рабочие программы 2012-13 учебный год
календарно-тематическое планирование по обществознанию по теме

 Татьяна Васильевна Попова

рабочие программы в соответствии с требованиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: обществознание

Учебный предмет: обществознание

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.

Учебник: Обществознание. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008

По программе 68 часа

По планированию: 68 часа

По БУЛОУ (2004г.): 2 часа в неделю

Всего за год – 68 ч.

Контрольные работы:

Резервных часов:

      Календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право) составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа составлена на основе примерной учебной программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.,  с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

Основные цели курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную( в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соответствия своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков:

- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность( от постановки цели до получения и оценки результата);

- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового прогноза;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников.

Курс призван помочь выпускникам средней школы сделать осознанный выбор путей продолжение образования или будущей профессиональной деятельности.

Приоритетными формами преподавания является урок.

Формами контроля: тест, защита проектов, зачет.

  Реализация данного курса предполагается с учетом системно-деятельного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Содержание изучаемого курса

Учебная тема

Количество часов

Общество и человек

14

Основные сферы общественной жизни

35

Право

13

Заключительные уроки

2

Резерв

2

Раздел 1. Общество и человек

 Цель: на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрыть системный характер общества, связь с природой.

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни

 Цель: раскрыть представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Раздел 3. Право

Цель: раскрыть значение права и правовой культуры, дать характеристику современного российского законодательства.

Календарно-тематический план

Тема урока

час

Перечень изучаемых вопросов

Форма урока

Д/З

План

Факт

Общество и человек (14 часов)

Что такое общество

1

Общество как динамическая система. Основные сферы жизни общества, их. взаимосвязи. Общество и природа. Общество и культура (вторая природа). Важнейшие институты общества

Изучение нов. мат.

§1, вопросы после параграфа

1

Комбинированный

Общество как сложная динамичная система

1

Общество, страна, государство. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества

Комбинированный

§2

Общество

1

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

ПОУ

Природа человека

1

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды

Комбинированный

§3

Человек как духовное существо

1

Духовные ориентиры личности. Мораль, ценности, идеалы. Категорический императив. Патриотизм. Добро и зло. Мировоззрение и его роль в жизни человека

Комбинированный

§4, вопросы № 2-4

1

Диспут

Задание №2 после §

Деятельность - способ существования

1

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности.

Потребности человека, интересы и мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения

Комбинированный

§5, вопросы после §

1

Семинар

Задание №4 после §

Познание и знание

1

Роль знаний в жизни человека. Чувственное и рациональное познание. Спор эмпириков и рационалистов. Понятие об агностицизме. Критерии истины. Объективность истины. Истина и заблуждение. Многообразие путей познания. Особенности научного познания. Научное мышление и современный человек. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Убеждение и вера. Мировоззрение и деятельность. Что такое мировоззрение

Комбинированный

§6, подготовить доклады

1

Конференция

Аналитическое задание

Человек в системе социальных связей

1

Биологическое и социальное в человеке. Личность. Социальное поведение и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка

Комбинированный

§7, вопросы

1

Практикум

Сделать выводы по П/Р

Общество и человек

1

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Основные сферы общественной жизни  (35 часов)

Культура и духовная жизнь общества

1

Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая, элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, ее состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие в России, проблемы его сохранения

Комбинированный

§8, вопросы

1

Проблемный

Составить синквейн

Наука и образование.

1

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения знаний школьниками. Гос. и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования. Роль науки в современном обществе. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функция, история и формы высшего образования.

Изучение нового материала

§9, подготовиться к практикуму

1

Практикум

Составить кластер

Мораль. Религия

1

Категории морали. Становление нравственного в человеке. Этика ненасилия. Особенности религии и религиозного мышления. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Роль религий в современном мире. Тотемизм, фетишизм и анимизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях

Комбинированный

§10, вопросы к §

1

Урок-путешествие

Эссе

Искусство и духовная жизнь

1

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства

Комбинированный

§11, задание №3, подготовиться к ПОУ

Духовная культура

1

Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Роль экономики в жизни общества

1

Влияние эк-ки на поведение людей. Основные ресурсы эк-ки. Роль труда и капитала в развитии эк-ки. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной эк-ки. Понятие структуры эк-ки. Пр-во, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции Фирмы и рынок -основные институты современной эк-ки. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров

Практикум

§12, задание №3

1

Составить синквейн

Экономическая культура

1

Эк-кая культура: сущность и структура. Эк-кая культура личности. Экономические отношения и интересы. Экономическая свобода и социальная ответственность. Роль эк-кой культуры и деятельности

Комбинированный

§13, подготовиться к ПОУ

Экономика

1

Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Социальная структура общества

1

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейки в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс

Комбинированный

§14, вопросы 2,4.

1

Диспут

§14, задания 1-3

1

Урок-исследование

Оформить выводы по работе.

Социальные взаимодействия

1

Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство, бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «Новые» богатые. средний класс и приличествующий уровень жизни Бедность как экономическое, социальное и культурное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Комбинированный

§15, вопросы

1

Комбинированный

§15, Составить кластер

1

Проблемный

Эссе.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

1

Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль

Комбинированный

§16, задание №4

1

Практикум #4

§16, подг. к защите

1

Конференция

§16, задание №5

Нации и межнациональные отношения

1

Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Комбинированный

§17, вопросы №1,3

1

Комбинированный

§17, задние 3

Семья и быт

1

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль

Комбинированный

§18, вопросы 1-3

1

Диспут

Эссе.

Социальное развитие и молодежь

1

Социальные процессы в современной России. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.

Проблемный

§19, задание.

Социальная сфера

1

Знать основные положения главы; уметь анализировать; делать выводы; отвечать на вопросы.

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Политика и власть

1

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Комбинированный

§20, вопрос 1-3

1

Проблемный

§20, задание1-2

Политическая система

1

Структура и функции политической системы. Государство в полит. системе. Полит. режимы. Определение полит. системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента

Комбинированный

§21, подготовиться к семинару

1

Семинар

§21, задание 2

Гражданское общество и правовое государство

1

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства

Комбинированный

§22, вопросы 1-3

1

Диспут

§22, задание 2

1

Практикум

§22, составить синквейн

Демократические выборы и политические партии

1

Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы

Комбинированный

§23, вопросы 1-2.

1

Комбинированный

§23, задание 3

Участие гражданина в политической жизни

1

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни

Диспут

§24, задание 4

1

Семинар

§24, кластер, подг к ПОУ

Политическая сфера

1

Использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

ПОУ

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Право (13 часов)

Право в системе социальных норм

1

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов

Комбинированный

§25, доклады

1

Конференция

§25, задание 4

Источники права

1

Что такое источники права. Основные источники права. Виды нормативных актов

Комбинированный

§26, вопросы

Правоотношения и правонарушения

1

Что такое правоотношение. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России

Комбинированный

§27, вопросы 1-3

1

Практикум

§27, подготов. к защите

1

§27, кластер

Современное российское законодательство

1

Конституционное право. Административное право. Гражданское право. Трудовое право. Семейное право. Уголовное право. Экологическое право

Комбинированный

§28, подг к практикуму

1

Практикум

§28

Предпосылки правомерного поведения

1

Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение

Комбинированный

§29

Общество в развитии

1

Многовариантность обществ. развития. Целостность и противореч-ть соврем. об-ва Проблема обществ прогресса. Общественный прогресс. Его критерии. Формы общественного прогресса

Комбинированный

§30, вопросы

1

Беседа

§30, подг. к ПОУ

Человек и общество

1

Тестирование по КИМам ЕГЭ

Итоговое повторение

Обществознание

1

Тестирование по КИМам ЕГЭ

ПОУ

Резервные уроки

1

1

Литература для учителя:

1. ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 (VI—X1 классы) - М.: Просвещение, 2009.

2.Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010

3. Обществознание 10 класс: поурочные планы по учебнику Боголюбова Л.Н. / авт.-сост.И.Б.Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
  2. Конституция РФ
  3. Сборник законов РФ.
  4. Никитин А.Ф. : Учеб. пособие для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2006

Литература для учащихся

1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010

Медиаресурсы:

  1. Учебные диски по предмету
  2. Презентации



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        

Образовательная область: обществознание

Учебный предмет: обществознание

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.

Учебник: Обществознание. Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008

По программе 68 часа

По планированию: 68 часа

По БУПОУ (2004г.): 2 часа в неделю

Всего за год – 68 ч.

Резервных часов:

           Календарно-тематическое планирование по обществознанию (включая экономику и право) составлено на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная программа составлена на основе примерной учебной программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.,  с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

Основные цели курса:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную( в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соответствия своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

        В основу содержания курса положены следующие принципы:

• соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модерни зации образования;

• структурирование заданий  учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

• формирование у учащихся умения работать с различны ми источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, по лучение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Планируемые результаты обучения:

- оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

- уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

- уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

- строить межпредметные связи на основании изучаемого материала

Приоритетными формами преподавания является урок.

Формами контроля: тест, защита проектов, зачет.

  Реализация данного курса предполагается с учетом системно-деятельного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Содержание изучаемого курса

Учебная тема

Количество часов

Введение

1

Человек и экономика

12

Проблемы социально – политической и духовной жизни

15

Человек и закон

21

Итоговое повторение

1

Резерв

2

Раздел 1. Человек и экономика

Цель: определить взаимосвязь человека и экономики, влияние экономических процессов на развитие общества.

Раздел 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни

Цель: дать возможность расширить кругозор учащихся на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел 3. Человек и закон

Цель: выявить взаимосвязь понятий человек и закон, формировать знания закона и умение им пользоваться

Раздел 4. Итоговое повторение.

Цель: привести в систему полученные знания по курсу.

Календарно-тематический план

Тема урока

Кол –во часов

Перечень вопросов изучения

Д/З

План проведения

Факт

Введение

1

Социальные взаимодействия и общественные отношения. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.

Познакомиться со структурой учебника

Человек и экономика (24 часов)

2-3.

Экономика: наука и хозяйство

1

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда; их специфика.

§ 1, анализ документа, задание №2

Экономика и экономическая наука

4-5.

Экономическая деятельность

1

Понятие экономического роста. Факторы роста. экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл. Понятие ВВП.

§ 2, задания после §

Экономический рост и развитие

6-7.

Рыночные отношения в экономике

1

Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика РФ. Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

§ 3, задание №2 после §

Конкуренция и монополия

8-9.

Фирмы в экономике

1

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки.

§ 4, вопрос №5, задания после §

Роль фирм в экономике.

10-11.

Правовые основы предпринимательской деятельности

1

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы. Стадии государственной регистрации фирмы.

§ 5, задание №1

Организационно-правовые формы предпринимательста

12-13.

Слагаемые успеха в бизнесе

1

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

§ 6, вопрос №1 к документу, задания 1-2.

Принципы менеджмента. Основы маркетинга.

14-15.

Экономика и государство

1

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями. Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

§ 7, Вопрос №1, задание №4

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики

16-17.

Финансы в экономике

1

Банковская система. Роль Центрального банка в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

§ 8, составить синквейн

Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции

18-19.

Занятость и безработица

1

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

§ 9, задание №6

осударственная политика в области занятости в России.

20-21.

Мировая экономика

1

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

§ 10, задания 1-2.

Международная торговля

22-23.

Человек в системе экономических отношений

1

Рациональное поведение потребителя и производителя.

§ 11, подготовиться к ПОУ

Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

24-25.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и экономика»

1

Повторить пройденный материал, обобщить полученные знания, подойти к изучению следующего раздела

Проблемы социально-политической и духовной жизни. (15 часов)

26-27.

Свобода в деятельности человека

1

«Буриданов осел», «Свобода есть осознанная необходимость», свобода и ответственность, характеристика особенностей свободного общества.

§ 12, вопросы после §.

Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

28-29.

Общественное сознание

1

Сущность и особенности, структура общественного сознания. общественная психология и идеология. индивидуальное и общественное сознание.

§ 13, составить синквейн

Социализация индивида.

30-31.

Политическое сознание

1

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма. Политический статус личности. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

§ 14, составить кластер

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология.

32-33.

Политическое поведение

1

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в РФ. Гражданские инициативы. Роль СМИ в политической жизни общества. Влияние СМИ на позицию избирателя во время предвыборных кампаний. Политический процесс. Избирательная кампания в РФ. Законодательство РФ о выборах.

§ 15, Эссе

Роль СМИ в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

34-35.

Политическая элита.

1

Политическая элита. Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Законодательное регулирование деятельности партий в РФ. Человек в политической жизни. Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

§ 16, задание 3-4.

Особенности ее формирования в современной России.

36-37.

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи

1

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

§ 17, задание №2, вопросы после §

Современная демографическая ситуация в     РФ

38-39.

Религиозные объединения и организации в РФ

1

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

§ 18, подготовиться к ПОУ

Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

40

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Проблемы социально-политической и духовной жизни»

1

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.  Тестирование.

Человек и закон (21 часов)

41-42.

Современные подходы к пониманию права

1

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

§19, задание №1

Законотворческий процесс в Российской Федерации.

43-44.

Гражданин Российской Федерации

1

Гражданство в РФ. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину. Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

§ 20, эссе.

Гражданин и его права и обязанности. Гражданство.

45-46.

Экологическое право

1

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

§ 21, анализ документа с. 248

Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

47-48.

Гражданское право

1

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Неимущественные права: честь, достоинство, имя.

§ 22, вопрос №3, задание №1.

Субъекты гражданского права.

49-50.

Семейное право

1

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

§ 23, творческая работа.

Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

51-52.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства

1

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Трудовое законодательство РФ. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

§ 24, вопрос №2-3, задание №1

Трудовое законодательство РФ.

53-54.

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс

1

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

§ 25, задания № 1-3

Особенности административного права. Гражданский процесс.

55-56.

Процессуальное право: уголовный процесс

1

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения.

§ 26, анализ документа, с.309

Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционный суд.

57-58.

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство

1

Конституционное судопроизводство. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система

§ 27, задания № 1-4.

Конституционное судопроизводство.

59-60

Международная защита прав человека

1

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и воем ною времени.

§ 28, подготовиться к ПОУ.

Международная защита прав человека в условиях мирного и воем ною времени.

61.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Человек и закон»

1

Знать основные положения раздела. Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы Тестирование.

62

Итоговое повторение по курсу обществознания.

1

Знать основные положения курса «Обществознание». Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы.

Подготовиться к зачету

63-64

Итоговый урок-зачет по курсу обществознания.

1

Знать основные положения курса «Обществознание». Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Тестирование.

Литература для учителя

1. ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 (VI—X1 классы) - М.: Просвещение, 2009.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2006
  2. Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. И.Б.Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2008
  3. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
  4. Конституция РФ
  5. Сборник законов РФ.
  6. Никитин А.Ф. Право и политика: Учеб. пособие для 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 1999

Литература для учащихся

1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2006

Медиаресурсы:

  1. Учебные диски по предмету
  2. Презентации



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: обществознание

Учебный предмет: обществознание

Авторы: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.

Учебник: Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010

По программе 34 часа

По планированию: 34 часа

По БУЛОУ (2004г.): 1 час в неделю

Всего за год – 34 ч.

   Рабочая программа по обществоведению составлена на основе  примерной программы основного общего образования по обществознанию для 8 класса (2006г) и  программы по обществознанию 5 – 9 кл. под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Н. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева, 8 класс. М., «Просвещение», 2009г.  Данные  программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.  

Данная программа составлена на основе примерной учебной программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.,  с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

Целью курса является:

  1. Создание условий для социализации личности;
  2. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,  правовой, экономической, политической и экологической культуры;
  3. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  4. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

       Планируемые результаты обучения:

 - оценивать и прогнозировать тенденции развития общественных процессов и явлений;

 - уметь грамотно и лаконично излагать научные факты и собственную позицию по изучаемым проблемам;

 - уметь использовать имеющийся терминологический запас по предмету;

 - строить межпредметные связи на основании изучаемого материала

  В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования.

  Реализация данного курса предполагается с учетом системно-деятельного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

Содержание изучаемого курса

Учебная тема

Количество часов

Введение

1

Личность и общество

5

Сфера духовной культуры

8

Экономика

15

Социальная сфера

4

Итоговое повторение

1

Итого

34

Раздел 1. Личность и общество

Цель: выявить смысл понятия «Личность» и его взаимосвязь с обществом.

Раздел 2. Сфера духовной культуры

Цель: Характеризовать духовную жизнь человека и общества, развитие духовной культуры в современной России. 

Раздел 3. Экономика

Цель: Характеризовать экономику, её структуру, роль в жизни общества. Структура экономики. Называть основные вопросы экономики, модели экономических систем.

Раздел 4. Социальная сфера

Цель: Объяснять сущность социальной структуры. Знать понятия: социальная мобильность,  социальная мобильность, социальный конфликт.

Раздел 4. Итоговое повторение.

Цель: привести в систему полученные знания по курсу.


Тема урока

Количество часов

  

Перечень вопросов изучения

Домашнее задание

План

Факт

1

Курс обществознания:

особенности и формы работы

1

Знакомство с курсом «Обществознание»

8 класса. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника  

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

Анализ учебника

   Учебник.

Рабочая тетрадь.

Тема 1. Личность и общество (5 часов)

2

Что делает человека человеком?

Личность. Социализация. индивид. мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

1

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, дать определение понятий, характеризовать качества человека.

Интерпретация понятий: человек, индивид, личность, социализация. Ценность.

Опрос.

§1 рабочая тетрадь

3

Человек и общество.

Общество - форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни

1

Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику;

Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Интерпретация понятий: общество, человек.

Составление схем.

§2 рабочая тетрадь

4

Общественные отношения.

Малая группа. Поведение человека в группе. Межличностные отношения.

1

Знать основные положения урока. Приводить примеры общественных отношений; анализировать позиции исследователей по вопросу взаимодействия  взаимопонимания общества и человека. Интерпретация понятий: малая группа, конформизм,  эгоизм.

Опрос.

Моделирование ситуаций.

§3 рабочая тетрадь

5

Современный мир.

Развитие общества. Глобальные проблемы современности. Человечество в XXI веке.

1

Приводить примеры единства и многообразия мира; характеризовать глобальные проблемы современного человека; иметь представление о целостности мира. Интерпретация понятий: глобальные проблемы, цивилизация.

Выполнение проблемных заданий.

6

Повторение по теме:  «Личность и общество».

Основные вопросы раздела.

1

Знать основные положения раздела; уметь анализировать, делать выводы., обосновывать свою точку зрения. Выделять главное.

Тестирование.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

7

Человек и культура.

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

1

Характеризовать духовную жизнь человека и общества, развитие духовной культуры в современной России.

Составить таблицу.

§4 рабочая тетрадь

8

Что такое мораль?

Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло. Критерии морального поведения.

1

Знать основные положения урока, характеризовать критерии морального поведения.

Моделирование ситуаций и их анализ, схема.

§5 рабочая тетрадь

9

Долг и совесть.

Объективные обязанности и моральная ответственность. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

1

Разъяснять высказываний, уметь  анализировать, работать с текстом.

Опрос.

§6 рабочая тетрадь

10

Личность и личный выбор.

Моральный выбор. Моральные знания. Критический анализ помыслов и поступков.

1

Высказывать собственные суждения, работать с документами.

Опрос.

§7 рабочая тетрадь

11

Роль образования в современном обществе.

Основные элементы системы образования в РФ. Самообразование.

1

Знать основные положения урока. Уметь анализировать понятия урока.

Понятия: образование, закон, конвенция.

Работа с документами.

§8 рабочая тетрадь

12

Роль науки в современном обществе.

Нравственные принципы научного труда.

1

Раскрывать сущность научного познания. Определять роль научных исследований в современном мире.

Опрос.

§9 рабочая тетрадь

13

Религия в современном обществе.

Религия - форма культуры. Религиозные организации и объединения их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

1

Знать основные положения урока. Уметь анализировать понятия урока.

Опрос.

§10 рабочая тетрадь

14

Повторение по теме: «Сфера духовной культуры».

Основные вопросы раздела.

1

Знать основные положения раздела.

Тест.

Тема 3. Экономика (15 часов)

15

Экономика, как хозяйство

Потребности и ресурсы.

1

Характеризовать экономику, её структуру, роль в жизни общества. Структура экономики.

Понятия: экономика, ресурсы, потребность, благо, стоимость.

Беседа.

Составление кластера.

§11 рабочая тетрадь

16

Типы экономических систем.

Основные вопросы экономики. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

1

Называть основные вопросы экономики, модели экономических систем. Понятия: рыночная экономика, смешанная экономика, командная экономика.

Составлять таблицу.

§12 рабочая тетрадь

17

Собственность.

Право собственности. Защита прав собственности.

1

Называть формы собственности. Уметь защищать права собственности. Понятия: владеть, пользоваться, распоряжаться.

Опрос.

§13 рабочая тетрадь

18

Основной закон рынка.

Рынок.  Спрос и предложение. Рыночный механизм. Рыночное механизм. Рыночное равновесие.

1

Знать основные понятия урока: рынок, спрос, предложение, рыночный механизм, дефицит.

Составлять графики.

§14 рабочая тетрадь

19

Производство.

Товары и услуги. Факторы производства.

1

Характеризовать факторы производства и факторные доходы. Понятия: разделение труда, специализация.

Проект. Мой бизнес.

§15 рабочая тетрадь

20

Предпринимательство.

Цели фирмы, её основные организационно - правовые формы. Малое предпринимательство. Фермерское хозяйство.

1

Приводить примеры предпринимательской деятельности. Роль бизнеса.

Основные понятия: прибыль, предприниматель, бизнесмен, издержки, выручка, риск.

Опрос.

§16 рабочая тетрадь

21-22

Роль государства в экономике.

Экономические цели и функции государства. Бюджет. Налоги.

2

Называть способы воздействия государства на экономику. Знать основные понятия урока: прямой и косвенный налог, акциз. Бюджет.

Проект.

§17 рабочая тетрадь

23

Распределение экономических благ.

Неравенство доходов. Социальная поддержка населения.

1

Объяснять сущность деятельности государства по распределению доходов.

Основные понятия: социальные программы, социальная программа.

Опрос.

§18 рабочая тетрадь

24

Потребление. Закон РФ «О защите прав потребителей».

Семейное потребление. Страховые услуги для граждан. Защиты прав потребителя.

1

Знать и уметь применять на практике основные положения закона РФ «О защите прав потребителя».

Практикум.

Решение познавательных задач.

§19 рабочая тетрадь

25

Инфляция.

Реальные и номинальные доходы.

1

Знать причины, виды, последствия инфляции.

Опрос, таблица.

§20 рабочая тетрадь

26

Банковские услуги для потребителя.

Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

1

Знать основные вопросы урока.

Практикум.

 рабочая тетрадь

27

Безработица.

Причины безработицы.  Роль государства в обеспечении занятости.

1

Знать причины безработицы. Уметь анализировать проблемы связанные с безработицей.

Составление таблицы.

§21 рабочая тетрадь

28

Мировая экономика.

Мировое хозяйство. Международная  торговля. Обменные курсы валют.

1

Знать основные вопросы урока.

Опрос.

§22 рабочая тетрадь

29

Повторение по теме: «Экономика»

1

Знать основные понятия и вопросы раздела

Тестирование

Тема 4. Социальная сфера (4 часов)

30

Социальная структура общества.

Социальная мобильность. Социальные группы. Социальный конфликт.

1

Объяснять сущность социальной структуры. Знать понятия: социальная мобильность,  социальная мобильность, социальный конфликт.

Решение познавательных задач, составление схемы.

§23 рабочая тетрадь

31

Социальный статус и социальная роль.

Многообразие социальных ролей личности. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

1

Знать основные вопросы урока. Анализировать социальный образ личности.

Опрос.

§24 рабочая тетрадь

32

Нации и межнациональные отношения.

Этнические группы. Взаимодействие людей  в многонациональном и многоконфессиональном  обществе.

1

Знать основные вопросы урока: нация, этнос, народность, толерантность.

Практикум.

§25 рабочая тетрадь

33

Отклоняющееся поведение.

Опасность наркомании и алкоголизма.

1

Знать основные вопросы урока: девиантное поведение, алкоголизм, наркомания.

Практикум.

§26 рабочая тетрадь

34

Итоговое повторение по курсу «Обществознание» 8 класс.

Знать основные вопросы курса.

Тест.

Литература для учителя

1. ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ История обществознание

 (V—X1 классы) - М.: Просвещение, 2006.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф.Иванова Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010
  2. Обществознание. 8 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. -410с.
  3. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
  4. Конституция РФ
  5. Сборник законов РФ.
  6.  Рабочая тетрадь по курсу обществознания. – М.: «Просвещение», 2010

Литература для учащихся

1.Учебник: Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010

2. Рабочая тетрадь по курсу  обществознания. 8 класс – М.: «Просвещение», 2010

Медиаресурсы:

  1. Учебные диски по предмету
  2. Презентации



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Образовательная область: обществознание

Учебный предмет: обществознание

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.

Учебник: Обществознание. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008

По программе 34 часа

По планированию: 34 часа

По БУПОУ (2004г.): 1 час в неделю

Всего за год – 34 ч.

Резервных часов:1

    Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся  подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
   Цель данного курса - сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Курс способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

      Данная программа составлена на основе примерной учебной программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.,  с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

Для преподавания предполагается использовать авторов Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой.

Учебно-материальное обеспечение включает

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008
  2. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. -410с.
  3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 6 класс Л. Ф. Иванова Я.В. Хотеенкова: Москва «Просвещение» 2009

Приоритетными формами преподавания является урок.

Формами контроля: тест, защита проектов, зачет.

  Реализация данного курса предполагается с учетом системно-деятельного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

 К концу обучения обучающиеся должны знать:

  1. социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  2. сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  3. характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  1. описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  2. сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

   - приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых   различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-  решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя   различные носители (СМИ, учебный текст ); различать в социальной информации факты и мнения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Содержание изучаемого курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Человек

10

2

Семья

4

3

Школа

3

4

Труд

5

5

Родина

6

6

Добродетели

3

7

Итоговое повторение

1

8

Резерв

1

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

34

 

Раздел 1. Человек

Цель: выявить смысл понятия «Человек», изучить виды деятельности, этапы жизни

Раздел 2. Семья

Цель: изучить влияние семьи на развитие человека

Раздел 3. Школа

Цель: познакомить с понятием профессия – ученик

Раздел 4. Труд

Цель: выявить особенности творческой жизни учащихся,

Раздел 5. Родина

Цель: выявить смысл понятия патриот, права и обязанности гражданина

Раздел 6. Добродетели

Цель: выявить смысл понятия добродетели, человечность

Раздел 7. Итоговое повторение.

Цель: привести в систему полученные знания по курсу.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (6 класс)

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

учащихся

Вид

контроля,

измерители

Домаш нее задание

Дата проведения

План

Факт

РАЗДЕЛ 1. ЧЕЛОВЕК  (10 часа)

1-2

Человек родился

1

Уроки изучения нового материала

Жизнь   -   великое   чудо. Зачем  человек  рождает ся.   Возрастные  периоды жизни человека. Что че ловек наследует от своих родителей. Почему нужно уважать старших

Уметь     высказывать     свое мнение, работать с текстом учебника,   отвечать   на   по ставленные вопросы, давать определение понятий

Работа         с текстом учебника    по заданиям

§1 рабочая тетрадь

3-4

Что такое личность

2

Комбини рованные уроки

Что такое личность, сильная личность, индивидуальность

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Выполнить

проблемные

задания

работа в тетрадях

§2, вопросы

5

Особый возраст: отрочество

1

Урок изучения нового материала

Что такое отрочество, с какими процессами связано

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Работа         с текстом учебника    по заданиям

§3, вопросы

6

Познай самого себя

1

Урок изучения нового материала

Процесс познания самого себя

Уметь     высказывать     свое мнение, работать с текстом учебника,   отвечать   на   по ставленные вопросы, давать ответы определение понятий

Работа         с текстом учебника    по заданиям

§4 вопрос

7-8

Человек и его деятельность

2

Уроки изучения нового материала

Деятельность человека, виды деятельности.

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Работа         с текстом учебника    по заданиям

§5

9

Что человек чувствует, о чём размышляет

1

Урок изучения нового материала

Чувства человека. Термины суждение, умозаключения

Знать  основные  положения урока.

Работа         с текстом учебника    по заданиям

§6 рабочая тетрадь

10

Человек и общество

1

Урок повторе ния          и обобщения

Учимся   общаться,   быть терпимыми. Учимся твор честву

Знать  основные  положения

урока.

Уметь:

-        анализировать, делать вы
воды, отвечать на вопросы;

-        высказывать  собственную
точку зрения или обосновы
вать известные;

-        работать с текстом учебни
ка,   выделять   главное,   ис
пользовать ранее изученный
материал для решения по
знавательных задач

Моделирова ние ситуации, их анализ

РАЗДЕЛ 2. Семья (4 часа)

11

Семья - ячей ка общества

1

Урок    изу чения   но вого мате риала

Комбини рованный урок

Сколько «Я» в слове «се мья». Какие бывают семьи

Знать основные  положения

урока.

Уметь:

-        анализировать, делать вы
воды, отвечать на вопросы;

-        высказывать собственную
точку зрения или обосновы
вать известные;

-        работать с текстом учебни
ка,   выделять   главное,   ис
пользовать ранее изученный
материал для  решения  по
знавательных задач

Работа         с текстом учебника   по заданиям

§7, вопросы

12-13

Семейное хозяйство

2

Комбини рованные уроки

Дому  нужен хозяин.  До мохозяйство  и  домовод ство. Каким должен быть хозяин дома

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Составить семейный бюджет

§8

14

Делу время, потехе час

1

Комбини рованный

Делу время, потехе час. Что такое свободное вре мя. Движение полезное и бесполезное.    Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и теле визор

Знать основные  положения урока.

Уметь    анализировать,   де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Составить таблицу «Хобби: при чины возник новения       и виды»

§9

15

Повторение по разделу «Семья»

1

Урок     по вторения и обобщения

Учимся    быть    рачитель ными хозяевами. Учимся помогать семье

Знать основные  положения урока.

Уметь    анализировать,   де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Письменные задания. Творческое задание. Защита проекта «Моя семья»

РАЗДЕЛ 3. Школа (3 часа)

16

Профессия - ученик

1

Урок    изу чения   но вого мате риала

Комбини рованный урок

С какими обязанностями связана профессия ученика

Знать  основные  положения урока.

Уметь    анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Рабочая тетрадь

§10

17

Одноклассники, сверстники, друзья. Учимся жить в классе

1

Урок    изу чения   но вого мате риала

Комбини рованный урок

Изучение правил жизни в классном коллективе

Знать  основные  положения урока.

Уметь    анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Рабочая тетрадь

§11

18

Повторение по разделу «Школа»

1

Урок     по вторения и обобщения

Учимся    быть    ответственными учениками.

Знать основные  положения урока.

Уметь    анализировать,   де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Письменные задания. Творческое задание

РАЗДЕЛ 4. Труд (5 часов)

19-20

Труд - основа жизни

2

Уроки    изу чения   но вого мате риала

Комбини рованные уроки

Труд - основа жизни. Каким   бывает  труд.   Что создается     трудом.     Как оценивается   труд.   Богат ство и бедность. Богатство обязывает.       Благотвори тельность и меценатство

Знать  основные  положения урока.

Уметь    анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Составить

кластер

«Труд»

§12

21-22

Труд и творчество

2

Комбини рованные уроки

Труд и творчество.  Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве

Знать основные  положения урока, давать  определение понятий.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Составить

словарик

темы

§13

23

На пути к жизненному успеху

1

Урок     по вторения и обобще ния

Учимся трудиться и ува жать труд. Учимся твор честву

Знать основные  положения урока,  давать  определение понятий.

Уметь   анализировать,   де лать   выводы,   отвечать   на вопросы

Защита проекта «Моя будущая профессия»

§14

РАЗДЕЛ 5. Родина (6 часов)

24-25

Наше государство - Россия

2

Урок    изу чения   но вого мате риала

Комбини рованный урок

Комбини рованный урок

Наша  родина  -  Россия, Российская     Федерация. Русский язык - государст венный. Что значит быть патриотом. За что мы лю бим свою родину

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выводы,   отвечать  на вопросы

Составить

кластер

«Патриот»,

синквейн

«Родина»

§15-16

Символика  России.   Герб России в прошлом и те перь.   Российский   флаг. Гимн

Знать  основные  положения урока.

Уметь   анализировать,   де лать   выводы,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

Записать     в тетрадь текст   Гимна России

§17

26-27

Гражданин -Отечества достойный сын

2

Комбини рованные уроки

Гражданин   -   Отечества достойный сын. Кого на зывают        гражданином. Права   граждан    России. Обязанности         граждан Российской Федерации

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выооды,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

Составить схему «Права и обязанности граждан»

§17

28-29

Мы - много национальный народ

2

Комбини рованные уроки

Мы - многонациональный народ. Народы России -одна семья. Многонацио нальная культура России. Что такое национальность

Знать основные  положения

урока.

Уметь:

-        анализировать, делать вы
воды, отвечать на вопросы;

-        высказывать  собственную
точку зрения или обосновы
вать известные;

-        работать с текстом учебни
ка,   выделять   главное,   ис
пользовать ранее изученный
материал для  решения  по
знавательных задач

Составить словарик темы. Работа с   картой   по заданиям

§18

РАЗДЕЛ 6. Добродетели (3 часов)

30

Человек славен добрыми делами

1

Комбини рованный урок

Какие качества характеризуют человека

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выооды,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

Рабочая тетрадь

§19

31

Будь смелым

1

Комбини рованный урок

Что такое смелость

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выооды,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

Рабочая тетрадь

§20

32

Что такое человечность

1

Комбини рованный урок

Что такое человечность

Знать основные  положения урока.

Уметь   анализировать,    де лать   выооды,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

Рабочая тетрадь

§21

33

Итоговое повторение

1

Знать основные  положения

Уметь   анализировать,    де лать   выооды,   отвечать   на вопросы,    объяснять    свою точку зрения

34

Резерв

1

Литература для учителя

1. ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 (VI—X1 классы) - М.: Просвещение, 2009.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008
  2. Обществознание. 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. -410с.
  3. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
  4. Конституция РФ
  5. Сборник законов РФ.
  6. Рабочая тетр 6 класс. – М.: Дрофа, 1999

Литература для учащихся

1.Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.,  Обществознание. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008

2. Рабочая тетрадь по обществознанию 6 класс.

Медиаресурсы:

  1. Учебные диски по предмету
  2. Презентации



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

Образовательная область: обществознание

Учебный предмет: обществознание

Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф.

Учебник: Обществознание. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010

По программе 34 часа

По планированию: 34 часа

По БУПОУ (2004г.): 1 час в неделю

Всего за год – 34 ч.

Рабочая программа по обществоведению составлена на основе  примерной программы основного общего образования по обществознанию для 7 класса (2005г) и  программы по обществознанию 5 – 9 кл. под редакцией Т.И. Тюляевой, 2006 г.  Данные  программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.  

          При изучении данного курса используется учебник  Л.Н. Боголюбов Обществознание. 7 класс, 2010 год. Данный учебник включает в себя отношение человека с другими людьми, правовые отношения и экономику.  В учебнике очень много схем, вопросов для самоконтроля и репродукций.  Учебник включен в федеральный перечень учебников РФ на  2010-2011 учебный год, рекомендованы  МО РФ. 

Данная программа составлена на основе примерной учебной программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.,  с учетом актуальных положений ФГОС нового поколения.

 Курс обществоведения  ставит целью:

  1. Создание условий для социализации личности;
  2. Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной,  правовой, экономической, политической и экологической культуры;
  3. Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
  4. Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Требования к обязательному уровню подготовки учащихся:

  1. Выделять главную мысль, составлять план;
  2. Описывать изучаемый объект;
  3. Сравнивать социальные объекты или источники;
  4. Знать основные обществоведческие термины, распознавать  и употреблять их;
  5. Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества,   характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;  
  6. Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять  взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни.
  7. характеризовать (описывать) основные сферы общественной жизни;   социальную структуру общества;  социальные конфликты;   семью как малую группу;    виды органов государства; социальные нормы; гражданские права; свобода; закон; армия; патриотизм; милиция; презумпция; нормативно – правовые акты; бизнес; реклама; семейный бюджет; экономика.

Для преподавания предполагается использовать авторов Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой.

Учебно-материальное обеспечение включает

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2008
  2. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007. -410с.
  3. Рабочая тетрадь. Обществознание. 7 класс Л. Ф. Иванова Я.В. Хотеенкова: Москва «Просвещение» 2009

Приоритетными формами преподавания является урок.

Формами контроля: тест, защита проектов, зачет.

  Реализация данного курса предполагается с учетом системно-деятельного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов.

В рамках контроля знаний и умений учащихся запланирован текущий и тематический контроль в форме тестирования.

Содержание изучаемого курса

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение.  Как работать с учебником.

1

2

Человек среди людей

4

3

Человек и закон

10

4

Человек и экономика

13

5

Человек и природа

4

6

Итоговое повторение

2

                                                                                                   Итого                                                                                                                                          

34

 

Раздел 1. Человек среди людей.

Цель: определить взаимоотношения человека с другими людьми, выявить роль общения для человека.

Раздел 2. Человек и закон

Цель: определить смысл понятия «закон», изучить права и обязанности, формирование первоначальных и упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества.

Раздел 3. Человек и экономика

Цель: выявить взаимосвязь понятий человек и экономика, определить понятие производство, бизнес, деньги.

Раздел 4. Человек и природа.

Цель: определить взаимосвязь понятий «человек» и «природа», влияние человека на природу.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (7 класс)

Тема

урока

Количество часов

  

Перечень вопросов изучения

Домашнее задание

План

Факт

1

Курс обществознания:

особенности и формы работы

1

Знакомство с курсом «Обществоведение»

7 класса. Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника  

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§1 рабочая тетрадь

2

Отношения между людьми

1

Правила поведения в отношениях с окружающими

Знать назначение урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§1 рабочая тетрадь

3

Ты и твои товарищи

1

Взаимоотношения с одноклассниками

Знать назначение урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§2 рабочая тетрадь

4

Зачем люди общаются

1

Роль общения для человека

Знать назначение урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§3 рабочая тетрадь

5

Почему нужно быть терпимым

1

Толерантное поведение

Знать назначение урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§4 рабочая тетрадь

6

Что значит жить по правилам?

1

Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальные нормы. Социальная ответственность.

Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры  

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов  

§5рабочая тетрадь

7-8

Права и обязанности граждан

2

Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические  права. Права ребёнка и их защита

Знать:

- основные положения урока;

- термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- находить в СМИ информацию по заданной теме;

- приводить примеры правовых отношений

§6-7 рабочая тетрадь

9-10

Что такое дисциплина?

2

Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение  

Знать:

- основные положения урока;

- термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

- приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

- выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения  

§8-9 рабочая тетрадь

11-12

Виноват - отвечай

2

Правила поведения

Знать:

- основные положения урока;

- термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

- приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

§10 рабочая тетрадь

13-14

Кто стоит на страже закона

2

Правоохранительные органы

Знать:

- основные положения урока;

- термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

- приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

§11 рабочая тетрадь

15

Повторительно – обобщающий урок по разделу: Человек и закон

1

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- применять полученные знания и умения в обычной жизни

16

Золотые руки работника

1

Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда

Знать:

- основные положения урока;

- термины: квалификация, труд, зарплата, виды зарплаты.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

§12-13 рабочая тетрадь

§ 9. Подобрать пословицы  и поговорки о труде. Подготовить сообщения по газетным статьям о людях труда  

17-18

Производство, затраты, выручка, прибыль                                

2

Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль

Знать:

- основные положения темы;

- основные понятия.

Уметь:

- решать задачи

§14 рабочая тетрадь

§ 10, решение задач

19-20

Виды и формы бизнеса

2

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основные организационно- правовые формы предпринимательства  

Знать:

- основные положения урока;

- термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции;

Уметь:

 - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;

- приводить примеры из жизни по теме.

§15 рабочая тетрадь

§ 11

Проект Мой бизнес

21-22

Обмен, торговля, реклама

2

Товары, и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Знать:

- основные положения курса;

- определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- применять знания на практике;

- самостоятельно моделировать заданную ситуацию

§16

рабочая тетрадь

§ 12. Нарисовать рекламу своего товара

23-24

Деньги и их функция

2

Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют

Знать:

- основные положения урока;

- определения понятий: деньги, бартер.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- ориентироваться в типичной для подростка ситуации;

- осуществлять поиск необходимой информации  

§17 рабочая тетрадь

§ 13 лабораторная работа

 25-26

Экономика семьи

2

Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.  

Знать:

- основные положения урока;

- термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

- решать практические задачи в рамках темы  

§18 рабочая тетрадь

§ 14. Написать мини – сочинение «Наш семейный бюджет»  Подготовиться к тестам, понятийному диктанту

 27-28

Повторительно – обобщающий урок по разделу: Человек и экономика

2

Учащиеся ориентироваться в  терминах по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять твою точку зрения

Тест

Понятийный диктант

29

Воздействие человека на природу

1

Правила поведения человека в природе

Знать назначение темы урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§19 рабочая тетрадь

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

Природоохранная деятельность человека

Знать назначение темы, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§20 рабочая тетрадь

31

Закон на страже природы

1

Виды ответственности в отношении природы

Знать назначение урока, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

§21 рабочая тетрадь

32

Повторительно – обобщающий урок по разделу: Человек и природа

1

Учащиеся ориентироваться в  терминах по изученной теме.

Уметь применять  полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять твою точку зрения

 33-34

Повторительно – обобщающий урок

По курсу 7 класса

 2

 Учащиеся должны знать все термины по курсу обществознания 7 класса.

Уметь применять  полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять твою точку зрения.

Составлять кластеры уроков.

Уметь  разбирать термины разных порядков.  

Литература для учителя

1. ПРОГРАММА  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 (VI—X1 классы) - М.: Просвещение, 2009.

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010
  2. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова / авт.-сост. А.В.Позднеев. –Москва: «Вако», 2009.
  3. Большой энциклопедический словарь.- М.: Дрофа, 1999. С. 231-288 (обществознание)
  4. Конституция РФ
  5. Сборник законов РФ.

Литература для учащихся

  1. Учебник: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010
  2. Рабочая тетрадь для учащихся 7 класса. Обществознание. М. «Просвещение» 2009

Медиаресурсы:

  1. Учебные диски по предмету
  2. Презентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 2012-2013

Рабочая прогрмма для 11 класса...

Рабочая программа 2012-2013 для 10 класса

Рабочая программа 2012-2013 для 10 класса...

Рабочая программа 2012-2013 для 9 класса

Рабочая программа 2012-2013 для 9 класса...

Рабочая программа к учебному курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5 – 11 классов в МОУ СОШ №16 на 2012-2013 учебный год

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ в МОУ  СОШ №16  г. Серпухова составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три...

Рабочая программа элективного учебного предмета по биологии «Вы и ваши гены» для 10 – 11 классов. на 2012-2013 уч.год

В соответствии с требованиями Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования разработана данная программа элективного курса  «Вы и ваши гены»....

Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета БД.07 «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» , Рабочая программа учебной дисциплины ОП.04 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

I. Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основе:1) Федерального государственного образовательного стандарта средне...