Рабочая программа 2012-2013 г. 10-11 класс
рабочая программа по географии на тему

Крупинская Наталья Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2012-2013_10-11_klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа №7 »

«Рассмотрено»                                                                       

Руководитель МО

_________ О.Ф.Соломонова.

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.

 «Согласовано»       

Заместитель руководителя по УВР МКОУСОШ «  №7       »

_______   Н.В.Топчиева

«___»____________20___г.

 

 «Утверждаю»

Приказ №____ от «____»_________20__года

Директор школы_____ Л.И. Гребенникова

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса: «Социальной и экономической географии мира»

10-11 класс (базовый уровень)

 

   

учителя географии  

Крупинской Н.В.

  

 

2012-2013 уч. год.

Пояснительная Записка

Рабочая программа составлена на основе  «Обязательного минимума содержания образования» по географии для среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы для среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

           Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов

 Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  2. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  4. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
  5. использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Обязательный минимум содержания

Современные методы географических исследований.

Источники географической информации

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.

Природа и человек в современном мире

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и нерациональное природопользование.

Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

Население мира. Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения.

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финансовых отношений.

Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

Регионы и страны мира

Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда.

Россия в современном мире

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.

Тематический план

 

Раздел

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Современная характеристика мира

5

3

Природа и человек в современном мире

5

4

География населения мира

5

5

География Мирового хозяйства

10

6

Россия в современном мире

5

7

Обобщающее повторение

1

8

Резерв

1

 

10 класс

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем.

Кален

дарные сроки

Виды занятий

Виды деятельности и формы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля

Повторение

 Введение.

Положение географии в системе наук. Экономическая и социальная география мира

Вводный урок (лекция)

 

№ 1 Характеристика политико-географического положения страны, его изменений во времени.

№1

№2 Составление систематизирующей таблицы «государственный строй стран мира»

Знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований.

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных социально-экономических и геогэкологических обьектов, процессов и явлений.

Частично-поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

География – как наука

Контрольный входной срез.

Тема 1. Современная характеристика мира.

Многообразие стран современного мира.

Экономически- развитые страны.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Анализ карт,

составление

таблицы по результатам

сравнения карт

Страноведческие знания курса 7-го класса

Многообразие стран современного мира.

Развивающиеся страны.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт

атласа

Исторические события 20-го века

Влияние международных отношений  на политическую карту мира.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Написание эссе

Навыки работы со статистическим материалом, картами, дополнительной литературой

Государственный строй стран мира.

Вводная

лекция

№2

№3  

Оценка обеспеченности разных регионов и стран

основными видами природных ресурсов

№4

Анализ карт природопользования с целью выделения райнов острых геоэкологических ситуаций.

№4

№4

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы

Формы правления

 

Политическая карта.

Практикум

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы

Природные ресурсы России

Тема 2: Природа и человек в современном мире.

Взаимодействие общества и природы.

Семинар

 Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания.

Уметь: Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геогэкологических обьектов, процессов и явлений; оценивать и обьяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира.

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Понятие географическая среда.

Мировые природные ресурсы.

Семинар

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Понятие ресурсообеспеченность.

Загрязнение окружающей среды.

Семинар

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Экология человека

Ресурсоведение и геоэкология.

Практикум

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Рациональное и нерациональное природопользование.

Практикум

№5 Составление карт размещения крупнейших месторождений полезных ископаемых.

№6  Составление сравнительной характеристики трудовых ресурсов стран и регионов мира.

№7 Объяснение процессов воспроизводства населения в двух регионах (по выбору)

№7

 

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы

Основные характеристики населения

 Тема 3. География населения мира.

Численность и воспроизводство населения

Вводная

лекция

 Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран,  их этногеографическую специфику; различия  в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации.

Уметь: Оценивать и объяснять демографическую ситуацию отдельных стран и регионов мира, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства.

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Понятия - этнология, демография, депопуляция, типы воспроизводства населения.

Половой и возрастной состав населения.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Анализ карт,

составление

таблицы по результатам

сравнения карт

Трудовые ресурсы России

География религий мира.

Семинар

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Религиозный состав : мировые и национальные религии.

Размещение и миграция населения.

Семинар

№8 Объяснение причин миграционных процессов.

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Миграции населения: их виды и география.

Городское и сельское население

Вводная

лекция

№9 Объяснение особенностей урбанизации.

№10 Анализ экономических карт.

№11  Составление характеристики основных центров современного мирового хозяйства.

№11

№12 Сравнительная характеристика ведущих факторов производительных сил.

№12

 

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа

Понятия: урбанизация, сельское население.

 Тема 4. География Мирового хозяйства.

Научно-техническая революция.  

Лекция с элементами беседы

 Знать: Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей, специализации в системе международного географического разделения труда.

Уметь: Оценивать и объяснять территориальную концентрацию производств. Показывать на карте рассматриваемые территории.

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа

Черты и основные части НТР

Мировое хозяйство.

Семинар

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Мировое хозяйство, международное разделение труда.

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

Семинар

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа,

составление

таблицы

Отраслевой состав хозяйства

Факторы размещения.

Семинар

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Новые и старые факторы

Мировое хозяйство, основные этапы его развития.

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт,

составление

таблицы по результатам

сравнения карт

Районирование

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов  в различной специализации.

Практикум

 №13 Создание картосхемы основных промышленных районов мира.

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

География промышленности.

Лекция с элементами беседы

 

№14 Составление ЭГХ одной из отраслей.

№15 Составление картосхем основных районов международного туризма.

№16 Анализ объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

№17 Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Промышленность. Отраслевой состав и принципы размещения

Понятие: «Зеленая революция»

Понятия: Аквакультура, контейнеризация

География сельского хозяйства и рыболовства.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

География транспорта.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Всемирные экономические отношения.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Частично-

поисковая беседа. Сопоставление карт атласа

Понятие СЭЗ,мировая торговля, международный валютный фонд.

 

Тема 5. Россия в современном мире.

 Россия в современном мире.

Практикум

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Практикум

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Сообщение: Россия на политической карте мира.

Отрасли международной специализации России.

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Эвристическая

беседа с использованием

карт атласа

  Особенности географии экономических, политических и культурных связей России, с наиболее развитыми странами мира.

Практикум

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

 Географические аспекты важнейших социально- экономических проблем России.

Практикум

Практикум

Индивидуальный

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Контрольная работа (итоговый контроль)

Практикум

Коллективный

Фронтальный

Индивидуальный

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Обобщающее повторение.

Практикум

Коллективный

Фронтальный

Индивидуальный

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение

географических

задач

Резервное время.

 

Оценочные практические работы

  1. Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира».
  2. Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени.
  3. Оценка ресурсообеспеченности  отдельных стран (регионов) мира (по выбору).
  4. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
  5. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил.
  6. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира.

11 КЛАСС

Учебно- тематический план

 

 

Наименование разделов и тем.

Кален

дарные сроки

Виды занятий

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия  и технические средства

Виды контроля

Повторение

Часть 2. Региональная характеристика мира. Тема 6.

Зарубежная Европа.

Общая характеристика Зарубежной

Европы. Население Зарубежной Европы

Вводная лекция

Изучение проблемы природных и рудовых

ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Европы. Создание экономико-географического обоснования размещения

двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

Оц. №1

Составление

сравнительной

экономико-

географической

характеристики двух стран «большой семерки»

Настенная карта, атласы

Работа по заполнению контурных

карт, составление

таблицы по результатам сравнения карт

Регионы мира

Природно-ресурсный потенциал

Хозяйство. Международные экономические связи

Лекция с элементами беседы

Настенная карта, атласы

Частично-поисковая беседа.

Сопоставление карт атласа, составление таблицы

Восточная Европа, Средняя Европа, Северная Европа, Южная Европа

Практикум

Настенная карта, атласы

Частично-поисковая беседа.

Сопоставление карт атласа, составление таблицы

Навыки работы с контурной картой

Субрегионы  и страны Зарубежной Европы.

Вводная

Лекция

Настенная карта, атласы

Частично-поисковая беседа.

Сопоставление карт атласа, составление таблицы

Принцип сравнения и анализа

Итоговый урок по теме «Зарубежная

Европа»

Семинар

Фронтальная индивидуальная

Настенная карта, атласы

Тестирование

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. Общая характеристика Зарубежной

Азии

Практикум

Оц №2

Характеристика

специализации

основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Оц. №3

Оценка при-

родных предпосылок для

развития промышленности и  сельского хозяйства Индии

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Природно-ресурсный потенциал региона

Субрегионы

Зарубежной Азии.

Китай

Вводная

лекция 

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Азия – мир контрастов

Япония

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Индия, Австралия.

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Практическая работа. Зачет по теме «Зарубежная

Азия»

Семинар

Настенная карта, атласы

Тестирование

Тема 8. Африка. Общая хар-ка Африки.

Вводная

лекция

Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и

рационального использования их природных ресурсов. Страны, которые имеют наибольшие перспективы успешного развития

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природно-ресурсный потенциал региона

Деление Африки на субрегионы

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Национальный колорит региона

ЮАР

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Обобщающее повторение по теме: Африка

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Тема 9. Северная Америка.  

«Визитная

карточка» региона Северная Америка

Вводная

лекция

Составление

картосхемы районов загрязнения окружающей среды в США, выявление источников загрязнения.

Оц. №4

Для каждого из макрорегионов США

объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природно-ресурсный потенциал региона

США. Природные ресурсы и население

Семинар

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

США. Хозяйство. Макрорегионы

Семинар

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Канада

Семинар

Групповая

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Итоговый урок по теме: «Северная Америка»

Практикум

Настенная карта, атласы

Тестирование

Тема10. Латинская Америка.

« Визитная карточка» региона Латинская Америка

Вводная

лекция

Составление

программы освоения новой территории с перспективой ее экономического развития в XXI веке

Составление картосхемы, отражающей

экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природно-ресурсный потенциал региона

Население и хозяйство Латинской Америки.

Бразилия.

Семинар

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Навыки работы с контурной картой

Австралия и Океания.

Семинар

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Сравнительная характеристика

Итоговый урок по теме «Латинская

Америка»

 

 Собеседование

Настенная карта, атласы

Тестирование

Часть 3:   Глобальные проблемы человечества.

Экологическая, демографическая, проблема мира и разоружения.

Практикум

 

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Природно-ресурсный потенциал региона

Энергетическая и сырьевая.

Практикум

 

Разработка проекта решения одной из проблем

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития. Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Россия – федеративная республика

Проблема  здоровья, использование Мирового океана.

Практикум

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Природно-ресурсный потенциал региона

 Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы.

Лекция

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Экономические системы

 Обобщающее повторение : Глобальные проблемы.

 

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Инфраструктурный комплекс России

Знакомство со стратегией устойчивого развития.

Практикум

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

Россия в конце20-го века (качественные и количественные изменения на политической карте)

 Участие России в

международных

отраслевых и региональных организациях. Россия и

страны Содружества Независимых

Государств (СНГ).

Семинар

Настенная карта, атласы

Анализ карт, составление таблицы по результатам сравнения карт, индивидуальная работа по заполнению контурных карт

 Участие России в

Международных

социально-

экономических и

геоэкологических

проектах

Лекция

 

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

 Мир в XXI века.   Обобщение знаний по всему курсу

Семинар

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

 Итоговый контроль

 

 

 

 тест

 Итоговый урок

Обобщение

 

Настенная карта, атласы

Учебное исследование по картам, решение географических задач

Резервное время

Оценочные практические работы:

1.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран «большой семерки».

2.Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин.

3. Оценка природных предпосылок для  развития промышленности и  сельского хозяйства Индии

4.Для каждого из  макрорегионов США  объяснение влияния природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

Тематический план  (11 класс)

 

Раздел

Тема

Количество часов

1

Региональная характеристика мира.

Тема 6.

Зарубежная Европа.

5

2

 Зарубежная Азия. Австралия.

5

3

 Африка.

4

4

 Северная Америка.   

5

5

 Латинская Америка.

4

6

 Глобальные проблемы человечества.

8

7

Обобщающее повторение

3

8

Резерв

1             Всего- (35 ч.)

Практических работ - оценивающих

4

Учебник- автор: В.П.Максаковский  «Экономическая и социальная география мира» Москва «Просвещение» 2009 год.

Примерная программа по географии (базовый уровень)

Учебник: Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира / В. П. Максаковский. М.: Дрофа, 2008-9.

УМК:         

  1. Географический атлас. 11 кл. - М.: Дрофа, 2010.        
  2. Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2007.        

 Дополнительная литература:        

  1. Кузнецов А. П. Население и хозяйство мира / А. П. Кузнецов. - М.: Дрофа, 2004.        
  2. Максаковский В. П. Дополнительные главы / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, 2000.        
  1. Максаковский В. П. Географическая картина мира. В 2-х т. / В. П. Максаковский. - М.: Дрофа, X 2004.        
  1. Холина В. Н. География человеческой деятельности / В. Н. Холина. - СПб.: Спец-Лит, 2004.
  2. Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10-11 кл. / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2003.       щ
  3. Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии / В. И. Сиротин. - М.: Дрофа,2004

7.Максаковский В. П. Рабочая тетрадь / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2007.        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  2. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  3. географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  4. особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  1. определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  2. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  3. применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  4. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  5. сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  2. нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  3. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

УМК

I. Учебники

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. Просвещение 2008-10

II. Дополнительная литература для учащихся.

  1. Максаковский ВП Географическая  картина мира часть Т. 1,2,3.- Ярославль, Верхнее Волжское издательство, 1995.

III. Литература для учителя.

  1. Смирнова В М Экономическая и социальная география мира дидактические материалы.- М.:  Просвещение, 1996
  2. Перлов Л Е Дидактические карточки задания по географии 10 класс М Экзамен 2005
  3. Экономическая и социальная география мира  поурочные планы  составитель Ануфриева О И  Волгоград Учитель 2008
  4. Экзаменационные вопросы и ответы География 10  11 класс учебное пособие  М Аст пресс 1999 составитель
  5. Мишняева Е Ю География 10 класс поурочные планы  1 2 части  Волгоград Учитель Аст 2008 составитель Толмачева Е В  
  6. Элькин Г Н Экономическая и социальная география мира поурочное планирование Санкт Петербург паритет 2003  
  7. Нестандартные уроки в школе География  у нас в гостях Япония  составитель Романова А Ф Волгоград Учитель 2003  
  8. Гладкевич Г И  Зубаревич Н В Готовимся  к экзамену по географии  выпуск 1, 2, 3, 4.  М 1998  
  9. Я иду на урок географии  История географических открытий  книга для учителя  М первое сентября 2000 составитель Лазаревич К С    
  10. Максаковский В П Новое в мире Цифры и факты  дополнительные главы к учебнику Экономическая и социальная география  мира  М Дрофа 2009  
  11. География от урока к экзамену  сборник задач книга для учителя  Под ред Наумова А С Просвещение 2001  
  12. Шатных  А В Современный урок географии Часть 3 Методические разработки уроков географии 10 класс  Школьная пресса 2002  
  13. Петрова Н Н Тесты по географии  6 10 классы методическое пособие  Дрофа 2001  
  14. Пятунин В Б география 6 10 кл  Контрольные и провероч ные работы  Дрофа 2001

Примерная тематика творческих работ и проектов

  1. Мировые природные ресурсы и проблемы рационального природопользования.
  2. Освоение богатств Мирового океана и охрана природных комплексов океана, как глобальная проблема человечества.
  3. Рекреационные ресурсы земного шара и индустрия туризма.
  4. Охрана окружающей среды обитания как глобальная проблема человечества.
  5. Сырьевая проблема как глобальная проблема человечества.
  6. Энергетическая проблема как глобальная проблема человечества.
  7. Демографическая проблема как глобальная проблема человечества.
  8. География религий. Влияние религий на экономические и социальные проблемы мира.
  9. География внешних миграций мира в XX веке.
  10. Национальные проблемы в отдельных странах. Пути и методы решения.
  11. Урбанизация как всемирный процесс. Современный этап и прогнозы на будущее.
  12. География крупных мегаполисов мира.
  13. Экономическая интеграция в Европе.
  14. Топливно-энергетическая проблема мира: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
  15. География мирового сельского хозяйства: основные тенденции развития, районы размещения, экологические проблемы.
  16. Продовольственная проблема мира. Сущность, возможные пути решения.
  17. Транспортная система мира. Её значение в формировании мирового хозяйства.
  18. нетрадиционные источники энергии и их использование человеком.
  19. Международные программы по охране природных ресурсов.
  20. Особенности урбанизации в различных странах мира.
  21. География христианства в современном мире.
  22. Историко-географический анализ транспорта мира: от телеги до аэробуса.
  23. Микрогосударства Европы.
  24. Освоение человеком труднодоступных территорий планеты.
  25. Динамика численности населения в X веке, региональные отличия.
  26. особенности современного международного разделения труда.
  27. Экстенсивное и интенсивное Сельское хозяйство в современном мире.
  28. Внешнеполитические связи России с зарубежными странами.
  29. Типологические особенности развитых и развивающихся стран современного мира.
  30. Сравнительная характеристика трех «регионов слаборазвитости» в мире: Азии, Африки, Латинской Америки.
  31. Современный экономический кризис и экономика России.

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Вид проверочной работы

Система оценивания

  1. письменные

5-ти бальная стандартная система

  1. тесты
  2. ответы на вопросы

правильный ответ – 1 балл

0-49% - «2»

50-69% - «3»

70-89% - «4»

90-100% - «5»

  1. Устные

5-ти бальная стандартная система в зависимости от качества проявления основных знаний, умений и навыков

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку 9 « В» класс к УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских школ» 9класс. На 2012-2013 учебный год.

Программа рассчитана на 102 часа(3 часа в неделю)  Учебно-методическое обеспечение курса: Программа к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Новый курс английского языка для российских шк...

Рабочая программа 2012-2013

Рабочая прогрмма для 11 класса...

Рабочая программа 2012-2013 для 10 класса

Рабочая программа 2012-2013 для 10 класса...

Рабочая программа 2012-2013 для 9 класса

Рабочая программа 2012-2013 для 9 класса...

Рабочая программа по физике для 10-11 классов на 2012-2013 уч.год

Пояснительная запискаПрограмма по физике составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, составленная в соответствии с учебниками физики для 10-11 классов Г.Я. Мякишева, Б.Б. ...

Рабочая программа по Ф К для 5 класса на 2012-2013 уч. год

Программа для нашей школы исходя из местных условий......