания включенных в нее знаний,
  14. конкретностью определения результатов подготовки по каждой из ведущих тем или по программе в целом.
  15. По чувствительности к возможным сбоямПрограмма дает возможность установить степень достижения промежуточных и итоговых результатов и выявить сбой в прохождении программы в любой момент процесса обучения.
  16. По реалистичности с точки зрения ресурсовМатериал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения знаний и получения запланированных результатов; устранения возможных при прохождении программы сбоев; использования наиболее эффективных (активных) методов обучения.
  17. По эффективности затрат времени на реализацию учебного  курсаПрограммой определена такая последовательность изучения знаний, которая является наиболее «коротким путем» в достижении целей. Это последовательность, при которой на восстановление забытых или уже утраченных знании не нужно будет тратить много времени; изучение новых знаний будет опираться на недавно пройденный и легко восстанавливающиеся в памяти учебный материал.
  18. По формальности структуры программы. Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполагаением), основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы и др. [4, 11]

1.4. Определение методов, форм и средств обучения

Определение методов, форм и средств обучения осуществляется с учетом ряда условий:

  1.  в соответствии с целью, задачами и содержанием курса по выбору;
  2.  учитывается уровень подготовленности учащихся по предмету, индивидуальные и возрастные особенности учащихся,
  3.  различия в стилях познания – способах обработки информации об окружающем мире (аудиальный, визуальный, кинестетический),
  4.  время, отведенное на изучение курса,
  5.  материальная оснащенность учебного заведения, наличие оборудования, наглядных пособий и технических средств.

Безусловно ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы с различными источниками учебной информации. При этом главная функция учителя – лидерство, основанное на совместной деятельности, направленной на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволяет создать психологический климат, в основе которого – доверительность, взаимопомощь, сотрудничество. Учитель, таким образом, становится «проводником» в мир знаний: экспертом и консультантом – при изучении теоретического материала и выполнении самостоятельных заданий учащимися; ведущим – в ролевой игре; координатором и консультантом – при выполнении учебного проекта.

При разработке программы курса по выбору следует предусмотреть как коллективные, так и индивидуальные формы организации процесса обучения.

С методами и формами обучения тесно связаны средства обучения, под которыми подразумеваются материальные объекты (учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, модели, средства наглядности, технические средства, лабораторное оборудование), используемые учителем и учащимися для усвоения новых знаний.

Таким образом, при проектировании программы курса по выбору в качестве приоритетов следует рассматривать: использование активных методов обучения; обучение на основе сотрудничества; интерактивность (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, имитационное моделирование, метод проектов и др.); использование разнообразных средств обучения.

1.5. Отбор методов промежуточного и итогового контроля

Разрабатывая программу элективного курса по выбору, следует определить содержание контроля, методы промежуточного контроля, формы итоговой зачетной работы по курсу и критерии оценки достижений учащихся.

Существенным компонентом контроля достижений учащихся является система заданий (содержательный аспект), выполнение которых показывает, что планируемые цели, задачи, ожидаемые промежуточные и конечные результаты достигнуты.

Контролировать уровень промежуточных достижений учащихся можно такими способами, как наблюдение активности на занятиях, беседа с учащимися, родителями, анализ творческих и исследовательских работ, анкетирование, тестирование и др. Важно использовать оценку промежуточных достижений не только в качестве контроля, но и как инструмент положительной мотивации и своевременной коррекции работы учащихся и учителя.

Проводить итоговую аттестацию по результатам изучения курса можно как с помощью специальной зачетной работы (среза знаний, теста), так и с учетом совокупности самостоятельно выполненных учащимися работ (схем, чертежей, макетов, рефератов, защита проектов, отчетов об исследованиях, эссе и т. д.). Возможно выставление оценки в виде «зачтено/незачтено» и по балльной шкале при наличии соответствующего положения в Уставе образовательного учреждения.

Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса. При этом может использоваться рейтинг, когда конкретные рамки по количеству баллов для получения той или иной отметки заранее не задаются, а оценка определяется по завершении изучения курса в зависимости от актуального уровня подготовки ученика.

Литература:

  1. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы (УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 163-р)
  2. Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России  «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»           (от    4 марта 2010 г.   №   03-413)
  3. Голуб Г.Б, Великанова А.В. предпрофильная подготовка учащихся; Рекомендации по организации и проведению / под ред. проф. Е.Я. Когана – самара, «Учебная литература», Изд.дом «Федоров», 2006
  4. Предпрофильная подготовка учащихся: Разработка и экспертиза курсов по выбору. Структура и содержание портфолио (методические рекомендации). – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2006.
  5. Конституция РФ.- М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 32 с.
  6. В борьбе с преступностью – по долгу и службе. – Сызрань: Сызранское полиграфобъединение, 2002. – 160 с.
  7. Наша служба – уголовный розыск. – М.: Центр творческих, социальных и издательских программ «Олимп», 1998. – 320 с.

Приложение 1.

Сравнительная характеристика курсов по выбору

Предметно-ориентированные (пробные)

Межпредметные (ориентационные)

1. Решаемые задачи

1. Дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету.

2. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на профильном уровне.

3. Создать условия для качественной подготовки к экзаменам по выбору, то есть по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

4. Формировать у учащихся умения и способы деятельности для решения практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская деятельность)

1. Создать базу для ориентации учеников в мире современных профессий.

2. Создать условия для формирования индивидуальной траектории развития профессиональных интересов учащихся.

3. Ознакомить на практике со спецификой типичных видов деятельности, которые соответствуют наиболее распространенным профессиям.

4. Поддерживать мотивацию ученика, содействовать внутрипрофильной специализации

2. Направленность курса

Курсы являются пропедевтическими (прогностическими) по отношению к профильным курсам

Курсы имеют характер и направленность, аналогичные элективным курсам в системе профильного обучения в старшей школе

3. Содержание

Содержание может быть направлено на углубление отдельных тем, входящих в базовые общеобразовательные программы или на расширение знаний, то есть изучение некоторых тем, выходящих за рамки базовых общеобразовательных программ

Содержание предполагает выход за рамки традиционных учебных предметов. Курсы знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и методами их разработки в разных профессиональных сферах. Курсы способствуют профессиональной ориентации, осознанию возможностей и способов реализации жизненных планов

4. Организационные ресурсы

Основная школа имеет достаточный внутренний ресурс для организации курсов

Курсы могут разрабатываться и проводиться за счет привлечения ресурсов иных образовательных, а также специалистами предприятий и  иных учреждений.

5. Оптимальная продолжительность курсов

Продолжительность курса – одна четверть или полугодие, то есть от 14 до 30 часов

Продолжительность курса –

одна четверть, то есть 14–17 часов


[1] В соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения понятие «компонент образовательного учреждения» утрачивает свою силу, в связи с чем элективные курсы становятся элементом вариативной части учебного плана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по математике для учащихся 2-3 курсов НПО «Подготовка к ЕГЭ: решение дополнительных задач по алгебре и геометрии »

Цель курса - создание условий для формирования и развития у обучающихся самоанализа и систематизации полученных знаний, подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.Рассчитанная на 40 часов, программа...

Учебная программа элективного курса «Риторика» (курс предпрофильной подготовки для учащихся 8 – го класса на 17 часов)

Настоящая программа элективного курса «Риторика» составлена для учащихся 8-ых классов. Риторика готовит подростков к будущей жизни – успешной работе в коллективе. Курс школьной риторики, относящийся к...

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...

Разработка курса предпрофильной подготовки "Технология экспериментальной деятельности. Химия"

Вашему вниманию представляется элективный курс «Технология экспериментальной деятельности». Этот курс поможет Вам глубже понять теоретические основы предмета «Химия», познакомиться с профессией химика...

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса «Технология работы с контрольно-измерительными материалами при подготовке к ОГЭ »

Программа элективного курса (дополнительной работы) по математике для учащихся 9-го класса«Технология работы с контрольно-измерительными материаламипри подготовке к ОГЭ »...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Основы огневой подготовки» (методические рекомендации для старших воспитателей и воспитателей учебных курсов по подготовки к проведению занятий по дисциплине «Основы огневой подготовки» в системе дополнительного образования)

1.Пояснительная записка. Методическая разработка представляет опыт педагогической деятельности, который может быть использован воспитателями, преподавателями в практической работе образовательног...